ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-141/14 от 22.01.2014 Урицкого районного суда (Орловская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

22 января 2014 года пгт. Нарышкино

Урицкий районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Игнашиной Д.А.

с участием истца – заместителя Орловского природоохранного межрайонного прокурора Булгаковой И.П.,

представителя ответчика, Общества с ограниченной ответственностью «Урицкий молокозавод», ФИО1,

представителя третьего лица, Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности <адрес>, ФИО2

при секретаре судебного заседания Дорониной Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Орловского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Урицкий молокозавод» о приостановлении незаконного пользования водным объектом,

УСТАНОВИЛ:

Орловский межрайонный природоохранный прокурор обратился с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Урицкий молокозавод» о приостановлении незаконного пользования водным объектом. В обосновании требований указал, что по информационным материалам отдела водных ресурсов Московско-Окского бассейнового водного управления Росводресурсы Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка состояния законности в деятельности ООО «Урицкий молокозавод». В результате проверки установлено, что основным видом хозяйственной деятельности общества является производство готовой молочной продукции посредством переработки сырого молока и ее последующая реализация потребителям. По специфике основного производства ООО «Урицкий молокозавод» относится к категории предприятий непрерывного цикла. Для собственных хозяйственно-бытовых и производственных нужд предприятием осуществляется забор воды из подземного источника водоснабжения в объеме 30,32 тыс. куб.м в год. При использовании воды в производственном процессе обществом используются кислоты сульфаминовая и азотная, каустическая сода. Сброс производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод производится последним по локальной канализационной сети через канализационную насосную станцию производительностью 50 куб. м в час в пять прудов-накопителей объемом 600 куб.м каждый. Далее, через переливную трубу из последнего пруда-накопителя, сточные воды без надлежащей очистки поступают в ручей Безымянный и далее - реку Орлик в объеме 77,6 куб.м в сутки, 28,32 тыс. куб.м в год. В истекшем периоде 2013 года объем сброшенных предприятием сточных вод в поверхностный водный объект составил 23,2 тыс. куб. метров.

Указанная деятельность ООО «Урицкий молокозавод» сопровождается значительными нарушениями требований законодательства в области охраны и использования поверхностных водных объектов.

Правовые основы комплексного рационального использования и охраны водных объектов в целях защиты интересов государства и граждан Российской Федерации установлены Водным кодексом Российской Федерации (ВК РФ). Согласно ст. 23 Федерального закона сбросы химических, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов допускаются субъектами хозяйственной и иной деятельности на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В нарушение водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды на протяжении длительного времени ООО «Урицкий молокозавод» осуществляет пользование федеральным водным объектом - рекой Орлик, для сброса неочищенных сточных вод от производственной деятельности предприятия, не имея решения исполнительного органа государственной власти о предоставлении водного объекта в пользование в указанных целях. Никакие меры к получению такого решения им не принимаются. Нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (НДС) в сточных водах для ООО «Урицкий молокозавод» не установлены, предшествующий этому проект НДС не разработан, не согласован с уполномоченными органами и не утвержден, разрешение федерального органа исполнительной власти на сброс не получено. Производственная деятельность общества при существующих условиях противоречит основным принципам охраны окружающей среды, поскольку не позволяет объективно произвести оценку возможного воздействия на природные объекты и исходя из этого определить предельные объемы и качественные показатели сбросов, при которых негативное влияние на водный объект будет сведено к минимуму, а также обеспечить контроль за их соблюдением со стороны уполномоченных органов.

Обязанности по осуществлению водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов возложены на юридических лиц - водопользователей в силу ч. 2 ст. 55 ВК РФ.

Пунктами 1, 2 ч. 2 ст. 39 ВК РФ определено, что при использовании водных объектов субъекты хозяйственной деятельности обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и не допускать причинение вреда окружающей среде.

В результате проверки установлено, что ООО «Урицкий молокозавод» осуществляет сброс производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод в границах населенного пункта Нарышкино в пруды - отстойники, которые не выполняют функций биологической очистки, откуда неочищенные стоки через переливную трубу по бетонному желобу поступают непосредственно в водный объект - ручей Безымянный, являющийся притоком реки Орлик.

Надлежащим образом оборудованных очистных сооружений предприятие не имеет, фактически эксплуатируемые пруды-отстойники функции очистки не выполняют, что свидетельствует о грубых нарушениях обществом изложенных выше требований природоохранного законодательства при использовании водного объекта.

В частности, в рамках производственного контроля за охраной и использованием водных ресурсов Орловским филиалом ФБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» произведены отборы проб сбрасываемых предприятием производственно-загрязненных и хозяйственно-бытовых сточных вод при их поступлении в канализационный коллектор, далее - в пруды-отстойники, в местах сброса на рельеф местности и при поступлении непосредственно в водный объект (приток <адрес>). Проведенными аналитическими исследованиями качества сбрасываемых предприятием сточных вод в реку Орлик за 1- 3 кварталы 2013 года показывают превышения в них предельнодопустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ для рыбохозяйственных водоемов по железу (в 2 раза), иону аммония (5,5 раза) и БПК-5 (в 11 раз) (протоколы результатов аналитического контроля от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ), что является нарушением основных принципов водного законодательства.

По результатам проверки проведенной Орелоблэконадзором в мае 2013г. было выявлено нарушение требований законодательства, квалифицируемое по ст.7.6 Коап РФ - использование водного объекта без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом. По результатам рассмотрения, вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> и выдано предписание о получении разрешительных документов до 01.11.2013г. Предписание до настоящего времени не исполнено, разрешительные документы не получены.

Незаконная деятельность ООО «Урицкий молокозавод» нарушает интересы Российской Федерации как собственника водного объекта, на рациональное использование и охрану поверхностных вод от вредных природных и антропогенных факторов, снижающих их качество, степень пригодности и безопасности, недопустимость его самовольного использования, на достоверную гидрологическую информацию о его состоянии.

Поскольку в рассматриваемом случае у ответчика не возникло право пользования водным объектом по основаниям, предусмотренным законодательством, в целях защиты интересов государства и граждан РФ приостановлению подлежит именно фактически осуществляемая им незаконная деятельность по сбросу сточных вод в водный объект. Просил обязать Общество с ограниченной ответственностью «Урицкий молокозавод» приостановить незаконную деятельность по сбросу сточных вод через один выпуск с очистных сооружений в ручей Безымянный и далее в реку Орлик до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование в указанных целях, предоставив срок для добровольного исполнения решения суда - 3 месяца со дня его вступления в законную силу.

В судебном заседании заместитель Орловского природоохранного межрайонного прокурора Булгакова И.П. поддержала заявленные требования в полном объеме и просила обязать ООО «Урицкий молокозавод» приостановить незаконную деятельность по сбросу сточных вод через один выпуск с очистных сооружений в ручей Безымянный и далее в реку Орлик до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование в указанных целях, предоставив срок для добровольного исполнения решения суда - 3 месяца со дня его вступления в законную силу.

Представитель ответчика ООО «Урицкий молокозавод» ФИО1 исковые требования не признал. Просил в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование указал, что помимо ООО «Урицкий молокозавод», в данный объект сбрасывают сточные воды два жилых дома и другое предприятие, однако иск предъявлен только к ООО «Урицкий молокозавод», что является дискриминацией по отношению к ответчику. Приостановление сброса сточных вод приведет к огромным экономическим потерям предприятия и нарушит нормальную жизнь граждан – жильцов домов, которые осуществляют сброс своих сточных вод через сток, используемый ответчиком. Помимо того, прокурор не представил доказательств того, что точка, в которую сбрасывает сточные воды ответчик, является водным природным объектом. Также, по его мнению, ничем не обоснован трехмесячный срок, который просит предоставить прокурор ответчику для добровольного исполнения решения. Кроме этого, зам. прокурора Булгакова, по его мнению, не может представлять интересы Орловского природоохранного межрайонного прокурора, т. к. действует без доверенности.

Представитель третьего лица, Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности <адрес>, ФИО2 просил требования о приостановлении незаконного пользования водным объектом удовлетворить в полном объеме. Пояснил, что представляемая им организация осуществляет выдачу решений о предоставлении водного объекта в пользование. Существует регламент, согласно которому установлены сроки для разрешения вопроса о выдаче решения. Трехмесячный срок, который просит предоставить прокурор ответчику для добровольного исполнения решения, более чем достаточен для получения разрешения на пользование водным объектом. Ответчик на протяжении длительного времени не осуществляет никаких действий по получению указанного решения, тем самым незаконно использует водный объект.

Представитель третьего лица, Отдела водных ресурсов по <адрес> Московско-Окского бассейнового водного Управления федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился, предоставил суду заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Правовые основы комплексного рационального использования и охраны водных объектов в целях защиты интересов государства и граждан Российской Федерации установлены Водным кодексом Российской Федерации.

Статьей 8 ВК РФ гарантировано право федеральной собственности на поверхностные водные объекты - водотоки (реки, ручьи, каналы) в границах территории Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 9, п. 2 ч. 2, ч. 4 ст. 11, ч. 2 ст. 21 ВК РФ предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в пользование юридическим лицам для сброса сточных вод осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти в пределах их полномочий, предусмотренных ст.ст. 24-27 ВК РФ.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 26 ВК РФ Российская Федерация передала органам государственной власти своих субъектов полномочия по предоставлению водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на их территориях, в пользование на основании указанных выше решений.

На территории <адрес> реализация этих полномочий возложена на Управление по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности <адрес> в силу п. 32 ч. 4 р. 2 Положения о нем, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод, содержание такого решения регламентированы ст. 22 ВК РФ и постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 844. Согласно этим нормам, решение о предоставлении водного объекта в пользование принимается исполнительным органом государственной власти субъекта РФ на основании заявления потенциального водопользователя и представленных им документов по перечню.

В соответствии со ст. 1 ВК РФ, права и обязанности водопользователей, включая охрану и рациональное использование водных ресурсов, предусмотренные ст. 39 ВК РФ, возникают у юридических лиц, которым в установленном порядке предоставлено право пользования водным объектом, однако в связи с отсутствием у ООО «Урицкий молокозавод» официального решения о предоставлении водного объекта в пользование не представляется возможным возложение на него и исполнение им обязанностей по соблюдению требований законодательства о рациональном использовании и охране водных ресурсов и перечисленных выше условий, закрепленных таким решением.

Согласно ч. 1 ст. 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Наряду с выполнением условий водопользования, указанных в решении о предоставлении водного объекта в пользование, поддержание поверхностных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты в соответствии со ст. 35 ВК РФ. Такие нормативы разрабатываются водопользователями на основе предельно допустимых концентраций химических, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах и подлежат утверждению для каждого из них Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 469.

Отношения, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, также регулируются Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон), ст. 19, 22 указанного закона предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, которые должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством.

На основании ст. 56 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ч. 4 ст. 44 ВК РФ деятельность юридических лиц, осуществляемая с нарушением перечисленных выше природоохранных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена.

Статьями 76, 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что споры в области охраны окружающей среды, включая требования об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом в соответствии с гражданско- процессуальным законодательством.

Согласно п. 2.2 ст. 2 Устава, ООО «Урицкий молокозавод», расположенное по адресу: <адрес>Ю пер. Промышленный, <адрес>, осуществляет коммерческую деятельность для извлечения прибыли путем осуществления не противоречащих законодательству видов деятельности и оказания услуг.

Основным видом хозяйственной деятельности общества является производство готовой молочной продукции посредством переработки сырого молока и ее последующая реализация потребителям. Источником водоснабжения ООО «Урицкий молокозавод» являются две скважины. Проходя насос подачи, воды попадают в производственные цеха и котельную, часть воды идет на хозяйственно-бытовые нужды <адрес> (жилые дома). Далее производственные воды ООО «Урицкий молокозавод» и хозяйственно-бытовые сточные воды от жилых домов <адрес> через канализационную станцию сбрасываются в пять отстойников, далее по рельефу местности попадают в Безымянный ручей, примерно через 4 км в <адрес>, что подтверждается имеющимся в материалах дела схемой водопотребления и водоотведения ООО «Урицкий молокозавод» и протоколом обследования выпуска сточных вод ООО «Урицкий молокозавод» от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно сведениям, предоставленным Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Урицкий молокозавод» числится в перечне нелегитимных водопользователей, не имеющих оформленного в установленном порядке права пользования водными объектами по зоне деятельности МОБВУ, подлежащих региональному экологическому контролю на территории РФ.

Сведений о том, что руководство ООО «Урицкий молокозавод» обращалось в Управление по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности <адрес> с просьбой об исключении их предприятия из перечня водопользователей, осуществляющих сброс в поверхностный водный объект, не имеется.

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ г., проведенной Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности <адрес>, в результате проверки установлено, что в нарушении требований водного законодательства по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ООО «Урицкий молокозавод» осуществляет пользование поверхностным водным объектом – рекой Орлик, находящимся в государственной собственности, для сброса хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод, не имея соответствующего решения уполномоченного органа о предоставлении водного объекта в пользование.

Предписанием В от ДД.ММ.ГГГГ г., выданным Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности <адрес>, ООО «Урицкий молокозавод» предписано получить решение о предоставлении водного объекта в пользование (река Орлик) для сброса сточных вод в срок до ДД.ММ.ГГГГ г.

Согласно постановлению Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности <адрес> № 68В от ДД.ММ.ГГГГ года, ООО «Урицкий молокозавод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ, в части использования водного объекта без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом, и назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Согласно объяснению генерального директора ООО «Урицкий молокозавод» от ДД.ММ.ГГГГ г., до настоящего времени у предприятия отсутствуют разрешительные документы на сброс в водный объект, меры к их получению предпринимались, но, чтоб их получить, необходимы очистные сооружения.

Предписание до настоящего времени не исполнено, разрешительные документы не получены.

Доводы представителя ответчика о том, что помимо ООО «Урицкий молокозавод», в данный объект сбрасывают сточные воды два жилых дома и другое предприятие, однако иск предъявлен только к ООО «Урицкий молокозавод», что является дискриминацией по отношению к ответчику, не имеют правового значения.

Доводы представителя ответчика о том, что приостановление сброса сточных вод приведет к огромным экономическим потерям предприятия и нарушит нормальную жизнь граждан – жильцов домов, которые осуществляют сброс своих сточных вод через сток, используемый ответчиком, суд расценивает как нежелание исполнять обязанность, возложенную на него законодательством, по получению решения на право пользования водным объектом, т. к. приостановление сброса сточных вод наступит лишь в случае неисполнения наложенной на ответчика обязанности.

Доводы представителя ответчика о том, что прокурор не представил доказательств того, что точка, в которую сбрасывает сточные воды ответчик, является водным природным объектом, не могут быть приняты во внимание, т. к. Водным Кодексом РФ установлено, что ручьи являются водными природными объектами, относящимися к федеральной собственности, а согласно протоколу обследования выпуска сточных вод ООО «Урицкий молокозавод» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что сточные воды ООО «Урицкий молокозавод» выпускаются в ручей Безымянный.

Доводы представителя ответчика о том, что ничем не обоснован трехмесячный срок, который просит предоставить прокурор ответчику для добровольного исполнения решения, суд не может принять во внимание, т.к. ответчиком не представлено обоснование для предоставления иных, более длительных сроков, тогда как из пояснений представителя третьего лица, Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности <адрес>, ФИО2 следует, что трехмесячный срок, который просит предоставить прокурор ответчику для добровольного исполнения решения, более чем достаточен для получения разрешения на пользование водным объектом. Помимо того, ответчику уже предоставлялся срок для получения разрешения, однако никаких действий, направленных на его получение, ответчик не предпринял, в связи с чем срок, предлагаемый прокурором, суд считает обоснованным.

Доводы представителя ответчика о том, что зам. прокурора Булгакова, не может представлять интересы Орловского природоохранного межрайонного прокурора, т. к. действует без доверенности, не основаны на законе, противоречат ФЗ «О прокуратуре».

При указанных обстоятельствах суд полагает, что у ООО «Урицкий молокозавод» не возникло право пользования водным объектом по основаниям, предусмотренным законодательством, в связи с чем, производственный контроль за содержанием загрязняющих веществ в сточных водах и за состоянием речной воды в зоне антропогенного воздействия на водный объект не осуществляется, эффективность и работоспособность очистных сооружений не оцениваются, отчетность об объемах и качестве водоотведения в уполномоченные органы не предоставляется, что является нарушением основных принципов водного законодательства и создает угрозу причинения вреда водному объекту, заявленные требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению с представлением срока для добровольного исполнения решения.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ООО «Урицкий молокозавод» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.195-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Орловского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Урицкий молокозавод» удовлетворить.

Обязать ООО «Урицкий молокозавод» приостановить незаконную деятельность по сбросу сточных вод через один выпуск с очистных сооружений в ручей Безымянный и далее в реку Орлик до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование в указанных целях, предоставив срок для добровольного исполнения решения суда три месяца со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с ООО «Урицкий молокозавод» в пользу муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Решение суда может быть обжаловано в Орловский областной суд через Урицкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ года.

Судья Д.А. Игнашина