ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-141/17 от 09.03.2017 Прибайкальского районного суда (Республика Бурятия)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Турунтаево 9 марта 2017 года

Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Абидуева О.Н-Ц.,

при секретаре Добрыниной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к АО «Читаэнергосбыт», ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» о признании незаконными действий по установке общедомового прибора учета электрической энергии, действий по начислению платы за электрическую энергию и обязании произвести перерасчет,

У С Т А Н О В И Л:

Обращаясь в суд с иском, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 указывают, что являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ. ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго», без участия собственников жилья, был установлен и введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета. Указанный прибор учета не был признан коллективным и не включен в состав общедомового имущества, в связи с чем не может быть расчетным для АО «Читаэнергосбыт». В связи с тем, что общедомовой прибор учета установлен с нарушениями, расчет электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, должен производиться по нормативу, однако АО «Читаэнергосбыт» предъявляет задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В подъезде отсутствует энергоемкое оборудование и предъявленный расчет за общедомовые нужды не соответствует фактически потребленному объему электроэнергии. Просят признать незаконными действия ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» по установке и вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии, признать незаконными действия АО «Читаэнергосбыт» по начислению платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, и обязать произвести перерасчет платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.

Представителем АО «Читаэнергосбыт» по доверенности ФИО8 представлен отзыв на исковое заявление, согласно которому в силу требований ст. 210 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 153 – 155 Жилищного кодекса РФ и пунктов 34, 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, граждане обязаны оплачивать коммунальные платежи, в том числе на общедомовые нужды. Общедомовой прибор учета был установлен и введен в эксплуатацию сетевой организацией ПАО «МРСК Сибири» во исполнение ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку в срок до ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых помещений не приняли мер к установке такого прибора учета. Принимая во внимание, что установка общедомового прибора учета собственниками жилья не оспаривалась, ДД.ММ.ГГГГ АО «Читаэнергосбыт» произвело перерасчет объема электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды. Указанный перерасчет произведен на основании показаний общедомового прибора учета. Учитывая изложенное, считает, что требования истцов не подлежат удовлетворению.

Представитель ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» по доверенности ФИО9 также представила отзыв на исковое заявление, в котором просила отказать в удовлетворении требований истцов, поскольку невключение общедомового прибора учета в состав общего имущества дома и отсутствие акта обследования дома, не могут влиять на законность использования прибора учета в качестве расчетного, поскольку прибор учета установлен за счет средств сетевой организации и является собственностью ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго». Поскольку обследование дома производится с целью выявления факта наличия или отсутствия технической возможности установки общедомового прибора учета, то отсутствие такого акта не может являться основанием для запрета установки общедомового прибора учета. Установка общедомового прибора учета является законной, поскольку указанный прибор учета установлен и введен в эксплуатацию сетевой организацией ПАО «МРСК Сибири» во исполнение ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку в срок до 01.07.2012 г. собственники жилых помещений не приняли мер к установке такого прибора учета.

В судебном заседании истцы ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО7 исковые требования поддержали, просили обязать АО «Читаэнергосбыт» произвести расчет платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды исходя из норматива установленного для данной коммунальной услуги по Республике Бурятия.

Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО6 в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены.

Представитель АО «Читаэнергосбыт» по доверенности ФИО8 в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена.

Представитель ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» по доверенности ФИО10 доводы отзыва на исковое заявление поддержала, считает, что несоблюдение порядка установки и ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета, влечет лишь невозможность его использования при производстве расчетов с потребителями, однако не свидетельствует о незаконности его установки как такового, поскольку указанный прибор учета также используется для коммерческих расчетов между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, (далее - Правила) установлено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Судом установлено, что ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 являются собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.

У истцов имеется задолженность по оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, что подтверждается представленными суду выписками из финансовых лицевых счетов, ведомостями начислений, расчетом общедомовых нужд и не оспаривается сторонами.

Расчет задолженности произведен на основании показаний общедомового прибора учета.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении), производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения собственниками помещений указанной обязанности до 01.07.2012 г., согласно ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.

Согласно пунктам 137, 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 (далее - Основные положения), прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств.

При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Согласно п. 154 Основных положений, в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.

Аналогичные требования установлены пунктом 81(4) Правил предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которым в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); работоспособность прибора учета.

Согласно представленному суду акту допуска приборов учета электрической энергии в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, в доме по адресу: <адрес>, установлен общедомовой прибор учета «<данные изъяты>» . При установке указанного прибора учета принимала участие представитель ООО «<данные изъяты>» Б.Е.В.

Вместе с тем, допрошенный в качестве свидетеля генеральный директор ООО «<данные изъяты>» Х.В.А. показал, что ООО «<данные изъяты>» не заключало договор управления многоквартирным домом с жителями дома по адресу: <адрес>. ООО «<данные изъяты>» лишь оказывало жителям дома услуги по содержанию и ремонту общего имущества, а также услуги по вывозу ТБО. При установке общедомового прибора учета электрической энергии в указанном доме, представители ООО «<данные изъяты>» участия не принимали. Указанная в акте от ДД.ММ.ГГГГ, в качестве представителя ООО «<данные изъяты>», Б.Е.В. ему не знакома и не являлась работником ООО «<данные изъяты>».

Таким образом, собственники квартир указанного многоквартирного дома или их уполномоченный представитель при установке и допуске в эксплуатацию общедомового прибора учета участия не принимали, что свидетельствует о том, что указанный прибор учета введен в эксплуатацию с нарушением требований действующего законодательства, в связи с чем его показания не могут использоваться при производстве расчетов с потребителями.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 о признании незаконными действий АО «Читаэнергосбыт» по начислению задолженности за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, и обязании произвести перерасчет, подлежат удовлетворению.

При этом, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истцов о признании незаконными действия ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» по установке и вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии, поскольку общедомовой прибор учета электрической энергии «<данные изъяты>» , установленный в доме истцов, является собственностью ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» и кроме расчетов с потребителями, используется для производства расчетов сетевой организации с гарантирующим поставщиком. Учитывая изложенное, суд считает, что несоблюдение порядка установки и ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета не может являться для признания его установки незаконной.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к АО «Читаэнергосбыт», ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» удовлетворить частично.

Признать незаконными действия АО «Читаэнергосбыт», выраженные в начислении задолженности за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, на основании показаний общедомового прибора учета, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по лицевым счетам следующих собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, - ФИО1 (), ФИО2 (), ФИО3 (), ФИО4 (), ФИО5 (), ФИО6 (), ФИО7 ().

Обязать АО «Читаэнергосбыт» произвести расчет платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, в объеме не превышающем объем коммунальной услуги, рассчитанной по нормативу потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды по Республике Бурятия, по лицевым счетам следующих собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, - ФИО1 (), ФИО2 (), ФИО3 (), ФИО4 (), ФИО5 (), ФИО6 (), ФИО7 ().

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Бурятия в установленном законом порядке, т.е. путем подачи апелляционной жалобы через Прибайкальский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Н-Ц. Абидуев