ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1415/2013 от 17.02.2014 Оленегорского городского суда (Мурманская область)

      Дело № 2-70/2014

  Мотивированное решение

 составлено 17.02.2014г.

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

     10 февраля 2014 года

  г. Оленегорск

 Оленегорский городской суд Мурманской области в составе

 председательствующего судьи Черной М.А.,

 при секретаре Гурбич Т.В.,

 рассмотрев гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области о возложении обязанности произвести капитальный ремонт многоквартирного дома и квартиры,

 установил:

 ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области о возложении обязанности произвести капитальный ремонт многоквартирного дома и квартиры, указывая, что он является нанимателем квартиры № ХХХ в доме № ХХХ по ... в г.... ... области. В связи с непроведением в течение длительного времени, а именно с ДД.ММ.ГГГГ года, капитального ремонта жилого дома, он неоднократно обращался к ответчику с просьбами произвести в его квартире замену радиаторов отопления, стояков, водопроводного крана на кухне, произвести ремонт балконного ограждения и другие ремонтные работы, однако до настоящего времени капитальный ремонт дома и ремонт квартиры не произведен. Указывает, что необходимость проведения ремонта следует из акта осмотра технического состояния строительных конструкций балкона его квартиры; актами осмотра дома подрядными организациями, составлен перечень необходимых работ по ремонту строительных конструкций дома, внутридомовых инженерных сетей отопления, холодного, горячего водоснабжения и системы канализации дома, пассажирского лифта в подъезде № ХХХ и подтверждается требованиями ВСН 58-88(р). Просит обязать ответчика произвести капитальный ремонт дома за счёт средств муниципалитета без взимания платы на капитальный ремонт с жителей дома, взыскать судебные расходы.

 Впоследствии истец ФИО1 исковые требования изменил, и с учетом того, что в соответствии с приложением № 3 ВСН-58-88(р) истекли сроки эффективной эксплуатации оборудования в его жилом помещении, просил в квартире: заменить батареи на новые- модернизированные по окончании отопительного сезона, проверив при этом их работу; заменить 4 окна из 5-ти в комнатах на окна «Евро» в период с июня по август 2014 года; заменить полы из линолеума в квартире; заменить мойку в кухне на мойку из нержавеющей стали; осмотреть балконное ограждение специалистами, составить акт осмотра - по которому дать заключение, и если требуется- то сделать ремонт кирпичного ограждения. С учетом того, что в соответствии с приложениями № 2 ВСН-58-88(р) истекли сроки эффективной эксплуатации до постановки на капитальный ремонт оборудования общего имущества дома, просил произвести: комплексный капитальный ремонт дома с внешним благоустройством прилегающей территории в срок до марта 2015 года; произвести замену лифтов дома по утвержденным срокам их эксплуатации (25лет). Обязать Администрацию впредь соблюдать положения ВСН-58-88(р) и приложение №3 ВСН-58-88(р), оплачивать через бюджет города замену оборудования и сетей в пропорции отработанного времени, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года (25-27лет), к моменту окончания сроков их эффективной эксплуатации. Обязать Администрацию оплатить стоимость смесителей, заменённых им самостоятельно согласно представленным товарными чекам.

 В судебном заседании истец ФИО1 настаивал на удовлетворении измененных исковых требований по изложенным в его заявлениях основаниям, дополнив, что необходимость проведения капитального ремонта в жилом помещении и многоквартирного дома обусловлена эффективными сроками эксплуатации оборудования, определенными ВСН 58-88(р). Смеситель он заменил также по причине истечения сроков его эксплуатации.

 Представитель третьего лица на стороне истца – директор управляющей компании ООО «Виком», К.. в судебном заседании требования истца поддержал частично, пояснив, что требования истца о капитальном ремонте в его квартире считает необоснованными, поскольку осмотрев квартиру истца, может сказать, что все оборудование, указанное истцом как подлежащее замене, находится в исправном состоянии и может эксплуатироваться в дальнейшем. Что касается капитального ремонта многоквартирного дома № ХХХ по ... в г...., то он полностью поддерживает требования истца, поскольку дом действительно требует капитального ремонта, в том числе: кровли, которая менялась только частично; необходима замена двух лифтов, так как заменили только пять; внутридомовые системы требуют ремонта; необходима замена системы водоснабжения, так как нарушена подача воды (пониженный напор).

 Представитель ответчика – Администрации города Оленегорска К.., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в иске отказать в полном объеме, по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которым, между истцом и МКУ «УГХ» г.Оленегорск был заключен договор социального найма жилого помещения, в котором предусматривается обязанность нанимателя производить текущий ремонт жилого помещения, в том числе побелку, окраску и оклейку стен, потолков, окраску полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замену оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения). Считает, что замена дверных и оконных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования не могут быть отнесены к капитальному ремонту жилого помещения и должны осуществляться нанимателем в порядке текущего ремонта, поскольку они не входят в перечень работ по капитальному ремонту жилого помещения, предусмотренный Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170.

 Кроме того, указывает, что планирование и организация капитального ремонта общедомового имущества многоквартирного дома входит в состав услуг, оказываемых управляющей организацией. Администрация г.Оленегорска является не единственным собственником жилых помещений в многоквартирном доме, в связи с чем выполнение капитального ремонта дома № 7 по Ленинградскому проспекту в г.Оленегорске должно производиться за счёт всех собственников жилых помещений многоквартирного дома соразмерно их доле в праве общей собственности. За счет средств местного бюджета проводились работы по капитальному ремонту указанного жилого дома, в том числе в рамках региональной адресной программы, утвержденной Постановлением Правительства Мурманской области от 01.10.2012 № 494-ПП «О долгосрочной целевой программе «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в Мурманской области» на 2013-2015 годы».

 Представитель третьего лица на стороне ответчика – МКУ «УГХ» г.Оленегорска К., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы отзыва на исковое заявление, согласно которому просит в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку с момента постройки дома и до момента передачи его на баланс МУПП ЖКХ г.Оленегорска 31.01.1996г. данный многоквартирный дом находился на балансе АООТ «Олкон», за которым согласно ст. 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в РФ» сохранялась обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. На момент принятия Закона «О приватизации» Администрация не являлась ни собственником дома, ни наймодателем, в связи с чем считает предъявленные к ответчику требования не основанными на законе. Указывает, что обязанность несения расходов на содержание и капитальный ремонт жилого дома возложена на всех собственников помещений в многоквартирном доме, в связи, с чем капитальный ремонт дома не может быть выполнен лишь за счет средств местного бюджета. Решение об организации проведения капитального ремонта общего имущества принимается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, поэтому возложение такой обязанности на муниципалитет считает необоснованным, при этом доказательства необходимости производства капитального ремонта дома на сегодняшний день отсутствуют. В период с 2006 по 2009 годы за счет средств местного бюджета неоднократно проводились работы по капитальному ремонту жилого дома, в том числе в рамках региональной адресной программы, а именно: ремонт рулонной кровли, работы по демонтажу кирпичных ограждений лоджий и балконов и монтажу новых ограждений, ремонту балконных лоджий и балконов, изоляции козырьков над квартирами. Считает, что истцом не представлено доказательств необходимости производства капитального ремонта как жилого помещения- квартиры, так и многоквартирного дома. Ссылки истца на ВСН-58-88(р) считает несостоятельными, поскольку со дня вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», то есть с 01.06.2003 года, требования ВСН 58-88(р) применяются в правоотношениям, возникшим между нанимателем и наймодателем муниципального жилого помещения, только в случаях, когда это прямо предусмотрено заключенным договором социального найма.

 Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Оленегорска, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, К.., в судебном заседании поддержал доводы представителя Администрации города Оленегорска и МКУ УГХ г.Оленегорска, также считает иск не обоснованным, по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

 Выслушав объяснения сторон, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 По смыслу норм статьи 676 Гражданского кодекса РФ, статьи 65 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное в наём жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

 Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года между истцом ФИО1 (нанимателем) и МКУ «УГХ» муниципального образования г.Оленегорска, действующей от имени собственника жилого помещения Администрации города Оленегорска (наймодателем) заключен типовой договор социального найма б/н, согласно которому ФИО1 и членам его семьи в бессрочное владение и пользование передано жилое помещение квартира № ... дома ... по ... в г..... Ранее аналогичный договор был заключен с отцом истца ФИО2

 Согласно справке МКУ «УГХ» г.Оленегорска ФИО1 является нанимателем указанной квартиры с ДД.ММ.ГГГГ года, на основании ордера № ... от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного на имя ФИО2

 В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 67 Жилищного кодекса РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.

