ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1410/19 от 18.09.2019 Елизовского районного суда (Камчатский край)

Дело № 2-1410/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Елизово Камчатского края

Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Федорцова Д.П., при секретаре судебного заседания Степаненко А.В., с участием:

представителя Камчатского транспортного прокурора Лисицы О.А.,

представителя ответчика федерального казенного предприятия «Аэропорты Камчатки» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Камчатского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры к федеральному казенному предприятию «Аэропорты Камчатки» о возложении обязанности,

установил:

Камчатский транспортный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к федеральному казенному предприятию «Аэропорты Камчатки» (далее по тексту Предприятие), в котором просил обязать ответчика:

- обратиться в Федеральное агентство воздушного транспорта с заявлением о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры – аэропорт Озерная в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу;

- обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – аэропорт Озерная и направление на утверждение в Камчатское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта результатов оценки уязвимости данного объекта транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев с даты получения уведомления о включении объекта транспортной инфраструктуры в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоении категории указанному объекту транспортной инфраструктуры;

- разработать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – аэропорт Озерная и направить его на утверждение в Камчатское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта в течение трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости данного объекта транспортной инфраструктуры.

В обоснование иска Камчатский транспортный прокурор ссылался на то, что в нарушение законодательства в сфере транспортной безопасности Предприятие, являясь объектом транспортной инфраструктуры, затягивает процедуру категорирования объекта транспортной инфраструктуры аэропорт Озерная, не обращаясь с соответствующим заявлением в компетентный орган, не проводит оценку уязвимости аэропорта Озерная и не разрабатывает план обеспечения его транспортной безопасности (л.д. 5-12).

В судебном заседании представитель Камчатского транспортного прокурора Лисица О.А., поддержав иск в части возложения на ответчика обязанности обратиться в Федеральное агентство воздушного транспорта с заявлением о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры – аэропорт Озерная в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, отказалась оттребования по возложению на ответчика обязанности обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – аэропорт Озерная и направление на утверждение в Камчатское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта результатов оценки уязвимости данного объекта транспортной инфраструктуры, а также от требования по возложению на ответчика обязанности разработать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – аэропорт Озерная и направить его на утверждение в Камчатское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта.

Представитель Предприятия ФИО1, не возражая против принятия судом отказа от части исковых требований, полагала, что уточненный иск удовлетворению не подлежит, поскольку указанный прокурором десятидневный срок, в течение которого ответчик должен подать заявление, ничем истцом не обоснован.

Отказ от части требований был принят судом, о чем вынесено отдельное определение.

Изучив исковое заявление, выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Статья 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» определяет следующие понятия, используемые в целях указанного Федерального закона:

- категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий (пункт 2 статьи 1);

- компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности (пункт 3 статьи 1);

- обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (пункт 4 статьи 1);

- объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя аэродромы и аэропорты (подпункт «ж» пункта 5 статьи 1);

- субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1);

- транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (пункт 10 статьи 1).

Пунктом 4 части 2 статьи 2 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ определено, что основной задачей обеспечения транспортной безопасности является, в том числе категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ).

Согласно частям 1, 3, 4 и 5 статьи 6 Федерального закона 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, не подлежащие категорированию по видам транспорта, определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В силу пункта 4 части 2 статьи 12 Федерального закона 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны, в том числе предоставлять в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полную и достоверную информацию для проведения категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренных статьей 6 указанного Федерального закона.

Приказом Минтранса России от 21 февраля 2011 года № 62 утвержден Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Основными задачами категорирования является отнесение компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности каждого объекта транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и/или транспортного средства (далее - ТС) к одной из категорий (пункт 2 Порядка).

По результатам категорирования ОТИ и/или ТС присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования согласно приложениям № 1 - 6 к Порядку (пункт 6 Порядка).

Компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности информирует субъекта транспортной инфраструктуры о присвоении или изменении ранее присвоенной категории ОТИ и/или ТС в срок, не превышающий 15 рабочих дней с момента присвоения или изменения ранее присвоенной категории (пункт 8 Порядка).

Категорированные объекты транспортной инфраструктуры и/или транспортные средства включаются в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств, который ведется компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности на электронных и бумажных носителях (пункт 9 Порядка).

В соответствии с пунктами 1 и 5.4.49 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 396, Федеральное агентство воздушного транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, к полномочиях которого относится, в том числе, категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности.

Согласно подпункту 4 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 года № 886 (далее - Требования), субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны представить в Федеральное агентство воздушного транспорта полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об объекте транспортной инфраструктуры для категорирования объекта транспортной инфраструктуры и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного статьей 6 Федерального закона «О транспортной безопасности» (далее - реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры), а также полную и достоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры, установленным Министерством транспорта Российской Федерации.

Субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны незамедлительно информировать Федеральное агентство воздушного транспорта о переходе права собственности на объект транспортной инфраструктуры или переходе права его использования на ином законном основании, а также о планируемых изменениях конструктивных или технических элементов, технологических процессов на объекте транспортной инфраструктуры, приводящих к изменению установленной категории объекта транспортной инфраструктуры или изменению утвержденного плана обеспечения безопасности объекта (подпункт 16 пункта 5 Требований).

Таким образом, в силу вышеуказанных нормативных правовых актов обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, в том числе принятие мер по их категорированию путем обращения за этим в соответствующий компетентный орган с предоставлением полных и достоверных сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об объекте транспортной инфраструктуры, полной и достоверной информации по количественным показателям критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.

Перечнем объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта, утвержденным приказом Минтранса России от 23 июля 2014 года № 196, определено, что к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию, в воздушном транспорте относятся только вертодромы, предназначенные полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов; посадочные площадки, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Следовательно, аэродромы и аэропорты отнесены к объектам транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, подлежащим категорированию в обязательном порядке, о чем прямо указано, в том числе в пункте 2 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 года № 886.

В силу статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В судебном заседании установлено, что Предприятие создано в целях обеспечения деятельности аэропортов и аэропортового обслуживания авиационных перевозок и авиационных работ на территории Камчатского края. Предметом деятельности предприятия является осуществление аэропортовой и сопутствующей деятельности (пункт 9 устава Предприятия).

Согласно подпункту «л» пункта 8 устава Предприятия оно имеет филиал «Аэропорт Озерная» (л.д. 14-19).

Аэродром Озерная, расположенный в <адрес>, 148 км южнее райцентра Усть-Большерецк, зарегистрирован в Государственном реестре гражданских аэродромов Российской Федерации за . Лицом, эксплуатирующим указанный аэродром, является Предприятие (л.д. 20).

ДД.ММ.ГГГГ аэропорт Озерная был исключен из реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта в связи с его переводом приказом Предприятия от ДД.ММ.ГГГГ в посадочную площадку (л.д. 21-22, 23, 24, 40-42).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ приказ Предприятия от ДД.ММ.ГГГГ был признан незаконным (л.д. 30-37).

Приказом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ приказ Предприятия от ДД.ММ.ГГГГ с 09.00 местного времени ДД.ММ.ГГГГ был признан утратившим силу (л.д. 38).

Однако вопреки требованиям законодательства в сфере транспортной безопасности Предприятие до настоящего времени не обратилось в Федеральное агентство воздушного транспорта с заявлением о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры – аэропорт Озерная, что ответчиком не оспаривалось и подтверждается исследованным судом письмом Камчатского МТУ Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 46).

При таких обстоятельствах дела, исходя из приведенных в настоящем решении положений законодательства Российской Федерации, исковые требования Камчатского транспортного прокурора подлежат удовлетворению, поскольку бездействие Предприятия нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на обеспечение транспортной безопасности.

Доводы ответчика о том, что подача заявления в Федеральное агентство воздушного транспорта о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры является его правом, а не обязанностью, суд находит несостоятельными, поскольку они противоречат требованиям законодательства в сфере транспортной безопасности.

По этой же причине суд не принимает во внимание и ссылку Предприятия на то, что перевод объекта транспортной инфраструктуры из статуса посадочной площадки в статус аэропорта не возлагает на ответчика обязанности по принятию мер к его категорированию (л.д. 55-57).

Удовлетворяя исковые требования, суд считает необходимым в соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ установить ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд не может согласиться со сроком указанным прокурором, находя его неразумно коротким, и полагает, что обязанность обратиться в Федеральное агентство воздушного транспорта с заявлением о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры – аэропорт Озерная должна быть исполнена ответчиком в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

При этом государственная пошлина подлежит зачислению в соответствующий бюджет, которым в силу пункта 2 статьи 61.1 и пункта 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации является местный бюджет.

Камчатский транспортный прокурор на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче своего иска.

Доказательств того, что ответчик подлежит освобождению от уплаты судебных расходов, суду представлено не было.

Поскольку Камчатский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, государственная пошлина должна быть взыскана с ответчика в размере, в котором её должен был уплатить истец – физическое лицо (см. Обзор судебной практики Камчатского краевого суда по применению положений главы 25.3 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации районными суда Камчатского края при рассмотрении гражданских дел в 2011-2012 годах).

Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Камчатского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры к федеральному казенному предприятию «Аэропорты Камчатки» о возложении обязанности удовлетворить.

Обязать федеральное казенное предприятие «Аэропорты Камчатки» обратиться в Федеральное агентство воздушного транспорта с заявлением о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры – аэропорт Озерная в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с федерального казенного предприятия «Аэропорты Камчатки» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 23 сентября 2019 года.

Председательствующий

Д.П. Федорцов