ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1419/16 от 09.06.2016 Октябрьского районного суда г. Томска (Томская область)

2-1419/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июня 2016 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Черных О.Г.,

при секретаре Погребковой Л.С.,

с участием:

истца ФИО1, представителя истца ФИО2, действующей по доверенности от 13.05.2016, сроком на десять лет,

представителя ответчика ФИО3, действующей по доверенности от 26.08.2015 сроком на один год

представителя третьего лица – Ассоциации «Томская областная нотариальная палата» - ФИО4, действующей на основании Устава

третьего лица ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Министерства Юстиции Российской Федерации по Томской области о признании решения конкурсной комиссии о результатах проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, незаконным, отмене приказа о назначении на должность нотариуса,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском Министерству Юстиции РФ о признании решения конкурсной комиссии о результатах проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, незаконным, отмене приказа о назначении на должность нотариуса.

По заявлению истца определением Октябрьского районного суда г. Томска от 11.05.2016 произведена замена ответчика с Министерства Юстиции РФ на Управление Министерства Юстиции Российской Федерации по Томской области.

В обоснование иска указано, что 17.02.2016 Решением конкурсной комиссии на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «город Томск», победителем признана ФИО5

Полагает данное решение незаконным, поскольку конкурс был объявлен несвоевременно – 28.03.2015 погиб нотариус П, информация в сети появилась 03.04.2015, документы нотариуса П переданы 05.08.2015 нотариусу П, соответственно, конкурс должен был быть объявлен не позднее 10 дней с указанной даты. Решением Советского районного суда г. Томска П признан умершим с 28.03.2015, решение вступило в силу 27.11.2015. вместе с тем в нарушение данных норм конкурс был объявлен 28.12.2015.

Также указала, что императивно установлено, что состав комиссии формируется каждый раз для проведения конкретного конкурса, вместе с тем в части формирования ее состава из числа представителей от ТОНП не изменяется на протяжении длительного времени.

Кроме того, результаты конкурса объявлены в тот же день, а не на следующий, как установлено законодательно.

До оглашении результатов конкурса комиссия объявляла перерыв, два члена комиссии от ТОНП остались с представителями УМЮ по Томской области в кабинете, а еще два нотариуса покинули место заседания, имея возможность свободно общаться с кандидатами на занятие вакантной должности, после чего заседание продолжилось, что могло повялить на результаты конкурса.

Просит признать решение конкурсной комиссии о результатах проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «город Томск» от 17.02.2016, незаконным, отменить приказ о назначении ФИО5 на должность нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «город Томск», взыскать расходы по уплате государственной пошлины 300 рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что о проведении конкурса узнала 29-30.12.2015 на сайте сети Интернет. Подала документы на конкурс. Считает, что конкурс должен был быть проведен 11.06.2015, проведение конкурса позднее данной даты нарушает ее права в том, что на протяжении более полугода не осуществлялась квалифицированная юридическая помощь. Нарушены сроки передачи документов от П к П Считает, что комиссией неверно посчитан общий юридический стаж в отношении всех кандидатов и нигде не отражено, что проверяли данный стаж. Не согласна с теми оценками, которые выставила комиссия ей, ФИО5 и другим кандидатам, считает их не объективными. При оглашении результатов конкурса присутствовала. Считает, что кандидата В не законно допустили к конкурсу при отсутствии у нее справки о судимости.

Представитель истца позицию истца поддержала по аналогичным пояснениям. Дополнительно пояснила, что в объявлении о проведении конкурса указан не весь перечень документов, которые необходимо представить – не указана справка о судимости. Нарушены сроки принятия документов, в частности, по В В бюллетенях голосования нет краткой мотивировки по профессиональным качествам, содержат одинаковую характеристику кандидатов при разных оценках, у многих кандидатов большее количество нотариальных действий, чем у ФИО5 Считает, что должность нотариуса вакантна тогда, когда нотариус более 5 дней не сообщает о своем отсутствии. Указала, что ФИО5 в 2011 году допускала нарушения, ведя одновременно два общих реестра. Считает, что для восстановления справедливости решение должно быть признано незаконным. Также пояснила, что два члена комиссии без объявления перерыва выходили в коридор. Считает, что комиссия должна была сделать запросы при возникновении сомнений в представленных претендентами, включая ФИО5, документов, учитывая, что та работала у своего супруга.

Представитель ответчика иск не признала, поддержав доводы письменного отзыва. Пояснила, что конкурс объявлен своевременно после получения свидетельства о смерти П и вакансия открылась только с данной даты. 15.12.15 вынесен приказ о прекращении полномочий нотариуса П Распоряжением от 18.12.2015 объявлен конкурс. При принятии решения о допуске к конкурсу проверяется наличие требуемого стажа работы по юридической специальности – 5 лет, что проверяется по представленным претендентами документам – диплому и трудовой книжке. Нет требования указывать это в протоколе, т.к. изучается личное дело. Для проведения каждого конкурса формируется конкурсная комиссия, нет законодательного запрета на неоднократное участие одних и тех же лиц в ее составе. 17.02.2016 проведен конкурс, на который допущено 17 кандидатов, часть которых явилась, часть нет. Кворум был. Было решено, что сначала заслушиваются явившиеся кандидаты по алфавиту, затем проходит голосование по не явившимся. После выслушивания каждого кандидата конкурсная комиссия оставалась на обсуждение, по кандидату сразу заполнялись бюллетени и выставлялись оценки, бюллетени передавались секретарю комиссии и вызывался новый кандидат. После того, как голосование по всем кандидатам было проведено, два члена комиссии выходили по надобности, но это не могло повлиять на голосование. По кандидату В было допущено нарушение, но это не могло повлиять на права ФИО1 Голосование и заполнение бюллетеней осуществляется каждым членом комиссии самостоятельно, после заслушивания кандидата и изучения его документов, на основе субъективной оценки. Протокол заседания подписан в установленный Положением срок после его изготовления. Нет запрета на оглашение результатов конкурса в тот же день. Ведение двух общих реестров, как разъяснено в 2014 году, не является нарушением.

Представитель третьего лица – Ассоциации «Томская областная нотариальная палата» - ФИО4 считала требования не подлежащими удовлетворению. Показала, что все требования по проведению конкурса были соблюдены. Все члены комиссии явились. Докладывалась явка претендентов. Члены комиссии приняли решение заслушать явившихся претендентов по алфавиту, затем не явившихся. Секретарь дает краткую характеристику, задаются вопросы кандидату, выслушивают его, после ухода кандидата проходило письменное голосование по нему с заполнением бюллетеней с оценкой и краткой мотивировкой. Бюллетень сдается секретарю, укладывается в папку, вызывается следующий кандидат. Затем оценивают не явившихся кандидатов. Действительно два члена комиссии уже после заполнения всех бюллетеней вышли по надобности, что не могло повлиять на голосование, которое уже состоялось. Они увидели В, по которой голосовали как не явившейся. Для чистоты по решению комиссии заслушали ее, уничтожив по ней прежние бюллетени и проголосовав. Затем уже происходит подсчет голосов в присутствие всех членов комиссии. Огласили результаты. Все члены комиссии сами ставят оценки по своему убеждению, оценивая кандидатов по их профессиональным, личным качествам, работе, общественной и иной деятельности. Юридический стаж проверяют при решении вопроса о допуске к конкурсу по материалам личного дела. При проведении самого конкурса все личные дела изучаются. Считает, что никаких нарушений нет, включая и дату проведения конкурса. Сразу после поступления к ним свидетельства о смерти П, оно было направлено ответчику.

Третье лицо ФИО5 просила в удовлетворении иска отказать. Считала, что нарушений при проведении конкурса допущено не было. Она имеет необходимый стаж, окончив юридический институт в 2002 году. У нотариуса Судаковой было 2 реестра. На проверку предъявляли реестры. Нарушений не было выявлено.

Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы по делу, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований исходя из следующего.

Нотариальная деятельность представляет особый вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе, лицами, труд которых регулируется специальным законодательством, в том числе - Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. На нотариальную деятельность распространяются положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие равные условия доступа к этой деятельности.

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 29.12.2015), процедура приобретения статуса нотариуса разделена на несколько последовательных этапов, на каждом из которых совершаются определенные юридически значимые действия: прохождение стажировки; сдача квалификационного экзамена и получение лицензии на право нотариальной деятельности; прохождение конкурса на замещение вакантной должности нотариуса; назначение на должность.

Установление такого порядка и строгое следование ему отвечают публично-правовому назначению и ответственному характеру нотариальной деятельности и предъявляемым высоким требованиям к выполнению профессионального долга нотариуса (пункт 1 раздела I Профессионального кодекса нотариусов Российской Федерации, принятого 18 апреля 2001 года собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации). Процедура приобретения статуса нотариуса применяется и для замещения должности нотариуса, занимающегося частной практикой, и для замещения должности нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе.

В рамках единой процедуры часть третья статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате предусматривает порядок наделения - на основании рекомендации региональной нотариальной палаты - всех нотариусов (как частных, так и государственных) полномочиями Министерством юстиции Российской Федерации или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии; порядок проведения конкурса определяется также Министерством юстиции Российской Федерации - совместно с Федеральной нотариальной палатой. Участие в данном процессе Министерства юстиции Российской Федерации обусловлено тем, что оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности, функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нотариата, а также функции по контролю и надзору в сфере нотариата (пункт 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации").

Указанное правовое регулирование, не предусматривающее участия иных органов государственной власти в процедурах отбора кандидатур и назначения на должность нотариусов, с одной стороны, и привлечение к участию в них нотариальной палаты как нотариального сообщества - с другой, призвано гарантировать независимость института нотариата. (Определение Конституционного Суда РФ от 09.12.2014 N 2753-О)

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17 февраля 1997 г. N 19-01-19-97 утверждено Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса (далее - Положение), согласно п. 1 которого целью конкурса является отбор на должности нотариусов наиболее подготовленных лиц, имеющих необходимые профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту имущественных и иных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Согласно Положению, конкурс объявляется распоряжением территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте (субъектах) Российской Федерации не позднее 10 дней со дня открытия вакантной должности нотариуса с указанием сроков проведения конкурса, места и времени заседания конкурсной комиссии, а также срока приема документов на конкурс. О принятом решении в трехдневный срок с момента издания распоряжения извещается Нотариальная палата. Дата начала конкурса устанавливается не ранее чем через месяц и не позднее чем через два месяца после объявления конкурса.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании распоряжения № 740-р от 18.12.2015 Управления Министерства РФ по Томской области был объявлен конкурс на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «город Томск» (т. 1 л.д. 28).

Статья 2 ГПК Российской Федерации определяет, что целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть первая статьи 3 ГПК Российской Федерации устанавливает, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Тем самым гражданское процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

Таким образом, основанием для удовлетворения иска должно являться установление нарушений прав, свобод или интересов истца.

При рассмотрении данного дела проведением конкурса от 17.02.2016 судом не усматривается нарушений прав, свобод или интересов истца ФИО1

Согласно Распоряжению, заседание конкурсной комиссии по допуску претендентов на участие в конкурсе по замещению вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «город Томск», назначено на 08.02.2016 09 часов 00 час в здании Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Томской области по адресу: .... Срок приема документов установлен с 29.12.2015 по 05.02.2016 включительно. Заседание конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «город Томск», назначено на 17.02.2016 09-00 час в здании Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Томской области по адресу: ....

Из указанного Распоряжения следует, что срок проведения конкурса был установлен в полном соответствии с требованием пункта 2 Положения: не ранее чем через месяц и не позднее чем через два месяца после объявления конкурса. К доводам истца об обратном суд относится критически.

22.10.2015 решением Советского районного суда г. Томска П объявлен умершим с 28.03.2015. Данное решение вступило в законную силу 01.12.2015

Свидетельство о смерти получено родственниками 07.12.2015 (т.1 л.д.26).

10.12.2015 Ассоциации «Томская областная нотариальная палата» направила в адрес Начальника Управления Минюста РФ по Томской области копию свидетельства о смерти нотариуса города П (т.1 л.д.25, 68), которое поступило в Управление Минюста РФ по Томской области 11.12.2015. (пятница).

15.12.2015 Управление Минюста РФ по Томской области издает приказ о прекращении полномочий нотариуса П на основании свидетельства о смерти.(т.1 л.д.27).

Таким образом, вакансия на должность нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «город Томск», открылась с 16.12.2015.

Конкурс был объявлен на третий день после открытия вакансии, срок конкурса – 17.02.2016 – не раньше чем через один месяц, и не позднее, чем через два месяца после объявления конкурса, четко указано время и место его проведения.

Доводы истца о том, что вакансия открылась с 11.06.2015 основаны на неверном толковании норм материального права. Предположение о смерти лица не может быть основанием для прекращения его полномочий. Доводы о том, что нотариус обязан был известить о своем не выходе на работы в течение более пяти дней суд не учитывает, как и ссылку на то обстоятельство, что П не был привлечен к дисциплинарной ответственности за невыход на работу без уважительной причины.

Порядок и сроки передачи дел на хранение от П к П, наделение нотариуса П полномочиями по работе с документами нотариуса П, переданными ему по акту приема –передачи от 28.07.2015 на временное хранение, находится вне рамок рассмотрения данного гражданского дела.

Даже возможное объявление конкурса позднее 10 дней со дня открытия вакантной должности нотариуса не влечет нарушений законных прав и интересов истца, поскольку в указанном конкурсе она принимала участие.

Согласно п. 3 Положения, объявление о проведении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, сроках, месте приема и перечне документов, необходимых для участия в конкурсе, требованиях, предъявляемых для замещения вакантной должности нотариуса, месте и времени заседания конкурсной комиссии публикуется территориальным органом совместно с нотариальной палатой в средствах массовой информации или вывешивается в общедоступных местах в зданиях территориального органа и нотариальной палаты.

Информация о сроках проведения конкурса, месте приема и перечне документов, необходимых для участия в конкурсе, требованиях, предъявляемых для замещения вакантной должности, месте и времени заседания конкурсной комиссии размещены на Интернет-сайте и стендах в Управлении Министерства юстиции РФ по Томской области и в Ассоциации «Томская областная нотариальная палата».

Данное обстоятельство подтвердила и истец, указав, что узнала о конкурсе на Интернет-сайте 29-30.12.2015.

В информации отражены вопросы сроков приема документов, перечень документов, требования к кандидатам, иные вопросы.

То обстоятельство, что в объявлении не было указано на необходимость предъявления справки о судимости, не нарушает права истца, т.к. ею представлены все необходимые документы. Это нарушило права претендента В, которая была допущена к конкурсу под условием по причине непредставления данной справки, но которая данный конкурс не оспаривает.

Согласно п. 3 Положения, для проведения конкурса приказом территориального органа при территориальном органе образуется конкурсная комиссия в количестве 8 человек. Комиссия создается из равного количества работников территориального органа и членов нотариальной палаты, являющихся нотариусами. Кандидатуры от нотариальной палаты для включения в состав конкурсной комиссии представляются нотариальной палатой в территориальный орган в 15-дневный срок с момента извещения палаты об объявлении конкурса. Если в указанный срок в территориальный орган не поступили сведения о включении в состав комиссии членов нотариальной палаты, руководитель территориального органа вправе утвердить состав конкурсной комиссии с соблюдением условия равенства представителей от территориального органа и нотариальной палаты. Персональный состав конкурсной комиссии утверждается приказом территориального органа, о чем извещается нотариальная палата.

22.12.2015 Управлением Министерства юстиции РФ по Томской области был издан приказ № 177 «Об образовании конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности нотариуса в нотариальном округе «город Томск» (т. 1 л.д.29).

В адрес Президента Ассоциации «Томская областная нотариальная палата» 22.12.2015 было направлено сообщение о принятом решении об объявлении конкурса, о сроках проведения конкурса. Предложено предоставить кандидатуры в количестве 4 лиц, для включения в состав конкурсной комиссии (т. 1 л.д.30, 70). Поступило в Ассоциацию «Томская областная нотариальная палата» 25.12.2015 согласно штампу входящей корреспонденции.

29.12.2015 Ассоциацией «Томская областная нотариальная палата» направлен в адрес Управления Минюста РФ по Томской области список нотариусов для включения в состав конкурсной комиссии: М, ФИО4, К, У (т. 1 л.д.31, 73). Поступило в Управление Минюста РФ по Томской области 30.12.2015, что подтверждается как штампом входящей корреспонденции в экземпляре, представленной ответчиком, так и в надписи на экземпляре, представленном Ассоциацией «Томская областная нотариальная палата».

Приказом Управления Минюста РФ по Томской области от 12.01.2016 №1 создана конкурсная комиссия для проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «город Томск», в составе: С – начальник Управления Минюста РФ по Томской области (председатель комиссии), Ш (зам. Начальника Управления Минюста РФ по Томской области), М (начальник отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния), К (главный специалист отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния), ФИО4 (Президент Ассоциации «Томская областная нотариальная палата»), М, К, У (нотариусы).

