Дело № 2-1418/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кунгур Пермский край 01 августа 2022 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Зыковой Е.И.,
при секретаре Светлаковой Т.Б.,
с участием истца ФИО10
представителя истца ФИО11 Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 (паспорт №№ выдан ОУФМС России пов и ДД.ММ.ГГГГ) к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (ОГРН 1035900505200, ИНН 5904084719) о признании незаконным решений, включении в специальный страховой стаж периодов работы, назначении пенсии,
установил:
ФИО1 (далее – истец, ФИО1) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ответчик, ГУ – Отдел ПФР, Отделение) с требованием о признании незаконными решений от 30.12.2021 года №, от 19.05.2022 года №; включении в специальный страховой стаж периодов работы с 20.12.1989 по 01.08.1990 в качестве воспитателя в детском комбинате №; с 17.09.1990 по 24.06.1991 в должности библиотекаря в Пермском государственном педагогическом институте, назначении досрочной страховой пенсии (с учетом уточнения исковых требований).
Заявленные требования истец обосновывает тем, что 17.12.2021 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением от 30.12.2021 года ГУ – Отдел ПФР в назначении пенсии отказано по причине отсутствия требуемого стажа. 15.02.2022 года ФИО1 обратилась с жалобой на принятое решение. 09.03.2022 года письмом ответчик отказал в удовлетворении требований. Истец полагает, что ответчиком необоснованно не включены в стаж работы следующие периоды работы с 20.12.1989 года по 01.08.1990 года в качестве помощника воспитателя в детском комбинате №, с 17.09.1990 года по 24.06.1991 года в должности библиотекаря в Пермском государственном педагогическом институте. На основании изложенного истец просит включить указанные выше периоды в специальный трудовой стаж, просит назначить ей пенсию с даты обращения и признать незаконными решения от 30.12.2021 года №, от 19.05.2022 года №.
В судебном заседании истец и ее представитель ФИО8 поддержали доводы, указанные в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен т надлежащим образом, представил письменный отзыв о рассмотрении дела в его отсутствие. Также ответчиком представлены возражения согласно которых, по мнению ответчика, принятые решения правомерны, основания для назначения досрочной трудовой пенсии отсутствуют. Отмечает, что истец зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 12.08.1998 года. 17.12.2021 года ФИО1, обратилась в ГУ – Отдел ПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального Закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях, Закон № 400-ФЗ), представив только заявление о назначении пенсии. 30.12.2021 года решением ГУ – Отдел ПФР в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. По представленным документам и на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составил 23 года 06 месяцев 06 дней на 31.12.2020 года. Не включены в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды: с 06.09.2001 по 28.01.2003 (01-04-23), отпуск по уходу за ребенком, так как в соответствии со статьей 167 КзоТ РСФСР в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включается отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, начавшийся до 06.10.1992 года. с 21.03.2005 по 23.03.2005 (00-00- 03), дни без сохранения заработной платы, так как начисление и уплата страховых взносов не производились, сведения индивидуального (персонифицированного) учета представлены без кода льготы, с 22.09.2014 по 26.09.2014 (00-00-05), прочие отвлечения, с 22.10.2014 по 23.10.2014 (00-00-02), прочие отвлечения, 20.09.2016 (00-00-01), прочие отвлечения, так как действующим законодательством не предусмотрено включение данных периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; сведения индивидуального (персонифицированного) учета представлены без кода льготы. 19.05.2022 года Отделением вынесено решение об отказе в назначении страховой пенсии в новой редакции, поскольку работодателем откорректированы сведения индивидуально (персонифицированного) учета о периодах нахождения на курсах повышения квалификации. По представленным документам и на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составил 24 года 10 месяцев 05 дней на 16.12.2021 года. На основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и имеющихся документов не включены в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды: с 06.09.2001 по 28.01.2003 (01-04-23), отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (сын, ДД.ММ.ГГГГ года рождения), так как в соответствии со статьей 167 КзоТ РСФСР в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включается отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, начавшийся до 06.10.1992 года; с 29.01.2003 по 24.08.2003 (00-05-25), отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет (сын, ДД.ММ.ГГГГ года рождения), так как в соответствии со статьей 167 КзоТ РСФСР в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включается отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, начавшийся до 06.10.1992 года; с 01.05.1995 по 14.05.1995 (00-00-14), отпуск без сохранения заработной платы (приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ согласно справке, уточняющей условия работы, от 11.02.2021 года №, выданной Управлением образования администрации края); с 21.03.2005 по 23.03.2005 (00-00-03), дни без сохранения заработной платы, так как начисление и уплата страховых взносов не производились, сведения индивидуального (персонифицированного) учета представлены без кода льготы; с 15.02.2006 по 18.02.2006 (00-00-04), прочие отвлечения, так как действующим законодательством не предусмотрено включение данных периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; сведения индивидуального (персонифицированного) учета представлены без кода льготы. Период работы с 20.12.1989 года по 01.08.1990 года не подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, так как согласно архивной справки от 28.02.2022 года №, личной карточки, приказов истец работала помощником воспитателя в отделе дошкольных учреждений Пермского производственного объединения «Мотостроитель» имени ФИО6. Наименования должности и учреждения не предусмотрены списками. Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 года № 367, предусмотрены должность служащих «воспитатель детского сада (яслей-сада)» (код 20437) и профессия рабочих «помощник воспитателя» (код 16844) со своими должностными и профессиональными характеристиками. В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 Министерству труда и социального развития по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования. Таким образом, правовых оснований для установления тождественности должности служащих «воспитатель детского сада (яслей-сада)» и профессии рабочих «помощник воспитателя» не имеется. Данные выводы полностью соответствуют выводам, изложенным в Определении Верховного Суда РФ от 19.11.2009 года № 16-В09-15. Заявление о назначении пенсии истец подала через сайт Госуслуг. В заявление о назначении пенсии истец указала, что согласна с принятием решения о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без представления дополнительных сведении о стаже и заработке. Специалисты Отделения неоднократно звонили ФИО1 и работодателю с просьбой представить трудовую книжку и другие документы. 05.03.2022 года и 16.03.2022 года работодателем по каналам электронной связи были представлены копии свидетельств о рождении детей, копия свидетельства о браке, копия диплома, копии справок, уточняющих условия работы, от 05.03.2022 года, от 11.02.2021 года. Трудовая книжка не представлена. Решения ГУ – Отдел ПФР об отказе в установлении пенсии от 27.12.2021 года и от 19.05.2022 года приняты на основании имеющихся в распоряжении Отделения документов. Период работы библиотекарем в Пермском государственном педагогическом институте с 17.09.1990 года по 24.06.1991 года ГУ – Отдел ПФР не рассматривался, поскольку согласно выписке из индивидуального лицевого счета истец в период с 17.09.1990 года по 01.02.1995 года работала секретарем в Пермском педагогическим институте. Данная должность Списками не предусмотрена. Документы, подтверждающие, что истец работала библиотекарем в библиотеке, ответчику не были представлены. Согласно запрошенных Кунгурским городским судом документов истец работала библиотекарем в Пермском государственном педагогическом институте, что не дает права на включение данного периода в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Для включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы библиотекарем необходимо документально подтвердить, что библиотека являлась структурным подразделением Пермского государственного педагогического института. Данное обстоятельство может быть подтверждено уставом, положением о библиотеке, штатным расписанием. Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2010 года, утвержденному Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 15.09.2010 года, после 01.01.2010 года при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии и определении круга допустимых средств доказывания для определения характера работ суду следует руководствоваться положениями, содержащимися в пункте 3 статьи 13 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 года № 213-ФЗ), в соответствии с которыми характер работы показаниями свидетелей не подтверждается. Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Истцом не представлено доказательств, с достоверностью подтверждающих, что в спорные периоды времени она работала в должностях и учреждениях, предусмотренных Списками. Учитывая вышеизложенное, Отделение просит в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица ФГБОУВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие представил письменный отзыв по требованиям, согласно которого ФИО1 (ФИО12) Е.В. в период с 17.09.1990 года по 10.02.1995 года работала в Пермском государственном педагогическом институте: с 17.09.1990 года принята на должность библиотекаря (приказ от ДД.ММ.ГГГГ№), с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность секретаря филологического факультета (приказ от ДД.ММ.ГГГГ№), с 10.02.1995 года уволена по собственному желанию (приказ от ДД.ММ.ГГГГ№).
Заслушав пояснения истца и ее представителя, изучив представленные письменные доказательства, суд считает исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению в части.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Вопросы, связанные с назначением, выплатой и перерасчетом трудовых пенсий, регулируются вступившим с 01.01.2015 года Федеральным Законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях, Закон № 400-ФЗ).
