РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор. Городец 25 августа 2014 года
Городецкий городской суд Нижегородской области в лице председательствующего судьи Ситниковой Н.К., с участием помощника прокурора Тороповой Н.П., при секретаре Кожевниковой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Городецкого городского прокурора Нижегородской области в интересах Российской Федерации, муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации Тимирязевского сельского совета Городецкого муниципального района Нижегородской области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Городецкий городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации Тимирязевского сельского совета Городецкого муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении антикоррупционной экспертизы постановления от 03 марта 2014 года № 18 «Об утверждении административного регламента администрации Тимирязевского сельского совета Городецкого муниципального района Нижегородской области по исполнению муниципальной функции «Организация работы с обращениями граждан» и обязании в срок до 01 августа 2014 года провести вышеуказанную экспертизу.
В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержала, указав в обоснование требований, что в ходе проверки соблюдения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в деятельности администрации Тимирязевского сельского совета Городецкого муниципального района Нижегородской области установлено, что решением сельского совета Тимирязевского сельского совета № 19 от 02 октября 2009 года утвержден порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Данный порядок определяет процедуру проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Тимирязевского сельского совета и их проектов, иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Тимирязевского сельского совета и их проектов. Антикоррупционная экспертиза проводится в целях выявления и устранения несовершенства правовых норм, которые повышают вероятность коррупционных действий в деятельности органов муниципальной власти, создаваемых ими муниципальных учреждений, а также в деятельности лиц, замещающих муниципальные должности. Однако антикоррупционная экспертиза действующих на территории Тимирязевского сельского совета Городецкого муниципального района Нижегородской области нормативно-правовых актов проводится не в полном объеме. Так, ответчиком принято постановления от 03 марта 2014 года № 18 «Об утверждении административного регламента администрации Тимирязевского сельского совета Городецкого муниципального района Нижегородской области по исполнению муниципальной функции «Организация работы с обращениями граждан», но в нарушение вышеуказанных требований законодательства, антикоррупционная экспертиза данного нормативно - правового акта не проведена до настоящего времени, поэтому, прокурор просит суд иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Тимирязевского сельского совета Городецкого муниципального района в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. В письменном отзыве исковые требования признает в полном объеме, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав доводы прокурора, и исследовав в совокупности письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга.
Федеральный закон «О противодействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Статьей 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определено, что противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Согласно ст. 6 вышеуказанного Федерального закона, профилактика коррупции осуществляется путем применения таких основных мер как антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», антикоррупционная экспертиза правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
При этом, согласно ст. 4 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ, выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
В соответствии со статьей 7 Закона Нижегородской области №20 от 07 марта 2008 года «О противодействии коррупции в Нижегородской области», антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Нижегородской области проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Коррупциогенные факторы, на наличие которых должны анализироваться нормативные правовые акты (проекты нормативных правовых актов), выявляются в соответствии с перечнем коррупциогенных факторов, установленным Правительством Российской Федерации
В соответствии с федеральным законодательством антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Нижегородской области проводится прокуратурой Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, органами государственной власти Нижегородской области, их должностными лицами.
В судебном заседании установлено, что решением сельского Совета Тимирязевского сельского совета № 19 от 02 октября 2009 года утвержден порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Данный порядок определяет процедуру проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Тимирязевского сельского совета и их проектов, иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Тимирязевского сельского совета и их проектов.
Антикоррупционная экспертиза проводится в целях выявления и устранения несовершенства правовых норм, которые повышают вероятность коррупционных действий в деятельности органов муниципальной власти, создаваемых ими муниципальных учреждений, а также в деятельности лиц, замещающих муниципальные должности.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В ходе проведенной Городецкой городской прокуратурой проверки установлено, что антикоррупционная экспертиза действующих на территории Тимирязевского сельского совета Городецкого муниципального района Нижегородской области нормативно-правовых актов проводится не в полном объеме, а именно ответчиком принято постановление от 03 марта 2014 года № 18 «Об утверждении административного регламента администрации Тимирязевского сельского совета Городецкого муниципального района Нижегородской области по исполнению муниципальной функции «Организация работы с обращениями граждан», но в нарушение вышеуказанных требований законодательства, антикоррупционная экспертиза данного нормативно - правового акта не проведена.
Таким образом, судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривалось ответчиком, что администрацией Тимирязевского сельского совета не проведена антикоррупционная экспертиза постановления № 18 от 03 марта 2014 года. Это обстоятельство не оспаривалось ответчиком при проведении проверки, проведенной прокуратурой, а также при рассмотрении данного дела в суде.
С учетом этого, суд приходит к выводу о бездействии администрации Тимирязевского сельского совета относительно проведения антикоррупционной экспертизы вышеуказанного муниципального правового акта, т.е. нарушении со стороны ответчика вышеприведенных норм.
Поскольку по делу достоверно установлен факт неисполнения ответчиком вышеуказанных требований закона суд признает его бездействие незаконным, а требования прокурора считает законными и обоснованными, соответственно, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
В связи с тем, что требование о возложении обязанности на ответчика совершить определенные действия не связаны с передачей имущества или денежных сумм, и действия по представлению вышеуказанных документов могут быть совершены только ответчиком, суд полагает необходимым установить ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, а именно, в течение месяца с момента вступления данного решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Городецкого городского прокурора Нижегородской области в интересах Российской Федерации, муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации Тимирязевского сельского совета Городецкого муниципального района Нижегородской области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Тимирязевского сельского совета Городецкого муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы постановления от 03 марта 2014 года № 18 «Об утверждении административного регламента администрации Тимирязевского сельского совета Городецкого муниципального района Нижегородской области по исполнению муниципальной функции «Организация работы с обращениями граждан».
Обязать администрацию Тимирязевского сельского совета Городецкого муниципального района Нижегородской области провести антикоррупционную экспертизу постановления от 03 марта 2014 года № 18 «Об утверждении административного регламента администрации Тимирязевского сельского совета Городецкого муниципального района Нижегородской области по исполнению муниципальной функции «Организация работы с обращениями граждан» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Городецкий городской суд в течение одного месяца со дня вынесения.
Судья Городецкого городского суда Н.К. Ситникова