ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-14198/2016 от 24.11.2016 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-14198/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Якутск 24 ноября 2016 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Николаевой Л.А., при секретаре Протопоповой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 в ее интересах и интересах ___ ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Окружной администрации города Якутска о предоставлении жилого помещения вне очереди,

у с т а н о в и л:

Истцы обратились в суд с иском к Окружной Администрации г. Якутска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, мотивируя тем, что они являются нанимателями жилого помещения, расположенного по адресу: ____ По распоряжению ОА г. Якутск дом признан аварийным и подлежащим расселению и сносу. Просят обязать ответчика предоставить им благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее ___ кв.м., включая размер вспомогательной площади ___ кв.м.

В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО6 иск поддержали, просят удовлетворить.

Представитель ответчика Окружной администрации г. Якутска по доверенности ФИО7 с иском не согласилась, указывая, что истцам предлагалось жилье, от которого они отказались.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истцы являются нанимателями жилого помещения, находящегося по адресу: ____ что подтверждается типовым договором от ____2010 г.

В соответствии с распоряжением Окружной администрации г. Якутска от ____2011 г., с постановлением Правительства РС(Я) от ____2013 г. утверждена республиканская программа «Переселение граждан из аварийного жилого фонда на 2013-2017 годы», согласно которой многоквартирный дом, расположенный по адресу: подлежит расселению и сносу в 2015 году.

Общая площадь квартиры ____ согласно техническому паспорту от ____2016 г. составляет ____ кв.м., в том числе жилая площадь ___ кв.м., подсобная ___ кв.м., площадь вспомогательного использования ___ кв.м. количество комнат – ___

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ, провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации, предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Международно-правовые акты (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) и Конституция РФ возлагают на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом предусматривается, что указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Из указанных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам.

В судебном заседании установлено, что ответчиком не выполняются обязанности по созданию условий истцам для осуществления права на жилище.

На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживании и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договора социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

Согласно техническому паспорту жилого помещения общая площадь ____ составляет ___ кв.м.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Согласно ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

На основании ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Предоставляемое благоустроенное жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям, находиться в черте данного населенного пункта.

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Согласно имеющимся в деле сведениям истцы другого жилого помещения не имеют, следовательно, у органов местного самоуправления в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить нанимателю аварийного жилья, жилое помещение по договору социального найма.

Судом установлено, что истцы являются нанимателями жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанном в 2015 году непригодным для проживания.

Материалами дела подтверждено, что данный жилой дом в рамках реализации муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» был включен в перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу. В настоящее время истцы продолжают проживать в жилом помещении, непригодном для проживания, тем самым нарушается их право на безопасность жилища, право на проживание в пригодном жилом помещении.

Учитывая длительное бездействие администрации муниципального образования, выразившееся в непринятии мер, определенных частью 10 статьи 32 ЖК РФ, и то, что аварийный многоквартирный дом, в котором находится спорное жилое помещение, включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд приходит к выводу, что истцы имеют право требовать предоставления другого жилого помещения.

С учетом данных о площади жилого помещения, находящегося в пользовании истцов, им должно быть предоставлено равнозначное жилое помещение общей площадью не менее 26,1 кв.м., отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте г. Якутск.

Судом отклоняются доводы представителя истца о предоставлении дополнительной площади в размере ___ кв.м., в силу ст. 89 ЖК РФ.

Поскольку в Определении Конституционного Суда России от 05.03.2009 г. N 376-О-П сказано, что федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

В этом же Определении, указано, что ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.

При таких обстоятельствах требования истцов подлежат удовлетворению в части предоставления жилого помещения в размере не менее ранее занимаемого ___ кв.м. В остальной части иска суд полагает отказу в удовлетворении требований истцов.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Окружную администрацию города Якутска предоставить ФИО1 в ее интересах и интересах ___ ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 равнозначное жилое помещение, общей площадью не менее ранее занимаемой площади (не менее ___ кв.м.), вне очереди.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд РС (Я) в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья