ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1410 от 26.03.2012 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

                                                                                    Кызылский городской суд Республики Тыва                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Кызылский городской суд Республики Тыва — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1410/2012

Р Е Ш Е Н И Е

  Именем Российской Федерации

26 марта 2012 года г. Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе

председательствующего Шиирипей А.В., при секретаре Ондар Н.Э.,

с участием старшего помощника прокурора г. Кызыла Ажи С.А., представителя заинтересованного лица Мэрии г. Кызыла - Хертека С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению г. Кызыла о признании незаконным и противоречащим федеральному законодательству постановления Мэра г. Кызыла от 18 августа 2011 года № 1052 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» (в ред. Постановления Мэрии г. Кызыла от 26 октября 2011 года № 1377),

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Кызыла обратился в суд обратился в суд с заявлением о признании незаконным и противоречащим федеральному законодательству постановления Мэра г. Кызыла от 18 августа 2011 года № 1052 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» (в ред. Постановления Мэрии г. Кызыла от 26 октября 2011 года № 1377), указывая на то, что прокуратурой г. Кызыла по обращению индивидуальных предпринимателей , осуществляющих более 15 лет свою торговую деятельность по , напротив торгового дома «Южный» о не включении их нестационарных торговых объектов в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», утвержденной постановлением мэра г. Кызыла от 18.08.2011 № 1052 проведена проверка, которой установлено следующее. В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы. В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона Республики Тыва от 12.05.2011 года N 625 ВХ-1 «О регулировании торговой деятельности в Республике Тыва» к полномочиям Правительства Республики Тыва в области государственного регулирования торговой деятельности на территории Республики Тыва относятся установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Республики Тыва, в том числе для входящих в ее состав муниципальных образований. Постановлением Правительства Республики Тыва от 03.06.2011 года N 372 «Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в Республике Тыва на 2011-2013 годы» утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по Республике Тыва на 2011-2013 годы. Однако данное постановление признано утратившим силу на основании Постановления Правительства Республики Тыва от 06.10.2011 N 592 «О признании утратившим силу постановления Правительства Республики Тыва от 3 июня 2011 г. N 372». После признании утратившим силу постановления Правительства Республики Тыва от 3 июня 2011 г. N 372, соответственно необходимо признать утратившим силу и правовые акты изданные на основании указанного постановления, так как нарушаются права граждан. В данном случае
Министерством земельных и имущественных отношений РТ ДД.ММ.ГГГГ отказано ИП  в продлении договора аренды земельного участка под установку временного мобильного сооружения - киоска расположенного по , напротив торгового дома «Южный», на основании отсутствия в списке Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», утвержденной постановлением мэра г. Кызыла от 18.08.2011 № 1052. Таким образом, при внесении 26.10.2011 года изменений в постановление Мэра Кызыла от 18.08.2011 года № 1052 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» Мэром г. Кызыла были превышены свои полномочия, которые федеральным законодательством отнесены к компетенции субъекта Российской Федерации. Применение оспариваемых норм постановления мэра г. Кызыла нарушает интересы Российской Федерации, муниципального образования и неопределенного круга лиц, поскольку вышеназванные нормы противоречат действующему федеральному законодательству нарушают права неопределенного круга лиц - граждан Республики Тыва, занимающихся предпринимательской деятельностью. Оспариваемое постановление является правовым актом, опубликованным в газете «Кызыл неделя» № 36 от 2-8 сентября 2011 года, право оспаривания которого предоставляется прокурору ст. 251 ГПК РФ. Прокурор просит суд признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановление мэра г. Кызыла от 18.08.2011 года № 1052 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» (в ред. постановления Мэрии г.Кызыла от 26.10.2011 № 1377) полностью, а также обязать заинтересованное лицо после вступления в законную силу решения суда опубликовать сообщение о нем в официальных средствах массовой информации.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Кызыла Ажи С.А. заявление поддержала, пояснив суду, что оспариваемое постановление Мэрии г.Кызыла является нормативным правовым актом, опубликованным в установленном законом порядке, и прокурор просит признать его противоречащим закону полностью и полагает, что этим постановлением нарушены также права обратившихся в прокуратуру г.Кызыла предпринимателей, имеющих нестационарные торговые объекты возле магазина «Южный» в г.Кызыле, которые не включены в схему, утвержденную оспариваемым постановлением..

Представитель заинтересованного лица Мэрии г. Кызыла - Хертек С.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с заявлением не согласился, пояснив суду, что, несмотря на отмену постановления Правительства Республики Тыва от 03.06.2011 года N 372 "Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в Республике Тыва на 2011-2013 годы" по данному вопросу уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Тыва - Министерством экономики Республики Тыва в своем приказ от 20 декабря 2011 года № 160 утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Республики Тыва и муниципальных образований Республики Тыва на 2012-2013 годы. Оспариваемый прокурором правовой акт является ненормативным, поскольку им утверждается схема размещения нестационарных торговых объектов, а не устанавливаются правила поведения, обязательных к исполнению неопределенным кругом лиц, поэтому оспаривание этого акта либо действий Мэрии г.Кызыла по не включению в нее нестационарных торговых объектов, что по мнению прокурора приводит к нарушению прав конкретных предпринимателей, производится в Арбитражном Суде Республики Тыва.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 года № 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Из ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ следует, что нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъектов Российской Федерации, в том числе для входящих в их состав муниципальных образований, разрабатываются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с методикой расчета указанных нормативов, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Согласно п.п. 4, 5 ч. 3 ст. 3 Закона Республики Тыва от 12.05.2011 года № 625 ВХ-1 «О регулировании торговой деятельности в Республике Тыва» уполномоченный Правительством Республики Тыва орган исполнительной власти в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляет установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Республики Тыва, в том числе для входящих в ее состав муниципальных образований; установление порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 16.05.2011 года № 305 утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Тыва.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 03.06.2011 года № 372 «Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в Республике Тыва на 2011 - 2013 годы» утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по Республике Тыва на 2011 - 2013 годы.

Постановлением Мэрии г. Кызыла от 18.08.2011 года № 1052 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (опубликовано в газете "Кызыл неделя", N 36, 2-8 сентября, 2011) (далее - Постановление мэрии г. Кызыла от 18.08.2011 года N 1052). Постановлением Мэрии г. Кызыла от 26.10.2011 года N 1377 в вышеуказанное постановление были внесены изменения и схема размещения нестационарных торговых объектов дополнена пунктами 226 - 242 согласно приложению.

Постановление Правительства Республики Тыва от 06.10.2011 года № 592 «О признании утратившим силу постановления Правительства Республики Тыва от 3 июня 2011 г. N 372» Постановление Правительства Республики Тыва от 03.06.2011 года № 372 «Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в Республике Тыва на 2011 - 2013 годы» признано утратившим силу.

14 ноября 2011 года прокурором г. Кызыла был принесен протест на постановление мэра г. Кызыла от 18 августа 2011 года № 1052, где указано в связи с признанием утратившим силу Постановления Правительства Республики Тыва от 03.06.2011 года N 372 "Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в Республике Тыва на 2011 - 2013 годы" схема размещения нестационарных объектов на территории г. Кызыла утверждена без учета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, следовательно, Постановление мэрии г. Кызыла от 18.08.2011 года N 1052 подлежит отмене.

Из ответа Мэрии г. Кызыла от 25 ноября 2011 года № 888 на протест прокурора следует, что Мэрия г. Кызыла не согласна с протестом и считает, что схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» принята в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Тыва. Расчет нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов был разработан согласно постановлению Правительства РФ от 24.09.2010 года № 754 «Об утверждении Правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов». Схема размещения нестационарных торговых объектов утверждена согласно постановлению Правительства Республики Тыва от 16.05.2011 г. № 305 «О порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Тыва».

Приказом Министерства экономики Республики Тыва от 20 декабря 2011 года № 160 утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Республики Тыва и муниципальных образований Республики Тыва на 2012 - 2013 годы.

Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года N 48) в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства Российской Федерации), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами. В случае обращения прокурора в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта прокурор, участвующий в деле, пользуется процессуальными правами заявителя, выступает с объяснениями и поэтому не дает заключения по делу.

Из содержания заявления прокурора г. Кызыла следует, что он обращается в суд порядке главы 24 ГПК РФ «Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части» и просит признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановление мэра г. Кызыла от 18.08.2011 года № 1052 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» (в ред. постановления Мэрии г. Кызыла от 26.10.2011 № 1377) полностью.

В соответствии с п.п. 9, 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года N 48 существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. При решении вопроса о принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или его части, независимо от его наименования (за исключением акта, принятого в форме закона) суду необходимо проверить, содержит ли он правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений. В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения, утвержденные данным актом, в частности типовые, примерные положения. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 24 ГПК РФ.

Анализ содержания постановления Мэрии г. Кызыла от 18.08.2011 года N 1052, которым утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", показывает, что оно определяет возможное местонахождение (адреса) нестационарных торговых объектов с указанием специализации (ассортимента реализуемых товаров), торговой площади (в кв.м.), а также типа (наименование) объекта и срока его функционирования.

Таким образом, судом установлено, что постановление Мэрии г. Кызыла от 18.08.2011 года N 1052 фактически не содержит правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, следовательно, представляет собой ненормативный (индивидуальный) правовой акт, который подлежит обжалованию в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ «Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

При проверке доводов прокурора о том, что Мэрией г.Кызыла при издании оспариваемого постановления нарушены нормы федерального законодательства установлено следующее.

Доводы прокурора о том, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов не входит в полномочия Мэрии г.Кызыла, а признание утратившим силу постановлением Правительства Республики Тыва от 06.10.2011 N 592 постановления Правительства Республики Тыва от 03.06.2011 года N 372 "Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в Республике Тыва на 2011-2013 годы" утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по Республике Тыва на 2011-2013 годы, должно повлечь признание утратившим силу постановления мэрии г. Кызыла от 18.08.2011 года N 1052 в связи с нарушением прав граждан, суд находит необоснованными.

Как уже указывалось выше, в соответствии со ст.ст. 10 и 17 Федерального закона от 28.12.2009 года N 381-ФЗ п.п. 4, 5 ч. 3 ст. 3 Закона Республики Тыва от 12.05.2011 года N 625 ВХ-1 «О регулировании торговой деятельности в Республике Тыва» разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов производится в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва, и входит в полномочия органа местного самоуправления, при этом учитываются нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, установленные уполномоченным Правительством Республики Тыва органом исполнительной власти в области государственного регулирования торговой деятельности.

На момент издания оспариваемого постановления Мэрии г.Кызыла от 18.08.2011 года N 1052 об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" действовало постановление Правительства Республики Тыва от 03.06.2011 года N 372 "Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в Республике Тыва на 2011 - 2013 годы" и признание утратившим этого постановления Правительства Республики Тыва не является основанием для отмены изданного в период его действия правового акта органа местного самоуправления.

Кроме того, как уже указывалось выше, приказом Министерства экономики Республики Тыва от 20 декабря 2011 года № 160 утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Республики Тыва и муниципальных образований Республики Тыва на 2012 - 2013 годы, то есть в данное время данный вопрос урегулирован Министерством экономики Республики Тыва уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим реализацию государственной политики в области торговой деятельности, в рамках предоставленных ему ст. 3 Закона Республики Тыва от 12.05.2011 года N 625 ВХ-1 «О регулировании торговой деятельности в Республике Тыва» и п. 1 Положения о Министерстве экономики Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 19 января 2011 г. N 5, полномочий.

Доводы прокурора о том, что не включение в утвержденную оспариваемым постановлением схему нестационарных торговых объектов, на которых осуществляют свою деятельность индивидуальные предприниматели , и нарушает п. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ и права этих предпринимателей также указывают на то, что фактически оспариваемое прокурором постановление является ненормативным правовым актом.

В соответствии со ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.

Таким образом, защита прав лиц, полагающих, что действиями органам местного самоуправления, в том числе при издании ненормативного правового акта, нарушаются их права в сфере предпринимательской деятельности, осуществляется в Арбитражном суде на основании положений главы 24 АПК РФ.

Учитывая то, что оспариваемое прокурором г. Кызыла постановление Мэрии г. Кызыла от 18.08.2011 года N 1052 не является нормативным правовым актом, суд не находит оснований для рассмотрения и удовлетворения заявленных в порядке главы 24 ГПК РФ требований прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления мэра г. Кызыла от 18.08.2011 года № 1052 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» (в ред. постановления Мэрии г.Кызыла от 26.10.2011 № 1377) и возложении обязанности на заинтересованное лицо после вступления в законную силу решения суда опубликовать сообщение о нем в официальных средствах массовой информации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления прокурора г. Кызыла о признании незаконным и противоречащим федеральному законодательству постановления Мэрии г. Кызыла от 18 августа 2011 года № 1052 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» (в ред. Постановления Мэрии г. Кызыла от 26 октября 2011 года № 1377) отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Кызылский городской суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 30 марта 2012 года.

Судья А.В.Шиирипей