ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1414/2015 от 20.01.2016 Череповецкого районного суда (Вологодская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Череповец 20 января 2016 года

Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:

судьи Савиловой О.Г.,

с участием истца Лужинского Н.П., его представителя Мамедовой Э.Н.,

представителей ответчика Соловьевой Е.В., Нигматуллиной О.В., Костериной О.М.,

при секретаре Корыхаловой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лужинского Н.П. к Управлению социальной защиты населения администрации Череповецкого муниципального района о возложении обязанности предоставления субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, возмещении расходов на проезд,

у с т а н о в и л:

Лужинский Н.П., Л. обратились в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Череповецкого муниципального района о возложении обязанности предоставления субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, возмещении расходов на проезд. В обоснование иска указали, что они являются пенсионерами и оба имеют статус «Дети войны», Л. имеет статус «Ветеран труда». Размер фактических расходов на оплату коммунальных услуг за <дата> год составил <данные изъяты> руб. 37 коп., в период с <дата> года по <дата> года им была предоставлена субсидия в размере <данные изъяты> руб. 45 коп., размер невыплаченной субсидии составил <данные изъяты> руб. Размер фактических расходов на оплату коммунальных услуг за <дата> год составил <данные изъяты> руб. 94 коп., размер невыплаченной субсидии составил <данные изъяты> руб. Размер фактических расходов на оплату коммунальных услуг за <дата> год составил <данные изъяты> руб. 35 коп., размер невыплаченной субсидии составил <данные изъяты> рубля. Не произведена выплата субсидии за проезд на общественном транспорте за <дата> год в размере <данные изъяты> рубля. Поскольку истцы имеют статус «Дети войны», им предоставляется право иметь меры социальной поддержки, установленные законодательством Вологодской области для лиц, родившихся в период с 03 сентября 1927 года по 02 сентября 1945 года. Л., как «Ветеран труда Вологодской области», имеет право на меры социальной поддержки, установленные законом Вологодской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» от 25 мая 2005 года. <дата> года они обратились с заявлением к ответчику о предоставлении им субсидии по вышеуказанным расходам; <дата> года ответчик направил письмо об отказе. Просят возложить обязанность на Управление социальной защиты населения администрации Череповецкого муниципального района предоставить им субсидии в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги за <дата> год в сумме <данные изъяты> рубля, за <дата> год - <данные изъяты> рубль, за <дата> год - <данные изъяты> рубля, а также за проезд на общественном транспорте за <дата> год - <данные изъяты> рубля.

Определением Череповецкого городского суда исковое заявление Лужинских возвращено истцам, с разъяснением права обращения в Череповецкий районный суд.

Определением суда от 20 января 2016 года производство по делу по иску Л. прекращено в связи со смертью истца <дата> года.

В судебном заседании истец Лужинский Н.П. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнил, что требования заявлены именно по предоставлению субсидии (не ЕДК). Суду пояснил, что он является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности жилого помещения. В <дата> году он действительно отказывался оплачивать коммунальные платежи, поскольку услуги были оказаны некачественно. Решения об отказе в выплате на предоставление субсидии в <дата> года не получал, не знал о необходимости обращения к ответчику с повторным заявлением о назначении субсидии по оплате коммунальных услуг после погашения долга по платежам.

В судебном заседании представитель истца – Мамедова Э.Н., действующая на основании ордера, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, уточнила, что просит возложить обязанности на ответчика именно по предоставлению субсидии (не ЕДК), уточнить требования в части предоставленных именно истцу субсидий не может. Требования истца по возмещению расходов на проезд заявлены на основании Закона Вологодской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан»; данные требования оставляет на усмотрение суда. Суду пояснила, что истец не получил субсидию за период с <дата> года, о том, что ему необходимо вновь обращаться с заявлением к ответчику после вынесения решения об отказе в предоставлении субсидии в связи с задолженностью по коммунальным платежам, не знал.

В судебном заседании представители ответчика - Управления социальной защиты населения администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области - Соловьева Е.В., Нигматуллина О.В., Костерина О.М., действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали, представили письменный отзыв.

Соловьева Е.В. пояснила, что в период <дата> года, <дата> года, с <дата> года по <дата> года истцу по его заявлениям ежемесячно выплачивались субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по закону от 14.12.2005 года «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»; оказание данной услуги носит заявительный характер, размер расчета субсидий представлен суду. Решением Управления от <дата> года истцу отказано в назначении субсидии в связи с признаками задолженности по оплате услуг; указанное решение направлено истцу и им лично получено <дата> года, что подтверждается почтовым отправлением. После погашения задолженности истец с заявлением о предоставлении ему субсидии не обращался, за указанный период субсидия ему не назначалась. Как льготник по категории «инвалид» истец получает ЕДК, размер которой определяется управляющей компанией и к полномочиям Управления социальной защиты не относится. Право на компенсацию по оплате расходов проезда один раз в год по территории Российской Федерации по закону области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» имеют только реабилитированные лица, к данной категории истец не относится и право на указанную льготу не имеет.

Нигматуллина О.В. пояснила, что истец по категории льгот как инвалид с <дата> года получает ЕДК, которая ежемесячно переводится через почтовое отделение по месту жительства истца. К категории «Ветеран труда» истец не относился, с заявлением по указанной льготе не обращался. Истец имел право выбирать - по какой категории льгот он желает получать социальную поддержку (инвалид или «Дети войны»); льготы по ЕДК также имела супруга истца. Расчет ЕДК производится управляющей компанией, к компетенции Управления социальной защиты не относится.