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях трудовая пенсия по старости назначается досрочно лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Судом установлено, что:
17.12.2021 года ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.
30.12.2021 года решением ГУ – Отдел ПФР № в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Не включены в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды: с 06.09.2001 по 28.01.2003 (01-04-23), отпуск по уходу за ребенком, так как в соответствии со статьей 167 КзоТ РСФСР в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включается отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, начавшийся до 06.10.1992 года; с 21.03.2005 по 23.03.2005 (00-00- 03), дни без сохранения заработной платы, так как начисление и уплата страховых взносов не производились, сведения индивидуального (персонифицированного) учета представлены без кода льготы, с 22.09.2014 по 26.09.2014 (00-00-05), прочие отвлечения, с 22.10.2014 по 23.10.2014 (00-00-02), прочие отвлечения, 20.09.2016 (00-00-01), прочие отвлечения, так как действующим законодательством не предусмотрено включение данных периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; сведения индивидуального (персонифицированного) учета представлены без кода льготы.
По представленным документам и на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составил 23 года 06 месяцев 06 дней на 31.12.2020 года (л.д. 15-16).
15.02.2022 года ФИО1 обратилась с жалобой на принятое решение (л.д. 17-18).
09.03.2022 года письмом ответчик отказал в удовлетворении требований (л.д. 19-19оборот).
19.05.2022 года Отделением вынесено решение № об отказе в назначении страховой пенсии в новой редакции, поскольку работодателем откорректированы сведения индивидуально (персонифицированного) учета о периодах нахождения на курсах повышения квалификации.
На основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и имеющихся документов не включены в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды: с 06.09.2001 по 28.01.2003 (01-04-23), отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (сын, ДД.ММ.ГГГГ года рождения), так как в соответствии со статьей 167 КзоТ РСФСР в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включается отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, начавшийся до 06.10.1992 года; с 29.01.2003 по 24.08.2003 (00-05-25), отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет (сын, ДД.ММ.ГГГГ года рождения), так как в соответствии со статьей 167 КзоТ РСФСР в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включается отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, начавшийся до 06.10.1992 года; с 01.05.1995 по 14.05.1995 (00-00-14), отпуск без сохранения заработной платы (приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ согласно справке, уточняющей условия работы, от ДД.ММ.ГГГГ№, выданной Управлением образования администрации края); с 21.03.2005 по 23.03.2005 (00-00-03), дни без сохранения заработной платы, так как начисление и уплата страховых взносов не производились, сведения индивидуального (персонифицированного) учета представлены без кода льготы; с 15.02.2006 по 18.02.2006 (00-00-04), прочие отвлечения, так как действующим законодательством не предусмотрено включение данных периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; сведения индивидуального (персонифицированного) учета представлены без кода льготы.
По представленным документам и на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составил 24 года 10 месяцев 05 дней на 16.12.2021 года (л.д. 34-35).
Суд считает, что требования истца о включении в специальный стаж истца периоды работы в качестве библиотекаря в Пермском государственном педагогическом институте с 17.09.1990 года по 25.06.1991 года подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из представленных в материалы дела документов следует, что ФИО1 (ФИО13) Е.В. в период с 17.09.1990 года по 10.02.1995 года работала в Пермском государственном педагогическом институте: с 17.09.1990 года по 25.06.1991 года принята на должность библиотекаря (приказ от ДД.ММ.ГГГГ№), ей начислялась заработная плата (л.д. 105-108).
Из информационного письма ФГБОУВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» от 23.06.2022 года № следует, что фундаментальная библиотека (ранее – библиотека педагогического института) с 1931 года является структурным подразделением университета (л.д. 105).
Согласно справке Пермского государственного педагогического института от 22.07.2022 года Устав Университета, должностная инструкция библиотекаря, положение о библиотеке, штатное расписание библиотеки в редакции, действующей в период с 17.09.1990 года по 24.06.1991 года в ПГГПУ уничтожены в связи с истечением срока хранения.
В соответствии с Положением о Фундаментальной библиотеке ФГБОУ ВО «ПГГПУ» от 26.02.2021 года настоящее Положение определяет правовые нормы, гарантии деятельности коллектива структурного подразделения ФГБОУ ВО Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет) (далее - ПГГПУ, Университет). Положение устанавливает статус Фундаментальной библиотеки, основные задачи, функции, структуру, принципы управления, порядок организации деятельности, ответственность, а также порядок взаимодействия с другими подразделениями и сторонними организациями.
Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14.12.2018 года № 1169 утвержден устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет».
Основные цели, задачи и комплекс мероприятий по совершенствованию деятельности Университета определяются программой развития Университета, принимаемой конференцией работников и обучающихся Университета и утверждаемой ректором Университета по согласованию с Министерством (пункт 2.3 Устава).
Университет осуществляет следующие основные виды деятельности: 1) образовательная деятельность по образовательным программам высшего образования и среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам и дополнительным общеобразовательным программам; 2) научная деятельность (пункт 2.4 Устава).
Целями деятельности Университета являются: 1) удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием, а также потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии; 2) выполнение заказов на научные исследования и разработки для юридических и физических лиц на основе гражданско-правовых договоров; 3) организация и проведение фундаментальных, прикладных и поисковых научных исследований, использование полученных результатов в образовательном процессе, в том числе для развития научных и педагогических школ, а также их передача иным хозяйствующим субъектам в целях практического использования; 4) обеспечение системной модернизации высшего образования; 5) информационное обеспечение структурных подразделений Университета, работников и обучающихся Университета, создание, развитие и применение информационных сетей, баз данных, программ; 6) создание для обучающихся и работников условий для реализации их умственного и творческого потенциала, занятий спортом, отдыха, в том числе в спортивно-оздоровительных студенческих лагерях, на базах отдыха и в гостевых домах, созданных на базе закрепленного за Университетом имущества; 7) написание, издание и тиражирование учебников, учебных пособий и иных учебных изданий, методических и периодических изданий (пункт 2.2 Устава).
Университет самостоятельно формирует свою структуру, если иное не установлено федеральными законами (пункт 3.1 Устава).
Университет самостоятельно устанавливает штатное расписание исходя из объема и форм реализуемых образовательных программ, оказываемых услуг и выполняемой работы, определяет численность работников в структурных подразделениях и осуществляет прием на работу работников, заключение и расторжение с ними трудовых договоров, распределение должностных обязанностей (пункт 3.2 Устава).
Университет может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной, научной и иной деятельности Университета с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами Университета структурные подразделения). В состав Университета также входят объекты производственной и социальной инфраструктуры (пункт 3.3 Устава).
Структурное подразделение Университета не является юридическим лицом Правовой статус, функции и полномочия структурных подразделений Университета определяются положениями о них, утверждаемыми в порядке, установленном настоящим уставом (пункт 3.4 Устава).
В период работы истца библиотекарем действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Указанным Постановлением были утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Работа в должностях и учреждениях, перечисленных в Перечне, подлежала включению в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет. Согласно подразделу 2 раздела I указанного Перечня период работы в должности заведующего и библиотекаря в библиотеках включался в специальный стаж, дающий право для назначения пенсии за выслугу лет. При этом в соответствии с пунктом 2.7 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» в срок выслуги засчитывалось время работы во всех библиотеках независимо от их ведомственной принадлежности. Право указанного министерства давать разъяснения по вопросам пенсионного обеспечения вытекало из его задач и компетенции, указанных в Положении о Министерстве социального обеспечения РСФСР, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 20.09.1968 года № 654, согласно которого Министерство руководило делом социального обеспечения трудящихся в автономных республиках, краях, областях и городах республиканского (РСФСР) подчинения, а Министр был наделен полномочиями издавать в пределах компетенции Министерства приказы и инструкции на основании и во исполнение законов СССР и РСФСР, указов Президиума Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета РСФСР, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР.
В соответствии с пунктом 2 данного Положения, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в библиотеках в должности библиотекаря.
При этом в соответствии с пунктом 2.7 Инструктивного письма министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» в срок выслуги засчитывалось время работы во всех библиотеках независимо от их ведомственной принадлежности, в том числе и школьных.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что период работы истца с 17.09.1990 года по 25.06.1991 года в должности библиотекаря в Пермском государственном педагогическом институте подлежит включению в стаж педагогической деятельности.
Рассматривая исковые требования ФИО1 о включении в специальный стаж периода работы с 20.12.1989 по 01.08.1990 в Пермском производственном объединении «Моторостроитель имени ФИО6 должности помощника воспитателя, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела с 20.12.1989 года по 01.08.1990 года ФИО1 (ФИО14) Е.В. работала в качестве помощника воспитателя в детском комбинате №, что подтверждается представленными в материалы дела документами: архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ№, личными карточками, расчетной ведомостью, штатным расписанием, приказом о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ, приказом о прекращении трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36-41, 61-79).
