ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1418/2021 от 26.10.2021 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Гражданское дело № 2-1418/2021

УИД 68RS0002-01-2021-001140-94

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 октября 2021 года г.Тамбов

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

судьи Словесновой А.А.,

при секретаре судебного заседания Кобзеве Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области о возмещении убытков, причиненных ограничением прав,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском (в окончательной редакции) к Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области о возмещении убытков, причиненных ограничением прав.

В обоснование своих требований истец указал, что он с 19.03.2015г. является собственником земельного участка площадью 351 кв.м. с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <...>.

Однако недавно ему стало известно, что данный земельный участок имеет обременения в виде включения его Приказом ответчика №94 от 11.04.2016г. в границы территории объекта культурного наследия комплекса Тамбовской губернской больницы, что повлекло для него причинение убытков в виде возможности ограниченного пользования обозначенным выше земельным участком, уменьшение его ценности по сравнению с той, которой участок обладал ранее, до установления ограничений, которые коснулись в запрете использования земельного участка под строительство коммерческой недвижимости, размещение временных сооружений, что подтверждается письмом ответчика №47.01-35/2480 от 03.12.2020г.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд взыскать с ответчика в свою пользу денежную компенсацию в сумме 2222532,00 руб. в качестве возмещения убытков, связанных с включением принадлежащего ему (ФИО1) земельного участка площадью 351 кв.м. с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <...>, в границы территории объекта культурного наследия комплекса Тамбовской губернской больницы.

Истец ФИО1 и представители привлеченных в ходе рассмотрения третьих лиц Комитета земельный ресурсов и землепользования администрации, Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.

Представители истца по соответствующим доверенностям ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании исковые требования ФИО1 поддержали по всем выше изложенным основаниям, просили суд их удовлетворить.

Представитель ответчика Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании против иска ФИО1 возражала по основаниям, изложенным в письменных возражения (Т.1 л.д.176-181, Т.2 л.д.10-17), ссылаясь в том числе на то, что с момента приобретения истцом спорного участка и до настоящего момента вид разрешенного использования данного земельного участка – под здание бывшей газгольдерной, для размещения газопроводов, в связи с чем истцом не понесены какие-либо убытки, связанные с включением принадлежащего ему в границы территории объекта культурного наследия комплекса Тамбовской губернской больницы. Просила в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Представитель третьего лица, привлеченного к участию в ходе рассмотрения дела, Комитета архитектуры и градостроительства администрации г.Тамбова по доверенности ФИО5 в судебном заседании полагала, что требования истца ФИО1 не подлежат удовлетворению, поскольку стороной истца не доказан факт причинения ему убытков со стороны ответчика. Дополнительно пояснила, что в 2014 году истец ФИО1 обращался в Комитет архитектуры и градостроительства администрации г.Тамбова с заявлением о передаче ему спорного земельного участка под строительство автомойки. Комиссия, рассмотрев указанное заявление истца, начала подготовку о внесении изменений в правила землепользования и застройки, поскольку ранее земельный участок истца по ул.Московской д.54 располагался в территориальной зоне Ж1, а после рассмотрения заявления истца территориальная зона под указанным земельным участком была переведена в П1. В связи с чем в сентябре 2014 года истцу был предоставлен градостроительный план на земельный участок. После чего истцу необходимо было разработать проектную документацию, которая должна пройти государственную экспертизу, а потом он должен был обратится за выдачей ему разрешения на какое-либо строительство в соответствии с территориальной зональностью, что сделано с его стороны не было. Обратила внимание, что из-за наложение ограничений на земельный участок не является препятствием для строительства, поскольку в данном случае необходимо просто дополнительно получить разрешение на строительство у того органа, который определяет охранные зоны. В связи с изложенным полагала, что материальные затраты на земельном участке стороной истца не произведены, в связи с чем ему нечего возмещаться, следовательно, исковые требования с его стороны не подлежат удовлетворению.

Выслушав указанных выше лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО1 по следующим основаниям.

Пунктом 1 статьи 15Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласностатье 1064Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (абзац первый пункта 1 статьи 1064). Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (абзац второй пункта 1 статьи 1064).

Впункте 12постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первойГражданского кодексаРоссийской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 2 ст. 15ГК РФ).

По общему правилу, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Согласнопункта 1 ст. 57.1Земельного кодекса РФ убытки, в том числе упущенная выгода, причиненные ограничением прав лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, подлежат возмещению в полном объеме с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Согласно пп.1 пункта 2 указанной статьи убытки возмещаются гражданам и юридическим лицам - собственникам земельных участков.

В соответствии спунктом 3 ст. 57Земельного кодекса РФ возмещение убытков, причиненных ограничением прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, осуществляется с учетом особенностей, предусмотренныхстатьей 57.1настоящего Кодекса.

Статья 57.1Земельного кодекса Российской Федерации применяется в отношении взыскания убытков, связанных с установлением (изменением) зон с особыми условиями использования территорий, исчерпывающий перечень которых содержится встатье 105Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.105 ЗК РФ предусмотрена защитная зонаобъекта культурного наследия.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что земельный участок площадью 351 кв.м., с кадастровым номером ***, земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – под здание бывшей газгольдерной, расположенный по адресу: <...>, принадлежит истцу ФИО1 на праве собственности с 19.03.2015г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.03.2015г. (Т.1 л.д.8). и Выписками из ЕГРН )Т.1 л.д.9-22, 232-248).

Приказом Управления по государственной охране объектов культурного наследия Администрации Тамбовской области от 11.04.2016г. №94 «О включении выявленного объекта культурного наследия «Комплекс Тамбовской губернской больницы» в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» включен выявленные объект культурного наследия «Комплекс Тамбовской губернской больницы», расположенный: Тамбовская область, г.Тамбов, территория в границах улиц Московская, ФИО6, ФИО7, проезд Тулиновский, старица р.Студенец, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения – достопримечательное место (Т.1 л.д.190). В соответствии с Приложением №1 к данному Приказу от 11.04.2016г. №94 определены границы территории объекта культурного наследия регионального значения, в которую включена территория земельного участка, принадлежащего истцу (Т.1 л.д.191).

Согласно Правовому режиму использования земельных участков в границах территории объекта культурного наследия регионального значения – достопримечательного места «Комплекс Тамбовской губернской больницы» г.Тамбов, участок в границах ул.ФИО6, ул.ФИО7, проезд Тулиновский, ул.Московская, старица р.Студенец (Приложение №3 к Приказу от 11.04.2016г. №94 – Т.1 л.д.193-195) запрещается: проведение строительных, земляных, хозяйственных и иных работ на земельных участках, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории объектов культурного наследия, без согласованной в установленном порядке документации (раздела проектной документации) по обеспечению сохранности объекта культурного наследия; уничтожение и изменение характеристик, являющихся предметом охраны объекта культурного наследия (достопримечательного места), влекущее за собой причинение вреда в виде реального ущерба и (или) умаление его историко-культурной ценности; применение диссонансных объемно-пространственных и архитектурных решений посилуэту и цвету, в том числе использование ярких цветовых решений в отделке фасадов, кровельном покрытии, применение сайдинга и иных искусственных материалов в отделке фасадов, применение больших площадей сплошного остекления, использования зеркального и цветного стекла; размещение на территории достопримечательного места магистральных инженерно-транспортных сетей, кроме уже существующих; прокладка инженерных коммуникаций (теплотрасс, газопровода, электрокабеля) надземным способом; размещение взрывоопасных и пожароопасных объектов, объектов, с динамическим воздействисм; использование строительных технологий, создающих динамические нагрузки; проведение земляных работ без осуществления археологических исследований.