 Согласно части 3 статьи 67 Жилищного кодекса РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан в том числе использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом, обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения; своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

 Таким образом, из содержания данной нормы, следует, что проведение текущего ремонта квартиры является обязанностью нанимателя.

 Понятие текущего и капитального ремонтов содержится в Ведомственных строительных нормах ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312.

 Согласно пункту 4.5 указанных ВСН 58-88 (р), устанавливающего состав и порядок функционирования системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, текущий ремонт жилых и подсобных помещений квартир должен выполняться нанимателями этих помещений за свой счет. Перечень работ по ремонту квартир, выполняемых нанимателями за свой счет, приведен в рекомендуемом приложении N 8, в частности к ним относятся: замена оконных, дверных и печных приборов, вставка стекол. Замена или установка дополнительных кранов, смесителей и другого оборудования, замена дверных полотен, встроенных шкафов и отделка помещений с целью благоустройства квартиры; ремонт штукатурки стен, потолков, перегородок отдельными листами в помещениях жилых квартир; замена и ремонт покрытий полов.

 Аналогичный перечень содержится и в пункте 4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 г. N 315.

 Согласно акту осмотра технического состояния квартиры № ХХХ дома № ХХХ по ... от ДД.ММ.ГГГГ года, произведенного на основании обращения ФИО2, квартира, находится в технически исправном состоянии, пригодна к дальнейшей эксплуатации. В ходе осмотра в том числе установлено, что оконное остекление полное, в две нитки, подоконник в жилой комнате с трещиной, притворы створок оконных рам имеют зазоры до 2-3мм, визуально дефектов не имеют; покрытие полов в коридоре и кухне -линолеум, в комнатах- пол деревянный, в санузле -плитка; сантехоборудование в рабочем состоянии (стояки холодного и горячего водоснабжения замены); система отопления открытая в рабочем состоянии, приборы отопления (чугунные радиатора) прогреты неравномерно, требуется промывка; электрооборудование в рабочем состоянии.

 Как следует из акта осмотра технического состояния строительных конструкций балкона квартиры № ХХХ ...,№ ХХХ от ДД.ММ.ГГГГ, необходимо выполнить ремонт ограждения балкона.

 Вместе с тем, согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, находящиеся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающие более одного помещения, то есть ограждающие конструкции к которым относится и ограждение балкона, являются общим имуществом собственников в многоквартирном доме.

 Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ № ХХХ, балконы отнесены к несущим конструкциям (подпункт 4.2).

 Представленными истцом актами осмотра жилого помещении- квартиры № ХХХ дома № ХХХ ... в г...., не установлено технически неисправных конструктивных элементов, приборов и иного оборудования, утративших потребительские свойства в процессе эксплуатации либо находящихся в аварийном состоянии, разрушений жилого помещения, отклонений от норм, требующих проведения капитального ремонта не выявлено.

 Иных доказательств истцом в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ в подтверждение необходимости проведения в его квартире капитального ремонта, суду не представлено. В связи, с чем требования истца о возложении обязанности на ответчика по проведению в его квартире капитального ремонта и взысканию расходов, связанных с приобретением смесителей удовлетворению не подлежат.

 Требования истца об обязании ответчика произвести комплексный капитальный ремонт многоквартирного дома с внешним благоустройством прилегающей территории в срок до марта 2015 года, произвести замену лифтов дома по утвержденным срокам их эксплуатации, возложении обязанности по соблюдению положений ВСН-58-88(р), оплачивать через бюджет города замену оборудования и сетей в пропорции отработанного времени, начиная с 2007 года к моменту окончания сроков их эффективной эксплуатации, суд считает не основанными на законе.

 Согласно постановлению Администрации города Оленегорска №36 от 31.01.1996 года «О передаче жилого фонда и объектов коммунально-бытового назначения от АООТ «Олкон» на баланс муниципальному производственному предприятию жилищно-коммунального хозяйства г.Оленегорска», с приложениями (перечнем), многоквартирный дом № ХХХ по ... в г.... передан в муниципальную собственность в ДД.ММ.ГГГГ.