Указанный период не подлежит зачету в специальный стаж, поскольку указанная должность не предусмотрена Списками должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии.
Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, предусматривалась должность воспитателя в детских дошкольных учреждениях всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли).
Указанным Списком, равно как и Списками, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1067, от 29.10.2002 года № 781 должность помощник воспитателя также не была предусмотрена.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», по тарифно-квалификационным характеристикам должность помощника воспитателя относится к должностям учебно-вспомогательного персонала, а не к должностям педагогических работников.
Кроме того, Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 года № 367, предусмотрены должность служащих «воспитатель детского сада (яслей-сада)» (код 20437) и профессия рабочих «помощник воспитателя» (код 16844) со своими должностными и профессиональными характеристиками.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 Министерству труда и социального развития по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования. Таким образом, правовых оснований для установления тождественности должности служащих «воспитатель детского сада (яслей - сада)» и профессии рабочих «помощник воспитателя» не имеется.
Также суд не находит оснований для признания оспариваемых решений от 30.12.2021 года №, от 19.05.2022 года № незаконными, поскольку в заявлении о назначении пенсии истец указала, что согласна с принятием решения о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без представления дополнительных сведении о стаже и заработке.
Вместе с тем, заслуживают внимания, что указанными решениями ответчика были включены часть периодов работы ФИО1 в специальный стаж и в этой части решение не оспаривалось.
19.05.2022 года Отделением вынесено решение об отказе в назначении страховой пенсии в новой редакции, поскольку работодателем откорректированы сведения индивидуально (персонифицированного) учета о периодах нахождения на курсах повышения квалификации.
По представленным документам и на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составил 24 года 10 месяцев 05 дней на 16.12.2021 года.
Решения Отделения об отказе в установлении пенсии от 30.12.2021 года и от 19.05.2022 года приняты Отделением на основании имеющихся в распоряжении Отделения документов.
Период работы библиотекарем в Пермском государственном педагогическом институте с 17.09.1990 года по 24.06.1991 года ответчиком не рассматривался, поскольку согласно выписке из индивидуального лицевого счета истец в указанный период работала секретарем в Пермском педагогическим институте. Данная должность Списками не предусмотрена. Документы, подтверждающие, что истец работала библиотекарем в библиотеке, в Отделение не были представлены. Учитывая, что при принятии оспариваемого решения ответчиком не нарушены нормы действующего пенсионного законодательства, у суда отсутствуют основания для признания решений незаконными и их отмене.
Гарантированное каждому статьей 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение, неотъемлемым элементом которого является право на пенсионное обеспечение, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законом.
Пунктом 5 части 5 статьи 47 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ предусмотрено, что педагогические работники пользуются правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством, с 01.01.2019 года предусмотрено повышение сроков назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию независимо от возраста.
Согласно части 1.1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ досрочная страховая пенсия по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, имеющим право на установление пенсии по соответствующему основанию в 2019 году, назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права, в 2020 году - через 24 месяца со дня возникновения права, в 2021 году — через 36 месяцев, в 2022 году - через 48 месяцев, с 2023 года — через 60 месяцев со дня возникновения права (выработки необходимого стажа педагогической деятельности) (приложение № 7 к Закону № 400-ФЗ).
С учетом положений пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, выработавшим стаж на соответствующих видах работ в 2019 – 2020 годы, пенсия может быть назначена ранее срока, предусмотренного частью 1.1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, но не более чем за шесть месяцев до наступления таких сроков.
Поскольку, стаж педагогической работы истца составляет более 25 лет, она имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Учитывая изложенное, требования истца об обязании ответчика включить в ее специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 17.09.1990 года по 25.06.1991 года в должности библиотекаря в Пермском государственном педагогическом институте и назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения данного права подлежат удовлетворению; в удовлетворении требований о признании незаконными решений от 30.12.2021 года №, от 19.05.2022 года №; включении в специальный страховой стаж периодов работы с 20.12.1989 года по 01.08.1990 года в качестве помощника воспитателя в детском комбинате №, следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации включить в специальный страховой стаж ФИО1 период работы с 17.09.1990 по 25.06.1991 в должности библиотекаря в Пермском государственном педагогическом институте.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации назначить ФИО1 пенсию с момента возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке ввой суд через Кунгурский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.И.Зыкова