Дело № 2-87/2024 (2-1418/2023)
УИД 83RS0001-01-2023-001725-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нарьян-Мар 19 января 2024 г.
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Волковой О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО2,
рассмотрев на открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сахарова Александра Сергеевича к Управлению Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании задолженности по оплате ежегодного оплачиваемого отпуска, задолженности по выплате компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника, компенсации при увольнении,
установил:
Сахаров А.С. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании задолженности по оплате ежегодного оплачиваемого отпуска, задолженности по выплате компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника, компенсации при увольнении.
В обоснование требований истец указал, что состоял в трудовых отношениях с ответчиком в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе на основании служебного контракта он занимал должность государственной гражданской службы – заместителя начальника отдела правового отдела Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. Как указывает заявитель, при получении денежного содержания за период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках в 2021-2022 годах при расчете среднего заработка для целей оплаты отпуска ответчиком не были учтены выплачиваемые средства материального стимулирования, а также разовые премии. Указанные выплаты, по мнению истца, также необоснованно не были учтены при расчете компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении истца в связи с расторжением служебного контракта.
Просит суд взыскать с ответчика задолженность по оплате ежегодного оплачиваемого отпуска в период с 27.12 2021 по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 417,68 руб., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 19 293,12 руб., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 708,50 руб., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 51 148,38 руб., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 21 532,14 руб., задолженность по выплате компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника в размере 55 202,58 руб., задолженность по выплате компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении работника в размере 239 619,04 руб., всего просит взыскать задолженность по выплате сумм, причитающихся работнику, в размере 399 921,44 руб.
Истец, извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.
Представитель ответчика, извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал. В представленном отзыве на иск ответчик с требованиями не согласился, указал, что задолженность по выплате сумм, указанных в иске, у него перед истцом отсутствует. Пояснил, что указанные истцом средства материального стимулирования, а также разовые (единовременные) премии (транши) не входят в состав денежного содержания государственного гражданского служащего. Указал, что на основании приказов работодателя истца работнику устанавливался размер премирования за счет средств, выделенных из дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование в 2021-2022 гг. Обращает внимание, что суммы материального стимулирования выплачиваются за счет дополнительных бюджетных ассигнований и являются выплатами, произведенными сверх установленного фонда оплаты труда, указанные выплаты не входят в состав денежного содержания государственного гражданского служащего, не учитываются для исчисления денежного содержания при расторжении служебного контракта. Указанные выплаты перечислены истцу в полном объеме. Таким образом, при оплате ежегодного оплачиваемого отпуска, выплате компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника, компенсации при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания учтены все суммы, входящие в состав денежного содержания государственного гражданского служащего. Также указывает на пропуск срока на обращение в суд с требованием о доплате за ежегодные оплачиваемые отпуска в указанные периоды. Ответчиком предоставлен справочный контррасчет задолженности по выплате сумм, указанных в иске. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истец проходил государственную гражданскую службу в Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № по Архангельской области и Ненецкому автономному округу по должности государственной гражданской службы – старший государственный налоговый инспектор правового отдела, с ДД.ММ.ГГГГ – заместитель начальника отдела правового отдела.
В период работы в 2021 и 2022 годах истцу предоставлялись ежегодные оплачиваемые отпуска в следующие периоды: с 27.12 2021 по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании приказа Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу №.1.3-02/84 от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с истцом был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Закон о государственной гражданской службе) (в связи с сокращением должностей гражданской службы) с освобождением заявителя от занимаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы, с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск, а также компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.
Как указывает заявитель, при получении денежного содержания за период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках в 2021-2022 годах при расчете среднего заработка для целей оплаты отпуска ответчиком не были учтены выплачиваемые средства материального стимулирования, а также разовые премии. Указанные выплаты, по мнению истца, также необоснованно не были учтены при расчете компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении истца в связи с расторжением служебного контракта.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются Законом о государственной гражданской службе.
Согласно ч. 17 ст. 70 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, определяются в порядке, установленном трудовым законодательством применительно к рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров.
Статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
В соответствии с ч. 10 ст. 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оспариваемые истцом суммы в части недоплаты содержания за период нахождения в отпуске подлежали выплате не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска. Согласно представленным расчетным листам начисление и выплата указанных сумм производилась в соответствии с указанными требованиями закона.
Таким образом, о нарушении права на выплату денежного содержания в период отпуска истец должен был узнать не позднее чем за 10 календарных дней до предоставления очередного ежегодного оплачиваемого отпуска.
При таких обстоятельствах, учитывая факт обращения в суд 24.11.2023, суд приходит к выводу о пропуске истцом срока на обращение в суд по требованиям о взыскании недоплаченного денежного содержания за период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках.
В свою очередь срок на обращение в суд по взысканию задолженности по выплате компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника, задолженности по выплате компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении работника, истцом не пропущен.
Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока суду не представлено, на такие обстоятельства Сахаров А.С. не ссылается.
Сахаров А.С. с учетом заключенного с ним служебного контракта, должностного регламента обязан знать Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в том числе в части денежного содержания государственного служащего. Кроме того, имея необходимое образование и опыт работы в МИФНС, имел возможность и должен был узнать о предполагаемом нарушении своего права в дни, когда ему причитались соответствующие выплаты, но не были произведены ответчиком, однако мер ко взысканию недоначисленных сумм в установленный законом срок не принимал, объективных причин, препятствующих обращению за защитой нарушенного права истцом не приведено.
При этом, состав и размер выплат доводился до сотрудников ответчика посредством выдачи расчетных листов, в связи с чем истец имел возможность самостоятельно рассчитать причитающиеся ему в каждый период суммы.
Обращений в органы прокуратуры или трудовую инспекцию со стороны истца до обращения в суд не поступало.
В соответствии с ч.6 ст.152 ГПК РФ при установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке.
В силу ч.4.1 ст.198 ГПК РФ в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.
Учитывая, что срок на обращение в суд по указанным требованиям истцом пропущен, о чем заявлено представителем ответчика, доказательств наличия уважительных причин суду не представлено, в удовлетворении таких требований должно быть отказано.
В остальной части требований срок на обращение в суд истцом не пропущен.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Закона о государственной гражданской службе гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Закона о государственной гражданской службе предусмотрено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Закона о государственной гражданской службе).
Как предусмотрено частью 5 статьи 50 Закона о государственной гражданской службе (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2021 № 437-ФЗ «О внесении изменений в статьи 50 и 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации») к дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
В соответствии с частью 10 статьи 50 Закона о государственной гражданской службе гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В течение спорного периода Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в т.ч. при нахождении гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, был урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562) (Правила исчисления денежного содержания) (документ утратил силу с 01.01.2023 в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 01.04.2022 № 554 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих и о признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации»).
Пунктом 2 Правил исчисления денежного содержания предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Закона о государственной гражданской службе денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
В силу части 1 статьи 51 Закона о государственной гражданской службе фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Закона о государственной гражданской службе).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о государственной гражданской службе фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о государственной гражданской службе, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о государственной гражданской службе порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (пункт 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 утратил силу с 01.01.2023 в связи с изданием Указа Президента РФ от 31.12.2021 № 751) было установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (пункт 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 утратил силу с 01.01.2023 в связи с изданием Указа Президента РФ от 31.12.2021 № 751) было предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено в срок до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных положений нормативных правовых актов следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Закона о государственной гражданской службе, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых значится материальное стимулирование гражданских служащих.
В этой связи, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных истцом требований о составе его денежного содержания для исчисления оплаты отпуска и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении относится определение правовой природы произведенных ему выплат в виде материального стимулирования и поощрения за счет средств материального стимулирования.
Установлено, что в период 2021 - 2022 г.г. истцу осуществлялось два вида выплат, обозначенных как «средства материального стимулирования», а именно, средства материального стимулирования, выплачиваемые в соответствии с Постановлением Правительства РФ, предусматривающим объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих центральных аппаратов и их территориальных органов на соответствующий год (средства материального стимулирования, дополнительно доведенные по нисходящей линии от ФНС России и выплаченные истцу исходя из пределов доведенных денежных средств); а также средства материального стимулирования, размер которого определяется в соответствии с «Механизмом распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России», утверждаемым Комиссией ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, и выплачиваемого по результатам оценки эффективности и результативности деятельности налогового органа за квартал, качества исполнения гражданским служащим своих обязанностей за указанный период.
Материальное стимулирование в соответствии с Постановлением Правительства РФ, предусматривающим объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих центральных аппаратов и их территориальных органов на соответствующий год (средства материального стимулирования, дополнительно доведенные по нисходящей линии от ФНС России и выплаченные исходя из пределов доведенных денежных средств), осуществлялось в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, и на основании принятых в соответствии с этим Указом постановлений Правительства Российской Федерации, которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562), дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Закона о государственной гражданской службе, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации.
Положением о Министерстве финансов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329) предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1 Положения).
Пунктом 5.5 названного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506), Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении дела подлежат учету разъяснения, содержащиеся в указанном письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482.
Обоснованность указанного вывода подтверждается позицией, изложенной, в частности в определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2019 № 34-КГ19-4.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 в соответствии со статьей 50 Закона о государственной гражданской службе определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Кроме того, частью 10 статьи 50 Закона о государственной гражданской службе предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом в соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о государственной гражданской службе фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен статьей 50 Закона о государственной гражданской службе, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Учитывая положения статей 50 и 51 Закона о государственной гражданской службе формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации.
Дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности.
При этом, как разъяснено в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482, исходя из положений пункта 4 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (утв. постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562) (документ утратил силу с 01.01.2023 в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 01.04.2022 № 554) начисление районных коэффициентов, коэффициентов за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициентов за работу в высокогорных районах, а также процентных надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, установленных нормативными актами Российской Федерации, на суммы средств материального стимулирования не производится.