Приказом Управления по государственной охране объектов культурного наследия Администрации Тамбовской области от 23.11.2020г. №378 внесены изменения в Приложение №3 к Приказу от 11.04.2016г. №94 (Т.2 л.д.67-69), в соответствии с которыми запрещается на участках 2 ВО и 3 ВО: строительство объектов капитального строительства, установка временных сооружений, киосков, навесов, кроме воссоздания утраченных исторически объектов комплекса Приказа общественного призрения кон. XVIII- нач. XIX вв ансамбля больницы 1842 г.; размещение павильонов остановок общественного транспорта напротив объектов культурного наследия; производство строительных работ в виде изменения размеров, пропорций параметров, возведение надстроек и пристроек, облицовка фасадов декоративным кирпичом и иными современными отделочными материалами, в отношении объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия: «Часть главного корпуса Приказа Общественного призрения, 1819 г.» (на карте № 12): «Здание Бактериологического института, 1914 г.» (на карте № 13); «Корпус лаборатории, 1910-е гг.» (на карте № 14); установка рекламных конструкций, щитов, баннеров, растяжек, за исключением информационных обозначений и праздничного, событийного оформления; размещение площадок для мусоросборников, контейнеров для отходов; организация стационарных автостоянок; проведение земляных работ без осуществления археологических исследований.

В связи с чем на земельный участок истца ФИО1 по адресу: <...>, наложены ограничения (обременения), предусмотренные ст.ст.56, 56.1 Земельного кодекса РФ, что подтверждается Выпиской из ЕГРН (Т.1 л.д.244).

В соответствии спунктом 1 статьи 34.1Закона об объектах культурного наследия защитными онами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных впункте 2настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

Согласно пункту 3 указанной статьи границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются: 1) для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника, для памятника, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 200 метров от внешних границ территории памятника; 2) для ансамбля, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 150 метров от внешних границ территории ансамбля, для ансамбля, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 250 метров от внешних границ территории ансамбля.

Пунктом 6 этой же статьи предусмотрено, что защитная зона объекта культурного наследия прекращает существование со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах охраны такого объекта культурного наследия, установленных в соответствии состатьей 34настоящего Федерального закона. Защитная зона объекта культурного наследия также прекращает существование в случае исключения объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. При этом принятие решения о прекращении существования такой зоны не требуется.

Как следует изпункта 1 статьи 56ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленнымнастоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласноподпункту 4 пункта 1 статьи 57ЗК РФ возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Как следует и подпункта 2 пункта 2 указанной статьи, убытки возмещаются собственникам земельных участков в случаях, предусмотренных подпунктами 2, 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи.

Возмещение убытков осуществляется за счёт соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых ограничиваются права на земельные участки, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель (пункт 3 этой же статьи).

Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации.

ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 262 утверждены Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 4 Правил возмещение убытков осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов или лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшение качества земель.

Согласно пункту 5 Правил размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Министерством экономического развития Российской Федерации. Споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебном порядке.

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что при определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между рыночной стоимостью земельного участка без учёта ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учётом этих ограничений, убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

Приказом Минэкономразвития от 14.01.2016 N 10 утверждены методические рекомендации по расчёту размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц.

Согласно Отчета ООО «Тамбов-Альянс» №250-20 от 22.10.2020г. об определении рыночной стоимости объекта оценки – земельного участка по ул.Московской, 54, величина ущерба (убытков) с учетом нахождения на территории объекта культурного наследия регионального значения – достопримечательное место «Комплекс Тамбовской губернской больницы» составляет 2222532,00 руб., (Т.1 л.д.30-139).

18.11.2020г. истец ФИО1 обратился к ответчику с требованием о возмещении убытков, причиненных ограничением прав (Т.1 л.д.24-26).

30.12.2020г. Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области направило в адрес истца письменный отказ № 47.01-35/2652 в возмещении убытков, причиненных ограничением прав (Т.1 л.д.144-145).

