ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1417 от 05.05.2010 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

                                                                                    Ленинградский районный суд г. Калининграда                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ленинградский районный суд г. Калининграда — Тексты судебных актов

Дело № 2-1417/10

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

05 мая 2010 года

Ленинградский районный суд Калининграда в составе:

Председательствующего судьи Чолий Л.Л.,

При секретаре Воробьевой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининградской областной таможни к ФИО1  о взыскании неуплаченных таможенных платежей и пени,

УСТАНОВИЛ:

Калининградская областная таможня обратилась в суд с иском к ответчику о взыскании неуплаченных таможенных платежей и пени, указывая, что 9 июля 2008 года при следовании из Германии в Российскую Федерацию() в качестве водителя на мотоцикле марки  Ш. А. В. , действующий по доверенности от 05.07.2008 года,, для таможенного оформления и таможенного контроля мотоцикла представил должностным лицам таможенного поста МАПП Мамоново Калининградской областной таможни пассажирскую декларацию, в графе 4.2. которой «Сведения о транспортном средстве» указано: кодекса Российской Федерации проведен таможенный контроль после выпуска товара мотоцикл марки  При этом истце указал, что 09.07.2008 года ФИО1 , который является собственником мотоцикла, были представлены все документы, необходимые для осуществления таможенного оформления этого мотоцикла. После завершения процедуры таможенного оформления Калининградской областной таможней ФИО1  был выдан паспорт транспортного средства на принадлежащий ему мотоцикл.

Исходя из представленных документов, таможенный орган пришел к выводу о том, мотоцикл ввозится для личного пользования ФИО1 .

В соответствии с пунктом 5 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования» (далее- Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2003 года №718, при таможенном оформлении мотоцикла была применена единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30 процентов таможенной стоимости указанного мотоцикла, что составило 63621,97 рублей.

Вместе с тем, 01.07.2009 года Калининградской областной таможней проведен таможенный контроль в форме проверки документов и сведений, представленных при таможенном оформлении товара по таможенному приходному ордеру

В результате проведенной проверки было установлено, что применение ставки в размере 30% от таможенной стоимости является неправомерным по следующим основаниям, поскольку порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации регулируется главой 23 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 281 ТК РФ товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц (далее - для личного пользования), перемещаются указанными лицами через таможенную границу в соответствии с положениями главы 23 ТК РФ, а в части, не урегулированной указанной главой, - в соответствии с общим порядком, установленным ТК РФ. Предназначение товаров определяется таможенным органом исходя из заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу, характера аров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу.

На основании ст. 285 ТК РФ таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами, регулируется Положением о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденным Постановлением Правительства от 29 ноября 2003 года

В соответствии с требованиями подп. «г» п.6 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2003 года № 718, если товары пересылаются в адрес физического лица, не следующего через таможенную границу Российской Федерации, указанные товары облагаются совокупным таможенным платежом.

По мнению истца, применение ставки в размере 30% от таможенной стоимости является неправомерным, т.к. мотоцикл ввозился в адрес лица, который не пересекал таможенную границу РФ. Товар (мотоцикл) ввозился по доверенности Ш. А. В.  для пользования другого лица – ФИО1 , т.е. товар не является товаром, предназначенным для личных, семейных, домашних и иных нужд лица, их перемещающего.

Кроме того, в примечании к ст. 282 ТК РФ указано, что для целей применения гл.23 ТК РФ под транспортными средствами понимаются автотранспортные средства и прицепы, морские (речные) суда и воздушные суда вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием, ввозимые или вывозимые физическими лицами исключительно для личного пользования.

С учетом положений подп. 5 п. 1 ст. 11 ТК РФ, ст.2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», абз.40 п. 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, п.1 Госстандарта РФ ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 01 февраля 2001 года №47-ст, определяется, что автотранспортное средство (автомобиль, автобус, грузовой автомобиль, прицеп, полуприцеп, комбинированное транспортное средство) -устройство, предназначенное для перевозки по дороге (преимущественно по дороге)людей, грузов или оборудования, установленного на нем. В понятие «автотранспортное средство» не включается мототехника (мотоциклы, мопеды,мотороллеры, мокики, квадроциклы, и другая колесная техника на их основе, механические транспортные средства, приводимые в движение двигателем).

