ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1419/2017 от 15.05.2017 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Стиба Л.Н., при секретаре ФИО3., с участием: представителей истца – прокурора ФИО2, представителя соответчика ФИО4., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора района имени <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о возложении обязанностей по приведению объектов федеральной собственности в соответствии с установленными требованиями,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> имени <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о возложении обязанностей по приведению объектов федеральной собственности в соответствии с установленными требованиями.

В обоснование заявленных требований указав на то, что прокуратурой проведена проверка в ходе которой установлены факты ненадлежащего состояния имущества Российской Федерации, требующие принятия от уполномоченного органа мер по их устранению.

Проверены следующие защитные сооружения гражданской обороны: защитное сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, муниципального района

имени <адрес>; защитное сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, муниципального района имени <адрес>; защитное сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, муниципального района имени <адрес>; защитное сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, муниципального района имени Лазо, <адрес>; защитное сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, муниципального района имени <адрес>, на территории бывшего Хорского биохимического завода; защитное сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, муниципального района имени <адрес>, между жилым ломом № 5 и территорией Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хорский агропромышленный техникум»; защитное сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, муниципального района имени <адрес>, защитное сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, муниципального района имени Лазо, <адрес>.

По результатам проверки установлено, что вышеуказанные защитные сооружения не поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию и эксплуатируются с нарушениями требований вышеуказанных Правил, утвержденных Приказом МЧС России.

Непринятие своевременных мер по привидению указанных объектов в состояние, отвечающее требованиям законодательства о гражданской обороне, влечет невозможность приема в них граждан в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Ссылаясь на изложенное просил обязать территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> привести в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу защитные сооружение, расположенные по адресу: <адрес>, муниципального района имени <адрес>; <адрес>, муниципального района имени <адрес>; <адрес>, муниципального района имени Лазо, <адрес>; <адрес>, муниципального района имени <адрес>; <адрес>, п. Хор, муниципального района имени Лазо, <адрес>, на территории бывшего Хорского биохимического завода; <адрес>, п. Хор, муниципального района имени <адрес>, между жилым домом и территорией Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хорский агропромышленный техникум»;

<адрес>, муниципального района имени <адрес>; <адрес>, муниципального района имени <адрес>, в соответствие с требованиями, установленными Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России, в качестве третьего лица ГУ МЧС России по <адрес>.

Представитель ответчика ТУФА по управлению государственным имуществом в <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В предоставленном отзыве указал на несогласие с заявленными требованиями в полном объеме.

Третье лицо ГУ МЧС России по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ходатайств, возражений суду не предоставил.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании прокурор ФИО2 требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске.

Представитель соответчика ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России ФИО5. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований прокурора, указав, что учреждение является ненадлежащим ответчиком, ни одно защитное сооружение не находится в собственности учреждения.

Выслушав стороны, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием к иску о запрете деятельности, создающей такую угрозу.

В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст. 3 Закона правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение требований Закона приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (далее - Правила), требования которых должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО) - убежищ и противорадиационных укрытий, которые являются объектами гражданской обороны (п. 1.2).

Согласно п. 3.2.1 "Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», при эксплуатации ЗС ГО в мирное время должны быть обеспечены сохранность: защитных свойств как сооружений в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметичных и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств, герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации, в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды должен обеспечиваться проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток, при наличии проектного обоснования и согласования чрезвычайным ситуациям, допускается устройств о временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учетом возможности их демонтажа в период приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых.

Согласно п. 1.2 требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.

Судом установлено, что прокуратурой района имени Лазо проведена проверка содержания защитных сооружений гражданской обороны на территории района имени Лазо, в ходе которой установлены факты ненадлежащего состояния имущества Российской Федерации, требующие принятия от уполномоченного органа мер по их устранению.

Проверкой обследованы следующие защитные сооружения гражданской обороны:

- защитное сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, муниципального района имени <адрес>,

- защитное сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, муниципального района имени <адрес>,

- защитное сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, муниципального района имени <адрес>, - защитное сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, муниципального района имени <адрес>,

- защитное сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, муниципального района имени <адрес>, , на территории бывшего Хорского биохимического завода;

- защитное сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, муниципального района имени <адрес>, между жилым ломом <адрес> и территорией Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хорский агропромышленный техникум»;

- защитное сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, муниципального района имени <адрес>,

- защитное сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, муниципального района имени <адрес>.

По результатам проверки установлено, что вышеуказанные защитные сооружения не поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию и эксплуатируются с нарушениями требований вышеуказанных Правил, утвержденных Приказом МЧС России.

В частности, защитные сооружения ГО (убежища), расположенные по адресу: <адрес>, муниципального района имени <адрес>; <адрес>, муниципального района имени <адрес>, между жилым домом и территорией Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хорский агропромышленный техникум»; <адрес>, муниципального района имени <адрес>, муниципального района имени <адрес>; <адрес>, муниципального района имени <адрес> на момент проверки находились затопленными водой.

Защитные сооружения ГО (убежища), расположенные по адресу: <адрес>, муниципального района имени Лазо, <адрес>; <адрес>, муниципального района имени <адрес>, на территории бывшего Хорского биохимического завода) находятся в разрушенном состоянии. Защитное сооружение ГО (убежище), расположенное по адресу: <адрес>, муниципального района имени <адрес> не находится в постоянной готовности, так не обеспечена сохранность защитных свойств сооружения в целом, так и отдельных его элементов (входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств), инженерно-технического оборудования не содержится в исправном состоянии.

Установленные нарушения требований Закона «О гражданской обороне», Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, влечет за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, приводит к состоянию незащищенности жизненно важных интересов личности и общества, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Ответчик просил в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что спорные нежилые помещения в реестре федерального имущества не учтены, право собственности Российской Федерации на вышеуказанные объекты недвижимости не зарегистрировано.

Суд не принимает доводы ответчика как необоснованные.

Постановлением Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», определены объекты государственной собственности. Объекты указаны в Приложениях 1-3 к настоящему Постановлению.

Объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Таким образом, исковые требования прокурора правомерно предъявлены к ТУ Росимущества, которое является надлежащим ответчиком по делу.

В соответствии с п. 4.1, 4.2 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ № 278, ТУ Росимущества в крае осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего казну Российской Федерации. Территориальное управление от имени Российской Федерации осуществляет юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом.

Проанализировав представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ суд, установив, что вышеперечисленные защитные сооружение, своего статуса как защитные сооружения гражданской обороны не утратило, находятся в ненадлежащем техническом состоянии, приходит к выводу, что именно ТУ Росимущества в крае обязано привести его в надлежащее состояние, так как не приведение этих объектов в надлежащее состояние исключает возможность укрытия в них граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации, что нарушает права неопределенного круга лиц, в связи с чем, требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд, с учетом конкретных обстоятельств дела, полагает необходимым установить срок устранений нарушения действующего законодательства в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

На Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> возложить обязанность устранить нарушения путем приведения защитных сооружений гражданской обороны в соответствие с требованиями действующего законодательства, установленными Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждёнными Приказами МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, а именно

защитное сооружения ГО (убежища), расположенное по адресу : <адрес> муниципального района имени <адрес> - обеспечить вывоз мусора, обеспечить состояние постоянной готовности к использованию;

защитное сооружения ГО (убежища), расположенное по адресу <адрес> муниципального района имени <адрес> – обеспечить вывоз мусора, принять меры по ликвидации причин попадания воды, меры по ликвидации последствий от затопления водой, обеспечить состояние постоянной готовности к использованию;

- защитные сооружения ГО (убежища), расположенные по адресу : <адрес>, муниципального района имени <адрес>; <адрес>, муниципального района имени <адрес>, между жилым домом и территорией Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хорский агропромышленный техникум»; <адрес>, муниципального района имени <адрес> - принять меры по ликвидации причин попадания воды, меры по ликвидации последствий от затопления водой; обеспечить состояние постоянной готовности к использованию;

защитные сооружения ГО (убежища), расположенные по адресу : <адрес> муниципального района имени <адрес>; <адрес> муниципального района имени <адрес> (на территории бывшего Хорского биохимического завода) - принять меры по их восстановлению, проведению ремонта и обеспечению состояния постоянной готовности к использованию;

защитное сооружения ГО (убежища), расположенное по адресу <адрес> муниципального района имени <адрес> обеспечить состояние постоянной готовности к использованию, обеспечить сохранность защитных свойств сооружения в целом, так и отдельных его элементов (входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств), обеспечить содержание инженерно-технического оборудования в исправном состоянии.

Установить срок устранения нарушений в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд <адрес>.

Дата принятия решения суда в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: Стиба Л.Н.