дело №2-1417/13-2019г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июля 2019 года Промышленный районный суд г. Курска в составе:
председательствующего судьи Шуровой И.Н.
при секретаре Тереховой Х.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Комитету социального обеспечения, материнства и детства Курской области о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о возложении обязанности выдать удостоверение,
Установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Комитету социального обеспечения, материнства и детства Курской области о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о возложении обязанности выдать удостоверение, мотивируя свои требования тем, что ответом Комитета социального обеспечения Курской области от 21.01.2019г. ему было отказано в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС по причине отсутствия паспорта гражданина РФ. В Российской Федерации он проживает на основании вида на жительство, выданного уполномоченным органом до 16.03.2023г. Вид на жительство свидетельствует о его постоянном проживании в Российской Федерации, что позволяет истцу претендовать на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ от 15.05.1991г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Просит суд признать незаконным отказ Комитета социального обеспечения Курской области в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и обязать ответчика выдать ему удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987г.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, просил признать незаконным отказ Комитета социального обеспечения Курской области от 21.01.2019г. в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и обязать ответчика выдать ему удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987г.
Представитель ответчика Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что Закон РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986г., либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. В Порядке и условиях оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных совместным приказом МЧС России №727, Минздравсоцразвития России №831, Минфина России №165н от 08.12.2006г., среди документов, необходимых для выдачи удостоверения на первом месте стоит паспорт гражданина Российской Федерации. Исключением из правил Закона является ст. 49 Закона, из названия и содержания которой следует, что гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом и предъявление в этом случае удостоверения российского образца не требуется. Достаточно подтвердить документально факт участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Таким образом, желание истца получать меры социальной поддержки одновременно по удостоверениям гражданина РФ и Украины незаконно.
Проверив и исследовав материалы дела, выслушав объяснения истца, представителя ответчика, суд приходит к выводу, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с возмещением вреда здоровью граждан, причиненного чернобыльской катастрофой, является принятый 15.05.1991г. Закон Российской Федерации №1244-1 «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», определивший государственную политику в области социальной поддержки граждан, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (статья 1), и гарантирующий гражданам Российской Федерации возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергнувшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки (часть 1 статьи 3).
В соответствии с положениями п. 3 ст. 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. №1244-1, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в частности, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.
Согласно ч. 4 ст. 15 названного Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления. Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Приказом МЧС России №727, Минздравсоцразвития России №831, Минфина России №165н от 08.12.2006г. утвержден Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Порядок).
Согласно п. 1 Порядка порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС устанавливает единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона 1244-1. Удостоверения российского образца, оформленные и выданные гражданам до принятия настоящего Порядка, действительны для предоставления им мер социальной поддержки. Удостоверения союзного образца действительны для предоставления гражданам мер социальной поддержки до 01.01.2007г.
В соответствии с п. 4 Порядка для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям № 1 и № 2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: паспорт гражданина Российской Федерации; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме вышеперечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка.
Согласно п. 6 Порядка документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются: командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения; справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986 - 1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами; трудовая книжка (раздел «Сведения о работе») с записью о работе в зоне отчуждения; табель учета рабочего времени в зоне отчуждения; справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения); задания (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения; военный билет (разделы «Прохождение учебных сборов» и «Особые отметки») с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения); выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения; выписка из приказа по личному составу начальника органа безопасности (государственной безопасности) о командировании военнослужащих КГБ СССР для участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и сроках пребывания в зоне отчуждения в 1986 - 1990 годах.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, гражданин <данные изъяты> в период 03.10.1981г. по 18.12.1981г. выполнял обязанности по ликвидации последствий аварии в 30 километровой зоне сектора №2 Чернобыльской АЭС, что подтверждается отметкой в его военном билете (л.д.16).
То обстоятельство, что ФИО1 является участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, подтверждается копией удостоверения серии № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.12), и копией удостоверения категории 2, серии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).
ФИО1 проживает в Российской Федерации на основании вида на жительство иностранного гражданина, выданного УМВД России по Курской области 16.03.2018г., действительного по 16.03.2023г. (л.д.10).
