ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1415/2014 от 19.08.2014 Норильского городского суда (Красноярский край)

  Дело № 2-1415/2014

Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 19 августа 2014 года район Талнах, г.Норильск

 Норильский городской суд (в районе Талнах) Красноярского края в составе председательствующего судьи Рудакова Н.Б.,

 при секретаре Пустохиной В.В.,

 с участием представителя ответчиков Клюевой Н.Л.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саблевой А.В. к Администрации <адрес>, Ликвидационной комиссии, созданной на основании Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О ликвидации муниципального учреждения "Управление здравоохранения Администрации <адрес>" и Фонду социальной защиты населения Норильского промышленного района о взыскании суммы недоплаченного среднего заработка и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

 Саблева А.В. обратились в суд с иском, в котором просит, с учетом увеличенных требований, взыскать с Администрации <адрес> невыплаченный средний заработок на период ее трудоустройства за май 2014 года в сумме 11517,51 рублей и за июнь 2014 года в размере 5758,75 рублей, а всего 17276,26 рублей, а также взыскать компенсацию морального вреда в размере 10000,00 рублей.

 Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен Фонд социальной защиты населения Норильского промышленного района.

 Свои требования Саблева А.В. мотивирует тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она состояла в трудовых отношениях с МУ "Управление здравоохранения Администрации <адрес>", и была уволена в связи с сокращением численности работников вследствие ликвидации учреждения, согласно п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. В июне 2014 года ей был выплачен средний заработок на время трудоустройства в размере 109416,50 рублей за период с 01 мая по 31 мая, без учета праздничных дней 1 мая — Праздник Весны и Труда, и 9 мая — День Победы. Ее среднедневной заработок для расчета выходного пособия и сумм, связанных с увольнением по данным МУ "Управление здравоохранения" составил 2735,88 рублей. В результате, из-за отсутствия оплаты двух праздничных дней в мае 2014 года она потеряла 11517,51 рублей, из них 5471,76 рублей – сумма бюджетных средств (2735,88*2); 6045,75 рублей – сумма за счет дополнительных компенсационных выплат (ДКВ) (2735,88*1,27 коэффициент ДКВ-13% НДФЛ). Кроме того, в июне 2014 года ей был выплачен средний заработок на время трудоустройства без учета праздничного дня 12 июня – День России. Таким образом, за июнь 2014 года ей не выплачен средний заработок в размере 5758,75 рублей, из них 2735,88 рублей – сумма бюджетных средств; 3022,87 рублей – сумма за счет дополнительных компенсационных выплат (ДКВ) (2735,88*1,27 коэффициент ДКВ-13% НДФЛ). Согласно положениям ст. 112 ТК РФ, наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад). Полагает, что данное положение относится и к порядку исчисления среднего месячного заработка, рассчитываемого при определении среднего месячного заработка на период трудоустройства. Кроме этого, своими неправомерными действиями ответчик причинил ей моральный вред. При неоднократном обращении за выплатой указанных денежных средств в добровольном порядке ей было отказано. Ответчик осуществлял полагающиеся ей выплаты без учета праздничных дней в текущем месяце с самого ее увольнения, что носит длительный характер правонарушения и вынуждает вновь обращаться в суд, вновь испытывать сильную тревогу и раздражение, фактически постоянно находиться в состоянии стресса. Ей пришлось обращаться за юридической помощью к специалистам, изучать специальную юридическую литературу, и это заняло много личного времени и доставило неудобство ей и ее семье. Все переживания на фоне чувства унижения, подавленности и состояния дискомфорта, стали последствиями неправомерных действий ответчика и очень сильно повлияли на ее психологическое состояние. Причиненный ей моральный вред она оценивает в 10000,00 рублей.

 В судебном заседании истец Саблева А.В.   не присутствовала, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, на требованиях настаивает в полном объеме.

