ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1415/202221И от 21.06.2022 Куйбышевского районного суда (Город Санкт-Петербург)

УИД 77RS0016-02-2021-028253-91

Дело № 2-1415/2022 21 июня 2022 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Пановой А.В.

при секретаре Юхниной К.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ленинград-Финляндского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании обеспечить доступ инвалидов на объект транспортной инфраструктуры – пассажирская платформа железнодорожной станции

у с т а н о в и л:

Ленинград-Финляндский транспортный прокурор обратился в Мещанский районный суд города Москвы в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» (далее – РЖД) об обязании обеспечить доступ инвалидов на объект транспортной инфраструктуры – пассажирская платформа железнодорожной станции

В обоснование исковых требований прокурор указал, что в результате поведенной проверки по вопросу доступности для нужд инвалидов инфраструктуры железнодорожной станции было установлено, что установленный пандус и поручни не отвечают требованиям п.п. 5.1.3, 5.1.14, 5.1.15, 5.1.16, 5.1.17, 6.2.8, 5.1.5 СП 59.13330.2020 в части угла наклона, высоты поручня и покрытия, на пандусе отсутствует контрастная разметка и противоскользящее покрытие, отсутствует система средств информационной поддержки и навигации, которая должна быть обеспечена на всех путях движения доступных для МГН на часы работы организации, пешеходный переход не оборудован бордюрным пандусом, покрытие не отвечает требования в части скольжения. В адрес начальника Октябрьской дирекции пассажирских обустройств прокурором вносилось представление, однако мер к устранению нарушений не принято. Выявленные нарушения являются недопустимыми, могут привести к негативным последствиям (травмам), свидетельствуют о ненадлежащем контроле руководства за деятельностью должностных диу Дирекции и требует незамедлительного принятия действенных мер, прокурор просил обязать ОАО «Российские железные дороги» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов, в том числе инвалидов-колясочников и иных маломобильных групп населения на объект транспортной инфраструктуры - пассажирская платформа железнодорожной станции в частности оборудовать пандус и поручни, предназначенные для нужд инвалидов в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020, разместить систему средств информационной поддержки и навигации, которая должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для МГН, на проступях краевых ступеней лестничных маршей нанести противоскользящие полосы, контрастных с поверхностью ступени, как правило желтого цвета общей шириной 0,08-0,1 м, оборудовать пешеходный переход бордюрным пандусом, обеспечить противоскользящим покрытием, установить срок для исполнения решения суда – 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением судьи Мещанского районного суда г.Москвы гражданское дело по указанным исковым требованиям было передано по подсудности по месту нахождения большинства доказательств Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.

В ходе рассмотрения дела Куйбышевским районным судом Санкт-Петербурга к участию в деле в качестве третьего лица была привлечена Ленинградская областная организация «Всероссийское общество инвалидов».

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, сведений о причинах неявки суду не представил, ходатайств об отложении дела не заявлял, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца.

Представители ответчика по доверенности Баннова Н.С. в судебное заседание явилась, представила письменные возражения, согласно которых СП, на которые ссылается прокурор не могут быть применены, в настоящее время часть нарушений были устранены, просила в удовлетворении исковых требований просили отказать.

Представитель третьего лица Запащикова И.В. в судебное заседание явился, полагал, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Суд, выслушав представителя ответчика, третьего лица, изучив материалы дела, полагает исковые требования прокурора не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с данным иском в защиту неопределенного круга лиц, поскольку нарушение ответчиком закона создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга людей.

Из материалов дела следует, что 25 августа 2021 года помощником прокурора по обращению ..... (л.д.14-19) совместно с председателем Гатчинской районной организации Всероссийское общество инвалидов была осуществлена выездная проверка по вопросу доступности для нужд инвалидов инфраструктуры железнодорожной станции , в ходе которой было установлено:

- пандус и поручни не отвечают требованиям п.п.5.1.14, 5.1.15, 5.1.16, 5.1.17 СП 59.13330.2020 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения СНиП 35-01-2001, утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2020 №904/пр в части его угла наклона, высоты поручня и покрытия,

- на пандусе в нарушение требований п.6.2.8 СП 59.13330.2020 отсутствует контрастная разметка и противоскользящее покрытие,

- на железнодорожной станции в нарушение п. 5.1.3 СП 59.13330.2020 отсутствует система средств информационной поддержки и навигации, которая должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для МГН,

- пешеходный переход в нарушение требований п.п.6.3, 6.15 СП 227.1326000.2014 Свод правил. Пересечение железнодорожных линий с линиями транспорта и инженерными сетями, утвержденными приказом Минтранса России от 02.12.2014 №333 и п.5.1.5 СП 59.13330.2020 при перепаде высот более 0,2 м не оборудован бордюрным пандусом, покрытие не отвечает требованиям в части скольжения. По результатам осмотра был составлен акт (л.д.7-13).

Ответчиком не оспаривалось, что железнодорожная платформа на станции ..... находится на балансе Октябрьской Дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД».

Прокурором в адрес начальника Октябрьской дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» было направлено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, причини условий им способствующих (л.д.10-12). На данное представление 18.06.2021 года заместителем начальника дирекции был дан ответ о разработке мероприятий, направленных на приведение пассажирской инфраструктуры к требованиям государственных нормативных документов (л.д. 23-29).

05.04.2018 был утвержден Паспорт доступности пассажирской станции ..... для пассажиров из числа инвалидов, составленный с участием председателя Гатчинской районной организации Всероссийского общества инвалидов Запащиковой И.В., в котором были определены требуемые мероприятия – благоустройство прилегающей территории в срок 2019-2030, оборудование пешеходного перехода со световой звуковой сигнализацией в срок 2019-2030 годы (л.д.96-98).

01.07.2021 года ответчиком в лице начальника участка производства ..... с участием председателя Гатчинской районной организации Всероссийского общества инвалидов Запащиковой И.В. был составлен Акт комиссионного осмотра прилегающей территории и высокой островной пассажирской платформы станции ....., согласно которого было установлено, что прилегающая территория (земельный участок) к пассажирской платформе относиться к полосе отвода железной дороги балансовой принадлежности Октябрьской дирекции инфраструктуры; переход через 4 приемоотправочный ж.д.путь оборудован типовыми железобетонными плитами без устройства горизонтальной накопительной площадки и звуковой и световой сигнализацией согласно п.5.4 СП 59.13330.2020; ограждения лестничных сходов не оборудованы поручнями согласно п. 5.1.13 СП 59.13330.2020; отсутствует контрастная маркировка ступеней лестничных маршей, край первой и последней ступени не выделены желтой полосой согласно п. 6.2.8 СП 59.13330.2020 (л.д.99). По результатам комиссионного осмотра комиссия пришла к выводу, что для обеспечения доступности пешеходного перехода через железнодорожные пути со стороны Санкт-Петербурга для МГН необходимо провести работы по реконструкции для чего необходимо направить предложение в Октябрьскую дирекцию инфраструктуры о включении объекта а Инвестиционную программу; дооборудовать ограждения лестничных сходов поручнями в срок до 30.10.2021 года; выполнить контрастную маркировку ступеней лестничных маршей в срок до 30.07.2021 года.

Строительство пешеходного перехода на станции ..... запланировано ответчиком на 2024 год согласно Инвестиционной программы «Предупреждение травматизма граждан на объектах ОАО «РЖД» на 2021-2025 годы.

Прокурор в обоснование своих требований ссылается на положение Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также Свода правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 №904/пр (далее - СП 59.13330.2020) и Свода правил 227.1326000.2014 Свод правил. Пересечения железнодорожных линий с линиями транспорта и инженерными сетями, утвержденный приказом Минтранса России от 02.12.2014 №333.

В соответствии со статьей 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места».

Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации, предоставляющие услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляют инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

При этом в части 3 статьи 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов», законодатель указал, что положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в части конкретных условий обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются к зданиям и сооружениям вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 № 904/пр с датой начала действия 01 июля 2021 года предусмотрено, что требования данного Свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений.

Таким образом, законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам.

Из представленных ответчиком техническим документов следует, что на железнодорожной станции расположена высокая островная пассажирская платформа, введенная в эксплуатацию в 1988 году. В связи с чем, оснований для понуждения ответчика в принудительном порядке исполнить требования статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в части обеспечения доступности для инвалидов транспортной инфраструктуры отсутствуют.

В соответствии с частью 8 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

В случае, когда существующий объект невозможно приспособить полностью, проектирование осуществляется в рамках «разумного приспособления».

«Разумное приспособление» означает, что при реконструкции и капитальном ремонте зданий необходимо ориентироваться на разумные меры, создающие условия жизнедеятельности инвалидов в степени, необходимой и достаточной для конкретной ситуации. Согласно «Конвенции о правах инвалидов» разумное приспособление означает «внесение необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод».

«Разумное приспособление» означает, что необходимо ориентироваться на разумные меры, создающие условия для инвалидов в степени, необходимой и достаточной для конкретной ситуации».

Как указал ответчик в своих объяснениях с целью обеспечения реализации прав инвалидов на беспрепятственное пользование железнодорожным транспортом ОАО "РЖД" принимаются следующие меры: разработаны с учетом финансовых возможностей компании и согласованы с общественными объединениями инвалидов программы адаптации объектов инфраструктуры для маломобильных граждан; на объекты инфраструктуры составляются паспорта доступности для пассажиров из числа инвалидов, которые согласовываются с общественными объединениями инвалидов и предусматривают сроки адаптации объектов инфраструктуры либо графики предоставления паспортов доступности; распоряжением ОАО «РЖД» от 26.08.2020 № 1827р утвержден «Корпоративный порядок обеспечения условий доступности для маломобильных пассажиров и пассажиров из числа инвалидов услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом». Указанный порядок разработан в целях формирования в ОАО «РЖД» условий для исполнения требований законодательства по обеспечению условий доступности для маломобильных пассажиров и пассажиров из числа инвалидов объектов железнодорожной инфраструктуры. Регламентировано осуществление приема заявки на обслуживание маломобильного пассажира, оказание помощи при сопровождении инвалида, его посадке, высадке из поезда, определены ответственные лица и их обязанности; в ОАО «РЖД» создан и функционирует Центр содействия мобильности (ЦСМ), операторы которого в круглосуточном режиме, без выходных дней осуществляют прием, регистрацию, передачу участникам перевозочного процесса и мониторинг исполнения заявок на сопровождение маломобильных пассажиров и оказание им помощи. Порядок работы ЦСМ регламентируется распоряжением ОАО «РЖД» от 25.06.2018 № 1338р «Регламент взаимодействия Центра содействия мобильности ОАО «РЖД» с участниками перевозочного процесса при обслуживании маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте»; распоряжением ОАО «РЖД» от 13.02.2020 № 306/р утвержден стандарт «Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров», которым определены основные методические подходы к работе по обслуживанию маломобильных граждан на железнодорожном транспорте, согласно которому на руководителей вокзалов (станций) возложена обязанность по оказанию ситуативной помощи на вокзалах (станциях); распоряжением ОАО «РЖД» от 15.06.2016 № 1427р утверждена «Методика оценки доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры, вагонов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг».

Таким образом, ответчиком соблюдены требования ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», реализуется комплекс мер по созданию условий для инвалидов и обеспечению их доступа к объектам транспортной железнодорожной инфраструктуры, который согласован со стороны общественных организаций инвалидов, что является достаточным до окончания полной адаптации объектов железнодорожного транспорта.

В рамках инвестиционный программы ОАО «РЖД» полная адаптация объектов железнодорожного транспорта планируется к 2030 году. До данного времени в отношении пассажирской инфраструктуры производятся поэтапные работы по приспособлению ее для нужд инвалидов.

На сегодняшний день пассажирская платформа железнодорожной станции Чаша оборудована шуцлинией, на лестницах предусмотрены ограждения и поручни, имеется пандус, на платформе размещены средства информационной поддержки и навигации на часы работы организации (учреждения или предприятия), нанесена контрастная разметка на лестничные марши.

Ответчиком часть нарушений была устранена, выполнена контрастная маркировка лестничных маршей, выполнена контрастная маркировка лестничных маршей, размещены средства информационной поддержки и навигации. Истцом не представлено доказательств не устранения данных нарушений.

Таким образом, ответчиком предпринимаются меры к приспособлению станции к использованию инвалидов и иных маломобильных групп населения до запланированной реконструкции, провел работы по устранению нарушений не требующих их проведение в рамках реконструкции станции, не допускает незаконного бездействия.

При этом суд принимает во внимание, что при составлении акта от 25.08.2021 года прокурором и председателем Гатчинской районной организации Всероссийского общества инвалидов угол наклона, высоту поручней и перепад высот определяли визуально без использования необходимых измерений, что председателем районной организации не отрицалось в судебном заседании, в связи с чем невозможно с достоверностью установить нарушения в части угла наклона и высоту поручней.

Прокурор ссылается на нарушение п.5.1.5 СП 59.13330.2020 и необходимости оборудования пешеходного перехода бордюрным пандусом и несоответствия покрытия. Однако 5.4.12 указанного СП требования к обеспечению доступности для МГН наземных пешеходных переходов через железнодорожные пути устанавливаются по СП 119.13330-2017, а не данным СП. Положения СП 227.1326000.2014 и СП 119.13330-2017 не содержит требования к оборудованию бордюрного пандуса.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Ленинград-Финляндскому транспортному прокурору в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья

.....

.....

.....

.....

.....

.....

.....

.....

.....

.....

.....