В связи с чем истец обратился с настоящим иском в суд, в обоснование возникновения убытков сославшись на то, что в связи с установленными ограничениями использования земельного участка отсутствует возможность осуществить на земельном участке строительство капитальных объектов, что, по его мнению, повлияло на рыночную стоимость земельного участка в сторону уменьшения, в результате ему причинены убытки в виде упущенной выгоды в размере разницы между рыночной стоимостью земельного участка без учёта установленных ограничений и рыночной стоимостью земельного участка с их учётом.

Рассматривая указанные выше требования истца, суд учитывает, что вид разрешённого использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве.

Согласноподпункту 8 пункта 1 статьи 1Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силупункта 2 статьи 7Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Как указано вп. 3 ст. 11.2ЗК РФ, под целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных законами.

В судебном заседании установлено, что на момент приобретения истцом указанного выше земельного участка – 19.03.2015г. – вид его разрешенного использования предусматривал только под здание бывшей газгольдерной, что было отражено и государственном реестре недвижимости. Данный вид разрешенного использования спорного земельного участка - под здание бывшей газгольдерной, как на момент включения вновь выявленного объекта культурного (регионального) значения - 11.04.2016г., так и на момент обращения в суд с настоящим иском – 13.04.2021г. и дату вынесения решения суда – 26.10.2021г. не изменился.

Нормыстатей 57и57.1Земельного кодекса РФ предусматривают специальные основания возмещения вреда в том случае, когда (применительно к данному делу) права собственника ограничиваются установлением на его земельном участке охранных зон, что влечет реальное уменьшение стоимости земельного участка или иные убытки.

Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по делу являлись факт установления охранных зон на участке истца и факт причинения вреда нахождением объектов ответчика внутри границ его земельного участка.

Однако, стороной истца представлен Отчет ООО «Тамбов-Альянс» №250-20 от 22.10.2020г., согласно которому по инициативе истца ФИО1 специалист ООО «Тамбов-Альянс» учитывает вид разрешенного использования объекта оценки как под офисно-торговую застройку, что не соответствует действительности, поскольку как указано выше вид разрешенного использования принадлежащего истцу земельного участка по адресу: <...>, - под здание бывшей газгольдерной.

Данный факт стороной истца не был учтен при определении возможного размера убытков.

В связи с чем суд считает, что само по себе нахождение охранных зон и объектов ответчика в границах участка истца основанием для возмещения вреда в соответствии сост.ст. 57и57.1Земельного кодекса РФ не является, в связи с чем требования иска основаны на неправильном понимании указанных норм.

Доводы стороны истца о том, что постановлением администрации г.Тамбова от 16.09.2014г. №7908 (Т.1 л.д.216) был утвержден градостроительный план земельного участка по ул.Московской, 54 (Т.1 л.д.217-223), согласно которому вид разрешенного использования определен как П1 зона предприятий IV-V классов опасности, с назначением объекта капитального строительства – автомобильная мойка на 2 поста, не являются безусловным основанием для удовлетворения требований истца. Поскольку данный градостроительный план выдавался ФИО2 – представителю истца ФИО1, который не был зарегистрирован в установленном законом порядке, вид разрешенного использования под спорным земельным участком не был изменен, разрешение на строительство объекта капитального строительства – автомобильная мойка на 2 поста не выдавалось. На момент приобретения данного земельного участка по договору купли-продажи от 17.02.2015г. истец обладал данной информацией и знал о виде разрешенного использования спорного земельного участка.

Обстоятельств причинения вреда эксплуатацией объектов ответчика, образующих самостоятельное основание для возмещения вреда в соответствии сост.ст. 15и1064ГК РФ, истцом в иске не указано.

На основании выше изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 о взыскании с Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области о возмещении убытков, причиненных ограничением прав, в сумме 2222532,00 руб., удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области о возмещении убытков, причиненных ограничением прав – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд, через Ленинский районный суд г.Тамбова, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.А. Словеснова

Решение принято в окончательной форме 07.12.2021г.

Судья А.А. Словеснова