ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1413/2021 от 20.01.2022 Мариинского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-53/2022

УИД 42RS0012-01-2021-002826-06

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Мариинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Гильмановой Т.А.

при секретаре Устюжаниной Н.Н.

с участием представителей ответчика - ФИО1, ФИО2

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Мариинске 20 января 2022 года гражданское дело по иску ФИО3 к Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Кемеровской области-Кузбассу о взыскании компенсационных выплат при сокращении, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Кемеровской области-Кузбассу, в котором просила суд взыскать с Межрайонной ИФНС № 9 по Кемеровской области-Кузбассу в пользу ФИО3 невыплаченную сумму четырехмесячной денежной компенсации в размере 67 767,64 руб.; невыплаченную сумму компенсации за неиспользованный отпуск в размере 21 833,90 руб.; денежную компенсацию за задержку выплаты четырехмесячной денежной компенсации и компенсации за неиспользованный отпуск в размере 3 533,29 руб. Указать, что в случае несвоевременного исполнения судебного акта обязать ответчика уплатить проценты до дня его фактического исполнения. Взыскать с Межрайонной ИФНС № 9 по Кемеровской области-Кузбассу в пользу ФИО3 моральный вред в размере 20 000,00 руб.

Исковые требования мотивированы тем, с 11.02.2020 истец ФИО3 находилась на государственной гражданской службе в Межрайонной ИФНС № 1 по Кемеровской области - Кузбассу на различных должностях, последняя из которых - старший специалист 3 разряда отдела камеральных проверок №1.

04.06.2021 истцу было вручено предупреждение о сокращении должности государственной гражданской службы в соответствии с вышеназванными приказами с 20.08.2021. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 79-ФЗ) истцу гарантировались льготы и компенсации.

Приказом Межрайонной ИФНС № 1 по Кемеровской области - Кузбассу от 09.08.2021 № 02-153/070 служебный контракт от 03.08.2020 № 382 с ФИО3 расторгнут, она уволена в связи с сокращением должностей гражданской службы, согласно приказу устанавливается выплата компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 23 дней.

18.08.2021 Инспекцией истцу были переведены компенсационные выплаты: денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания - 97 581,16 руб., из расчета - 24 395,29 руб. в месяц и компенсация за неиспользованный отпуск - 17 630,19 руб.

Истец считает, что при увольнении денежные средства выплачены ей не в полном объеме, что принесло нравственные страдания, так как ФИО3 рассчитывала на справедливый размер компенсационных выплат при увольнении. Считает, что компенсационные выплаты должны быть выплачены из фактически полученных денежных средств, за предыдущий увольнению расчетный период. Несправедливыми действиями Инспекции ей причинен моральный вред в размере 20 000,00 рублей.

Согласно Закону № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В соответствии со ст.50 Закона №79-ФЗ денежное содержание государственного гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы и месячного оклада в соответствии с присвоенным ему классным чином государственной гражданской службы, а также из дополнительных выплат.

К дополнительным выплатам относятся:

- ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе;

- ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы;

- ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

- премии за выполнение особо важных и сложных заданий, премии выплачиваются гражданскому служащему в целях повышения его заинтересованности в результатах деятельности государственного органа и качестве выполнения должностных обязанностей. Максимальный размер премий не ограничивается;

- ежемесячное денежное поощрение;

- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

- материальная помощь;

- районный коэффициент.

Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные федеральными законами.

Порядок расчета денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания прописан в положении «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее по тексту - Постановление № 922). Общий и единый порядок расчета среднего заработка закреплен в ст.139 ТК РФ. Средняя зарплата рассчитывается, исходя из фактически начисленного работнику заработка и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, истекших до периода, в котором требуется расчет среднемесячной заработной платы. Эти 12 месяцев именуются расчетным периодом.

В соответствии с абз. 8 пп. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №6 01 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом № 601 в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7, предусматривающее объемы бюджетных ассигнований из федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих центральных аппаратов и территориальных органов.

Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 Закона №79-ФЗ, входящих в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих и должно учитываться при расчете среднего заработка для оплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.

Исходя из положений ст.139 ТК РФ, где для расчета средней зарплаты учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат независимо от источников этих выплат за 12 календарных месяцев, считает, что Инспекцией были нарушены: порядок расчета средней заработной платы для выплаты четырехмесячной денежной компенсации и порядок расчета компенсации за неиспользованный отпуск.

При исчислении четырехмесячной денежной компенсации и компенсации за неиспользованный отпуск Инспекцией не были учтены полученные в предыдущем расчетном периоде с 01.08.2020 по 31.07.2021 суммы материального стимулирования в размере 101 744,00 руб. и суммы единовременного поощрения в размере 120 774,01 руб.

Сумма выплат, полученных истцом в предыдущем расчетном периоде с 01.08.2020 по 31.07.2021, составляет 496 046,43 руб., в результате среднемесячная выплата составила:

41 337,20 руб. (496 046,43: 12 месяцев), следовательно, размер четырехмесячной денежной компенсации составляет 165 348,80 руб. (41 337,20 руб. * 4 месяца). В результате сумма невыплаченной четырехмесячной денежной компенсации составляет 67 767,64 руб. (165 348,80 руб. - 97 581,16 руб.).

Порядок расчета среднего заработка при определении отпускных регламентирует Постановление № 922 и Письмо Минтруда РФ от 15.04.2016 №14-1/В-351. В соответствии с пунктом 5 Постановления № 922, при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, в том числе, если за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации. Таким образом, из расчетного периода исключаются дни отпуска, то есть когда за работником сохранялась средняя заработная плата, а так же дни, когда он был в командировке, на больничном или по другим причинам освобождался от работы.

Для определения выплаты компенсации за неиспользованный отпуск следует исходить из среднего дневного заработка (СДЗ) за последние 12 календарных месяцев (с учетом количества полностью отработанных месяцев и числа отработанных календарных дней в не полностью отработанных месяцах) путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (где 29,3 среднемесячное число календарных дней). Число полностью отработанных месяцев в предыдущем расчетном периоде с 01.08.2020 по 31.07.2021 составляет 8 месяцев (октябрь, ноябрь и декабрь 2020 года; январь, апрель, май, июнь, июль 2021 года), сумма заработка составила 321 190,41 руб., число не полностью отработанных месяцев составляет - 4 месяца (август, сентябрь 2020 года, февраль и март 2021 года), сумма заработка составила 174 856,02 руб., в результате СДЗ составляет 1 715,83 руб. (496 046,43 (321 190,41 + 174 856,02): 289,1 (29,3 * 8 месяцев + 54,7), из чего сумма компенсации за неиспользованный отпуск составляет 39 464,09 руб. (1 715,83 руб. * 23 дня) В результате сумма невыплаченной компенсации за неиспользованный отпуск составляет 21 833,9 руб. (39 464,09 - 17 630,19).

Аналогичная судебная практика установлена Определением Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2019 № 34-КГ19-4.

В соответствии ст.236 ТК РФ просит взыскать денежную компенсацию за несвоевременную выплату, в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, по состоянию на 15.11.2021 в размере 3 533,29 руб.

При вынесении решения по делу просит указать, что в случае несвоевременного исполнения судебного акта ответчик должен будет уплатить проценты до дня его фактического исполнения.

Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, не просила об отложении дела.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца ФИО3

В судебном заседании представитель ответчика - ФИО2, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, считает иск незаконным, необоснованным по следующим основаниям.

В связи с проведением организационно-штатных мероприятий в налоговых органах Кемеровской области с истцом ФИО3 20.08.2021 был расторгнут служебный контракт. Основанием расторжения контракта является сокращение должности федеральной государственной гражданской службы, о чем свидетельствует приказ № 02-153/077 от 10.08.2021 (п.8.2 ч.1 ст.37 ФЗ от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе»). ФИО3 произведены выплаты, положенные при данном виде расторжения служебного контракта.

Полагая, что выплаты произведены не в полном объеме, а именно, при осуществлении расчета ответчиком не учтены суммы материального стимулирования и единовременного поощрения, которые получены истцом в предыдущем расчетном периоде с 01.08.2020 по 31.07.2021, истец обратилась в суд.

Вместе с тем, Инспекция считает, что материально-правовое обоснование исковых требований ФИО3 основано на неверном толковании норм материального права в связи со следующим.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

ФИО3 проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС №1 по Кемеровской области - Кузбассу с 02.07.1990 по 20.08.2021, последняя занимаемая ею должность - ведущий специалист - эксперт аналитического отдела.

На основании приказа Федеральной налоговой службы от 30.04.2021 № ЕД-7-4/456 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области - Кузбассу» (далее - приказ ФНС России № ЕД-7-4/456 от 30.04.2021), в целях реализации приказа Федеральной налоговой службы от 16.02.2021 № ЕД-7-12/142@ «О проведении мероприятий по модернизации организационной структуры Федеральной налоговой службы» Межрайонная инспекция ФНС России № 1 по Кемеровской области-Кузбассу реорганизована путем присоединения к Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Кемеровской области - Кузбассу, при этом Межрайонная инспекции ФНС России № 9 по Кемеровской области - Кузбассу является правопреемником в отношении полномочий, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Кемеровской области - Кузбассу.

При этом в рамках исполнения вышеуказанных приказов предусмотрено обязательное исполнение норм действующего законодательства, в том числе, осуществление расходов, связанных с организационно-штатными мероприятиями, в том числе выплаты при сокращении должностей федеральной государственной службы.

Должность ФИО3 была сокращена.

Исходя из п.3.1. ст.37 Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.

Частью 1 статьи 50 данного закона установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам согласно ч.5 ст.50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ относятся:

- ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

- ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;

- ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

- премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента;

- ежемесячное денежное поощрение;

- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Таким образом, денежное содержание состоит из оклада месячного денежного содержания гражданского служащего, ежемесячных и иных дополнительных выплат, при этом перечень дополнительных выплат является исчерпывающим.

Далее, согласно части 10 статьи 50 названного закона гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562.

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.

Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В случаях, предусмотренных подпунктами "д" и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Месячное денежное содержание исчисляется, исходя из установленных гражданскому служащему размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа. При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, и Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и постановление Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих», содержат установленный специальный порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего, в соответствии с которым его размер исчисляется на дату расторжения служебного контракта; в составе денежного содержания учитывается премия за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 1/12 от фактически выплаченной суммы такой премии. Включение в состав денежного содержания иных премий Правилами не предусмотрено. Перечень выплат, учитываемых при исчислении месячного денежного содержания гражданских служащих, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Средства материального стимулирования представляют собой объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и не являются гарантированной выплатой в структуре оплаты труда гражданского служащего.

Согласно п.9 Служебного контракта гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из:

- месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада);

- месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклада за классный чин);

- ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации;

- ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации;

- ежемесячного денежного поощрения;

- премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Кемеровской области - Кузбассу, исполнения должностного регламента;

- единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.

Также данный раздел предусматривает, что гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Однако, как видно из дословного содержания контракта, эти выплаты не включены в состав денежного содержания служащего, контракт не содержит условий по выплате сумм материального стимулирования.

Таким образом, при заключении контракта и поступлении на государственную службу, служащий проинформирован о составе денежного содержания и его размере, условий о выплате средств материального стимулирования, его размере, периодичности этих выплат контракт не содержит.

Кроме того, в соответствии с п.2.2 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным служащим Управления ФНС России по Кемеровской области и инспекцией ФНС России по Кемеровской области, утвержденного приказом Управления ФНС по Кемеровской области № 64-О от 05.03.2010, выплата премий производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств.

Премии за выполнение особо важных и сложных заданий, подлежащие учету при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске в соответствии с п.6 Правил включены в фонд оплаты труда, в отличие от средств материального стимулирования.

Средства материального стимулирования представляют собой объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и не являются гарантированной выплатой в структуре оплаты труда гражданского служащего.

Согласно механизму распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование гражданских служащих территориальных органов ФНС России, материальное стимулирование не входит в денежное содержание федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, не относится ни к премиям, к ни материальной помощи, выплаты которых производятся исключительно в пределах установленного фонда оплаты труда.

Из чего следует, что требования ФИО3 о необходимости включения при расчёте компенсации при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск выплаченных ранее средств материального стимулирования основан на неверном толковании норм права. Кроме того, несостоятельны доводы и о нравственных страданиях, потому как, находясь на государственной службе, ФИО3 четко имела представление о своем денежном содержании, его размере, о выплате денежного содержания. ФИО3 ежегодно ходила в оплачиваемый отпуск, с получением отпускных денежных средств. Следовательно, при расторжении контракта применение иного расчета для выплаты четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск и не могло быть. Иного в материалы дела не представлено.

ФИО3 в своем заявлении ссылается на письмо Минфина России от 15.07.2014 №14-04-05/34482 «О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от 27.03.2014 № 238-7», в качестве нормативного обоснования своей позиции.

Однако необходимо отметить, согласно письму Минфина России от 27.04.2021 №14-03-03/32289 вышеуказанное письмо не носит обязательного характера и не регулирует спорные правоотношения. Кроме того, Минфин России в письме от 27.04.2021 № 14-03-03/32289 указал, что материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда гражданских служащих и не является гарантированной выплатой в структуре их денежного содержания. Нормы права, устанавливающие выплату материального стимулирования на постоянной основе, законодательством Российской Федерации не предусмотрены. Ввиду отсутствия единого механизма осуществления дополнительного материального стимулирования федеральными государственными органами (локальными нормативными правовыми актами) самостоятельно определяются порядок и условия его выплаты, а также взаимосвязь с выполнением определённых заданий и т.д. Таким образом, исчисление денежного содержания гражданских служащих в части учета произведенных в отчетном периоде выплат материального стимулирования регулируется в соответствии с ведомственными актами государственного органа в зависимости от порядка осуществления указанной выплаты (в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий или в форме иной выплаты).

Также несостоятельна ссылка истца в заявлении на определение Верховного суда Российской Федерации по делу №34-КГ19-4 от 22.07.2019, так как указанным определением судебная коллегия отменила ранее принятые судебные акты и направила дело на новое рассмотрение, при этом фактическая оценка природы произведенных выплат в рамках указанного определения, отсутствует. Оленегорский городской суд Мурманской области в своем решении ограничился тем, что, не исследуя фактические обстоятельства, изложил выводы Верховного суда Российской Федерации, которые были отражены в определении от 22.07.2019. В апелляционной инстанции решение не оспаривалось. Таким образом, несостоятельно делать вывод о сложившейся практике по данному вопросу.

Вместе с тем, в настоящее время имеется судебная практика, в которой суды отразили оценку иных выплат, произведенных государственным служащим и указали, что перечень выплат, учитываемых при исчислении месячного денежного содержания гражданских служащих, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию (апелляционное определение по делу № 33-17745/2021 от 07 октября 2021 ВС Республики Башкортостан, решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 05.10.2021 по делу № 2-4808/2021).

Относительно представленного с исковым заявлением расчетом сумм четырехмесячной денежной компенсации и компенсации за неиспользованный отпуск, то расчет произведен в соответствии с постановлением №922 от 24.12.2007 « Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», что является неверным.

В заявлении ФИО3 указывает, что суммы материального стимулирования и единовременного поощрения незаконно не учтены при расчете компенсации за неиспользованный отпуск и четырехмесячного денежного содержания, в связи с чем ей подлежат выплате суммы недоплаченных денежных средств, в том числе:

- невыплаченную сумму четырехмесячной денежной компенсации в размере 78 163,44 руб.;

- невыплаченную сумму компенсации за неиспользованный отпуск в размере 116 538,46 руб.

Инспекция полностью не согласна с доводами истца о том, что суммы материального стимулирования и единовременного поощрения незаконно не учтены при расчете ежегодного оплачиваемого отпуска. Позиция истца не соответствует действующему законодательству, а также фактическим обстоятельствам по делу, так как у ФИО3 отсутствуют недополученные денежные средства.

Заявленные истцом суммы дополнительных выплат (средства материального стимулирования и единовременного поощрения) представляют собой объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда.

Таким образом, выплачиваемое материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда гражданских служащих и не является гарантированной выплатой в структуре их денежного содержания. Нормы права, устанавливающие выплату материального стимулирования на постоянной основе, законодательством Российской Федерации не предусмотрены.

Так, согласно п.8 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ №562 от 06.09.2007, расчет денежного содержания в случае увольнения в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы исчисляется, исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

Таким образом, законодателем четко определены составляющие, входящие в расчет выплачиваемого денежного содержания и, следовательно, дополнять его иными составляющими нет никаких законных оснований.

Далее включение средств материального стимулирования и единовременного поощрения в расчет компенсации за неиспользованный отпуск возможно только за счет экономии фонда оплаты труда, и, как следствие, уменьшения размера премии за выполнение особо важных и сложных заданий.

Соответственно, поскольку источником для выплаты с учетом средств материального стимулирования и единовременного поощрения может являться только премиальный фонд, то выплата премий будет произведена только в конце года и только при условии экономии по фонду оплаты труда. Поэтому премии за выполнение особо важных и сложных заданий не будут выплачиваться ежемесячно в течение года.

Инспекция предоставляет расчет, подтверждающий довод о том, что пересчет с учетом сумм материального стимулирования и единовременного поощрения повлечет уменьшение размера премий за выполнение особо значимого и важного задания и не приведет к получению сотрудником большего дохода в связи с ограниченным размером фонда оплаты труда.

Так, Инспекцией был произведен перерасчет по всем госслужащим Инспекции, выплаченных им в 2020, 2021г.г. с учётом средств материального стимулирования и единовременного поощрения.

Фактически Инспекцией ФИО3 при увольнении были выплачены: компенсация за неиспользованный отпуск 17 630, 19 руб., премия за выполнение особо важных задач за 2020 в размере 62 493,95 руб., премия за выполнение особо важных задач за 2021 - 49 096,04 руб. Итого общая сумма 209 171,15 руб. С учетом средств материального стимулирования и единовременного поощрения сверх фонда оплаты труда подлежало выплате 192 347,17 руб.

Разница составляет 16 823,98 руб.

Учитывая, что единственной выплатой, не имеющей фиксированного размера, является премия, то сложившаяся разница может быть взята только из сумм, относящихся к премированию. При этом в 2020 году фактически ФИО3 была выплачена премия в размере 62 493,95 руб., в 2021 - 49 096,04 руб., с учетом произведенного перерасчета надлежало выплатить в 2020 - 38 133,81 руб., в 2021 - 0 руб., соответственно, премия в целом по инспекции подлежала бы уменьшению на 38,98%.

При этом, если следовать позиции истца о включении в расчет средств материального стимулирования и единовременного поощрения, то выплата премии за выполнение особо важных и сложных заданий будет произведена только в конце года, а не ежемесячно, поскольку годовой размер премиального фонда для выплаты премий будет известен только по итогам выплаты отпускных всем сотрудникам за год.

Поскольку при расчете отпускных учитывается доход за предыдущие 12 месяцев, то размер премий за соответствующие месяцы, учитываемый в отпускных текущего года, подлежит уменьшению на соответствующий каждому году процент (расчет процентов указан выше). Следовательно, денежные средства, которые выплачивались в течение календарного года в качестве премий за выполнение особо сложных и важных заданий, с учетом позиции истца, будут выплачены в качестве отпускных в следующем году. Для определения общих выплат, полученных истцом, с учетом ее позиции, следует сопоставлять отпускные текущего года и премии, выплачиваемые в предыдущем периоде, учитываемые при расчете отпускных (т.е. при расчете отпускных за 2021 год будет учитываться премия 2020 года, размер которой, в свою очередь, будет уменьшен, т.к. в 2020 году часть этой премии уйдет на оплату отпускных 2020 года).

Налоговым органом произведен расчет выплат 2020, 2021 годы с учетом в расчете средств материального стимулирования и премий сверх фонда оплаты труда, а также выплаченной премии за выполнение особо важных и сложных поручений, уменьшенную на соответствующий процент.

Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Дополнительно представитель ответчика - ФИО2 пояснила, что правоотношения между работодателем и истцом регулируются нормами Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» конкретно предусмотрен состав денежного содержания. Но, помимо норм Федерального закона, имеются конкретные правила исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих- Правила № 562, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.09.2007, которые четко предусматривают, что данные Правила применяются на период нахождения госслужащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, в период при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией Федерального государственного органа, изменении его структуры либо при сокращении должностей. То есть имеются четко регламентированные нормативные акты. Данными Правилами, а именно п.8 предусмотрено, что в случаях, предусмотренных п.п. «д,з» п.1, а именно при ликвидации, сокращении штатов гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца. Месячное денежное содержание исчисляется, исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а, г» п.2 настоящих Правил, к ним относится: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну и ежемесячное денежное поощрение, а также 1/12 размера предусмотренных п.п. «д,ж» п.2 настоящих Правил дополнительных выплат, которые фактически начислены в течение 12 календарных месяцев, предшествовавших дате расторжения служебного контракта, сюда относится премия за выполнение особо важных и сложных заданий, материальная помощь, которая выплачивается за счет средств фонда оплаты труда государственных служащих, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Кроме того, п.6 данных Правил установлено, что при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный, оплачиваемый отпуск. Данный перечень является закрытым, не является расширенным, не подлежит иному толкованию. Таким образом, позиция истца о включении средств материального стимулирования, единовременного поощрения для расчета компенсационных выплат, а именно четырехмесячного денежного содержания, компенсации выплаты за неиспользованный отпуск не может включаться, потому, как п. 8 и 6 Правил не предусмотрено такого положения, либо какого-то расширенного толкования. Истец ссылается на судебную практику, которая, по его мнению, должна применяться, но в рамках указанного дела были рассмотрены иные обстоятельства, и как верно отразил суд в определении, необходимо определять правовую природу выплат средств материального стимулирования и единовременного поощрения. В связи с тем, что данные выплаты выплачиваются сверх фонда оплаты труда, ни средства материального стимулирования, единовременного поощрения нельзя отнести к выплатам, которые должны включаться в состав денежного содержания и учитываться при расчете, у них совершенно иная природа, источник выплат. Таким образом, требования в данной части не подлежат удовлетворению. Кроме того, также не подлежат удовлетворению требования истца ФИО3 в части взыскания компенсации морального вреда, потому, как истец находилась в трудовых отношениях с 2020 и получала за период работы отпускные, то есть ей исчислялись денежные средства, которые подлежали выплате, при этом в период нахождения на гражданской службе также данные средства не были включены в расчет. Таким образом, состоя в трудовых отношениях, истец полагала и знала, что входит в состав денежного содержания, и говорить сейчас о том, что истцу причинены нравственные страдания некорректно, и отсутствует эта причинная связь между сокращением, произведенными выплатами и начислениями, потому как и ранее истец получала денежные средства не в большем размере, никакие иные выплаты не включались в расчет. На основании изложенного просит отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что они нормативно не обоснованны.

В судебном заседании представитель ответчика - ФИО1, действующий на основании доверенности, с предъявленными исковыми требованиями не согласился, полностью поддержал позицию представителя ответчика - ФИО2 Суду пояснил, что фонд оплаты труда формируется заранее, спорные выплаты находятся за пределами фонда оплаты труда. Фонд оплаты труда согласно ст.51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» формируется, исходя из окладов государственных служащих, численности каждого государственного органа. В данном случае СМС не привязано ни к численности, ни к фонду оплаты труда, ни к окладам, то есть те выплаты, которые носят дополнительный характер, привязаны к окладам, рассчитываются, исходя из определенного количества окладов, и закладываются в фонд оплаты труда. Фонд оплаты труда доводится заранее, на определенный период, например, на начало года, средства материального стимулирования доводятся отдельно по завершению определенного периода, потому рассчитать так называемую 1/2 части СМС тоже не представляется возможным, поэтому что у СМС иной источник, иное значение, иной порядок расчета, иной порядок доведения до госоргана, иной порядок выплаты, потому, что денежное содержание - гарантированная часть дохода госслужащего в отличие от средств материального стимулирования. Средства материального стимулирования доводятся за каждый период с примерной методикой, которая каждый период претерпевает и может претерпевать изменения в части определенных показателей, и не имеет какого-то фиксированного размера в отличие от фонда оплаты труда и оклада. Поэтому формы данной выплаты отличаются от тех, которые включаются в фонд оплаты труда, и образуют денежное содержание, поэтому при таких обстоятельствах СМС к денежному содержанию отнести нельзя ни по порядку расчета, ни по порядку доведения, ни по источнику назначения, то есть материальное стимулирование направлено на стимулирование госслужащих в дальнейшем к продуктивной работе, в то время, как денежное содержание - гарантированная часть выплаты. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований.

Суд, рассмотрев дело, заслушав представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.

Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что истец ФИО3 проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС №1 по Кемеровской области - Кузбассу с 11.02.2020 (л.д.22) по 20.08.2021, последняя занимаемая ею должность - старший специалист 3 разряда отдела камеральных проверок № 1.

На основании приказа Федеральной налоговой службы от 30.04.2021 № ЕД-7-4/456 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области-Кузбассу» в целях реализации приказа Федеральной налоговой службы от 16.02.2021 № ЕД-7-12/142@ «О проведении мероприятий по модернизации организационной структуры Федеральной налоговой службы» Межрайонная инспекция ФНС России № 1 по Кемеровской области-Кузбассу реорганизована путем присоединения к Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Кемеровской области -Кузбассу, при этом Межрайонная инспекция ФНС России № 9 по Кемеровской области-Кузбассу является правопреемником в отношении полномочий прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Кемеровской области-Кузбассу (л.д.43-44).

При этом в рамках исполнения вышеуказанных приказов предусмотрено обязательное исполнение норм действующего законодательства, в том числе, осуществление расходов, связанных с организационно-штатными мероприятиями, в том числе выплаты при сокращении должностей федеральной государственной службы.

В связи с проведением организационно-штатных мероприятий в налоговых органах Кемеровской области с ФИО3 20.08.2021 расторгнут служебный контракт от 03.08.2020 № 382 (л.д.15-17, 89-91). Основанием расторжения контракта является сокращение должности федеральной государственной гражданской службы, о чем свидетельствует приказ № 02-153/077 от 10.08.2021 (п.8.2 ч.1 ст.37 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе») (л.д.11, 92).

ФИО3 произведены выплаты, положенные при данном виде расторжения служебного контракта.

Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 данного закона установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного

оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).

Согласно части 10 статьи 50 названного закона гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562.

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.

Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за

классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п.2.2 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным служащим Управления ФНС России по Кемеровской области и ИФНС России по Кемеровской области», утвержденного приказом Управления ФНС по Кемеровской области №-02-07/335@ от 24.10.2017, выплата премий производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств (л.д.68-76).

Премии за выполнение особо важных и сложных заданий, подлежащие учету при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске в соответствии с п.6 Правил включены в фонд оплаты труда, в отличие от средств материального стимулирования.

Средства материального стимулирования представляют собой объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и не являются гарантированной выплатой в структуре оплаты труда гражданского служащего.

Согласно механизму распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование гражданских служащих территориальных органов ФНС России, материальное стимулирование не входит в денежное содержание федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, не относится ни к премиям, к ни материальной помощи, выплаты которых производятся исключительно в пределах установленного фонда оплаты труда.

В судебное заседание представлены приказы руководителя Федеральной налоговой службы ФНС России о распределении бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда за 3-4 кварталы 2020 года, 1-2 кварталы 2021 (л.д.165-169);приказы руководителя УФНС России по Кемеровской области-Кузбассу о материальном стимулировании сверх установленного фонда оплаты труда за 2-4 квартал 2020 (л.д.99-100, 103-106), за 1 квартал 2021 (л.д.101-102), за 2 квартал 2021 (л.д.97-98);приказы руководителя Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Кемеровской области за период июнь-август 2020 о материальном стимулировании государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты трудаза период июнь-август 2020 год (л.д.107-108), за период сентябрь-октябрь 2020 (л.д.115-116),за период ноябрь-декабрь 2020 (л.д.119-120),за период 01 мая по 15 июня 2021 (л.д.125-126),за период январь-апрель 2021 (л.д.127-128);за период апрель-сентябрь 2020 (л.д.113-114),за 1-4 кварталы 2020 с приложеннымрасчетом сумм СМС(л.д.109-112,117-118,129-130),за 1 квартал 2021 с приложенным расчетом сумм СМС (л.д.121-124).

Из представленных документов следует, что за спорные периоды выплата средств материального стимулирования производилась за счет дополнительных средств, выделенных сверх установленного фонда оплаты труда.

В соответствии с п.2 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» ежемесячное денежное поощрение устанавливается исходя из должностных окладов.

В соответствии с п. 5 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы предусмотрено в процентном соотношении к должностному окладу.

Размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе также установлен в процентном соотношении к должностному окладу (пп.1 ч.5 ст.50 Федерального закона N 79-ФЗ).

Согласно пунктам 4.1,5.1 Положения порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным гражданским служащим Управления ФНС России по Кемеровской области и инспекцией ФНС России по Кемеровской области», установлены размеры единовременной выплаты и материальной помощи при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, исходя из окладов месячного денежного содержания гражданского служащего.

Выплаты, входящие в состав денежного содержания гражданского служащего установлены в процентном соотношении к должностному окладу.

Размер материального стимулирования не зависит от размера должностного оклада, выплачивается в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности и личного вклада конкретного служащего, носит стимулирующий характер.

Поскольку средства материального стимулирования, выплачиваемые за счет дополнительных бюджетных ассигнований, не входят в состав денежного содержания ФИО3, соответственно, не могут учитываться при расчете отпускных.

Оценив установленные по делу обстоятельства и исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что средства дополнительного материального стимулирования не относятся ни к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий, ни к выплатам, предусмотренным федеральными законами иными нормативными правовыми актами РФ в соответствии с ч.10 ст.50 Федерального закона №79-ФЗ, а представляют собой иные выплаты, не входящие в состав содержания государственного служащего, выплачиваемые сверх фонда оплаты труда, в связи с чем обоснованно не учитывались ответчиком при расчете компенсаций при увольнении.

Таким образом, не установлено нарушений ответчика при расчетах и выплате истцу компенсаций при увольнении.

С учетом изложенного, отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований ФИО3 о взыскании компенсационных выплат при сокращении, и как следствие, взыскании компенсации морального вреда.

Ссылка истца на письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 5.05.2021 № 14-0/10/В-5300 «О выплатах, производимых федеральным государственным служащим за счет бюджетных ассигнований, доводимых до федеральных государственных органов на материальное стимулирование гражданских служащих», в котором Минтруд придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих,должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий, носит рекомендательный характер, при этом указано, о том, что однако отнесение иных выплат, возможность произведения которых гражданским служащим предусмотрена частью 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, к составным частям денежного содержания гражданского служащего в том понятии, в котором оно установлено нормами Федерального закона N 79-ФЗ, законодательно прямо не предусмотрено.

Доводы истца о том, что правоотношения должны регулироваться нормами Трудового кодекса РФ, основаны на неверном толковании норм права.

Несостоятельна ссылка истца в заявлении на определение Верховного суда Российской Федерации по делу №34-КГ19-4 от 22.07.2019, так как указанным определением судебная коллегия отменила ранее принятые судебные акты и направила дело на новое рассмотрение, при этом фактическая оценка природы произведенных выплат в рамках указанного определения, отсутствует.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Кемеровской области-Кузбассу о взыскании компенсационных выплат при сокращении, компенсации морального вреда отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Кемеровского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Мариинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья - Т.А. Гильманова

Решение в окончательной форме изготовлено 25 января 2022 года

Судья - Т.А. Гильманова

Решение не вступило в законную силу

Судья- Т.А. Гильманова

Секретарь- Н.Н.Устюжанина

Подлинный документ подшит в материалах гражданского дела № 2-53/2022 Мариинского городского суда Кемеровской области

Секретарь- Н.Н.Устюжанина