РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 октября 2021 года г. Ахтубинск Астраханской области
Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Шалекешова А.Х.,
при секретаре Мартусина И.Ж.,
с участием истицы ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ахтубинского районного суда гражданское дело № по иску ФИО1 к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе (межрайонное) об оспаривании решения об отказе в распоряжении средствами материнского капитала,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения об отказе в распоряжении средствами материнского капитала, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о распоряжении средствами семейного материнского капитала с просьбой направить средства на улучшение жилищных условий – на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту на строительство жилья. Право на получение средств материнского (семейного) капитала предоставлено ей государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ она получила уведомление об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, поскольку отсутствуют сведения администрации о признании помещения жилым, то есть, нарушен порядок подачи заявления о распоряжении средствами материнского капитала, с чем она не согласна. Просила суд признать незаконным решение ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе (межрайонное) перечислить денежные средства материнского (семейного) капитала (сертификат от ДД.ММ.ГГГГ серии №), на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту на строительство жилого дома по договору об открытии невозобновляемой кредитной линии от ДД.ММ.ГГГГ№ (с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ№), заключенному между публичным акционерным обществом «Сбербанк России» и ФИО1.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объеме, просила суд признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в удовлетворении заявления и направлении средств на улучшение жилищных условий, на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту на строительство жилья. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе (межрайонное) перечислить денежные средства материнского (семейного) капитала (сертификат от ДД.ММ.ГГГГ серии №), на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту на строительство жилого дома по договору об открытии невозобновляемой кредитной линии от ДД.ММ.ГГГГ№-№ (с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ№), заключенному между публичным акционерным обществом «Сбербанк России» и ней. Пояснила, что дом построен для нее по договору от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> на принадлежащем ей земельном участке. Для строительства данного дома использованы заемные средства, полученные специально для этого в ПАО «Сбербанк России». Право собственности за ней на дом зарегистрировано, сведения содержатся в ЕГРН, где указано, что дом является жилым. Решения администрации о признании дома жилым законом не требуется. Дом указан в кредитном договоре также как жилой, она и ее дети в нем зарегистрированы по месту жительства.
Представитель ответчика ГУ Управления ПФ РФ в Ахтубинском районе Астраханской области (межрайонное) в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин своей неявки суд не уведомил, возражений не представил.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика.
Выслушав истицу ФИО1, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статьям 7, 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется государственное социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей; конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям, в том числе, улучшение жилищных условий.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения.
В силу пункта 2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 года № 862, лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала: на приобретение или строительство жилого помещения, осуществляемые гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на счет эскроу, бенефициаром по которому является лицо, осуществляющее отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения.
Согласно пункту 3 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 года № 862, в случае предоставления лицу, получившему сертификат, или супругу лица, получившего сертификат, кредита (займа), в том числе ипотечного, на приобретение или строительство жилья либо кредита (займа), в том числе ипотечного, на погашение ранее предоставленного кредита (займа) на приобретение или строительство жилья средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на: погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу), в том числе ипотечному, на приобретение или строительство жилья (за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанному кредиту (займу)), в том числе по кредиту (займу), обязательство по которому возникло у лица, получившего сертификат, до возникновения права на получение средств материнского (семейного) капитала; погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу), в том числе ипотечному, на погашение ранее предоставленного кредита (займа) на приобретение или строительство жилья (за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанному кредиту (займу)), в том числе по кредитам (займам), обязательства по которым возникли у лица, получившего сертификат, до возникновения права на получение средств материнского (семейного) капитала.
Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставленным гражданам по договору займа на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенному с одной из организаций, являющейся: кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».
Судом установлено, что истица ФИО1 является матерью двоих детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, серия №№ на сумму 453 026 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ истица ФИО1 приобрела в собственность земельный участок площадью 818 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГФИО1, действующая за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО3 и ФИО3, заключила с ПАО «Сбербанк России» договор ипотеки №, согласно которому предметом залога является принадлежащий истице земельный участок, площадью 818 кв.м., кадастровый №, категория земель Земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: садоводство, для ведения гражданами садоводства и огородничества, расположенный по адресу: <адрес>
Предметом залога обеспечивается исполнение обязательств заемщика, возникших на основании договора об открытии невозобновляемой кредитной линии № по продукту «Строительство жилого дома».
