ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1410/18 от 13.07.2018 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Самары 13 июля 2018 года

Ленинский районный суд г.Самары в составе председательствующего судьи Фоминой И.А. при секретаре Чудесовой Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1410/2018 по исковому заявлению ФИО1 к Администрации г.о.Самары, ДУИ г.о.Самара о возложении обязанности проведения работ по капитальному ремонту жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации г.о.Самары, ДУИ г.о.Самара о возложении обязанности проведения работ по капитальному ремонту жилого дома. Ссылаясь на то, что Администрация г.о.Самара передала ей <адрес> по ул.<адрес> в собственность. Капитальный ремонт фасада дома с момента его ввода в эксплуатацию в 1970 году не проводился. На момент приватизации ею квартиры в 1970 году фасад дома нуждался в капитальном ремонте, и нуждается в нем и на данный момент. Ответчик до настоящего времени не выполнил своих обязательств, что нарушает ее права и права всех собственников помещений на проживание в благоприятных условиях. Дом находится в ненадлежащем состоянии, в связи с чем необходимо произвести капитальный ремонт фасада дома с утеплением, штукатуркой и окраской стен, установкой пластиковых оконных блоков на лестничных клетках, заменой дождеприемных воронок, заменой водосточных труб, ремонтом козырьков. Для определения полного перечня работ, необходимых для проведения ремонта фасада, требуется проведение полного технического обследования. Обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений в многоквартирном доме, возникшая у бывшего наймодателя и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. После исполнения им указанной обязанности, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов перейдет к собственникам жилых помещений. В региональной программе капитального ремонта общего имущества в домах, расположенных на территории <адрес>, утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ для многоквартирного дома по адресу: <адрес>, ул.<адрес>, определен первоочередной вид ремонтных работ «ремонт крыши» в плановый период проведения 2017-2018 г.г. На общем собрании собственников, было решено изменить вид работы с «ремонта крыши» на «ремонт фасада», т.к. фасад дома находится в ненадлежащем состоянии, в связи с чем копия протокола общего собрания была направлена ДД.ММ.ГГГГ в администрацию г.о.Самара. Специалисты Департамента городского хозяйства и экологии г.о.Самара произвели осмотр фасада и приняли решение о необходимости проведения капитального ремонта фасада для многоквартирного <адрес> по ул.<адрес>. По рекомендации Некоммерческой организации "Региональный оператор <адрес> Фонд капитального ремонта" проведено тепловизное обследование фасада вышеуказанного дома фирмой ООО «Самара ЭСКО». Отчет был передан в Некоммерческую организацию "Региональный оператор <адрес> Фонд капитального ремонта", согласно которому признана необходимость проведения мер по утеплению ограждающих конструкций дома, также то, что общие теплопотери через ограждающие конструкции за отопительный период превышают фактический годовой расход тепловой энергии на отопление на 27, 2 %. Постановление правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, рекомендовано ремонт фасада вышеуказанного дома перенести на 2049-2051 г.г. Из писем Некоммерческой организации "Региональный оператор <адрес> Фонд капитального ремонта" следует что для переноса срока выполнения работ по капитальному ремонту фасада дома на более ранний период, собственники в праве провести общее собрание собственников помещений многоквартирного <адрес> по ул.<адрес> в <адрес>, выбрать иной срок проведения работ и направить данный протокол в адрес ответчика для повторного рассмотрения. Копия протокола общего собрания собственников направлена ответчику ДД.ММ.ГГГГ. Все дальнейшие обращения в государственные органы, уполномоченные производить ремонт, сводились к необоснованным отказам. Истец просила обязать Администрацию <адрес> выполнить свои обязательства по проведению капитального ремонта фасада <адрес> по ул.<адрес> в 2018 году, провести мероприятия по капитальному ремонту (л.д.4), взыскать с ответчика судебные расходы в размере 300 руб.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Администрации <адрес>ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в возражениях на иск (л.д.127-131).

Представитель Департамент управления имуществом г.о.Самара ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что в настоящее время Некоммерческая организация "Региональный оператор <адрес> Фонд капитального ремонта" занимается утверждением региональных программ по проведению капитального ремонта, решение о переносе сроков проведения ремонтных работ принимается не Департаментом управления имуществом г.о.Самара. Департамент не является получателем денежных средств, вносимых жителями многоквартирного дома на оплату капитального ремонта. Начиная с 2013 года, те. С даты создания Некоммерческой организации "Региональный оператор <адрес> Фонд капитального ремонта", ни Департамент управления имуществом г.о.Самара, ни Администрация г.о.Самары не вправе проводить капитальные ремонты. Также обязанность по проведению ремонта возложена на собственника.

Представитель Некоммерческой организации "Региональный оператор <адрес> Фонд капитального ремонта" в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором разрешение данного спора оставил на усмотрение суда с учетом того, что капитальный ремонт МКД будет произведен НО «ФКР» в порядке и сроки, предусмотренные региональной программой и в соответствии с действующим законодательством (л.д.132-133).

Представитель ООО УК «Жилуниверсал» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил пояснения, согласно которым считает исковые требования законными, указал, что капитальный ремонт дома не производился с момента постройки лома в 1970 году (л.д.124).

Представитель Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил пояснения на иск (л.д.149-151).

Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к выводу, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежит жилое помещение расположенное по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии (л.д.11).

Согласно протоколу общего собрания собственников <адрес> по ул.<адрес>, протоколу общего собрания собственников МКД от ДД.ММ.ГГГГФИО1 является председателем общего собрания собственников МКД и была избрана уполномоченным лицом на представление интересов собственником помещений при проведении капитального ремонта фасада МКД во взаимоотношениях с НО «ФКР» (л.д.81, 90).

Управляющей организацией указанного жилого дома является ООО «Жилуниверсал», год строительства дома - 1969, что подтверждается сведениями электронного ЖКХ (л.д.116).

Обращаясь в суд с данным иском, истец просила суд обязать Администрацию г.о.Самара выполнить свои обязательства по проведению капитального ремонта дома путем выполнения указанных в иске мероприятий.

В силу п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

В силу ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>» (далее - <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ГД) НО «ФКР» обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта.

В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ГД в программу включен полный перечень многоквартирных домов (далее - МКД), расположенных на территории городского округа Самара, а также определен период производства работ капитального характера общедомового имущества индивидуально по каждому дому.

При необходимости, Администрация городского округа Самара вправе проводить актуализацию программы, в том числе путем изменения сроков проведения капитального ремонта.

В соответствии с редакцией региональной программы, утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее - региональная программа), для многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, был определен первоочередный вид ремонтных работ «Ремонт крыши» в плановый период 2017-2018 г.г.

Согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ собственниками было принято решение об изменении первоочередного вида работ с «Ремонт крыши» на «Ремонт фасада». Указанный протокол был направлен в Фонд.

ДД.ММ.ГГГГ для принятия решения об изменении первоочередного вида работ по капитальному ремонту с «Ремонт крыши» на «Ремонт фасада» копия вышеуказанного протокола была направлена региональным оператором в Департамент городского хозяйства и экологии г.о. Самара для рассмотрения данного решения собственников на комиссии по установлению необходимости (отсутствию необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества.

ДД.ММ.ГГГГ в Департаменте городского хозяйства и экологии г.о. Самара, в рамках работы комиссии по установлению необходимости (отсутствию необходимости) проведения капитального ремонта, общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, было принято решение о признании данного многоквартирного дома требующим проведения капитального ремонта фасада и отсутствии необходимости проведения капитального ремонта крыши.

В соответствии с п. 11 Порядка установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, решение, принятое комиссией, было направлено в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> для применения при подготовке сведений, необходимых для принятия решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта, в том числе при актуализации региональной программы капитального ремонта.

Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах устанавливается на основании балльно-рейтинговой системы в порядке, утвержденном приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по каждому муниципальному образованию и каждому из основных видов работ, установленных в ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ГД с учетом уровня сбора взносов на капитальный ремонт по каждому многоквартирному дому.

На основании предоставленных органами местного самоуправления <адрес> технических характеристик многоквартирных домов по совокупности критериев очередности был произведен расчет баллов по каждому многоквартирному дому, включенному в региональную программу, в порядке, утвержденном вышеуказанным приказом. В зависимости от набранного количества баллов был составлен рейтинг проведения капитального ремонта многоквартирных домов по каждому муниципальному образованию и каждому из основных видов работ, установленных в ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ГД.

Кроме того, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации также были внесены изменения, согласно которым региональная программа капитального ремонта с 2017 года должна включать в себя плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт.

С учетом изложенного, в рамках актуализации региональной программы, произведенной в соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также на основании произошедших изменений в жилищном законодательстве, была применена новая концепция формирования очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах с определением новых трехлетних плановых периодов проведения работ по капитальному ремонту общего имущества исходя из годов постройки данных домов.

В связи с этим в действующей редакции региональной программы, утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, для многоквартирного дома, расположенного по вышеуказанному адресу, период проведения работ по ремонту фасада был определен в 2049-2051 годы.

Перенос срока проведения капитального ремонта фасада по указанному адресу на более ранний период на очередном заседании комиссии в рамках Порядка установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта в многоквартирных домах, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, не представился возможным. Комиссией может быть принято решение «О признании многоквартирного дома требующим капитального ремонта в части капитального ремонта определенных элементов строительных конструкций или инженерных систем общего имущества многоквартирного дома», предусматривающее изменение периода проведения капитального ремонта элементов строительных конструкций или инженерных систем общего имущества многоквартирного дома.

Основанием для рассмотрения комиссией вопроса по переносу срока проведения капитального ремонта на более ранний срок является обращение собственников помещений в многоквартирном доме или лиц управление данным многоквартирным домом с приложением заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома или актов органов регионального жилищного надзора.

Данное решение принимается исходя из заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома или актов органов регионального жилищного надзора, а также при условии собираемости взносов на капитальный ремонт по данному многоквартирному дому более 80%.

Кроме того, в отношении данного дома в соответствии с Порядком установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, установлена необходимость проведения капитального ремонта фасада многоквартирного <адрес> по ул. <адрес>, согласно представленному протоколу заседания комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Данный протокол был представлен в министерство и внесен в список очередности поступления соответствующих обращений под . Впоследствии в связи с включением в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2017-2019 года, утвержденный приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ, первых пяти домов из списка очередности; многоквартирный <адрес> по ул. <адрес> был перемещен в списке очередности на .

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов относится, в том числе, утепление и ремонт фасадов.

Таким образом, капитальный ремонт фасада будет проведен НО «ФКР» в порядке и сроки, предусмотренные региональной программой и действующим законодательством РФ. Перенос срока проведения капитального ремонта фасада по указанному адресу на более ранний период осуществляется в Порядке установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта в многоквартирных домах, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, в силу ст.158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Исходя из «Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года», утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

Между тем, доказательств того, на момент первой приватизации жилого помещения в <адрес> по ул.<адрес> либо на момент приватизации квартиры ФИО1 в 2005 году МКД требовал капитального ремонта фасада (требовалось утепление фасада, штукатурка и окраска стен, установка пластиковых оконных блоков на лестничных клетках, замена дождеприемных воронок, замена водосточных труб, ремонт козырьков), в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах суд считает, что в удовлетворении иска следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-196 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации г.о.Самары, Департаменту управления имуществом г.о.Самара о возложении обязанности проведения работ по капитальному ремонту жилого дома отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес>.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья (подпись) И.А.Фомина

Копия верна:

Судья