Костерина О.М. суду пояснила, что в <дата> году истцу по его заявлению начислены и выплачены субсидии в установленном законом размере, расчет которых представлен суду. Также производились начисления и ежемесячные выплаты истцу субсидии с период с <дата> года по <дата> года, с <дата> года, с учетом представленных истцом документов, совокупного дохода семьи и уменьшения суммы на ЕДК размер субсидий составил 0, в <дата> года, с учетом изменений размера регионального стандарта, истцу выплачена субсидия. В <дата> году (с <дата> по <дата>) размер субсидии начислялся и выплачивался истцу с учетом изменений регионального стандарта и увеличения совокупного дохода семьи Лужинских. Решением Управления от <дата> года истцу отказано в назначении субсидии в связи с признаками задолженности по оплате услуг; указанное решение направлено истцу и им лично получено; повторно после погашения задолженности истец с заявлением о предоставлении субсидии в установленном законом порядке не обращался.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, огласив материалы дела, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Лужинского Н.П. по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что истец является <данные изъяты>, с <дата> года имеет удостоверение, подтверждающее право на меры социальной поддержки, установленные законодательством Вологодской области для лиц, родившихся в период с 03 сентября 1927 года по 2 сентября 1945 года («дети войны). Истец является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>

В соответствии со ст.28.1 Федерального закона РФ от 24.11.1995 №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей. Согласно части третьей вышеназванной нормы Закона в случае, если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается, ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

Согласно статье 8 Закона Вологодской области № 1285 от 1 июня 2005года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» в случае, если гражданин имеет право на предоставление одной и той же формы социальной поддержки по настоящему закону области и по другому закону области, или по федеральному закону, или по иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому они устанавливаются, ему предоставляются меры социальной поддержки по настоящему закону области, по другому закону области или федеральному закону или по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

Лужинскому Н.П. как лицу, пользующемуся мерами социальной поддержки по категории «инвалид», предоставляются следующие меры социальной поддержки: - ежемесячная денежная выплата в соответствии в ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; - ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере: - 50% платы за жилое помещение (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и 50% платы за коммунальные услуги независимо от вида жилищного фонда (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) в соответствии в законом Вологодской области от 05.02.2009 года «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категориям граждан»; - ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения в размере 50% платы за жилое помещение в соответствии с Законом Вологодской области от 26.04.2007 «О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов».

Истец в период с <дата> года по <дата> год обращался к ответчику в отдел по выплате и назначении субсидий с заявлениями о предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.06.2007 N 379, от 24.12.2008 N 1001, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 26.10.2011 N ГКПИ11-1394) утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Пунктом 41 названных Правил определено, что субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев. Согласно пункту 20 Правил размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Порядок определения размера субсидии урегулирован разделом IV Правил. Данный раздел содержит ряд формул, по которым уполномоченный орган должен производить расчет. Применение той или иной формулы зависит от соотношения дохода семьи и прожиточного минимума, при этом в каждом случае размер субсидии рассчитывается исходя из размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности, количества лиц, входящих в состав семьи заявителя; регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи и совокупного дохода семьи.

Специалистами Управления социальной защиты населения был произведен расчет размера субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, произведена их выплата истцу в соответствии с вышеуказанными Правилами за период <дата>, <дата> годы, а также за период с <дата> года и <дата> года. На основании представленных истцом платежных документов специалистом ответчика произведено сравнение размера предоставленной субсидии с фактическими расходами; в результате сравнения оснований для доплат и удержаний не выявлено. Представленные суду ответчиком расчеты по назначению и выплате вышеуказанной субсидии истцу судом проверены, признаны правильными.

В судебном заседании истец не отрицал наличие у него в <дата> году задолженности по оплате коммунальных услуг с пояснением, что оплату не производил в связи с ненадлежащим оказание услуги, что предметом рассмотрения настоящего дела не является.

В связи с наличием в файлах информационного обмена за <дата> года, <дата> года, <дата> года признаков задолженности истца по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, Управлением социальной защиты населения от <дата> года принято решение об отказе в назначении субсидии по заявлению истца о назначении субсидии; ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за указанные месяцы истцу была ответчиком начислена, но не выплачена.

Доводы истца о необходимости взыскания в его пользу с ответчика невыплаченных, по его мнению, размеров субсидий за периоды <дата>, <дата>, <дата> годов в размере 50% от фактически произведенных семьей Лужинских расходов по оплате жилья и коммунальных услуг основаны на неправильном толковании норм права и не могут быть приняты судом как доказательство задолженности ответчика перед истцом.

В соответствии со ст.3 п.4 Закона Вологодской области № 12850 от 01.06.2005 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» право на компенсацию по оплате проезда (туда и обратно) один раз в год по территории Российской Федерации имеют реабилитированные лица. Поскольку к указанной категории льготников истец не относится, не подлежат удовлетворению его требования о взыскании с ответчика суммы проезда за <дата> год в размере <данные изъяты> рубля.

Суд рассматривает исковые требования Лужинского Н.П. в пределах заявленных требований о возложении обязанности предоставления субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг; иных требований истцом не заявлено.

Анализируя собранные по делу обстоятельства и факты, суд не усматривает нарушения прав и законных интересов истца Лужинского Н.П. при начислении и выплате емуУправлением социальной защиты населения администрации Череповецкого муниципального района субсидии на оплату жилого помещения икоммунальных услуг за за периоды <дата>, <дата>, <дата> годов, а также в отказе компенсации возмещения расходов по оплате проезда, в связи с чем полагает в удовлетворении требований Лужинскому Н.П. отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований Лужинского Н.П. к Управлению социальной защиты населения администрации Череповецкого муниципального района о возложении обязанности предоставления субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, возмещении расходов на проезд - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Текст мотивированного решения составлен 25 января 2016 года.

Согласовано

Судья Череповецкого районного суда Савилова О.Г.