Ответом Комитета социального обеспечения Курской области от 21.01.2019г. истцу ФИО1 отказано в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в связи с тем, что в соответствии с пунктом 4 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Приказом от 08.12.2006г. №727/831/165н, для оформления и получения удостоверения граждане обращаются в орган социальной защиты населения по месту жительства с письменным заявлением, к которому прилагаются: паспорт гражданина Российской Федерации, документ, подтверждающий участие в работе по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в зоне отчуждения. Однако заявитель ФИО1 не предоставил паспорт гражданина РФ, не является гражданином Российской Федерации и имеет вид на жительство иностранного гражданина. Выдача удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС иностранным гражданам, при предоставлении вида на жительство, Порядком не предусмотрена. Вопрос о выдаче ему удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, может быть решен положительно, в случае предоставления паспорта гражданина Российской Федерации и документа, подтверждающего участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в зоне отчуждения (л.д.17).
С 30.04.2019г. Комитет социального обеспечения Курской области переименован в Комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись.
Истцом ФИО1 представлены в суд копии удостоверений участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1987г. союзного и украинского образцов (л.д.12-13).
Как указывалось выше, Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами уполномоченными Правительством РФ, устанавливают единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверений гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно п. 1 вышеуказанного Порядка удостоверения российского образца, оформленные и выданные гражданами до принятия Порядка действительны для предоставления мер социальной поддержки. Удостоверения союзного образца действительны для предоставления гражданам мер социальной поддержки до 01.01.2007г.
Данные положения Порядка не признаны недействительными. Как видно из данного Порядка, механизма связанного с обменом удостоверений, одновременным использованием удостоверений разных государств, в том числе одновременным получением мер социальной поддержки по удостоверениям гражданина РФ и Украины, не предусмотрено, предусмотрен лишь механизм оформления и выдачи удостоверений российского образца и утвержден образец удостоверения, который действителен для предоставления мер социальной поддержки на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, отказывая ФИО1 в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, Комитет социального обеспечения Курской области верно исходил из того, что вопрос выдачи истцу данного удостоверения может быть решен положительно, в случае предоставления им паспорта гражданина Российской Федерации и документа, подтверждающего участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, как того требует, п. 4 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Довод истца о том, что Комитетом социального обеспечения Курской области при рассмотрении его заявления необходимо было исходить из положений ст. 49 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как из нормативно-правового акта, имеющего большую юридическую силу по сравнению с совместным приказом МЧС России, Минздравсоцразвития России, Минфина России №727/831/165н от 08.12.2006г. не может быть принят судом во внимание, поскольку основан на неверном толковании действующего законодательства.
Согласно ст. 49 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. №1244-1, гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Указанная статья, гарантирующая предоставление предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим от данной катастрофы, которые переехали на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из других государств (в том числе с Украины), направлена на обеспечение возмещения им вреда, причиненного радиационным воздействием, и при этом непосредственно не устанавливает ни условия предоставления таким категориям лиц тех или иных мер социальной поддержки, ни порядок определения размеров соответствующих денежных выплат.
Получение гражданами мер социальной поддержки, гарантированных данной статьей, не требует предъявления в этом случае удостоверения российского образца, для этого достаточно документального подтверждения факта участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Как указывалось выше, Закон РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986г., либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (ст. ст. 1 и 3 Закона).
В Порядке и условиях оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных совместным приказом МЧС России №727, Минздравсоцразвития России №831, Минфина России №165н от 08.12.2006г., в числе документов, необходимых для выдачи удостоверения указан паспорт гражданина Российской Федерации (п. 4 Порядка).
Однако истец ФИО1 не предоставил паспорт гражданина РФ, в настоящее время не является гражданином Российской Федерации и имеет вид на жительство иностранного гражданина. Выдача удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС иностранным гражданам, при предоставлении вида на жительство, Порядком не предусмотрена.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности, представленные в дело доказательства, и исходя из вышеприведенного законодательства, суд приходит к выводу о том, что отказ Комитета социального обеспечения Курской области в выдаче истцу ФИО1 удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС является правомерным. При этом, как указано в письменном отказе от 22.01.2019г. выдача ФИО1 удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС возможна, в случае, представления им в Комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области соответствующих документов, перечисленных в Порядке и условиях оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Таким образом, суд пришел к выводу об отказе истцу в удовлетворении иска к Комитету социального обеспечения, материнства и детства Курской области о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о возложении обязанности выдать удостоверение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске ФИО1 к Комитету социального обеспечения, материнства и детства Курской области о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о возложении обязанности выдать удостоверение, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Промышленный районный суд г.Курска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья