Дело № 2-141/2019
УИД 18RS0007-01-2019-000171-74
Решение
Именем Российской Федерации
п. Балезино 26 июля 2019 года
Балезинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Беркутовой Т.М.,
при секретаре Волкове Д.Г.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ООО «УК Балтраст» ФИО2, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО3 к ООО «УК Балтраст» о признании незаконным начисление платы за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества МКД, признании незаконным начисление платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД,
установил:
Истцы ФИО1, ФИО3 обратились в суд с иском к ООО «УК БАЛТРАСТ» о защите прав потребителей, мотивируя свои требования тем, что являются собственниками квартиры <номер> в многоквартирном доме (далее по тексту - МКД) <адрес>. На общем собрании собственников жилых помещений МКД <номер> от 30.06.2015 принято решение о способе управления МКД и заключён договор управления <номер> от 01.07.2015, (далее по тексту - договор <номер>) с ответчиком ООО «УК БАЛТРАСТ», свои обязательства по которому он не выполняет. Начисляет плату за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества МКД с 01.07.2016 без утверждения её общим собранием собственников жилых помещений МКД, что является грубейшим нарушением требований п. 7 ст. 156 ЖК РФ и п. 4.5. Договора <номер>. Решения общего собрания собственников жилых помещений, об утверждении размера платы за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества МКД должны были приниматься ежегодно с 01 июля. Фактически это не происходило, так как предложений по изменению Перечней работ (услуг; управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД собственники от ответчика не получали, к договору управления отсутствуют приложения № 2 и 3 на 2016, 2017 и 2018 годы. По этой же причине собственники не могли утвердить размер платы на данные периоды времени. Ответчик начислял плату за управление, содержание; текущий ремонт общего имущества МКД в размере 12.82 руб. за 1 кв. м., утверждённый собственниками решением общего собрания от 08.07.2015 протокол <номер>. С 01.01.2019 ответчик начисляет плату за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества МКД из расчёта 9.85 руб. за 1 кв. м. (12.85-2.97 за вычетом суммы предусмотренной на вывоз ТБО). Истец ФИО1, как председатель Совета МКД, неоднократно обращалась к директору УО ФИО4 с письмами о предоставлении собственникам предложений по изменению Перечней работ и услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества, но ответов не получила. На основании заявления Совета МКД по данному вопросу в мае 2018 г. муниципальным жилищным инспектором ФИО5 была проведена проверка. В целях устранения выявленных нарушений ответчику выдано предписание, для исполнения в срок до 01.08.2018, предписание не выполнено. Собственники сами приняли решение об утверждении данного перечня на общем собрании от 23.10.2018 и утвердили размер платы за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества МКД на ноябрь, декабрь 2018 г. и на 2019 г. Это решение ответчик не выполняет. По вине ответчика истцы числятся должниками, вынуждены оспаривать это в судебном порядке. Просят признать незаконным начисление им платы за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества МКД в размере 12.82 руб. за 1 кв. м. с 01.07.2016 по 01.01.2019 и в размере 9.85 рублей за 1 кв. м. с 01.01.2019, также освободить от уплаты государственной пошлины по иску, связанному с нарушением прав потребителей.
Определением Балезинского районного суда УР от 10.04.2019 принято увеличение исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, в соответствии с которым истцы просят: признать незаконным начисление платы ФИО1 и ФИО3 за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД (холодная вода, водоотведение и электроэнергия) с 01.01.2017. Остальные требования оставили прежними. Требования мотивировали тем, что коммунальные услуги собственникам предоставляются ресурсоснабжающими организациями в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в МКД, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. Плата за товары и услуги организаций коммунального комплекса, получаемые Собственниками по договорам, заключенным непосредственно с соответствующими ресурсоснабжающими организациями, вносится Собственниками в такие организации в установленном договорами порядке. (п.4.9 договора <номер>). До 01.01.2017 плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД (электроэнергия), вносилась истцами так же в ресурсоснабжающую организацию по тому же счёту (копия за декабрь 2016 года прилагается). Плата за коммунальные ресурсы по холодной воде и водоотведению не начислялась. С 01.01.2017 обязанность предоставлять коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, по жилищному законодательству перешла к УО. Договором <номер> данная услуга не предусмотрена, она для собственников является дополнительной услугой. УО ООО «УК БАЛТРАСТ» дополнительного соглашения к Договору <номер> собственникам заключить не предложила. С 01.01.2017г. управляющая организация начисляет истцам плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, без согласия собственников, оформленного в письменном виде надлежащим образом в соответствии с требованиями п. 3 ст. 162 ЖК РФ и п. 6,9,19 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354.
Определением суда от 06.05.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО «УК ЖКХ «Территория» и ОАО «ЭнергосбытТ Плюс».
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования с учетом увеличенных исковых требований поддержала в полном объеме, по изложенным в нем доводам. Представила письменные пояснения, в которых указала следующее. «Между собственниками жилых помещений МКД <адрес> в соответствии с решением общего собрания собственников жилых помещений МКД (далее - ОСС) от 08.07.2015 протокол <номер> с ответчиком заключён Договор управления <номер> от 01.07.2015 (далее - Договор), который не предусматривает предоставление коммунальных услуг. Условия Договора ответчиком не выполняются, как и не выполняются требования действующего законодательства. Согласно п.10 ст. 155 ЖК РФ «Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности». Согласно п.7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, определяется на общем собрании собственников помещений, с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год». Согласно п.4.3. Договора «Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается соразмерно доле Собственника в праве общей собственности на общее имущество в МКД от стоимости услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества Собственников помещений в МКД, указанных в приложениях к настоящему Договору». Согласно п.4.4. Договора «Перечень и стоимость услуг, работ по содержанию и ремонту общего имущества Собственников помещений в МКД, указанных в приложениях к настоящему Договору, устанавливается ежегодно на общем собрании Собственников помещений в МКД с учетом предложений Управляющей организации». Согласно п.4.5. Договора «Управляющая организация за 30 дней до окончания каждого года действия настоящего Договора вносит предложения по изменению перечней, указанных в приложениях к настоящему Договору, а также смету расходов на исполнение услуг и работ по управлению МКД, содержанию и ремонту общего имущества в МКД. Указанная смета является основанием, для принятия общим собранием Собственников помещений в МКД решения об изменении на следующий отчетный период размера платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД». Но ни одно из данных положений жилищного законодательства и Договора ответчик не выполняет, поэтому не представил в суд следующие документы: утверждённые решением ОСС Перечень услуг и работ по управлению и содержанию общего имущества МКД по адресу <адрес> на 2016 год (Приложение <номер>) и Перечень работ по текущему ремонту общего имущества МКД по адресу <адрес> на 2016г. (Приложение <номер>); решение ОСС об изменении размера платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД на основании вышеуказанных перечней услуг и работ на период с 01.07.2016г. по 30.06. 2017г; утверждённые решением ОСС Перечень услуг и работ по управлению и содержанию общего имущества МКД по адресу: <адрес> на 2017 год (Приложение <номер>) и Перечень работ по текущему ремонту общего имущества МКД по адресу <адрес> на 2017г. (Приложение <номер>); решение ОСС об изменении размера платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД на основании вышеуказанных перечней услуг и работ на период с 01.07.2017г. по 30.06. 2018г; утверждённые решением ОСС Перечень услуг и работ по управлению и содержанию общего имущества МКД по адресу: <адрес> 11 на 2018 год (Приложение <номер>) и Перечень работ по текущему ремонту общего имущества МКД по адресу <адрес> на 2018г. (Приложение <номер>); решение ОСС об изменении размера платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД на основании вышеуказанных перечней услуг и работ на период с 01.07.2018г. по 30.06.2019г. При отсутствии данных документов ответчик не имеет права начислять жителям нашего дома плату за жилищные услуги. Поэтому считаю начисление платы за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества на основании решения ОСС от 08.07.2015г протокол <номер>, в размере 12.82 рублей за 1 кв.м, с 01.07.2016г по 31.12.2018г. и в размере 9.85 рублей за 1 кв.м, с 01.01.2019г. не обоснованным и незаконным.
В соответствии с п.2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД. Обязанность оплаты услуг возникает только при наличии договора и достижения между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, соглашения по всем существенным условиям договора. Согласно п.1 ст.8 ГК РФ «гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом.. .». Согласно п.1 ст.10 ЖК РФ «жилищные права и обязанности возникают «из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом». Согласно ст.37 Закона «О защите прав потребителей» «Потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем». Ответчик не представил суду Договор на предоставление коммунальных услуг (коммунальных ресурсов на ОДН), заключенный между ним и собственниками жилых помещений МКД <адрес>, а так же решение ОСС об установлении размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД (холодная вода, водоотведение и электроэнергия) с 01.01.2017г. Начисляя плату за предоставление коммунальных ресурсов на ОДН без возмездного Договора, и без решения ОСС об установлении размера платы за коммунальные ресурсы, ответчик нарушает гражданские, жилищные права и права потребителя. Поэтому считаю начисление платы за коммунальные ресурсы на ОДН с 01.07.2017 не обоснованным и незаконным».
Истец ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствии истца на основании ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика ООО «УК БАЛТРАСТ» ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласен. Пояснил, что начисление платы за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества МКД в размере 12,82 руб. за 1 кв.м за период с 01.07.2016 по 01.01.2019 и с 01.01.2019 в размере 9,85 руб. с учтём вычета за ТБО производится на законных основания. ООО «УК Балтраст» является управляющей организацией <адрес>. Договор управления заключен на 3 года, договор не расторгнут, следовательно, пролонгирован. В апреле 2019 года администрацией МО «Балезинский район» была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «УК Балтраст», по результатам которой нарушений в ходе проведения документарной проверки не выявлено. С 01.01.2017 заключены прямые договора с ресурсоснабжающими организациями. Платежные документы на оплату услуг формирует ООО «Балезинский расчетно-кассовый центр». Управляющая организация не осуществляет начисление платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД (холодная вода, водоотведение и электроэнергия). В <адрес> коллективный (общедомовой) прибор учета воды не установлен. Имеется только общедомовой прибор учета электроэнергии и тепловой энергии.
Представители третьих лиц Администрация МО «Балезинский район», ООО «УК ЖКХ «Территория» и ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Дело рассмотрено в отсутствии третьих лиц на основании ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что согласно уставу, свидетельству о государственной регистрации ООО «УК Балтраст» является юридическим лицом, зарегистрировано в ЕГРЮЛ за ОРГН 1151837000446.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права истцы ФИО1 и ФИО3 являются собственниками общей долевой собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, доля в праве каждого составляет *
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме.
В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Собственник помещения в соответствии с ч. 1 и п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в том числе, у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса (п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).
Статьей 154 ЖК РФ предусмотрена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников. Вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, перечислены в части 2 статьи 44 указанного кодекса.
В силу ч. 5 ст. 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Согласно положениям п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии со ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть, в том числе указаны: перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Согласно п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 во исполнение требований ч. 3 ст. 39 ЖК РФ при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Содержание существенных условий договора управления многоквартирным домом определяется действующим законодательством, регламентирующим деятельность по управлению многоквартирным домом, в том числе: постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами"; постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения"; постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность"; постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Из протокола <номер> общего собрания собственников помещений в МКД от 30.06.2015 следует, что на собрании было принято решение о выборе и утверждении ООО «УК БАЛТРАСТ» в качестве управляющей организации.
Согласно протоколу общего собрания <номер> от 08.07.2015 было принято решение утвердить условия договора управления многоквартирным домом <адрес> с ООО УК «БАЛТРАСТ» и все шесть приложений к нему. Также утвержден размер платы за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества МКД. Согласно Перечню услуг и работ по управлению и содержанию общего имущества МКД (приложение <номер> к договору управления от 01.07.2015) размер платы за содержание общего имущества МКД определен в размере 12,82 руб. за 1 кв.м.
01.07.2015 с ООО «УК БАЛТРАСТ» был заключен договор <номер> управления МКД, в соответствии с которым управляющая организация по заданию собственников в течение срока действия настоящего договора за плату, указанную в разделе 4 настоящего договора, обязуется осуществлять комплекс работ и услуг по управлению МКД, надлежащему содержанию и ремонту общество имущества в МКД (п.2.1); выдавать собственникам платежные документы не позднее первого числа месяца, следующего за расчетным (п.3.1.15); по требованию собственников производить сверку платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также выдавать документы, подтверждающие правильность начисления платы с учетом их качества обязательным требованиям, установленным законодательством и настоящим договором (п.3.1.17); осуществлять целевые сборы по решению общего собрания собственников (п.3.1.19); вправе ежегодно готовить предложения по установлению на следующий год размера платы за управление МКД, содержание и ремонт общего имущества собственников на основании перечня работ и услуг по управлению МКД, содержанию и ремонту общего имущества и сметы расходов на предстоящий год и направлять их на рассмотрение и утверждение общего собрания собственников (п.3.2.4); вправе осуществлять расчеты с собственниками и взимать плату за выполнение услуг и работ по управлению, содержанию, текущему ремонту общего имущества при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов (п.3.2.6).
Собственники обязаны участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за управление содержание и ремонт общего имущества МКД (п.3.3.2 договора); своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и за содержание общего имущества (п. 3.3.3).
Согласно п. 4.1 договора цена договора (комплекса услуг по управлению МКД, содержанию, текущему ремонту общего имущества в МКД) определяется как сумма ежемесячных платежей по тарифу, утвержденному на общем собрании собственников, которую они обязаны оплатить управляющей организации в период действия договора. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается соразмерно доле собственника в праве общей собственности на общее имущество МКД от стоимости услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в МКД, указанных в приложениях к настоящему договору (п. 4.3). Перечень и стоимости услуг, работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в МКД, указанных в приложениях к настоящему договору устанавливается ежегодно на общем собрании собственников помещений в МКД с учетом предложений управляющей организации (п. 4.4). Управляющая организация за 30 дней до окончания каждого года действия настоящего договора вносит предложения по изменению перечней, указанных в приложениях к настоящему договору, а также смету расходов на исполнение услуг и работ по управлению МКД, содержанию и ремонту общего имущества в МКД. Указанная смета является основанием для принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения об изменении на следующий отчетный период размера платы за содержания и ремонт общего имущества в МКД (п.4.5).
В соответствии с п. 11.2 договора договор заключен на 3 года. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены договором, за исключением приложений, которые ежегодно утверждаются общим собранием собственников (п. 11.9 договора).
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что действие заключенного между сторонами договора не прекращено, доказательств обратного суду не представлено.
Из сообщения о проведении общего собрания о проведении общего собрания собственников помещений МКД по адресу: <адрес>, являющееся Приложением <номер> к протоколу <номер> общего собрания собственников помещений МКД следует, что по инициативе Совета МКД будет проводиться общее собрание собственников помещений МКД в форме очно-заочного голосования.
Из представленного суду решения общего собрания собственников помещений в МКД, оформленное протоколом <номер> от 23.06.2017 следует, что на повестку дня вопрос по утверждению Перечня и стоимости услуг и работ по управлению и содержанию общего имущества в МКД не ставился.
Судом отклоняется довод истца о том, что управляющей компанией в нарушение условий договора управления ежегодно не вносились предложения по изменению перечней, указанных в приложениях к настоящему договору.
Из заявлений председателя совета МКД ФИО1 от 12.03.2017 29.03.2017, адресованных ООО «УК Балтраст» следует, кто председателем предлагалось представить собственникам предложения о перечнях работ и услуг на 2017год, которые оставлены без ответа.
Проанализировав представленный договор управления от 01.07.2015, из него не следует, что общее собрание собственников не вправе вносить свои предложения по изменению Перечней и стоимости услуг, работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в МКД.
Кроме того, из содержания п. 4.5 договора управления следует, что управляющая организация также вносит предложения по смете расходов на исполнение услуг и работ по управлению МКД, содержанию и ремонту общего имущества в МКД, указанная смета является основанием для принятия общим собранием собственников помещения в МКД решения об изменении на следующий отчетный период размера платы за содержание и ремонт общего имущества МКД.
Ответчиком представлены: перечень работ по обслуживанию МКД по <адрес> на 2016 год с указанием проводимых работ и сроком их выполнения; план основных мероприятий по ремонту и обслуживанию МКД по <адрес> на 2017 год с указанием проводимых работ и сроком их выполнения; план основных мероприятий по ремонту и обслуживанию МКД <адрес> на 2018 год с указанием наименования планируемых работ, их ориентировочной стоимостью и сроком исполнения.
Из акта администрации МО «Балезинский район» <номер> от 17.04.2019 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО «УК Балтраст», проведенной на основании распоряжения <номер> от 02.04.2019 в рамках осуществления государственного надзора, муниципального жилищного контроля следует, что нарушений не выявлено.
Оценивая довод истца о том, что управляющей организацией не выполняется решение общего собрания собственников от 23.10.2018 по утверждению перечня работ и услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества МКД суд приходит к следующему.
Из сообщения, являющееся приложением <номер> к протоколу <номер> общего собрания собственников жилых помещений МКД <адрес>, следует, что по инициативе Совета МКД будет проводиться обще собрание собственников жилых помещений МКД в форме заочного голосования. Указанное сообщение также получено представителем ООО «УК Балтраст», представителем МО «Балезинское», представителем РЖД.
Из протокола <номер> годового общего собрания собственников помещений МКД <адрес> от 23.10.2018 следует, что на повестке дня были в том числе вопросы: об утверждении Перечня работ и услуг ООО «УК Балтраст» на ноябрь, декабрь 2018 г. и на 2019 г. общего имущества МКД (п.4).
Приложением <номер> к протоколу <номер> общего собрания собственников жилых помещений определен Перечень работ и услуг по содержанию, управлению и текущему ремонту общего имущества МКД на ноябрь-декабрь 2018 г. и на 2019 г. Согласно данного перечня стоимость за 1 кв.м в месяц составляет 9,34 руб. в примечании также указано, что работы и услуги, входящие в данный перечень, выполняются за счет средств внесенных жителями дома в качестве платы за управление и содержание общего имущества МКД и не неиспользованных с октября 2012 года по ноябрь 2018 г.
Приложением <номер> к протоколу <номер> общего собрания собственников жилых помещений определен Расчет размера платы за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества МКД на ноябрь, декабрь 2018 г. и на 2019 г., согласно которому содержание общего имущества МКД, управление МКД и текущий ремонт МКД составляют 0,00 руб.
В соответствии с пунктом 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень работ и услуг, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Согласно пункту 29 Правил расходы на содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", которым утвержден минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности.
Таким образом, платежи по содержанию общего имущества, обязанность по несению которых возлагается на всех собственников помещений, должны быть достаточными для финансирования услуг и работ, необходимых для поддержания помещения в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям.
Плата за содержание и ремонт жилья должны позволять управляющей организации исполнять договор управления надлежащим образом, а произвольное уменьшение тарифа может привести к невозможности исполнения договора управления, неполноценному содержанию и ремонту общего имущества, а, следовательно, к неоказанию услуг, предусмотренных договором управления.
Из письма ООО «УК Балтраст» <номер> от 10.01.2019 в адрес ООО «БРКЦ» следует, что не следует начислять плату за вывоз ТКО с 01.01.2019, тариф за содержание общего имущества МКД по адресу <адрес> применить в размере 9,85 руб. кв.м.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ООО «УК Балтраст» обоснованно производило начисление платы за содержание начисление платы за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества МКД в размере12,82 руб. за 1 кв.м с 01.07.2016 по 01.01.2019 и в размере 9,85 руб. за 1 кв.м с 01.01.2019.
Доказательств того, что работы и услуги в отношении многоквартирного <адрес> выполнялись и оказывались в размере, меньшем, чем предусмотрен минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме истцами не представлено.
Рассматривая требования истцов о признании незаконным начисление платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД (холодная вода, водоотведение и электроэнергия) с 01.01.2017 и оценивая довод истца о том, что договор на предоставление коммунальных услуг с ответчиком не заключался, суд приходит к следующему.
01.01.2017 между ООО «УК ЖКХ «Территория» (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ООО УК «Балтраст» (абонент) заключен договор водоотведения, согласно которому организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в договоре (п.1). Оплата по договору осуществляется абонентом по тарифам на водоотведение, установленным в соответствии с законодательством РФ (п.6). Договор заключен на срок до 31.05.2017, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях (п. 59, 60).
Приложением <номер> к типовому договору водоотведения определены объекты абонента, подключенные к централизованной системе водоотведения, к числу объектов отнесен в том числе <адрес>.
30.12.2016 между ООО «УК ЖКХ «Территория» (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ООО УК «Балтраст» (абонент) заключен договор холодного водоснабжения. По договору организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую воду, абонент обязуется оплачивать принятую холодную воду, установленного качества в объеме, определенном настоящим договором (п.1). Оплата по договору осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду, установленным в соответствии с законодательством РФ (п.6). Договор заключен на срок до 31.05.2017, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях (п. 45,46).
Приложением <номер> к типовому договору холодного водоснабжения определены объекты абонента, подключенные к централизованной системе водоснабжения, к числу объектов отнесен в том числе <адрес>.
27.01.2017 меду ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» (гарантирующий поставщик) и ООО «УК Балтраст» (исполнитель) заключен договор энергоснабжения №Г3539 для исполнения в целях покупки электрической энергии для содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно которому исполнитель приобретает у гарантирующего поставщика электрическую энергию (мощность), потребляемую при содержании общего имущества (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме (п.1.2).
В судебном заседании из пояснений сторон установлено, что в <адрес> коллективный (общедомовой) прибор учета воды не установлен.
Как отмечалось выше, в соответствии со ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за … за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя и приобретение холодной воды, горячей воды, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления.
В силу пункта 29 Правил расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая, в том числе оплату расходов на оплату холодной воды, горячей воды, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что плата за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению при их использовании для содержания общего имущества в МКД подлежит начислению только в случае, если конструктивные особенности МКД предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов.
Из пояснений сторон в судебном заседании установлено, что в <адрес> имеется только холодное водоснабжение, водоотведение и энергоснабжение.
Факт заключения договоров на водоотведение, холодное водоснабжение и энергоснабжения подтверждает наличие возможности и фактическое потребление соответствующих коммунальных ресурсов для содержания общего имущества в МКД.
Согласно ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ч. 2).
Согласно ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года (ч. 9).
При первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 настоящей статьи, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме также не требуется в случае изменения размера платы за содержание жилого помещения при изменении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в связи с установлением или изменением тарифов на такие коммунальные ресурсы, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и (или) установлением или изменением норматива потребления холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
С 1 января 2017 года согласно пунктам 13, 19 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются с применением расчетного метода с использованием формул согласно приложению N 1 "Формулы, используемые для определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" к названным Правилам. В силу пункта 5 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего Постановления.
Постановлением Правительства УР <номер> от 22.05.2017 утверждены нормативы потребления холодной (горячей) воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в Удмуртской Республике.
Проанализировав вышеприведенные нормы права, суд приходит к выводу, что действия ООО «УК Балтраст» по включению с 2017 года в платежные документы оплаты за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, является законными.
Организации, осуществляющие управление многоквартирными домами (исполнители коммунальных услуг), не имеют собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действуют в качестве посредника между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. Таким образом, обязанности по заключению отдельного договора на предоставление коммунальных услуг на общедомовые нужды между управляющей организацией и собственниками МКД не имеется.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО3 к ООО «УК Балтраст» о признании незаконным начисление платы за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества МКД в размере12,82 руб. за 1 кв.м с 01.07.2016 по 01.01.2019 и в размере 9,85 руб. за 1 кв.м с 01.01.2019, о признании незаконным начисление платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД (холодная вода, водоотведение и электроэнергия) с 01.01.2017 в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО3 к ООО «УК Балтраст» о признании незаконным начисление платы за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества МКД в размере12,82 руб. за 1 кв.м с 01.07.2016 по 01.01.2019 и в размере 9,85 руб. за 1 кв.м с 01.01.2019, о признании незаконным начисление платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД (холодная вода, водоотведение и электроэнергия) с 01.01.2017 отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Балезинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 31.07.2019.
Судья Т.М. Беркутова