ДД.ММ.ГГГГФИО1, действующая за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО3 и ФИО3, заключила с ПАО «Сбербанк России» дополнительное соглашение № к договору об открытии невозобновляемой кредитной линии № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором в пункт 12 договора внесено изменение ц ели использования заемщиком кредита «индивидуальное строительство объекта недвижимости: Жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ истицей ФИО1 заключен договор подряда с <данные изъяты> на строительство деревянного каркасно-обшивного дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>
После строительства жилого дома, ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в ГУ - УПФР в Ахтубинском районе Астраханской области с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала № с просьбой направить средства на улучшение жилищных условий - на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту на строительство жилья.
Согласно уведомлению ГУ УПФР в Ахтубинском районе Астраханской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО1 отказано в удовлетворении заявления и направления средств, на улучшение жилищных условий, на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту на строительство жилья, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 года за № 256-ФЗ, ввиду отсутствия сведения администрации о признании помещения жилым.
Вместе с тем, в пункте 2 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», на котором основан отказ в удовлетворении требований истицы, говорится, что в удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано, в том числе, в случае нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении.
Соответственно, конкретного указания на необходимость предоставления сведения из органа местного самоуправления о признании помещения жилым, данная норма не содержит. Иного основания для отказа в удовлетворении заявления ФИО1 ответчиком не приведено.
Судом установлено, что принадлежащий истице <адрес>, в установленном законом порядке не признавался непригодным для проживания и (или) аварийным, подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно пункту 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенному Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 340-ФЗ, выдача разрешения на строительство не требуется также в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
В статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяется понятие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, условия и порядок его выдачи, основания отказа в его выдачи, устанавливает особенности при завершении строительства (или реконструкции) различных объектов капитального строительства.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. При этом разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (часть 10 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Законом о государственной регистрации недвижимости (часть 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает либо направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В части 1 статьи 19 Закона о государственной регистрации недвижимости предусматривается, что орган государственной власти, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, уполномоченные на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления (пункт 5 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Также орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, в срок не позднее семи рабочих дней с даты поступления от застройщика уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома при отсутствии предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации оснований для направления застройщику уведомления о несоответствии построенных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на такие объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом и прилагаемые к нему документы (в том числе уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, представленный застройщиком технический план, а в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или передан в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, также заключенное между правообладателями такого земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом) посредством отправления в электронной форме, о чем уведомляет застройщика способом, указанным им в уведомлении об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (часть 1.2 статьи 19 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Указанные требования законодательства истицей ФИО1 соблюдены.
Из технического плана здания следует, что <адрес> является жилым, внесен в Единый государственный реестр недвижимости об объекте недвижимости.
Согласно выписке из ЕГРН собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, является истица ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Суд учитывает, что в данной выписке из ЕГРН дом истицы поименован именно как жилое помещение, что является относимым и допустимым доказательством данного обстоятельства.
Кроме того, из свидетельств о регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что дети истицы ФИО3 и ФИО3 зарегистрированы по адресу: <адрес>. Сама истица также зарегистрирована по месту жительства по данному адресу.
Ответчиком не представлены доказательства правомерности обжалуемого истцом отказа в распоряжении средствами материнского капитала, спорное жилое помещение, на момент обращения истца с вышеуказанным заявлением к ответчику в установленном законом порядке не признано нежилым.
На основании изложенного, суд считает возможным признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в удовлетворении заявления и направлении средств семейного (материнского) капитала на улучшение жилищных условий.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истицы ФИО1 государственную пошлину в сумме 300 рублей, уплаченную последней на основании чека от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе (межрайонное) об оспаривании решения об отказе в распоряжении средствами материнского капитала удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе (межрайонное) перечислить денежные средства материнского (семейного) капитала (сертификат от ДД.ММ.ГГГГ серии №№), на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту на строительство жилого дома по договору об открытии невозобновляемой кредитной линии от ДД.ММ.ГГГГ№ (с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ№), заключенному между публичным акционерным обществом «Сбербанк России» и ФИО1.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе (межрайонное) в пользу ФИО1 судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд.
Судья Шалекешов А.Х.