Таким образом, фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Закона о государственной гражданской службе, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых значится материальное стимулирование гражданских служащих.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что средства материального стимулирования, выплачиваемые в соответствии с Постановлением Правительства РФ, предусматривающим объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих центральных аппаратов и их территориальных органов на соответствующий год (средства материального стимулирования, дополнительно доведенные по нисходящей линии от ФНС России и выплаченные истцу исходя из пределов доведенных денежных средств), подлежат учету в составе денежного содержания государственного гражданского служащего для целей оплаты отпуска и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника.
В свою очередь, разрешая дело, суд приходит к выводу о том, что средства материального стимулирования, размер которого определяется в соответствии с «Механизмом распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России», утверждаемым Комиссией ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, и выплачиваемого по результатам оценки эффективности и результативности деятельности налогового органа, качества исполнения гражданским служащим своих обязанностей за указанный период, не подлежат учету в составе денежного содержания государственного гражданского служащего для целей оплаты отпуска и компенсации за неиспользованный отпуск.
Определяя порядок исчисления денежного содержания гражданских служащих, пункт 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (утв. постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562) (документ утратил силу с 01.01.2023 в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 01.04.2022 № 554) устанавливает исчерпывающий перечень выплат, входящих в состав денежного содержания гражданского служащего, который соответствует частям 2 и 5 статьи 50 Закона о государственной гражданской службе, и не препятствует возможности учета средств, выплачиваемых гражданскому служащему за счет бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих, при условии объективной и правильной системы распределения этих средств непосредственно в каждом федеральном государственном органе с соблюдением установленной системы оплаты труда (денежного содержания).
Федеральным законодателем определен состав денежного содержания гражданского служащего. При этом в структуре денежного содержания выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера в зависимости от должностного оклада, являются премии, в т.ч. за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя (пункт 4 части 5 статьи 50 Закона о государственной гражданской службе).
Частью 10 статьи 50 Закона о государственной гражданской службе предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые не входят в состав денежного содержания гражданского служащего.
Указанный вывод подтверждается позицией, изложенной в решении судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 27.11.2019 № АКПИ19-773.
Таким образом, средства материального стимулирования, размер которого определяется в соответствии с «Механизмом распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России», утверждаемым Комиссией ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, и выплачиваемого в виде премии по результатам оценки эффективности и результативности деятельности налогового органа, качества исполнения гражданским служащим своих обязанностей, не подлежат учету в составе денежного содержания государственного гражданского служащего для целей оплаты отпуска и компенсации за неиспользованный отпуск.
Указанный вывод подтверждается, в т.ч. содержанием текста «Механизма распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России», утвержденного Комиссией ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, согласно которому материальное стимулирование в соответствии с названным Механизмом осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службе на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.
Указанное материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России.
В остальной части доводы возражений ответчика на иск не свидетельствуют о необоснованности исковых требований в полном объеме.
Согласно представленному ответчиком справочному расчету сумм задолженности по оплате компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении истца, подготовленному с учетом включения в состав денежного содержания истца для целей оплаты компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении истца, только средств материального стимулирования, дополнительно доведенных по нисходящей линии от ФНС России и выплаченных истцу исходя из пределов доведенных денежных средств (без учета средств материального стимулирования, размер которого определяется в соответствии с «Механизмом распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России», утверждаемым Комиссией ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России), размер задолженности по выплате компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника – 55 202,31 руб., компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении истца – 239 619,12 руб.
Проверив представленный ответчиком расчет задолженности, оснований для несогласия с данным расчетом суд не усматривает, иными доказательствами в материалах дела указанный расчет арифметически не опровергнут.
Иных возражений по иску ответчиком по существу не указано.
По другим основаниям требования о взыскании иных сумм задолженности истцом в иске не заявлены.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца с ответчика задолженности по выплате компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника в размере 55 202,31 руб.; задолженности по выплате компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении работника в размере 239 619,12 руб., а всего задолженности по выплате сумм, причитающихся работнику, в размере 294 821,43 руб.
В остальной части заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.
При обращении в суд за разрешением индивидуального трудового спора истец от уплаты государственной пошлины законом был освобожден.
С учетом личности ответчика – территориального органа Федеральной налоговой службы, являющейся федеральным органом исполнительной власти (Положение о Федеральной налоговой службе (утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506), а также положений подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, части 4 статьи 103 ГПК РФ, оснований для взыскания с ответчика в доход бюджета государственной пошлины при удовлетворении иска не имеется.
Таким образом, иск подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Сахарова Александра Сергеевича к Управлению Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании задолженности по оплате ежегодного оплачиваемого отпуска, задолженности по выплате компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника, компенсации при увольнении – удовлетворить частично.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (основной государственный регистрационный №) в пользу Сахарова Александра Сергеевича (№) задолженность по выплате компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника в размере 55 202 руб. 31 коп., задолженность по выплате компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении работника по сокращению в размере 239 619 руб. 12 коп., всего взыскать: 294 821 (Двести девяносто четыре тысячи восемьсот двадцать один рубль) 43 коп.
В удовлетворении остальной части требования Сахарова Александра Сергеевича к Управлению Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в суд Ненецкого автономного округа через Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26 января 2024 года.
<данные изъяты>