 Представитель ответчиков Администрации <адрес>, Ликвидационной комиссии и Фонда социальной защиты населения Норильского промышленного района ФИО5  , действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме и суду пояснила, что истец состояла в трудовых отношениях с МУ «Управление здравоохранения Администрации <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и на основании распоряжения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 2096-л была уволена в связи ликвидацией учреждения по пункту 1 части 1 статьи 81 ТК РФ. В соответствии со ст. 178 ТК РФ, при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Статьей 139 ТК РФ установлено, что для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных указанным Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Порядок исчисления средней заработной платы регулируется Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года №922. Пунктом 9 Положения установлено, что расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. Средний заработок определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате. При этом для всех случаев, кроме оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней в периоде, подлежащем оплате. Работникам, получающим должностной оклад, оплата нерабочих праздничных дней не предусмотрена. Им выплачивается полный оклад за отработанную норму рабочего времени, установленную для данной категории работников. Наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы (ч. 4 ст. 112 ТК РФ). Иными словами, данным работникам сохраняется заработная плата в полном размере независимо от числа нерабочих праздничных дней в месяце. Так, производственным календарем на 2014 год при 5-ти дневной рабочей неделе с двумя выходными днями установлена норма рабочего времени в мае 2014 года 19 рабочих дней и 12 выходных дней; в июне 2014 года 19 рабочих дней и 11 выходных дней. В соответствии с п. 8.1 Правил внутреннего трудового распорядка Администрации <адрес>, утвержденных постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 872, работникам, в том числе структурных подразделений Администрации <адрес> установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. Таким образом, истцу в мае и в июне 2014 года был выплачен средний заработок на период трудоустройства, исходя из среднедневного заработка в размере 2735,88 рублей, в соответствии с требованиями действующего законодательства. Требования истца о компенсации морального вреда считает необоснованными, поскольку истец просит суд взыскать заранее определенную денежную сумму, в то время как размер компенсации подлежит определению судом с учетом причиненных физических нравственных страданий, доказательств которых, по ее мнению, истцом не представлено. Кроме того, дополнительные компенсационные выплаты выплачиваются работнику из Фонда социальной защиты населения Норильского промышленного района, в связи с чем Ликвидационная комиссия не является плательщиком указанных средств.

 Выслушав представителя ответчиков, исследовав в полном объеме материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

 Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

 Статьей ст. 164 ТК РФ, установлено, что гарантии – это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений; компенсации – это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

 В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ истец на основании трудового договора (и дополнительных соглашений к нему) работала на различных должностях муниципальной службы в МУ "Управление здравоохранения Администрации <адрес>, что подтверждается записями в трудовой книжке (л.д. 8-12).

 ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> в соответствии с ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении структуры администрации <адрес>» было принято постановление № «О ликвидации МУ Управление здравоохранения Администрации <адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ ода. Для осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией Управления здравоохранения Администрации <адрес>, создана ликвидационная комиссия.

 С ДД.ММ.ГГГГ, в связи с ликвидацией учреждения на основании п.1 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, Саблева А.В. уволена из МУ «Управление здравоохранения Администрации <адрес>», что подтверждается копией распоряжения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 2096-л.

 При увольнении Саблевой А.В. было начислено и выплачено путем перечисления на банковский счет выходное пособие за январь 2014 года в сумме 46509,96 рублей и дополнительные компенсационные выплаты (далее ДКВ) в сумме 59067,65 рублей. В связи с нетрудоустройством истца, за февраль, март и апрель 2014 года истцу начислен и выплачен сохраняемый средний месячный заработок исходя из среднего дневного заработка истца 2735,88 рублей. Данные обстоятельствами подтверждаются представленной в материалы дела копией решения Норильского ФИО1 суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-25).

 При этом в мае и в июне 2014 года истцу начислен и выплачен средний заработок на период трудоустройства исходя из 19 рабочих дней в месяце, без учета нерабочих праздничных дней 1 мая – Праздник Весны и Труды, 9 мая – День Победы, и 12 июня – День России.

 В соответствии со ст. 178 ТК РФ, при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

 Аналогичные гарантии предусмотрены ст. 318 ТК РФ для работников, увольняемых в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера, при этом средний месячный заработок на период трудоустройства согласно указанной норме сохраняется за увольняемым работником на срок не свыше трех месяцев со дня увольнения. В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата сохраняемого среднего месячного заработка производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.

 По смыслу приведенных положений ст.ст. 178, 318 ТК РФ, во взаимосвязи с положениями ст. 164 ТК РФ, раскрывающей понятие гарантий и компенсаций, сохранение за работником, уволенным в связи с ликвидацией предприятия, среднего месячного заработка на период трудоустройства является по своей правовой природе компенсационной выплатой, установленной в целях возмещения уволенному работнику утраченного в связи с увольнением заработка на время поиска нового места работы, поэтому исчисление утраченного заработка должно производиться с учетом гарантий прав работников данной категории на оплату труда, в том числе и в нерабочие праздничные дни.

 Согласно положениям абз. 4 ст. 112 ТК РФ, наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад).

 Приведенные положения относятся в равной мере и к порядку исчисления среднего месячного заработка, учитываемого при определении выходного пособия по правилам, установленным ст. 139 ТК РФ и п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года № 922.

 В связи с изложенным, при наличии обстоятельств, свидетельствующих об установлении уволенному работнику фиксированного размера оплаты труда за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат – оклада (должностного оклада), при применении положений ст. 139 ТК РФ следует исчислять средний заработок работника, учитываемый для определения суммы среднего заработка работника, сохраняемого за ним на период нетрудоустройства, путем умножения его среднего дневного заработка на количество рабочих и нерабочих праздничных дней в периоде, подлежащем оплате, поскольку нерабочие праздничные дни подлежат оплате как рабочие.

 В соответствии со ст. 112 ТК РФ, 1 мая – Праздник Весны и Труда, 9 мая – День Победы, 12 июня – День России, являются в Российской Федерации нерабочими праздничными днями.

 Согласно заключенному с Саблевой А.В. трудовому договору, оплата труда истца включает в себя должностной оклад, районный коэффициент, ежемесячные надбавки, премии и дополнительные единовременные выплаты.

 Таким образом, с учетом положений ст. 112 ТК РФ, истец вправе претендовать на получение сохраняемого среднего месячного заработка на период трудоустройства с учетом оплаты выпадающих на период выплаты сохраняемого среднего месячного заработка нерабочих праздничных дней.

 Признавая установленным, что расчет сохраняемого среднего месячного заработка на период трудоустройства, выплаченных Саблевой А.В., без учета нерабочих праздничных дней противоречит действующему законодательству, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных Саблевой А.В. требований о взыскании недоплаченной суммы сохраняемого среднего месячного заработка за май и июнь 2014 года

 Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось представителем ответчиков, средний дневной заработок истца в рассматриваемый период составлял 2735,88 рублей.

 При этом, согласно ст. 7.1 Закона Красноярского края «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях края с особыми климатическими условиями» № от ДД.ММ.ГГГГ, в локальных природно-климатических зонах Крайнего Севера, к которым согласно ФИО2 края № 51-уг от ДД.ММ.ГГГГ относится муниципальное образование <адрес>, органами местного самоуправления могут устанавливаться дополнительные компенсационные выплаты за счет средств местных бюджетов.

 В соответствии с указанным Законом, Решением Норильского ФИО1 депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о дополнительных компенсационных выплатах (ДКВ) лицам, работающим и проживающим в локальной природно-климатической зоне Крайнего Севера в муниципальном образовании <адрес>, согласно которому ДКВ рассчитывается путем умножения установленного коэффициента дополнительных компенсационных выплат на фактически начисленную заработную плату (п. 2.1), при этом ДКВ не включаются в фонд заработной платы и носят социальный характер (п. 2.12).

 Согласно п. 1.2 Приложения 2 к указанному Положению, для работников органов местного самоуправления, их внутриструктурных единиц, лиц, замещающих муниципальные должности, и т.д., размер коэффициента ДКВ составляет 1,27.

 С учетом изложенного, сумма недоплаченного Саблевой А.В. сохраняемого среднего месячного заработка на период трудоустройства, за май 2014 года (1 и 9 мая) составляет 5471,76 рублей (2735,88*2), а за июнь 2014 года (12 июня) составляет 2735,88 рублей.

 На указанные суммы подлежат начислению дополнительные компенсационные выплаты с коэффициентом 1,27, что составляет 6949,14 рублей за май 2014 года и 3474,57 рублей за июнь 2014 года, соответственно.

 Всего в пользу истца подлежит взысканию денежная сумма в размере 18631,35 рублей (5471,76+2735,88+6949,14+3474,57).

 Разрешая требования истца о компенсации морального вреда, суд учитывает следующее.

 В соответствии со ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

 В соответствии с п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

 Учитывая, что факт нарушения ответчиком прав истца, выразившегося в необоснованном занижении сумм среднего месячного заработка на период трудоустройства, установлен, суд, учитывая характер и степень нравственных страданий истца, а также требования разумности и справедливости, полагает возможным взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1000,00 рублей.

 Обязанность по выплате истцу сохраняемого среднего месячного заработка на период трудоустройства в полном объеме, а также компенсации морального вреда суд полагает необходимым возложить на Ликвидационную комиссию, созданную на основании Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О ликвидации муниципального учреждения «Управление здравоохранения Администрации <адрес>», учитывая при этом, что Управление здравоохранения Администрации <адрес> в силу п. 1.1 Положения об Управлении здравоохранения Администрации <адрес>, утвержденного решением Норильского ФИО1 депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, является структурным подразделением Администрации <адрес>.

 В силу п. 1.15 Положения ликвидация и реорганизация Управления осуществляется на основании постановления Администрации <адрес>, издаваемого в соответствии с решением Норильского ФИО1 депутатов об утверждении структуры Администрации <адрес>.

 Судом установлено, что Постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о ликвидации муниципального учреждения «Управление здравоохранения Администрации <адрес>» и назначена ликвидационная комиссия. На момент рассмотрения иска указанное учреждение не ликвидировано и находится в стадии ликвидации.

 В соответствии с п. 3 ст. 62 ГК РФ, с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

 Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

 Поскольку истец была освобождена от уплаты государственной пошлины на основании пп. 1 п. 2 ст. 336.36 НК РФ, то с ответчика за удовлетворение требований имущественного характера подлежит взысканию государственная пошлина в размере 745,25 рублей (18631,35*4%, но не менее 400,00 рублей), и за удовлетворение требования неимущественного характера в размере 200,00 рублей, а всего 945,25 рублей.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

 Исковые требования Саблевой А.В. к Администрации <адрес>, Ликвидационной комиссии, созданной на основании Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О ликвидации муниципального учреждения "Управление здравоохранения Администрации <адрес>" и Фонду социальной защиты населения Норильского промышленного района о взыскании суммы недоплаченного среднего заработка и компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

 Взыскать с Ликвидационной комиссии МУ «Управление здравоохранения Администрации <адрес>» в пользу Саблевой А.В. невыплаченный средний заработок на период трудоустройства за май 2014 года в размере 12420,90 рублей, невыплаченный средний заработок на период трудоустройства за июнь 2014 года в размере 6210,45 рублей, и компенсацию морального вреда в размере 1000,00 рублей, а всего 19631,35 рублей (девятнадцать тысяч шестьсот тридцать один рубль 35 коп.).

 Взыскать с Ликвидационной комиссии МУ «Управление здравоохранения Администрации <адрес>» в доход муниципального бюджета <адрес> государственную пошлину в размере 945,25 рублей (девятьсот сорок пять рублей 25 коп.).

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Норильский городской суд (в районе Талнах) в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Председательствующий: судья Н.Б.Рудаков