ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1411/2013 от 02.12.2013 Лысьвенского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-1411/2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 декабря 2013 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Ведерниковой Е.Н.., при секретаре Русиновой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьве гражданское дело по иску ФИО2 к администрации г. Лысьвы о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство и о возложении обязанности по выдаче разрешения на строительство,

У с т а н о в и л :

ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации г. Лысьвы о признании отказа администрации в выдаче разрешения на строительство магазина на земельном участке по адресу: Пермский край, г. Лысьва, <адрес> незаконным и возложении на ответчика обязанности выдать в установленном законом порядке разрешение на строительство.

В судебном заседании ФИО2 и ее представитель ФИО6 пояснили, что ФИО2 на праве собственности принадлежит жилой дом и земельный участок по <адрес> в г. Лысьва. Постановлением администрации г. Лысьва от 08.02.2013г. на основании заявления истицы был изменен вид разрешенного использования земельного участка с «под индивидуальным жилым домом» на «под объект торговли (магазин)», внесены изменения в государственный кадастр недвижимости. 16.04.2013г. ФИО2 был выдан градостроительный план земельного участка, согласован проект здания магазина. 04.09.2013г. истица обратилась в администрацию г. Лысьвы с заявлением о выдаче разрешения на строительство магазина на принадлежащем ей земельном участке, однако письмом начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации г. Лысьвы от 06.09.2013 года ей было отказано в выдаче разрешения на строительство в связи с тем, что земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд под строительство пешеходной аллеи. Считает отказ незаконным, поскольку она является собственником земельного участка, вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его использованию под строительство магазина, решение об изъятии земли не принималось. Каких-либо действий, свидетельствующих о намерении органа местного самоуправления в ближайшее время использовать земельный участок для муниципальных нужд, администрацией г. Лысьвы не предпринималось. Более того, Правилами землепользования и застройки г. Лысьвы земельный участок по <адрес> отнесен к общественно-деловой зоне, которая предполагает строительство магазинов и торговых комплексов. Просит признать отказ незаконным и обязать администрацию г. Лысьвы выдать ей разрешение на строительство магазина на земельном участке по адресу: Пермский край, г. Лысьва, <адрес>

Представитель администрации г. Лысьвы ФИО7 в судебное заседание не явилась. В письменном отзыве с требованиями ФИО2 не согласна. Указала, что земельный участок по <адрес> на основании постановлений главы г. Лысьвы от 18.11.2005 года №, от 19.10.2007 года № № и от 11.02.2009 года № № зарезервирован для муниципальных нужд. Постановления о резервировании соответствуют действующему на момент отказа в выдаче разрешения на строительство, Генеральному плану Лысьвенского городского округа, утвержденному Лысьвенской городской Думой 26.07.2013г. На основании пунктов 5 и 10 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления готовит документы по планировке территории в соответствии с генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, правилами землепользования и застройки. Генеральным планом Лысьвенского городского поселения резервирование спорной территории осуществлялось (и осуществляется на основании нового Генерального плана Лысьвенского городского округа от 26.07.2013г.) для развития транспортно-пешеходных сообщений и создания рекреационных пространств, для возможности доступа неограниченного круга лиц. Земельный участок истицы в соответствии с Генеральным планом не предназначен для строительства, реконструкции объекта капитального строительства, и соответственно, в отношении него не может быть принято решение о подготовке и выдаче разрешения на строительство. Выдача разрешения на строительство будет противоречить ст. 26 ГрК РФ, в части реализации документов территориального планирования, направленной на устойчивое развитие городских территорий и неопределенного круга лиц, и п.10 ст. 45 ГрК РФ, в части нарушения требований соответствия документов по планировке территорий (градостроительный план земельного участка) документам территориального планирования (Генеральному плану) и Правилам землепользования и застройки.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 на праве собственности принадлежит жилой дом и земельный участок площадью 556 кв.м с кадастровым номером 59:09:0014504:34 по <адрес> в г. Лысьве на основании договора купли-продажи от 16.04.2012 г., заключенного с ФИО8 (л.д. 5-7).

При этом, как следует из п. 2 договора купли-продажи (л.д. 7), жилой дом и земельный участок по <адрес> в г. Лысьве принадлежали продавцу ФИО8 на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 26.09.2006г. и договора купли-продажи земельного участка от 03.09.2009г., до ФИО8 собственником дома являлась ФИО9 на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 03.12.2003г. (л.д. 26).

08.02.2013г. на основании Постановления администрации г. Лысьвы Пермского края № (л.д. 8) в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Лысьвы, утвержденными решением Думы Лысьвенского городского округа от 27.12.2012г. № 278, на основании заявления ФИО2, изменен вид разрешенного использования земельного участка площадью 556 кв.м с кадастровым номером 59:09:0014504:34 по <адрес> в г. Лысьве с «под индивидуальным жилым домом» на «под объект торговли (магазин)».

