ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1413/17 от 05.04.2017 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2-1413/17

Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль

05 апреля 2017 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Жаварцовой Ю.Г.,

при секретаре Степановой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г.Ярославля в интересах Ю.А, к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Центр занятости населения г. Ярославля» о признании отказа в постановке на учет безработной незаконным, возложении обязанности зарегистрировать в качестве безработной с назначением пособия по безработице,

у с т а н о в и л :

Прокурор Кировского района г.Ярославля в интересах Ю.А, обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве безработной незаконным, возложении обязанности зарегистрировать в качестве безработной с назначением пособия по безработице.

В обоснование требований указал, что прокуратурой на основании заявления Ю.А, о неправомерном отказе в регистрации в качестве безработной в связи с отсутствием регистрации по месту жительства было установлено, что Ю.А, с 2014 года фактически проживает по адресу: <адрес>, без регистрации, планирует и дальше проживать по указанному адресу, включена Департаментом образования Ярославской области в список детей-сирот, нуждающихся в получении жилья. 02.02.2017 года Ю.А, обратилась в ГКУ ЯО ЦЗН г.Ярославля с заявлением о постановке на учет в качестве безработной, 16.02.2017 года ей было отказано в постановке на учет в качестве безработной в связи с отсутствием регистрации по месту жительства. Полагает данный отказ незаконным, поскольку среди оснований для отказа лицу в регистрации в качестве безработного отсутствие регистрации по месту жительства не названо, понятие регистрации не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, что подтверждается позициями Верховного Суда РФ, а также Конституционного Суда Российской Федерации. Прокурор, с учетом уточнения исковых требований, просил признать отказ Государственного казенного учреждения Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля в постановке на учет в качестве безработной Ю.А, незаконным и необоснованным; обязать Государственное казенное учреждение Ярославской области «Центр занятости населения г.Ярославля» зарегистрировать в качестве безработной Ю.А, в соответствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации» с 02.02.2017 года с назначением ей пособия по безработице как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу, в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Ярославской области.

Ответчиком ГКУ ЯО ЦЗН г.Ярославля в суд представлен письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 29-31), в котором ответчик указывает, что согласно п. 2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее также – Закон о занятости) решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина. Место жительства гражданина определяется местом его регистрации согласно нормам Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Условие о признании Ю.А, безработной органом службы занятости по месту жительства ее права и законные интересы не нарушает, ей могут быть оказаны услуги по содействию в поиске подходящей работы, организация профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, информирование о положении на рынке труда. Просит в удовлетворении исковых требований Ю.А, отказать.

Представитель истца К.А, по удостоверению, истица Ю.А, в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, по существу дали пояснения, в целом аналогичные тексту искового заявления. Истица Ю.А, дополнительно пояснила, что всегда проживала в г.Ярославле, находилась в ГБУ ЯО «Детский дом музыкально-художественного воспитания им. Н.Н.» с 2009 года по 2013 год, какое-то время проживала у мачехи, обучалась в училище, впоследствии была выписана, жилое помещение за ней не сохранено, продано отцом, в настоящее время проживает у Н.С. без регистрации, включена в список детей-сирот, нуждающихся в получении жилья, желает обучаться, трудоустроиться, однако в связи с отсутствием регистрации испытывает трудности.

Представитель ответчика по доверенности А.С, в судебном заседании исковые требования не признала по доводам письменного отзыва на исковое заявление.

Допрошенная в качестве свидетеля Н.С. в судебном заседании пояснила, что познакомилась с истицей 2 – 2,5 года назад, она попросила ее о помощи, Ю.А, проживает у нее все это время по адресу: <адрес>, совместно с Ю.А, она обращалась в различные инстанции, истицу поставили в очередь на жилье, учиться она не может, знания потеряны, желает трудиться, однако из-за отсутствия регистрации и родственников испытывает проблемы, прописать ее у себя она не может, это повлечет дополнительные затраты, в настоящее время она ее содержит, ехать истице некуда и переезжать она не собирается, всегда проживала и обучалась в г.Ярославле.

Заслушав представителя истца, истицу, показания свидетеля, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Право граждан на защиту от безработицы закреплено в пункте 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", которым определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Согласно статье 3 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

Перечень случаев, при которых граждане не могут быть признаны безработными, изложенный в статье 3 названного Закона является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Он не содержит такого основания, позволяющего не признать гражданина безработным, как отсутствие регистрации по месту жительства.

Согласно статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно Постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.1998 № 2-П, от 02.02.1998 № 4-П конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства, включая наличие или отсутствие у них жилого помещения для постоянного или временного проживания (места жительства, места пребывания).

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.11.2013 N 1868-О разъяснено, что пункт 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.

Кроме того, понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в статье 20 ГК Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и других нормативных актах. Место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами. Согласно статье 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

Таким образом, тот факт, что Ю.А,, фактически проживая в <адрес>, на момент регистрации в качестве безработной, не имела регистрации по месту жительства, не должен ограничивать ее конституционные права. Судом установлено, что Ю.А, родилась и проживала в г.Ярославле до момента обращения в органы службы занятости с заявлением о постановке на учет в качестве безработной. При таких обстоятельствах доводы истца о незаконности действий ответчика являются обоснованными.

Разрешая спор, оценив представленные сторонами доказательства, в том числе показания свидетеля Н.С., суд приходит к выводу, что Ю.А, на момент обращения за постановкой на учет в качестве безработной, хотя и не была зарегистрирована по месту жительства, тем не менее постоянно проживала в <адрес>, поэтому считает необходимым признать отказ в регистрации истца в качестве безработной и назначении ей пособия незаконным, при этом исходит из того, что отсутствие регистрации по месту жительства само по себе не может являться основанием для отказа в признании лица безработным.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав.

Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Судом установлено и ответчиком не оспаривалось, что Ю.А,, ДД.ММ.ГГГГ, осталась без попечения родителей, что подтверждается приказом Департамента образования мэрии г.Ярославля.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Ю.А, относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Ю.А, является лицом, впервые ищущим работу и имеющим право на получение пособия по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в Ярославской области.

На основании изложенного, суд считает заявленные исковые требования прокурора Кировского района г.Ярославля в интересах Ю.А, законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Кировского района г.Ярославля в интересах Ю.А, удовлетворить.

Признать отказ Государственного казенного учреждения Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля в постановке на учет в качестве безработной Ю.А, незаконным и необоснованным.

Обязать Государственное казенное учреждение Ярославской области «Центр занятости населения г.Ярославля» зарегистрировать в качестве безработной Ю.А, в соответствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации» с 02.02.2017 года с назначением ей пособия по безработице как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу, в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Ярославской области.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.

Судья

Ю.Г.Жаварцова