Также в приложении 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23 июня 2005 года, приведены категории транспортных средств по классификации Конвенции о дорожном движении. В данном приложении к категории «А» относятся мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства (трехколесные, четырехколесные (квадроциклы) мотоциклы), обладающие характеристиками, указанными в столбце 2 таблицы, содержащейся в приложении.

Исходя из вышеизложенного, мотоциклы, квадроциклы и другая мототехника на их основе (транспортные средства категории «А»), не относятся к «автотранспортным средствам», а, следовательно, не относятся к понятию транспортное средство», используемое для целей применения гл.23 ТК РФ. Следовательно, мотоцикл не является автотранспортным средством, на которое распространяется действие нормы абз. 3 и 5 Положения о применения единых шок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденного Постановлением Правительства от 29 ноября 2003 года № 718.

По результатам проведенной проверки документов и сведений, комиссия пришла к выводу о том, что в отношении данного товара (мотоцикл) применяются ставки таможенных пошлин, налогов, установленные общим порядком и условиями тарифного регулирования налогообложения, предусмотренными для участников внешнеэкономической деятельности. Товар должен облагаться совокупным таможенным платежом. В соответствии с актом Калининградской областной таможни проверки документов и сведений  у ФИО1  образовалась задолженность перед федеральным бюджетом в размере 24600,50 рублей.

Истец указывает, что 03 июля 2009 года в адрес ФИО1  было направлено требование об уплате таможенных платежей , согласно которому надлежало не позднее 27 июля 2009 года погасить имеющуюся задолженность по уплате таможенных платежей в сумме 24600,50 рублей и пени (на 03 июля 2009 года) в сумме 3543,63 рублей.

До настоящего времени требование Калининградской областной таможни  ФИО1  не исполнено, в связи с чем, с ответчика наряду с таможенными платежами подлежит взысканию пени.

Калининградская областная таможня просит суд взыскать с ответчика сумму недоплаченных таможенных платежей за ввезенный мотоцикл  в сумме 24600,50 руб., а также пени за просрочку исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, увеличив ее в судебном заседании до 5922,98 копеек на 29.03.2010 года.

В судебном заседании представители истца исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске. Просили суд иск удовлетворить, при этом полагают, что оснований считать ФИО1  ненадлежащим ответчиком, не имеется.

Ответчик ФИО1  в судебном заседании с исковыми требованиями не согласен по тем основаниям, что считает себя ненадлежащим ответчиком по иску, поскольку он выдавал доверенность на приобретение мотоцикла и оформления таможенной декларации на Ш. А. В.  по просьбе своих знакомых, которые решили приобрести мотоцикл, однако изначально хотели оформить данное транспортное средство на него. В ранее состоявшемся судебном заседании ответчик вместе со своим представителем не был согласен с требованиями истца, на том основании, что мотоцикл, фактически является автотранспортным средством и не может оформляться как товар, а следовательно требования истца незаконны.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования истца о взыскании с ФИО1  недоплаченных таможенных платежей по существу обоснованными, а требования истца о взыскании с ответчика пени, начисленные за период с 03.07.2008 года по 20 марта 2010 года подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как бесспорно установлено судом и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, 09 июля 2009 года на т/п МАПП Мамоново Калининградской областной таможни при следовании из Германии в Россию, в качестве водителя на купленном мотоцикле марки  Ш. А. В. , действующий по доверенности  от 05.07.2008г., для таможенного оформления и таможенного контроля мотоцикла, представил пассажирскую таможенную декларацию на мотоцикл

09.07.2008 года ФИО1 , который на основании купчей от 07.07.2008г. является собственником мотоцикла  были предоставлены все документы, необходимые для осуществления таможенного оформления мотоцикла.

В соответствии с пунктом 5 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2003 года №718, при таможенном оформлении мотоцикла была применена единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30 процентов таможенной стоимости указанного мотоцикла, что составило 63621,97 рублей.

После выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке, предусмотренном главой 35 ТК РФ. Проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем ( ст. 361 ТК РФ).

Письменными материалами дела подтверждается, что 01 июля 2009 года Калининградской областной таможней, в соответствии с требованиями статей 361 и 367 ТК РФ, проведен таможенный контроль в форме проверки документов и сведений, представленных при таможенном оформлении товара по таможенному приходному ордеру (далее- ТПО)

В соответствии с актом Калининградской областной таможни проверки документов и сведений  у ФИО1  образовалась задолженность перед федеральным бюджетом в размере 24600,50 рублей.

03 июля 2009 года в адрес истца таможенным органом направлено требование об уплате таможенных платежей , согласно которому ему надлежало не позднее 27 июля 2009 года погасить имеющуюся задолженность по уплате таможенных платежей в сумме 24600,50 рублей и пени (на 03 июля 2009 года) в сумме 3543,63 рублей.

Требование таможенного органа об уплате таможенных платежей суд находит по существу законным и обоснованным в силу следующего.

Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации регулируется главой 23 Таможенного кодекса Российской Федерации.

На основании ч.3 ст. 282 ТК РФ порядок перемещения через таможенную границу физическими лицами товаров для личного пользования включает в себя полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, применение единых ставок таможенных пошлин, налогов, взимание таможенных платежей в виде совокупного таможенного платежа, а также неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обязательного подтверждения соответствия товаров и упрощенный порядок таможенного оформления.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 281 ТК РФ товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц (далее - для личного пользования), перемещаются указанными лицами через таможенную границу в соответствии с положениями главы 23 ТК РФ, а в части, не урегулированной указанной главой, - в соответствии с общим порядком, установленным ТК РФ. Предназначение товаров определяется таможенным органом исходя из заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу, характера товаров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу.

В примечании к ст. 282 ТК РФ указано, что для целей применения гл.23 ТК РФ под транспортными средствами понимаются автотранспортные средства и прицепы, морские (речные) суда и воздушные суда вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием, ввозимые или вывозимые физическими лицами исключительно для личного пользования.

Положениями подпункта 5 п. 1 ст. 11 ТК РФ, ст.2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», абз.40 п.1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров -Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, п.1 Госстандарта РФ ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 01 февраля 2001 года №47-ст. определяется, что автотранспортное средство (автомобиль, автобус, грузовой автомобиль, прицеп, полуприцеп, комбинированное транспортное средство) устройство, предназначенное для перевозки по дороге (преимущественно по дороге) людей, грузов или оборудования, установленного на нем. В понятие «автотранспортное средство» не включается мототехника (мотоциклы, мопеды, мотороллеры, мокики, квадроциклы, и другая колесная техника на их основе, механические транспортные средства, приводимые в движение двигателем).

Также в приложении 3  к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23 июня 2005 года, приведены категории транспортных средств по классификации Конвенции о дорожном движении, где к категории «А» отнесены мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства (трехколесные, четырехколесные (квадроциклы) мотоциклы), обладающие характеристиками, указанными в столбце 2 таблицы, содержащейся в приложении.

Исходя из вышеизложенного, мотоциклы не относятся к «автотранспортным средствам», а, следовательно, не относятся к понятию «транспортное средство», используемое для целей применения гл.23 ТК РФ. В этой связи, мотоцикл не является автотранспортным средством, на которое распространяется действие нормы абз. 3 и 5 Положения о применения единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденного Постановлением Правительства от 29 ноября 2003 года I №718.

В соответствии с требованиями подп. «г» п.6 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2003 года № 718, если товары пересылаются в адрес физического лица, не следующего через таможенную границу Российской Федерации, указанные товары облагаются совокупным таможенным платежом.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что материалами дела и пояснениями сторон бесспорно подтверждается, что мотоцикл ввозился в адрес лица, который не пересекал таможенную границу РФ, поэтому не являлся товаром, предназначенным для личных, семейных, домашних и иных нужд лица, их перемещающего (Ш. А. В. .), суд приходит к выводу о том, что в отношении данного товара мотоцикла  выпуска должна применяться единая ставка таможенных пошлин, налогов.

В этой связи, суд находит исковые требования Калининградской областной таможни о взыскании с ФИО1  неуплаченных таможенных платежей в сумме 24600,50 рублей подлежащими удовлетворению

Относительно довода ФИО1  о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, суд приходит к выводу о его необоснованности по следующим основаниям:

Как видно из материалов дела, ФИО1  выдал Ш. А. В.  доверенность от 05.07.2008 года, удостоверенную нотариусом на приобретение для личного пользования за пределами РФ или на территории РФ мотоцикла любой марки, а также на управление данным транспортным средством и перегоном купленного мотоцикла к месту жительства.

Согласно купчей транспортного средства от 07.07.2008 года мотоцикл приобретен на имя ФИО1

Кроме того, все таможенные документы были оформлены на имя ответчика и после их оформления, был выдан паспорт транспортного средства на вышеуказанное транспортное средство, на имя ФИО1 .

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что указанный мотоцикл принадлежит ответчику и Ш. А. В.  действовал только по поручению и в интересах ответчика.

При таких обстоятельствах оснований полагать, что именно Ш. А. В.  является ответчиком по данному делу не имеется, а довод ФИО1  о том, что он фактически приобретал транспортное средство для своих знакомых, судом отвергается как необоснованный.

Ссылка же ответчика на то, что он не заполнял таможенную декларацию и подпись на ней не его, что, по его мнению, подтверждается документом- квитанцией, свидетельствующей, что 09.07.2008 года он не мог быть на таможне в Мамоново, поскольку производил оплату туристической поездки в г. Калининграде, судом отвергается, как не убедительная, поскольку данный документ не может с достоверностью опровергнуть возможность присутствия ответчика на таможне в этот же день, и оснований полагать, что учинена подпись на таможенной декларации не лично ФИО1  у суда нет, и, более того, данное обстоятельство не имеет правового значения, поскольку факт приобретения вышеуказанного мотоцикла именно в собственность ответчика подтверждается материалами дела.

На основании пункта 2 статьи 349 ТК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3-5 данной статьи, пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах, соответствующих одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, от суммы неуплаченных таможенных платежей (недоимки). Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки.

В силу статьи 350 ТК РФ требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе, если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении.

Как видно из материалов дела, ответчику было направлено требование об оплате таможенных платежей от 03.07.2008 года, которое вручено ответчику 11.07.2008 года. Вместе с тем, в требовании ответчику предоставлена возможность уплаты таможенных платежей по 27.07.2009 года, в связи с чем, суд приходит к выводу, что пени должна быть начислена с 28.07.2009 года по 05.05.2010 года

Период кол-во дней сумма задолженности ставка рефинансирования пени

28.07.2009-10.08.2009 13 24600,50 11 97,76

11.08.2009-15.09.2009 36 24600,50 10,75 317,35

16.09.2009-29.09.2009 15 24600,50 10,5 129,15

30.09.2009-29.10.2009 30 24600,50 10,00 246,01

30.10.2009-24.11.2009 26 24600,50 9,50 202,54

25.11.2009-27.12.2009 33 24600,50 9,00 243,54

28.12.2009-23.02.2010 58 24600,50 8,75 416,16

24.02.2010-28.03.2010 33 24600,50 8,50 230,01

29.03.2010-05.05.2010 38 24600,50 8,25 257,08

ИТОГО размер пени на 05.05.2010 года составит 2139,60 рублей. В этой связи требования истца о взыскании с ФИО1  пени суд находит подлежащими частичному удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Калининградской областной таможни к ФИО1  о взыскании неуплаченных таможенных платежей удовлетворить.

Взыскать с ФИО1  в пользу Калининградской областной таможни 24600 рублей 50 копеек сумму неуплаченных таможенных платежей и пени в размере 2139 рублей 60 копеек.

В остальной части иска Калининградской областной таможне отказать.

Взыскать с ФИО1  государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 1002 рубля 21 копейку.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 11.05.2010 года

Судья Ленинградского районного суда

г. Калининграда Чолий Л.Л.