 По смыслу положений нормы статьи 16 Закона «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», статей 39,158 Жилищного кодекса Российской Федерации статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, если на момент приватизации дом не требовал капитального ремонта, то после начала процесса приватизации обязанность по производству капитального ремонта лежит на всех собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения, в соответствии с долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме.

 Как следует из справки жилищного отдела МКУ «УГХ» г.Оленегорска первое жилое помещение в указанном доме было приватизировано ДД.ММ.ГГГГ, когда здание находилось на балансе АООТ «Олкон».

 Каких-либо доказательств того, что обязанность по производству капитального ремонта возникла на момент приватизации жилых помещений в доме ... по ... в г.Оленегорске, суду не представлено.

 Судом установлено и не опровергнуто истцом, в период с ДД.ММ.ГГГГ года за счет средств местного бюджета неоднократно проводились работы по капитальному ремонту дома 7 по Ленинградскому проспекту, в частности: в ДД.ММ.ГГГГ году был выполнен ремонт рулонной кровли, что подтверждается муниципальным контрактом; в ДД.ММ.ГГГГ году выполнялись работы по демонтажу кирпичных ограждений лоджий и балконов дома и монтажу новых ограждений, что подтверждается муниципальным контрактом и локальной сметой; в ДД.ММ.ГГГГ году выполнялись работы по ремонту ограждения балконных лоджий балконов, изоляции козырьков над квартирами, что подтверждается муниципальным контрактом. Решением общего собрания собственники помещений дома ... по ... принимали решение об участии в адресной программе, в ДД.ММ.ГГГГ году в рамках Федерального закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

 Согласно пункту 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, в том числе на выполнение работ по текущему и капительному ремонту.

 Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации.

 Пунктом 21 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 предусмотрено, что капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).

 Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ в Жилищный кодекс Российской Федерации введен раздел 9, регламентирующий организацию проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

 Исходя из положений комментируемой нормы (раздела 9 Жилищного кодекса РФ) решение о проведении капительного ремонта многоквартирного дома, его объемы и сроки выполнения работ осуществляются на основании решения общего собрания собственников помещений в многократном доме. Предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, представляются собственникам помещений многоквартирного дома лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом или оказывающим услуги и (или) выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональным оператором (в случае если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора) не менее чем за шесть месяцев до наступления года, в течение которого, в соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. В случае если общее собрание собственников помещений многоквартирного дома не приняло решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, решение принимается органом местного самоуправления муниципального образования Мурманской области, на территории которого расположен данный многоквартирный дом, в соответствии с требованиями статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации.

 Аналогичный порядок предусмотрен Законом Мурманской области от 24.06.2013 № 1629-01-ЗМО «Об отдельных вопросах организации и проведения капительного ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области», принятого Мурманской областной Думой 20.06.2013.

 В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования ЖКХ, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий принят Федеральный Закон № 185-ФЗ от 21 июля 2007 года «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. При этом, под капитальным ремонтом многоквартирного дома понимается проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

 С учетом изложенного, а также исходя из анализа вышеприведенных норм закона, нормативно-правовых актов, регулирующих организацию проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, суд считает необоснованными требования истца об обязании Администрации города произвести комплексный капитальный ремонт многоквартирного дома № 7 по Ленинградскому проспекту, так как истцом не представлено доказательств, подтверждающих необходимость проведения данного вида ремонта, требования истца основаны только на субъективном понимании необходимости проведения ремонта. Ссылки истца на сроки эффективной эксплуатации, предусмотренные ВСН 58-88(р), акты осмотров, а также на положения статьи 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» суд находит не состоятельными, поскольку данные обстоятельства не позволяют суду сделать вывод о необходимости проведения комплексного капитального ремонта многоквартирного дома и жилого помещения. Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, и не опровергнуто истцом, в период с 2006 по 2009 год были проведены ремонтные работы многоквартирного дома. Осмотры многоквартирного дома проведены без участия специалиста (эксперта), выводы, указанные в представленных актах не мотивированы и не могут быть приняты судом как доказательства в подтверждение доводов истца.

 Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования необоснованны и удовлетворению не подлежат.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 решил:

 В удовлетворении иска ФИО1 к Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области о возложении обязанности произвести капитальный ремонт многоквартирного дома № ... ... города ... ... области и жилого помещения- квартиры ... дома 7 ... г.... Мурманской области- отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Председательствующий

 ....

     ....

  ....