ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-141/20 от 12.02.2020 Шахтинского городского суда (Ростовская область)

дело № 2-141/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 февраля 2020 года. Шахтинский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Моисеенкова А.И.

при секретаре Ворониной М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шалагинова Г.В. к Администрации г. Шахты, третье лицо: Министерство энергетики РФ, об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, обязании включить в список граждан, подлежащих переселению из ветхого, подлежащего сносу, жилого дома,

У С Т А Н О В И Л :

Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что Шалагинов Г.В. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, на основании решения <адрес> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Ранее собственником вышеуказанного жилого дома являлась его бабушка Д.П.В.., которая умерла ДД.ММ.ГГГГ. Шалагинов Г.В. постоянно проживал и зарегистрирован в доме с момента рождения. Однако в настоящее время проживание в доме не представляется возможным, так как он фактически разрушается. Непригодность для проживания по критериям безопасности в жилом доме подтверждена заключением межведомственной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Из заключения о техническом состоянии жилого дома, выполненного ООО «Ингео-Проект», следует, что капитальный ремонт жилому дому нецелесообразен в виду недопустимого и аварийного состояния его несущих конструкции, общий процент износа составляет 70 % на ДД.ММ.ГГГГ, конструкции наружных стен дома, деформированных столбчатых фундаментов, перекрытия и стропильной системы крыши признаются аварийными. Причиной аварийного состояния конструкций жилого дома является подтопление территории, на которой расположен жилой дом, проживание людей в жилом доме должно быть исключено. Согласно отчету СКП ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ территория жилой застройки поселка Аютинского, в котором расположен жилой дом попала в зону подтопления до глубины 3 м, что негативно сказалось на состоянии конструкций жилого дома. На основании этого жильцы подлежат переселению. Жилой дом по <адрес> в <адрес> значится в списке жилых домов, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности. Так как жилой дом является единственным для истца жильем, и в связи с невозможностью проживания в нем, им неоднократно подавались все необходимые документы в Администрацию г. Шахты для предоставления социальной выплаты за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. В декабре 2014 года из Администрации г. Шахты получен ответ о необходимости сбора документов для рассмотрения вопроса включения Шалагинова Г.В. в программу по переселению. После сбора и подачи необходимых документов, Шалагинов Г.В. был включен в дополнительные списки граждан, подлежащих переселению. Однако, обратившись в августе 2019 года в Управление реализации бюджетных программ в сфере жилищного строительства Администрации г. Шахты по вопросу его переселения, был выдан ответ ДД.ММ.ГГГГ о том, что в согласованных Министерством энергетики РФ списках граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности, жильцы дома по <адрес> не значатся. Считает, что данным отказом нарушаются его права на включение в список на переселение и предоставление социальной выплаты для приобретения жилья.

На основании изложенного, просят суд: установить факт постоянного проживания его, Шалагинова Г.В., в жилом доме по <адрес> в <адрес>, в период с 2007 года по 2014 год; признать за ним, Шалагиновым Г.В., право на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен жилья, признанного ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Аютинская» ОАО «Ростовуголь»; обязать Администрацию г. Шахты включить его, Шалагинова Г.В., в список граждан, подлежащих переселению из ветхого, подлежащего сносу, жилого дома, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Аютинская» ОАО «Ростовуголь».

Впоследствии истец уточнил исковые требования, указав в качестве третьего лица МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты.

Истец Шалагинов Г.В. и его представитель Тембай Е.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель Администрации г. Шахты Карелина Ю.Л., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

Представитель Министерства энергетики РФ - Кришталь И.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, предоставила отзыв (л.д. 61-62), в котором указала, что просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Представитель МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, своих возражений суду не представил.

Выслушав истца и его представителя, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Жилищные отношения в Российской Федерации регулируются Жилищным кодексом РФ, Законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и иными актами жилищного законодательства, которые определяют компетенцию как органов государственной власти и управления Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации в этой сфере.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

В соответствии с подп. «а» и «б» п. 5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков, утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение следующих мероприятий: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (далее ветхое жильё); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

В целях ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда в Российской Федерации, а также реализации прав граждан на жилище Правительство Российской Федерации утвердило своим Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ программу "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящую в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в которой рекомендовала органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, заинтересованным в реализации указанной программы, принять участие в ее финансировании за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных средств.

Указанная Программа является частью федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Основная задача программы - обеспечить выполнение обязательства государства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении программы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, а также иных нормативно-правовых актах указано, что граждане подлежали переселению из домов, признанных в установленном порядке не пригодными для проживания и не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям

Понятие места жительства раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 199-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К.А.М. на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 40.1 Кодекса законов о труде Российской Федерации и пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в статье 20 ГК Российской Федерации, Законе Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и других нормативных актах. Место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами. Согласно статье 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

Суд установил, что Шалагинов Г.В. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, на основании решения <адрес> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Ранее собственником вышеуказанного жилого дома являлась его бабушка, Д.П.В.., которая умерла ДД.ММ.ГГГГ. Шалагинов Г.В. постоянно проживал и зарегистрирован в доме с момента рождения. Однако в настоящее время проживание в доме не представляется возможным, так как он фактически разрушается. Непригодность для проживания по критериям безопасности в жилом доме подтверждена заключением межведомственной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Из заключения о техническом состоянии жилого дома, выполненного ООО «Ингео-Проект» следует, что капитальный ремонт жилому дому нецелесообразен в виду недопустимого и аварийного состояния его несущих конструкции, общий процент износа составляет 70 % на ДД.ММ.ГГГГ, конструкции наружных стен дома, деформированных столбчатых фундаментов, перекрытия и стропильной системы крыши признаются аварийными. Причиной аварийного состояния конструкций жилого дома является подтопление территории, на которой расположен жилой дом, проживание людей в жилом доме должно быть исключено.

Согласно отчету СКП ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ, территория жилой застройки поселка Аютинский, в котором расположен жилой дом попала в зону подтопления до глубины 3 м, что негативно сказалось на состоянии конструкций жилого дома. На основании этого, жильцы подлежат переселению.

Жилой дом по <адрес> в <адрес> значится в списке жилых домов, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности.

Так как жилой дом является единственным для истца жильем и в связи с невозможностью проживания в нем, им неоднократно подавались все необходимые документы в Администрацию г. Шахты для предоставления социальной выплаты за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

В декабре 2014 года из Администрации г. Шахты получен ответ о необходимости сбора документов для рассмотрения вопроса включения Шалагинова Г.В. в программу по переселению.

После сбора и подачи необходимых документов, Шалагинов Г.В. был включен в дополнительные списки граждан, подлежащих переселению.

Однако, обратившись в августе 2019 года в Управление реализации бюджетных программ в сфере жилищного строительства Администрации г. Шахты по вопросу его переселения, был выдан ответ ДД.ММ.ГГГГ о том, что в согласованных Министерством энергетики РФ списках граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности, жильцы дома по <адрес> не значатся.

Согласно ч.ч. 6, 8 ст. 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.

Департамент строительства и перспективного развития Администрации г. Шахты ведёт работу по переселению граждан из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодными для проживания, согласно Правилам предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков, утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 5 указанных Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

Согласно п. 8 Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Согласно п. 11 Правил, социальные выплаты предоставляются при условии, что:

-гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.

В силу ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Как установлено судом, Шалагинов Г.В. проживает по адресу: <адрес>, с 1964 года, то есть с момента рождения. Был снят с регистрационного учета на период с 2007 года по 2014 год, в связи с работой в <адрес> и в <адрес>. Факт постоянного проживания Шалагинова Г.В. подтверждается решением <адрес> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, квитанциями об оплате налогов, коммунальных платежей на имя Шалагинова Г.В. с 1986 года по настоящее время, домовой книгой. Так же Шалагинов Г.В. другого жилья не имеет.

Понятие места жительства раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 199-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К.А.М.. на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 40.1 Кодекса законов о труде Российской Федерации и пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в статье 20 ГК Российской Федерации, Законе Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и других нормативных актах. Место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами.

Согласно ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования истца законны и обоснованны.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами:

-показаниями свидетеля К.А.Т.., из которых следует, что истца знает, проживает с ним по соседству. Шалагинов Г.В. проживает по адресу: <адрес>, с раннего детства по настоящее время, однако иногда Шалагинов Г.В. уезжал на работу в другой город;

-аналогичными показаниями свидетеля Я.Л.В..;

-заключением ООО «Ингео-Проект» о техническом состоянии жилого дом (л.д. 8-12);

-копией технического паспорта на жилой дом (л.д. 13-15);

-копией отчета СКП ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16-18);

-копией письма Администрации г. Шахты (л.д. 19, 20, 21, 22);

-копией справки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24);

-копией квитанций по оплате за ЖКУ (л.д. 25-35);

-копией домовой книги (л.д. 37-39);

-копией трудовой книжки (л.д. 41-44, 82-89);

-копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 45);

-копией выписки из ЕГРН (л.д. 46, 90);

-копией решения <адрес> городского суда <адрес>ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47);

-справкой МУП <адрес> «БТИ» (л.д. 91).

Давая оценку всем собранным по делу доказательствам в их совокупности суд находит их объективными не вызывающими сомнения, а исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Шалагинова Г.В. к Администрации г. Шахты, третье лицо: Министерство энергетики РФ, об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, обязании включить в список граждан, подлежащих переселению из ветхого, подлежащего сносу, жилого дома - удовлетворить.

Установить факт постоянного проживания Шалагинова Г.В. в жилом доме по <адрес>, в <адрес>, в период с 2007 года по 2014 год.

Признать за Шалагиновым Г.В. право на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен жилья, признанного ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Аютинская» ОАО «Ростовуголь».

Обязать Администрацию г. Шахты включить Шалагинова Г.В. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого, подлежащего сносу, жилого дома, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Аютинская» ОАО «Ростовуголь».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский облсуд в течение месяца через Шахтинский городской суд, начиная с 18 февраля 2020 года.

С мотивированным решением стороны могут ознакомиться, начиная с 18 февраля 2020 года.

Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате.

Мотивированное решение изготовлено 17 февраля 2020 года.

Судья: А.И. Моисеенков