Дело № 2-1411/2021
УИД 35RS0010-01-2020-017996-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 5 апреля 2021 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Лебедевой Н.Н.,
при секретаре Которобай М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Департаменту городского хозяйства Администрации города Вологды, НО ВО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области" о возложении обязанности провести капитальный ремонт МКД за счёт бюджетных средств,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с вышеуказанным исковым заявлением в обосновании исковых требований указав, что являются собственниками комнат №, № многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, который находится в неисправном техническом состоянии. Дом включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Вологодской области. Согласно указанной программе, на 2018 год был запланирован комплексный капитальный ремонт крыши, сетей электроснабжения, теплоснабжения, холодного, горячего водоснабжения, замена прибора учета, узла управления теплоснабжения, прибора учета холодного водоснабжения, узла управления горячего водоснабжения. Вместе с тем произведен только ремонт крыши.
Согласно результатам обследования технического состояния строительных конструкций вышеуказанного многоквартирного дома, проведенного специалистами ООО «Архитектурно-градостроительный центр города Вологды», установлено, что нуждаются в капитальном ремонте: система электроснабжения, система теплоснабжения, система холодного водоснабжения, система горячего водоснабжения, система водоотведения.
Истцы, указывая, на то обстоятельство, что потребность в проведении капитального ремонта общего имущества дома имелась на момент приватизации ими комнат, однако в нарушение требований закона бывшим наймодателем Департаментом городского хозяйства Администрации города Вологды капитальный ремонт проведен не был, просят суд возложить на Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды обязанность за счет бюджетных средств выполнить следующие виды работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>: системы электроснабжения, системы теплоснабжения, системы холодного водоснабжения, системы горячего водоснабжения, произвести замену прибора учета, узла управления теплоснабжения, прибора учета холодного водоснабжения, узла управления горячего водоснабжения.
При подготовке дела к судебному разбирательству определением судьи от 24.12.2020 к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ООО "Управляющая компания "Центр", НО ВО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области".
Определением судьи от 02.02.2021 НО ВО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области" исключен из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен к участию в дело в качестве соответчика.
В судебное заседание истцы ФИО1, ФИО2 не явились, о времени, дне и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, действуют через представителя.
Представитель истцов, действующий на основании ордера, ФИО3, исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды, действующая на основании доверенности, ФИО4 с исковыми требованиями не согласилась, по основаниям указанным в отзыве на иск, просила в их удовлетворении отказать.
В судебное заседание представитель ответчика НО ВО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области" не явился, о времени, дне и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны. Ранее представлен отзыв на иск, содержащий основания для отказа в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора, ООО "Управляющая компания "Центр", действующая на основании доверенности, ФИО5 полагала исковые требования подлежащими удовлетворению по основаниям, указанным в отзыве на иск.
Суд, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела и оценив собранные по нему доказательства, приходит к следующему.
Установлено, что ФИО2 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с 08.08.2007 на основании договора на передачу комнаты в собственность граждан от 19.04.2007.
Согласно выписке из ЕГРН ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу<адрес> с 20.07.2015.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: : <...>, с 22.06.2008 находится в управлении ООО «УК «Центр».
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Законом Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлены основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определены правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.
Статьей 16 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.
Законодательное определение механизма исполнения бывшими наймодателями жилых помещений в многоквартирных домах государственного и муниципального жилищных фондов обязанности по проведению капитального ремонта нуждавшихся в нем домов было обусловлено реализацией предписаний, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 года N 10-П, которым федеральному законодателю было поручено установить такого рода механизм, согласованный с закрепленным Жилищным кодексом Российской Федерации порядком проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (пункт 1 резолютивной части) (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2019 года N 577-О "По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положения статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации").
Исходя из этого Федеральным законом от 20 декабря 2017 года N 399-ФЗ Жилищный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 190.1, устанавливающей особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение такого ремонта на дату приватизации первого жилого помещения, а в статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" было внесено уточнение в виде отсылки к жилищному законодательству Российской Федерации в части установления порядка проведения капитального ремонта указанных многоквартирных домов бывшим наймодателем.
Из части 1 статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что возложение обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (то есть на бывшего наймодателя), возможно лишь в том случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.
Таким образом, возложение обязанности по капитальному ремонту многоквартирного дома в полном объеме на бывшего наймодателя, то есть орган местного самоуправления, возможно только в том случае, если к моменту приватизации первой квартиры в многоквартирном доме данный дом уже требовал проведения капитального ремонта.
Следовательно, юридически значимыми обстоятельствами при разрешении требований о возложении обязанности по производству капитального ремонта является выяснение наличия на момент приватизации первой квартиры в доме технических недостатков, как всего жилого дома, так и отдельных его конструкций, исправление которых возможно только в условиях проведения капитального ремонта.
Из ответа на запрос МКУ «Служба городского хозяйства» от 16.02.2021 № следует, что первая приватизация жилых помещений №, №, № в вышеуказанном многоквартирном жилом доме состоялась 7 сентября 2006 года.
Согласно информации, предоставленной Департаментом городского хозяйства Администрации города Вологды, жилой дом, расположенный по адресу: <...>, включен в пообъектные планы капитального ремонта муниципального жилого фонда на 1997, 1998 годы, утвержденные постановлениями Главы города Вологды от 24.11.1998 г № 2689 «О внесении изменений и дополнений в приложении № 1 к постановлению Главы города № 1060а от 12.05.1998 «Об утверждении пообъектного плана капитального ремонта муниципального жилого фонда на 1998 год», от 07.07.1997 № 1616 «Об утверждении пообъектного плана капитального ремонта муниципального жилого фонда на 1997 год». Информацией о выполненном капитальном ремонте жилого дома расположенного по вышеуказанному адресу на дату приватизации первого жилого помещения и после даты приватизации до даты включения указанного жилого дома в региональную программу капитального ремонта Департамент не располагает (ответ на запрос от 04.03.2021 №).
Как следует из информации, предоставленной НО ВО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области", многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, включен в областную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области, утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 23.12.2013 № 1354. Плановый период выполнения работ по капитальному ремонту сетей электроснабжения, теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения в вышеуказанном многоквартирном доме предусмотрен на 2019-2021 годы, сетей газоснабжения предусмотрен на 2028-2030 годы, сетей горячего водоснабжения, подвального помещения – 2027-2029 годы, утепление и ремонт фасада – 2040-2042 годы, ремонт фундамента – 2032-2034 годы, крыши – 2017-2019 годы. В соответствии с краткосрочным планом в 2019 году выполнен ремонт крыши.
Согласно техническому паспорту спорного жилого дома, составленному на 16.09.1991, процент износа системы электроснабжения, системы теплоснабжения, систем горячего и холодного водоснабжения составлял 50%, процент износа к строению – 7%.
Согласно техническому паспорту спорного жилого дома, составленному по состоянию на 08.12.2008, процент износа системы электроснабжения, системы теплоснабжения, систем горячего и холодного водоснабжения составлял 65%, процент износа к строению – 9,1%.
Согласно результатам обследования технического состояния строительных конструкций спорного жилого дома, проведенного специалистами ООО «Архитектурно-градостроительный центр г. Вологды» ы июле 2017 года установлено, что конструкции системы электроснабжения, системы теплоснабжения, системы холодного водоснабжения, системы горячего водоснабжения, крыши, узла управления теплоснабжения, прибора учета холодного водоснабжения, узла управления горячего водоснабжения нуждаются в капитальном ремонте.
Исследовав вышеуказанное заключение, суд признает его относимым и допустимым доказательством по делу.
Возражений относительно выводов специалистов со стороны ответчиков суду не представлено. При вынесении судом на обсуждение вопроса о назначении строительно-технической экспертизы, ходатайств о назначении экспертизы сторонами не заявлено.
Кроме того, данное обследование проведено в рамках заключенного между НО ВО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области" и ООО «Архитектурно-градостроительный центр г. Вологды» договора № от 28.03.2017 на выполнение проектных работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов г. Вологды.
При таких установленных обстоятельствах по делу, суд приходит к выводу, что на момент приватизации первого жилого помещения в доме по адресу: <...> общее имущество данного дома находилось в неудовлетворительном состоянии и требовало капитального ремонта; Департаментом городского хозяйства Администрации г.Вологды доказательств исполнения возложенной на них обязанности по проведению капитального ремонта дома и нахождения общего имущества собственников помещений в удовлетворительном техническом состоянии не представлено.
Указание ответчика на тот факт, что собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, не обращались в Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды с заявлением о проведении капитального ремонта, судом не принята во внимание в качестве основания для отказа истцам в иске на основании следующего.
Решением Вологодской городской Думы от 21.02.2019 № утвержден Порядок и условия финансирования бывшим наймодателем оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, находящихся на территории муниципального образования «Город Вологда» (далее Порядок).
Указанный Порядок устанавливает механизм финансирования бывшим наймодателем оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Город Вологда", за счет средств бюджета города Вологды.
Как установлено Порядком в случае выявления собственниками многоквартирного дома не выполненного бывшим наймодателем обязательства по проведению капитального ремонта на основании решения общего собрания собственников многоквартирного дома в адрес бывшего наймодателя подается заявление о выявлении факта неисполнения обязательства по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и определении перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, проведение которого требовалось на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, из числа установленных частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, финансирование которых согласно статье 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации должно быть произведено бывшим наймодателем (далее - Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту) (пункт 5 Порядка)
К заявлению прилагаются протоколы решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о способе формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, об избрании уполномоченного лица, которое вправе действовать в интересах всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе на подачу заявления. В случае непредставления данных документов, а также указания в заявлении и документах недостоверных сведений, заявление оставляется без рассмотрения, о чем бывший наймодатель уведомляет лицо, его подавшее (пункт 7 Порядка).
Как следует из материалов дела, жители вышеуказанного многоквартирного дома обращались к ответчику с требованием о проведении капитального ремонта инженерных сетей на что получили отказ со ссылкой на низкое поступление взносов на капитальный ремонт от собственников помещений многоквартирных домов (ответы Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды л.д. 11, 13).
При этом суд учитывает, что Департаментом городского хозяйства Администрации г.Вологда собственникам, обратившимся с заявлением о проведении капитального ремонта, не разъяснялось о необходимости оформления указанного заявления в соответствии с действующим Порядком.
Анализируя представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, учитывая, что на момент приватизации первой квартиры в жилом доме по адресу: <...> системы электроснабжения, системы теплоснабжения, системы горячего и холодного водоснабжения уже нуждались в капитальном ремонте, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды обязанности провести капитальный ремонт системы электроснабжения, системы теплоснабжения, систем горячего и холодного водоснабжения жилого дома, расположенного по адресу: <...>, поскольку ответчиком не была выполнена обязанность по капитальному ремонту жилого дома, возникшая у него до 7 сентября 2006 года.
Вместе с тем, в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств, что на день первой приватизации жилого помещения в спорном доме существовала необходимость замены прибора учета, узла управления теплоснабжения, прибора учета холодного водоснабжения, узла управления горячего водоснабжения истцами суду не представлено.
Одновременно, при рассмотрении настоящего спора суд не находит правовых оснований для возложения на НО ВО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области" обязанности выполнения работ по капитальному ремонту системы электроснабжения, системы теплоснабжения, систем горячего и холодного водоснабжения спорного жилого дома в силу законодательного закрепления указанной обязанности на бывшем наймодателем.
Также суд не находит правовых оснований для возложения на НО ВО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области" обязанности проведения капитального ремонта по замене прибора учета, узла управления теплоснабжения, прибора учета холодного водоснабжения, узла управления горячего водоснабжения, поскольку срок исполнения этого обязательства, установленный краткосрочным планом реализации региональной программы капитального ремонта, не наступил.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1, ФИО2 к Департаменту городского хозяйства Администрации города Вологды, НО ВО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области" о возложении обязанности провести капитальный ремонт МКД за счёт бюджетных средств удовлетворить частично.
Возложить на Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды обязанность выполнить капитальный ремонт системы электроснабжения, системы теплоснабжения, систем горячего и холодного водоснабжения жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Н.Н. Лебедева
Мотивированное решение изготовлено 12.04.2021.