Как следует из кадастрового паспорта, земельный участок относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием – под объект торговли (магазин) (л.д. 9-10).

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними (л.д.28) земельный участок по <адрес> зарегистрирован на праве собственности за ФИО2, каких-либо ограничений (обременений) права не зарегистрировано.

Согласно постановлениям  главы г. Лысьвы от 18.11.2005 года № №, постановлений главы Лысьвенского муниципального района от 19.10.2007 года № и от 11.02.2009 года № земельный участок по <адрес> входит в границы территории, зарезервированной для муниципальных нужд с целью многоэтажного жилищного строительства и организации общественного центра согласно генеральному плану города Лысьва, разработанному в 1983 г. и утвержденному распоряжением Пермского облисполкома от 05.09.1983 г. № 686-р и от 12.05.1984 г. № 158. В указанных границах в срок до 31.12.2014 года запрещено строительство, реконструкция и замена индивидуальных жилых домов, бытовых и хозяйственных построек, капитальных гаражей (л.д.17-19).

В сентябре 2013 года ФИО2 обратилась в администрацию г. Лысьва с заявлением о выдаче разрешения на строительство магазина на земельном участке.

Письмом начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации г. Лысьвы от 06.09.2013 года ФИО2 отказано в выдаче разрешения на строительство магазина на основании того, что земельный участок по <адрес> зарезервирован для муниципальных нужд для строительства пешеходной аллеи (л.д.16).

Суд считает отказ администрации в выдаче ФИО2 разрешения на строительство магазина на земельном участке, ей принадлежащем, не соответствующим закону.

В соответствии со ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В соответствии с ч.3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с подпунктом 2 п.1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Статьей 42 ЗК РФ установлено, что владельцы земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.

В соответствии со ст. 49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:

1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;

2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:

объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

объекты использования атомной энергии;

объекты обороны и безопасности;

объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;

линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения;

автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 56.1 ЗК РФ предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса.

Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет.

Исходя из смысла приведенных выше норм закона следует, что ограничение прав собственника земельного участка по владению и пользованию, принадлежащим ему имуществом, в том числе в результате резервирования для муниципальных нужд, допускается лишь в исключительных случаях, перечень которых приведен в ст. 49 ЗК РФ и является исчерпывающим. Резервирование земельного участка истицы под муниципальные нужды для строительства пешеходной аллеи таким основанием не является.

Судом установлено, что спорный земельный участок по целевому назначению относится к категории "земли населенных пунктов", с разрешенным использованием «под объект торговли (магазин)», строительство которого и планируется произвести на спорном земельном участке, что следует из пояснений истицы и представленного в судебное заседание проекта строительства магазина, то есть вид разрешенного использования земельного участка соответствует целям его использования, следовательно, в отношении земельного участка может быть принято решение о подготовке и выдаче разрешения на строительство.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

В силу пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

По смыслу ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

При этом градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (ч. 3 ст. 85 ЗК РФ).

Как следует из представленной в судебное заседание выкопировки из Правил землепользования и застройки г. Лысьвы, утв. решением Думы Лысьвенского городского округа от 27.12.2012г. № 278, земельный участок истицы находится в общественно-деловой зоне ОД-1, а в соответствии с пп. 16 п.2 ст. 58 указанных Правил объекты капитального строительства в общественно-деловой зоне могут иметь вид разрешенного использования – магазины, торговые комплексы.

Кроме того, суд считает, что срок резервирования данного земельного участка, который следует исчислять с момента вынесения постановления главы г. Лысьвы от 18.11.2005 года, превышает на настоящее время установленный законом предельный 7-летний срок (ст. 70.1 ЗК РФ), в связи с чем данное постановление с последующими его изменениями не может применяться в целях ограничения права истицы на использование принадлежащего ей земельного участка.

В силу ч.1 и 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Таким образом, учитывая законные основания владения истицей земельным участком, соответствие вида разрешенного использования земельного участка градостроительному регламенту и цели использования земельного участка, истечение установленного законом срока резервирования земельного участка для муниципальных нужд, а также то обстоятельство, что ограничение прав собственника земельного участка по владению и пользованию, принадлежащим ему имуществом, в том числе в результате резервирования для муниципальных нужд, допускается в исключительных случаях, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ, перечень которых является исчерпывающим, суд считает обоснованными требования ФИО2 о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство и возложении на администрацию г. Лысьва обязанности по подготовке и выдаче разрешения на строительство магазина на земельном участке, принадлежащем истице, по адресу: Пермский край, г. Лысьва, <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Признать незаконным отказ администрации г. Лысьвы в выдаче ФИО2 разрешения на строительство магазина на земельном участке по <адрес> в г. Лысьва Пермского края.

Возложить на администрацию г. Лысьвы обязанность в установленном законом порядке выдать ФИО2 разрешение на строительство магазина на земельном участке по <адрес> в г. Лысьва Пермского края.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: (подпись).

Верно.Судья: