Дело №2-141/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Хертек Л.К.,
при секретаре Сат А.С.,
с участием помощника прокурора ФИО3 района Республики Тыва Оюна А.Н.,
представителя ответчиков – администрации муниципального образования муниципального района «Улуг-Хемский кожуун» Республики Тыва ФИО1, по доверенности, Министерства информатизации и связи Республики Тыва ФИО2,
рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ФИО3 кожууна Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун» Республики Тыва, к Министерству информатизации и связи Республики Тыва, к Казенному предприятию Республики Тыва «Центр информационных технологий Республики Тыва», об обязании обеспечить доступ к информации о муниципальных услугах, предоставляемых физическим лицам и юридическим лицам, в том числе предпринимателям ФИО3 кожууна и фактической возможности получить услуги в электронной форме с использованием ресурсов Единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) Портала государственных и муниципальных услуг Республики Тыва,
установил:
прокурор ФИО3 района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с уточненным исковым заявлением к администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун» Республики Тыва об обязании Министерство информатизации и связи Республики Тыва в срок до 01.09.2016 профинансировать мероприятие по переводу в электронный вид в Портале государственных и муниципальных услуг Республики Тыва (www.uslugi.rtyva.ru), Казенное предприятие Республики Тыва «Центр информационных технологий Республики Тыва» в срок до 01.12.2016 перевести в электронный вид в Портале государственных и муниципальных услуг Республики Тыва (www.uslugi.rtyva.ru) следующих первоочередных муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и организациями согласно постановлению Правительства РФ от 17.12.2009 №1993-р: – прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады); зачисление в образовательные учреждения; социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов; социальная поддержка семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей); обязать администрацию муниципального района «Улуг-Хемский район Республики Тыва» во взаимодействии с Казенным предприятием Республики Тыва «Центр информационных технологий Республики Тыва» в срок до 01.12.2016 обеспечить возможность получения в электронной форме в Портале государственных и муниципальных услуг РТ следующих первоочередных муниципальных услуг: - прием заявлений и выдача уведомлений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение; прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; выдаче разрешения на строительства объекта капитального строительства; выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства.
В обоснование иска указано, что прокуратурой ФИО3 района проведена проверка исполнения Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части оказания муниципальных услуг физическим и юридическим лицам, в том числе субъектам предпринимательской деятельности. В ходе проверки прокуратурой установлено, что по состоянию на 01.01.2016 Министерством информатизации и связи Республики Тыва и Казенным предприятием Республики Тыва «Центр информационных технологий Республики Тыва» в электронную форму переведены 45 государственных и муниципальных услуг, из них 18 услуг, оказываемых органами местного самоуправления. Однако в нарушение Постановления РФ от 17.12.2009 № 1993-р до настоящего времени не переведены в электронный вид следующие первоочередные муниципальные услуги, предоставляемые органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и организациями: - прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады) (п. 2); - зачисление в образовательные учреждения (п. 6); - социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов (п. 21); - социальная поддержка семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (п. 26). Согласно Комплексному плану по реализации мероприятий Государственной программы «Развитие информационного общества и средств массовой информации в Республике Тыва на 2014 2017 годы, утвержденному постановлением Правительства Республики Тыва от 08.10.2013 № 583, перевод государственных и муниципальных услуг Республики Тыва в электронный вид возложен на Министерство информатизации и связи Республики Тыва и Казенное предприятие Республики Тыва «Центр информационных технологий Республики Тыва». Также установлено, что администрацией муниципального района утверждены следующие административные регламенты предоставления муниципальных услуг, относящихся к первоочередным: административный регламент предоставления муниципальной услуги отдела по вопросам градостроительной деятельности и жизнеобеспечения администрации ФИО3 кожууна по приему заявлений и выдаче уведомлений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение (утвержден постановлением администрации муниципального района от 08.08.2013 № 1481); - административный регламент предоставления муниципальной услуги отдела по вопросам градостроительной деятельности и жизнеобеспечения администрации ФИО3 кожууна по приему заявлении и выдаче решений о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (утвержден постановлением администрации муниципального района от 08.08.2013 № 1480); - административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительства объекта капитального строительства (утвержден постановлением администрации муниципального района от 27.03.2015 №251); - административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства (утвержден постановлением администрации муниципального района от 30.03.2015 № 53). В ходе изучения Портала государственных и муниципальных услуг Республики Тыва (www.uslugi.rtyva.ru) (далее Портал) установлено, что, несмотря на то, что в электронный вид переведены 18 муниципальных услуг, администрацией муниципального района «Улуг-Хемский район Республики Тыва» не обеспечена возможность получения указанных выше 4 муниципальных услуг в электронной форме. Так, при получении в Портале услуги «прием заявлений и выдаче уведомлений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение» установлено, что данная услуга в Портале не предоставляется (в перечне оказываемых администрацией района услуг отсутствует). При получении в Портале остальных трех услуг, оказываемых администрацией района, сайт автоматически перенаправляет в Портал государственных услуг Российской Федерации ( " "httphttp://://wwwwww..gosuslugigosuslugi..ruru" " www.gosuslugi.ru "http://www.gosuslugi.ru" www.gosuslugi.ru), где также не представляется получить услуги по неизвестным причинам. В некоторых случаях выдает ошибку виде сообщений «Не удалось открыть страницу» или «Ошибка при инициализации формы». Таким образом, не обеспечения возможности получения первоочередных муниципальных услуг в электронной форме нарушаются нрава неопределенного круга лиц, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства на получение муниципальных услуг в электронной форме. Согласно подпрограммой «Развитие информационного общества в Республике Тыва на 2014-2017 годы» государственной программы «Развитие информационного общества и средств массовой информации в Республике Тыва на 2014-2017 годы» финансирование мероприятий подпрограммы, в том числе перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид осуществляется через Министерства информатизации и связи Республики Тыва.
В судебном заседании прокурор пояснил, что в настоящее время первоочередные муниципальные услуги, предоставляемые органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и организациями согласно постановлению Правительства РФ от 17.12.2009 №1993-р в электронной форме в Портале государственных и муниципальных услуг Республики Тыва (www.uslugi.rtyva.ru) администрацией ФИО3 кожууна размещены, в связи с чем, поддерживает исковые требования только в неисполненной части, и просит обязать Казенное предприятие Республики Тыва «Центр информационных технологий Республики Тыва» в срок до 01.09.2016 перевести в электронный вид в Портале государственных и муниципальных услуг Республики Тыва (www.uslugi.rtyva.ru) следующую услугу: прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады); зачисление в образовательные учреждения.
В судебном заедании представитель ответчика - администрации муниципального образования муниципального района «Улуг-Хемский кожуун» Республики Тыва ФИО1 исковые требования не признал, указав, что в настоящее время на Портале электронных услуг размещены все виды муниципальных услуг, которые предусмотрены для размещения постановлением правительства РФ №1993-р от 17.12.2009г.
Представитель ответчика - Казенного предприятия Республики Тыва «Центр информационных технологий Республики Тыва» ФИО2 по исковым требованиям прокурора пояснил, что все наиболее актуальные и запрашиваемые гражданами виды электронных муниципальных услуг размещены в электронной форме на Портале государственных и муниципальных услуг, в том числе услуги, на которые ссылается прокурор в своем исковом заявлении, кроме как услуги в области образования в виде приема заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады); зачисление в образовательные учреждения. По размещению данного вида услуги в электронной форме работы ведутся. Финансирование Министерством уже выделено, и планируется к концу июля месяца 2016 года завершить размещение на Портале электронных услуг.
Выслушав доводы сторон. и, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Одной из основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» являются обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а к основным принципам государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации относятся ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2004 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы местного значения вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заяви телей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных Федеральным законом № 131-ФЗ
Статьей 4 Федерального закона 210-ФЗ предусмотрены основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг, в частности открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги, доступность обращения за предоставления муниципальных услуг, возможность получения муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с Настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектом Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ при получении муниципальных услуг заявители имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.
Органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны, в том числе: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя (и. 1, 2 ст. 6).
Требование к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме установлены ст. 10 Федеральною закона № 210-ФЗ.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 210-ФЗ при предоставлении муниципальных услуг в электронной форме осуществляются предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 210-ФЗ предоставление муниципальных услуг в электронной форме, в том числе взаимодействие органов, предоставляющих муниципальные услуги, организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 указанного закона муниципальных услуг или организующих предоставление муниципальных услуг, и заяви гелей, осуществляется на базе информационных систем, включая государственные и муниципальные информационные системы, составляющие информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуру.
Полный перечень сведений о государственных и муниципальных услугах согласно ч. 3 ст. 29 Федерального закона 210-ФЗ должен был быть включен соответственно в государственные и муниципальные информационные системы, которые обеспечивают ведение реестров государственных и муниципальных услуг, не позднее 01.07.2011. В этот же срок необходимо обеспечить доступ к указанной информации через единый портал государственных и муниципальных услуг заявителям.
В соответствии с п. 3 Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2011 № 2415-р, установлены сроки этапов перехода на реализацию закона о предоставлении муниципальных услуг в электроном виде, согласно которому как конечный этап определен срок до 1 января 2014 г. - обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги (исполнения функции) в электронном виде в отношении тех государственных и муниципальных услуг (функций), электронный вид представления результатов которых не запрещен федеральными законами (V этап).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 № 861 установлены требования к региональным порталам государственных услуг и муниципальных услуг (функций) (далее - Требования).
Согласно пунктам 1 и 2 Требований, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут создавать региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций), являющиеся государственными информационными системами субъектов Российской Федерации (далее - региональные порталы).
Региональные порталы должны обеспечивать предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, учреждениями (организациями), подведомственными этим органам, а также учреждениями (организациями), в которых указанными органами размещены государственные либо муниципальные задания (заказы).
Для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием региональных порталов обеспечиваются возможность подачи заявителем в электронной форме заявления о предоставлении услуги и иных документов, необходимых для получения услуги (п. 5 Требований).
Пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2010 № 450 «Об информационном комплексе «Портал государственных и муниципальных услуг Республики Тыва» рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва организовать работу по формированию и размещению на Портале услуг информации о предоставлении муниципальных услуг совместно с казенным предприятием Республики Тыва «Центр информационных технологий Республики Тыва» в соответствии с I и 11 лапами Плана перехода.
Ввод информации о муниципальных услугах осуществляют органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва самостоятельно (п. 3.4 постановления Правительства РФ от 28.10.2010 № 450).
В соответствии с п. 14, п. 27 ст. 4 Устава муниципального района «Улуг-Хемский кожуун РТ» к вопросам местного значения ФИО3 кожууна является ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района; создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малою и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям.
Между тем, в ходе проверки прокуратурой района во исполнения Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части оказания муниципальных услуг физическим и юридическим лицам, в том числе субъектам предпринимательской деятельности, по результатам которой установлено:
По состоянию на 01.01.2016 Министерством информатизации и связи Республики Тыва и Казенным предприятием Республики Тыва «Центр информационных технологий Республики Тыва» в электронную форму переведены 45 государственных и муниципальных услуг, из них 18 услуг, оказываемых органами местного самоуправления. Однако в нарушение Постановления РФ от 17.12.2009 № 1993-р до настоящего времени не переведены в электронный вид следующие первоочередные муниципальные услуги, предоставляемые органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и организациями: - прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады) (п. 2); зачисление в образовательные учреждения (п. 6); социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов (п. 21); социальная поддержка семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (п. 26). Также установлено, что администрацией муниципального района утверждены следующие административные регламенты предоставления муниципальных услуг, относящихся к первоочередным: административный регламент предоставления муниципальной услуги отдела по вопросам градостроительной деятельности и жизнеобеспечения администрации ФИО3 кожууна по приему заявлений и выдаче уведомлений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение (утвержден постановлением администрации муниципального района от 08.08.2013 № 1481); административный регламент предоставления муниципальной услуги отдела по вопросам градостроительной деятельности и жизнеобеспечения администрации ФИО3 кожууна но приему заявлений и выдаче решений о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (утвержден постановлением администрации муниципального района от 08.08.2013 № 1480); административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительства объекта капитального строительства (утвержден постановлением администрации муниципального района от 27.03.2015 №251); административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства (утвержден постановлением администрации муниципального района от 30.03.2015 №53). В ходе изучения Портала государственных и муниципальных услуг Республики Тыва (www.uslugi.rtyva.ru) (далее - Портал) установлено, что, несмотря на то, что в электронный вид переведены 18 муниципальных услуг, администрацией муниципального района «Улуг-Хемский район Республики Тыва» не обеспечена возможность получения указанных выше 4 муниципальных услуг в электронной форме. Так, при получении в Портале услуги «прием заявлений и выдаче уведомлений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение» установлено, что данная услуга в Портале не предоставляется (в перечне оказываемых администрацией района услуг отсутствует). При получении в Портале остальных трех услуг, оказываемых администрацией района, сайт автоматически перенаправляет в Портал государственных услуг Российской Федерации (www.gosuslugi.ru), где также не представляется получить услуги по неизвестным причинам. В некоторых случаях выдает ошибку виде сообщений «Не удалось открыть страницу» или «Ошибка при инициализации формы». Не обеспечения возможности получения первоочередных муниципальных услуг в электронной форме нарушаются права неопределенного круга лиц, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства на получение муниципальных услуг в электронной форме.
В судебном заседании при посещении размещенных на Портале видов электронных услуг на сайте администрации ФИО3 кожууна, судом установлено, что на день рассмотрения дела ответчиком Казенным предприятием Республики Тыва «Центр информационных технологий Республики Тыва» не завершена работа по переведу в электронный вид в Портале государственных и муниципальных услуг Республики Тыва (www.uslugi.rtyva.ru) следующие муниципальные услуги, предоставляемые органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и организациями согласно постановлению Правительства РФ от 17.12.2009 №1993-р: – прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады); зачисление в образовательные учреждения. В остальной части, те виды услуг, на которые прокурор ссылался в иске, размещены на Портале, граждане могут пользоваться данными услугами в электронном виде.
При таких обстоятельствах, следует признать иск прокурора в части об обязании Казенное предприятие Республики Тыва «Центр информационных технологий Республики Тыва» в срок до 01.09.2016 перевести в электронный вид в Портале государственных и муниципальных услуг Республики Тыва (www.uslugi.rtyva.ru) услугу в виде приема заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады); зачисление в образовательные учреждения; обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку права граждан получить первоочередные муниципальные услуги в электронной форме гарантированы государством, а не обеспечения возможности получения первоочередных муниципальных услуг в электронной форме нарушаются нрава неопределенного круга лиц, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства на получение муниципальных услуг в электронной форме.
В части требований к администрации ФИО3 кожууна и к Министерству информатизации и связи Республики Тыва прокурор в судебном заседании отказался, уточнив свои требования только к Казенному предприятию РТ «Центр информационных технологий РТ».
В соответствии со ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора ФИО3 кожууна Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун» Республики Тыва, Министерства информатизации и связи Республики Тыва, Казенного предприятия Республики Тыва «Центр информационных технологий Республики Тыва», удовлетворить.
Обязать Казенное предприятие Республики Тыва «Центр информационных технологий Республики Тыва» в срок до 01 сентября 2016 года перевести в электронный вид в Портале государственных и муниципальных услуг Республики Тыва (www.uslugi.rtyva.ru) следующие первоочередные муниципальные услуги, предоставляемые органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и организациями согласно постановлению Правительства РФ от 17.12.2009 №1993-р:
- прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады);
- зачисление в образовательные учреждения;
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Улуг-Хемский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2016 года.
Председательствующий Л.К. Хертек