Секретарем комиссии назначена К

К доводу истца о том, что один и тот же человек не может два и более раз подряд входить в состав конкурсной комиссии, суд относится критически. Законодательных запретов не предусмотрено. Данный довод основан на неверном толковании п. 3 Положения.

Как следует из представленных ответчиком пакетов документов по проведению конкурсов на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «город Северск» 25.12.2015, по проведению конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе Томской области «Молчановский район» 11.03.2015, каждый раз создается новая конкурсная комиссия.

Решением конкурсной комиссии от 08.02.2016, отраженном в Протоколе №1 заседания конкурсной комиссии по допуску к участию в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «город Томск», допущены следующие лица: Л, ФИО1, У, Б, С, Д, А, Г, П, А, ФИО5, П, Г, П, Т, К Вопрос о допуске претендента В решено решить на заседании комиссии по проведению конкурса 17.02.2016 после предоставления или непредставления ею справки из ОВД об отсутствии судимости.

К доводу стороны истца о том, что конкурсной комиссией не исследовался вопрос юридического стажа кандидатов, суд относится критически. Согласно п. 5 Положения, претендентами обязательно предоставляются диплом о высшем юридическом образовании, трудовая книжка и т.д.

Согласно п. 5 Положения, на основании представленных документов комиссия принимает решение о допуске лиц, желающих участвовать в конкурсе, к участию в конкурсе.

Как следует из протокола №1, при решении вопроса о допуске оглашались сведения о претендентах, соответственно, и касающиеся образования и стажа.

Требований к Протоколу о том, что в нем обязательно необходимо прописать стаж, отсутствуют.

В отношении ФИО5 отражено в списке лиц, участвующих в конкурсе, что она окончила ТГУ в 2002 году по специальности «Юрист», с 2009 года работает помощником нотариуса нотариального округа г. Томск, 04.03.2009 выдана лицензия на право нотариальной деятельности №95. Учитывая, что требуемый стаж по юридической специальности для работы нотариусом составляет 5 лет с даты получения высшего юридического образования (п. 5 Положения, ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате), оснований сомневаться в наличии требуемого юридического стажа нет. Работа помощником нотариуса входит в юридический стаж.

Довод представителя истца о том, что конкурсная комиссия обязана была запросить дополнительную информацию по ФИО5 при возникновении сомнений в достоверности представленных документов по стажу, суд не учитывает, поскольку у комиссии сомнений не было, как пояснили представители ответчика и третьего лица, являющиеся членами конкурсной комиссии.

В установленный срок 17.02.2016 в 9-00 в помещении Управления состоялось заседание конкурсной комиссии на замещение вакантной должности нотариуса.

Согласно п. 3 Положения, заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 5 членов комиссии. Порядок работы конкурсной комиссии определяется председателем конкурсной комиссии.

Как следует из протокола и представленных бюллетеней, все 8 членов комиссии участвовали в заседании и голосовали по каждой кандидатуре.

Ссылка истца на то, что кандидатура победителя в конкурсе была заранее предопределена, не нашла своего объективного подтверждения при рассмотрении иска.

В соответствии с п. 6 Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса в ходе проведения конкурса конкурсная комиссия оценивает конкурсантов на основании представленных ими документов, в том числе документов о прохождении стажировки и результатах сдачи квалификационных экзаменов. При необходимости комиссия может проводить индивидуальные собеседования с конкурсантами по вопросам, касающимся нотариальной деятельности.

Оценка кандидатов производится по 10-балльной системе.

По итогам оценки каждый член конкурсной комиссии выставляет конкурсанту соответствующий балл, который заносится в конкурсный бюллетень, приобщаемый затем к протоколу заседания конкурсной комиссии. В конкурсном бюллетене каждым членом комиссии должна быть кратко изложена мотивировка, послужившая основанием для принятия решения о соответствующей оценке качеств конкурсанта.

После оценки всех участников конкурса и подсчета набранных конкурсантами баллов конкурсная комиссия определяет лиц, победивших в конкурсе. Победившим в конкурсе считается кандидат, получивший наибольшее количество баллов.

При равенстве баллов у нескольких кандидатов решение конкурсной комиссией принимается открытым голосованием. При равенстве голосов членов конкурсной комиссии при открытом голосовании решающим является голос председателя.

Результаты голосования и решение конкурсной комиссии заносятся в протокол, который подписывается председателем, членами конкурсной комиссии.

Из протокола заседания конкурсной комиссии от 17.02.2016 года N 2 усматривается, что в ходе рассмотрения повестки дня конкурсной комиссией осуществлялось ознакомление с документами конкурсантов, проводилось индивидуальное собеседование.

После заслушивания каждого конкурсанта, как следует из Протокола, пояснений М и ФИО4 (членов комиссии), проходило обсуждение конкурсанта, голосование по нему, бюллетени сдавались, затем только приглашался новый претендент.

То обстоятельство, что после того, как все бюллетени были сданы, два члена комиссии по надобности выходили из помещения, не могло повлиять на количество баллов, уже до этого выставленного участникам. Требований к тому, что в Протоколе обязаны указать на перерыв, не содержится в законодательстве.

В Протоколе указано первым вопросом, что 16.02.2016 претендентом В была представлена справка о судимости и решено было допустить ее к участию в конкурсе. Как установлено в суде, комиссия посчитала ее отсутствующей и первоначально при голосовании не выслушала. В последующем данные бюллетени уничтожили и после заслушивания В выставили ей оценки.

Указанные действия комиссии не нарушают прав истца, поскольку В не является победителем конкурса. В результаты конкурса не оспаривает.

В конкурсе 17.02.2016 участвовало 17 претендентов на должность нотариуса. При проведении конкурса комиссия оценивала кандидатов по результатам индивидуального собеседования, по вопросам, касающимся нотариальной деятельности, а также на основании представленных документов, в том числе документов о прохождении стажировки и результатов сдачи квалифицированных экзаменов. Оценка кандидатов производилась по 10-бальной системе.

Согласно решению заседания конкурсной комиссии от 17.02.2016 в результате рассмотрения и оценки кандидатур, и подсчета набранных конкурсантами баллов, победителем конкурса признана ФИО5 Решение заседания конкурсной комиссии подписано председателем, секретарем и всеми членами комиссии.

Основания градации оценок не конкретизируются ни в Положении о порядке проведения конкурса, ни в Основах законодательства. Поэтому члены комиссии оценивают конкурсантов, руководствуясь своим внутренним убеждением, основанном на субъективном восприятии информации о том или ином участнике конкурса - как ранее известной члену комиссии, так и полученной из документов конкурсанта или из собеседования с ним.

Однако каждая выставленная членом конкурсной комиссии оценка должна быть обоснована. Ее обязательная письменная мотивация является гарантией объективной оценки конкурсанта, хотя и основанной на субъективном внутреннем убеждении членов комиссии.

Из приобщенных к материалам дела бюллетеней по конкурсантам, подписанных членами конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса, усматривается, что каждым членом комиссии отражена краткая мотивировка, послужившая основанием для принятия решения о соответствующей оценке качества конкурсантов. Сумма всех оценок, выставленных членами конкурсной комиссии по каждому конкурсанту, занесена в протокол. При подсчете баллов арифметические ошибки не выявлены (т. 1 л.д. 134-245, т. 2 л.д.1-24). Количество баллов ФИО1 – 63 балла, ФИО5 – 76 баллов.

Таким образом, имеющиеся в каждом бюллетене краткие мотивировки принятого решения об оценке качеств конкурсантов позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии оснований для выбора победителя конкурса, установить критерии, по которым члены комиссии сделали выводы о том, какой кандидат является наиболее или менее подготовленным, как это и предусмотрено п. 1 Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса.

Доводы истца и представителя истца по существу сводятся к оспариванию обоснованности выставленных членами комиссии оценок истцу и другим кандидатам. В связи с тем, что право отбора кандидатов и оценки их деловых, профессиональных, личных качеств в силу п. 6 Положения "О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса" принадлежит исключительно членам конкурсной комиссии, суд не наделен полномочиями решать вопрос соответствия кандидата должности нотариуса, на которую он претендует, поэтому при проверке соблюдения порядка и процедуры проведения отбора кандидатов на замещение вакантной должности нотариуса, суд не вправе вторгаться в обоснованность произведенной оценки данных, характеризующих личность кандидата членами комиссии. Доводы об обратном не основаны на положениях действующего законодательства.

Также суд не учитывает и доводы стороны истца о наличии в деятельности ФИО5 нарушений, поскольку нотариусом велось два реестра. Как указано ответчиком, проверка нотариуса проводилась в 2012 году, нарушений не выявили.

Действительно, утратившим силу нормативным актом – Правилами нотариального делопроизводства, было предусмотрено ведение только одного общего реестра нотариусом.

В тоже время в письме 402/06-06 от 19.02.2014, Федеральная нотариальная палата после рассмотрения обращения ИО Начальника Управления Минюста РФ по Томской области, о возможности ведения двух и более реестров для регистрации нотариальных действий нотариусами, занимающимися частной практикой, разъяснили, что в целях оптимизации нотариального делопроизводства утверждены предложения Правлением ФНП и направлены в МЮ РФ о возможности одновременного ведения двух и более реестров, если такое решение будет принято НП субъекта РФ.

Согласно п. 167 Правил нотариального делопроизводства, утв. решением Правления ФНП от 17.12.2012, приказом Минюста России от 16.04.2014 N 78, по решению нотариальной палаты допускается одновременное ведение двух и более общих реестров.

Как указал контролирующий орган - Управление Минюста РФ по Томской области – ведение двух и более реестров в настоящее время не является нарушением, при проверке деятельности нотариуса нарушений не выявлялось.

Не принимается судом довод о том, что нарушен срок и порядок изготовления и подписания протокола комиссии.

Согласно п. 6 Положения решение конкурсной комиссией принимается по результатам подсчета набранных конкурсантами баллов, результаты голосования (в случае равенства баллов у нескольких кандидатов) и решение конкурсной комиссии заносятся в протокол, который подписывается председателем, членами конкурсной комиссии, решение конкурсной комиссии оглашается лицам, принимавшим участие в конкурсе, на следующий день после окончания конкурса. Протокол был представлен конкурсной комиссией в территориальный орган, конкретного срока для изготовления протокола Положение не содержит, следовательно, нарушения в части изготовления, редактирования и подписания протокола отсутствуют.

Согласно п. 6 Положения, результаты голосования и решение конкурсной комиссии оглашаются лицам, принимавшим участие в конкурсе, на следующий день после окончания конкурса.

То обстоятельство, что решение конкурсной комиссии оглашено в тот же день после окончания конкурса и занесено в протокол, а не на следующий день, не является существенным нарушением условий проведения конкурса, не нарушает прав и законных интересов истца. Как признала истец в процессе, на оглашении результатов конкурса она присутствовала.

К доводу истца о том, что, возможно, все представленные суду ответчиком и Ассоциацией «Томская областная нотариальная палата» документы не являются копиями с оригиналов, суд относится критически. В силу положений ст. 67, 71 ГПК РФ суду предоставлялись оригиналы документов и суд заверил имеющиеся в материалах дела копии, которые также были заверены юридическими лицами в соответствие с положениями ст. 71 ГПК РФ.

Порядок и процедура проведения отбора кандидатов на конкурсной основе не нарушена, соответствует Положению "О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса", права истца при проведении конкурса не нарушены, в связи с чем решение конкурсной комиссии Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области от 17.02.2016 г. по проведенному конкурсу на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «город Томск», является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения иска суд не усматривает.

Истцом также заявлено требование об отмене приказа о назначении ФИО5 на должность нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «город Томск»

25.02.2016 Управлением Минюста РФ по Томской области был вынесен Приказ №17 о наделении полномочиями нотариуса ФИО5 с 10.05.2016 по результатам конкурса 17.02.2016.

В компетенцию суда не входит решение вопроса об отмене приказов, в том числе и Управления Минюста РФ по Томской области.

Признание решения конкурсной комиссии от 17.02.2016 года незаконным было бы основанием для признания незаконным и данного приказа.

Поскольку в удовлетворении иска в части признании решения конкурсной комиссии о результатах проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «город Томск» от 17.02.2016, незаконным, отказано, приказ от 25.02.2016 Управлением Минюста РФ по Томской области также законен.

В силу положений ст. 98 ГПК РФ отсутствуют основания для взыскания с ответчика расходов по уплате государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Управлению Министерства Юстиции Российской Федерации по Томской области о признании решения конкурсной комиссии о результатах проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «город Томск» от 17.02.2016, незаконным, отмене приказа о назначении ФИО5 на должность нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «город Томск», ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Октябрьский районный суд г. Томска в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы.

...

...

Судья: О.Г. Черных

...

...

...

...

...