ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1414/18 от 05.12.2018 Шушенского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2-1414/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 декабря 2018 года п. Шушенское

Шушенский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Шимохиной Н.П.

при секретаре Бикеевой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети» к ФИО1, ФИО2 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, встречному иску ФИО2 к МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети» о взыскании переплаты,

УСТАНОВИЛ:

МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети», с учетом уточнений, обратилось в суд с иском к указанным ответчикам о взыскании задолженности за потребленные коммунальные услуги в виде отопления в сумме 41682 рубля 97 копеек, возврате уплаченной госпошлины при подаче иска в суд, мотивируя свои требования тем, что ответчики являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, и являются пользователями коммунальных услуг в виде отопления, которые им предоставляет МУП «ШТЭС». Задолженность по коммунальной услуге в виде отопления образовалась за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данная задолженность до настоящего времени не оплачена.

ФИО2 обратилась в суд со встречным иском к МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети» о взыскании переплаты за коммунальные услуги в виде отопления в сумме 60865 рублей 94 копейки, мотивируя тем, что МУП «ШТЭС» нарушается Жилищный Кодекс РФ, Постановление Правительства РФ и Указ Губернатора Красноярского края и в связи с этим неправильно взимается плата за отопление вследствие неверного применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Переплата за коммунальные услуги за отопление за её квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, образовалась за период с 2015 по 2018 годы: за 2015-2016 год - 1815 рублей 68 копеек, за 2016-2017 год – 26213 рублей 24 копейки, за 2017-2018 год 32837 рублей 02 копейки, а всего 60865 рублей 94 копейки.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представители истца по первоначальному иску и представители ответчика по встречному иску ФИО3 и ФИО4 иск МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети» к ФИО2 и ФИО1 с учетом уточнений поддержали, настаивают на его удовлетворении. Встречный иск ФИО2 не признали, просили в удовлетворении заявленных ФИО2 требований отказать. При этом пояснили, что все отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг регламентируются «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, согласно ч. 2 ст.157 ЖК РФ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом. На территории Красноярского края тарифы на коммунальные услуги утверждаются Региональной энергетической комиссией Красноярского края (далее РЭК Красноярского края) после проведения длительной всесторонней экспертизы, являются экономически обоснованными и руководством для исполнения.

В рамках реализации требований жилищного законодательства на основании ч. 1 ст. 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов, которые утверждены указом Губернатора Красноярского края от 31.12.2015 года № 315-УГ, в период с 01.01.2016 года по 30.06.2016 года 0 %, в период с 01.07.2016 года по 31.12.2016 года 4,4 %, для 1-го полугодия 2017 года предельный индекс определен равным 0 %, для 2-го полугодия 2017 года предельный индекс равен 3,9%, в период с 01.01.2018 года по 30.06.2018 года 0 %. Порядок перерасчета платы гражданам в соответствии с предельным индексом определен постановлением Правительства РФ №400 от 30 апреля 2014 года «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации». Иными словами, предельный индекс устанавливает планку роста платы граждан за коммунальные услуги, и, если коммунальные услуги дорожают быстрее, чем это установлено предельным индексом, гражданам производится перерасчет размера платы. Сумма оплаты за все коммунальные услуги, которую абонент оплачивает в текущем месяце, не должна быть выше, чем сумма оплаты за все коммунальные услуги, которую абонент заплатил в базовом периоде на размер установленного предельного индекса. За базовый период принимается декабрь предыдущего календарного года. Предельный индекс измеряется в процентах. Если предельный индекс равен 4,4 %, то сумма оплаты за все коммунальные услуги не должна быть больше, чем сумма оплаты за декабрь, увеличенная на 4,4 %. На территории п. Шушенское наибольший удельный вес имеет плата за отопление, в связи с чем компенсация размера платы в соответствии с предельным индексом производится за услугу по отоплению предприятием МУП «ШТЭС». При этом для приведения соответствия роста размера платы за коммунальные услуги установленному предельному индексу необходимо учитывать размер платы по всему комплексу предоставляемых коммунальных услуг вне зависимости от того, в одном платежном документе отражается плата за коммунальные услуги, либо в нескольких. В результате размер платы граждан за коммунальные услуги (совокупный ежемесячный платеж за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление, газоснабжение) увеличивается не более чем на величину предельного индекса по сравнению с декабрем предыдущего календарного года (в соизмеримых натуральных показателях и при неизменном наборе коммунальных услуг). В соответствии с п.5 постановления Правительства РФ №400 от 30 апреля 2014 года «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, которое обусловлено изменением объема потребления коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета коммунальных услуг.

Дом, в котором находится квартира ответчиков, общедомовыми приборами учета не оборудован. В квартире ответчиков установлен индивидуальный прибор учета на горячую воду 23.07.2015 года. У абонентов нет обязанности передавать показания приборов учета, это его право, определенное «Правилами №354» и пунктом 3.2.5 «Договора на предоставление коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению физическим лицам». В соответствии с пп. 3.2.5 «Договора...» абонент имеет право «... при наличии индивидуального прибора учета ежемесячно снимать его показания.. .и передавать.. . не позднее 26-го числа текущего месяца». Если абонент не воспользовался этим правом, начисление может производиться в соответствии с пп. 59,60 «Правил №354» исходя из среднемесячных объемов потребления. ФИО2 не воспользовалась своим правом передавать ежемесячно показания приборов учета, в связи с чем начисление платы за холодную воду и водоотведение производилось «Водоканалом» по средним показателям.

ФИО2 в своих расчетах путает тариф с платой за коммунальные услуги. Она применяет индекс роста цен на коммунальные услуги к тарифу на отопление и не учитывает весь комплекс коммунальных услуг. Тариф устанавливается региональной энергетической комиссией и не подлежит произвольному уменьшению или увеличению. За счет бюджета компенсируется разница в росте платы за весь объем коммунальных услуг, если она превышает предельный индекс роста платы за коммунальные услуги.

ФИО2 иск МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети» о взыскании задолженности за потребленные коммунальные услуги в виде отопления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 41682 рубля 97 копеек не признала, встречные исковые требования поддержала, настаивает на их удовлетворении, пояснила, что в квартире никто не проживает, она частично оплачивала коммунальные услуги за отопление. При этом МУП «ШТЭС» неверно начисляет ей плату за отопление, неправильно применяет предельный индекс роста платы за коммунальные услуги. Свой иск поддерживает в полном объеме.

Выслушав представителей МУП «ШТЭС» ФИО3, ФИО4, ответчика по первоначальному иску и истца по встречному иску ФИО2, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.

На основании ст. 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Согласно ст. 153 ЖК РФ, граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Как установлено ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" утверждены "Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" (далее Основы формирования индексов) которыми определены принципы и порядок расчета, утверждения и применения индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.

Согласно п. 10 Основ формирования индексов, применение индексов по субъектам Российской Федерации должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода в среднем по субъекту Российской Федерации по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года в среднем по субъекту Российской Федерации не более чем на установленную величину индекса по субъекту Российской Федерации. Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.

Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг. В случае перехода к расчету за коммунальные услуги с использованием приборов учета объем потребления коммунальных услуг при расчете и применении предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в сравниваемых периодах (месяцах) принимается равным нормативу, действующему в базовом периоде (декабре предыдущего календарного года) (п. 4).

При применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам РФ не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения набора коммунальных услуг.

Объемы коммунальных услуг, численность населения (граждан) и общая площадь жилого помещения в сравниваемых периодах (месяцах) приводятся к единому значению базового периода (декабря) (п. 6).

Факт превышения установленного предельного индекса, в соответствии с положениями п. 63 Основ формирования индексов, определяется в отношении фактического размера платы гражданина за коммунальные услуги, отраженного в платежном документе (платежных документах), на основании которого (которых) вносится плата за коммунальные услуги, предоставленные собственникам или пользователям соответствующего жилого помещения. Величина превышения темпов изменения (прироста) размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги над установленным предельным индексом определяется как отношение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода к размеру платы граждан за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного года (при выполнении условий, указанных в пунктах 4 - 7, 10 и 37 - 40 настоящего документа).

Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги определяется согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).

Согласно п. 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленных ресурсоснабжающей организацией в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

Тарифы на тепловую энергию, питьевую воду и водоотведение устанавливаются решениями правления Региональной энергетической комиссии Красноярского края.

В соответствии с ч. 1, 14 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

В соответствии с приложением N 2 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, расчет размера платы за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение начисляется на количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 и ФИО1 являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, доли в праве собственности не определены.

Услуги по отоплению оказывает МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети».

Согласно реестру начислений и оплаты МУП «ШТЭС» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ задолженность за потребленную тепловую энергию абонентов ФИО2 и ФИО1 по адресу: <адрес>, с учетом уточнений составила 41682 рубля 97 копеек.

Начисление коммунальных услуг произведено в соответствии с нормативами потребления коммунальных услуг, утверждёнными органами местного самоуправления, Постановлением Правительства Красноярского края, и тарифами, утверждёнными Региональной энергетической комиссией Красноярского края.

Суд признает расчет МУП «ШТЭС» по задолженности ФИО2 и ФИО1 за потребленные коммунальные услуги в виде отопления правильным.

Каких-либо дополнительных начислений за предъявленную услугу по отоплению, кроме тех, которые начислены на отапливаемую площадь ФИО2 и ФИО1, МУП «ШТЭС» не произведено.

Согласно представленным ФИО2 расчетам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предельный индекс составил 8,9%, тариф на отопление 1514,45 рублей, при умножении тарифа на предельный индекс МУП «ШТЭС» должны были применить тариф 1649,24 = (1514,45 х 108,9%), при этом МУП «ШТЭС» применили тариф 1777,31 рублей. Рост коммунальной услуги за отопление в 2015-2016 годах составил 117,36 %, разница в сумме оплаты за отопление составила 3148,09 рублей. Начисление 2921,13 рублей (тариф 1649,24 х 1,7712). Сумма компенсации 226,96 рублей в месяц умноженная на количество месяцев (8)= 1815,68 рублей. За 2016 -2017 годы. 1649,24 х 104,4 %= 1721,80. Тариф МУП ТЭС 4362,88 рублей. Рост за отопление в 2016-2017 годах составил 264,54 %. Сумма компенсации по отоплению должна составлять (начисление) 9702,33 рублей - 3049,66 рублей (1649,24X104,4%=1721,80X1,7712) - 6652,67 рублей х 9 месяцев = 59874,03 рублей. За 2017 - 2018 годы - 1721,80 х 103,9%= 1788,95 рублей. Сумма компенсации по отоплению составляет (начисление) 10080,76 рублей -3168,60 рублей (1788,95x1,7712)= 6912,16 рублей х 7 месяцев = 48385,12 руб. В связи с изменением тарифов на отопление с ДД.ММ.ГГГГ компенсация по отоплению составляет (начисление) 9296,56 рублей - 6337,20 рублей = 2959,36 рублей. Общая сумма компенсации за 2017-2018 года составит 51344,48 рублей, а всего 60865 рублей 94 копейки, которые она просит взыскать с МУП «ШТЭС».

Расчет ФИО2 компенсации за счет применения предельного роста индекса цен на коммунальные услуги суд признает неверным. Приняв экономически обоснованный тариф на отопление, установленный РЭГ на январь 2015 года, она увеличивает его на предельный индекс увеличения платы за коммунальные услуги, тем самым устанавливая свой тариф, меняющийся в зависимости от изменения предельного индекса увеличения платы за коммунальные услуги, что противоречит положениям ч. 2 ст. 157 ЖК РФ, согласно которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом.

В соответствии с Указами Губернатора Красноярского края от 31.12.2015 № 315

УГ и от 30.13.2016 №286-УГ и от 26.12.2017 № 325 УГ в период с 01.07.2016 по 31.12.2016 установлен предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (процентов) 4,4%; в период с 01.01.2017 по 30.06.2017 – 0%, 1 01.07.2017 по 31.12.2017 – 3,9 %; в период с 01.01.2018 по 30.06.2018 – 0%, с 01.07.2018 по 31.12.2018 – 3,9 %

В соответствии с пунктами 4-6, 10 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг.

В случае перехода к расчету за коммунальные услуги с использованием приборов учета объем потребления коммунальных услуг при расчете и применении предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в сравниваемых периодах (месяцах) принимается равным нормативу, действующему в базовом периоде (декабре предыдущего календарного года).

При применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие:

а) изменения набора коммунальных услуг;

б) изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, которое обусловлено изменением объема потребления коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета коммунальных услуг;

Объемы коммунальных услуг, численность населения (граждан) и общая площадь жилого помещения в сравниваемых периодах (месяцах) приводятся к единому значению базового периода (декабря).

Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.

В силу п.63 приведенных Основ, факт превышения установленного предельного индекса определяется в отношении фактического размера платы гражданина за коммунальные услуги, отраженного в платежном документе (платежных документах), на основании которого (которых) вносится плата за коммунальные услуги, предоставленные собственникам или пользователям соответствующего жилого помещения.

Величина превышения темпов изменения (прироста) размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги над установленным предельным индексом определяется как отношение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода к размеру платы граждан за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного года при выполнении условий, указанных в пунктах 4 - 7, 10 и 37 - 40 настоящего документа.

Таким образом, в соответствии с приведенным порядком применения предельных индексов перерасчет платы за весь набор коммунальных услуг в текущем месяце производится по отношению к размеру платы за аналогичный набор коммунальных услуг в базовом периоде, исходя из объема потребления коммунальных услуг, не превышающего объем оказанных услуг в базовом периоде. В случае если объем потребления коммунальных услуг меньше того же объема базового периода, перерасчет размера платы в соответствии с предельным индексом изменения размера платы за коммунальные услуги производится из суммы фактического начисления платы за коммунальные в соответствии с потребленным объемом, который повышению до уровня объема базового периода не подлежит.

Расчет МУП «ШТЭС» полностью соответствует установленным законодательством требованиям.

С учетом изложенного требования МУП «ШТЭС» к ФИО1, ФИО2 о взыскании задолженность по оплате коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 41682 руб. 97 коп. подлежат удовлетворению, требования ФИО2 к МУП «ШТЭС» » о взыскании переплаты за коммунальные услуги в сумме 60865 руб. 94 коп. удовлетворению не подлежат.

Не проживание собственников в жилом помещении не освобождает их от несения расходов по содержанию жилого помещения в соответствии с ч. 11 ст. 155 ЖК РФ, согласно которой неиспользование собственниками и иными лицами помещений не является безусловным основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Задолженность ФИО1 и ФИО2 по коммунальным услугам в виде отопления подлежит взысканию в солидарном порядке, так как их доли в общем имуществе не определены..

В соответствии с п. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно п. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины при подаче искового заявления на сумму 1627 руб.45 коп. подтверждаются платежным поручением № 2420 от 14.08.2018 года.

С учетом уменьшения заявленных требований МУП «ШТЭС» с суммы 41682 руб. 97 коп. подлежит взысканию в пользу МУП «ШТЭС» госпошлина в сумме 1450 руб.49 коп. солидарно.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с ФИО1, ФИО2 солидарно в пользу МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети» задолженность по оплате коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 41682 руб. 97 коп., возврат госпошлины 1450 руб.49 коп., а всего 43133 рубля 46 копеек.

В иске ФИО2 к МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети» о взыскании переплаты за коммунальные услуги в сумме 60865 руб. 94 коп. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей жалобы через Шушенский районный суд.

Председательствующий Н.П. Шимохина

Решение принято в окончательной форме 07 декабря 2018 года.