ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-141/2016 от 21.09.2016 Вашкинского районного суда (Вологодская область)

Дело № 2-141/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 сентября 2016 года село Липин Бор

Вашкинский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Власовой Е.Л.,

при секретаре Степановой Е.С.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Вашкинского муниципального района Вологодской области, администрации сельского поселения Липиноборское Вашкинского муниципального района Вологодской области о признании решения жилищно-бытовой комиссии незаконным, о возложении обязанности по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения Липиноборское Вашкинского муниципального района Вологодской области, в котором просила признать решение жилищно-бытовой комиссии администрации сельского поселения Липиноборское от ДД.ММ.ГГГГ, которым ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, незаконным и возложении на ответчика обязанности включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В обоснование иска указано, что после смерти ее матери Х.С.Н. в 1993 году опекуном в отношении нее и ее старших сестры Х.Е.В. и брата Х.А.В., была назначена родная сестра матери Ж., закреплена жилая площадь по адресу: <...>, в которой проживал их отец Х.В.В. В декабре 1994 года он был лишен родительских прав в отношении детей, поскольку их воспитанием не занимался, материально не содержал. До 2008 года истец проживала и была зарегистрирована в квартире опекуна Ж., с 2008 года по 2013 год обучалась в <данные изъяты> и постоянно проживала в <адрес>. После окончания четвертого кура университета ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в жилищно-бытовую комиссию администрации сельского поселения Липиноборское с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Обратившись в 2016 году в администрацию сельского поселения Липиноборское, чтобы узнать номер очереди, узнала, что решением жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ей в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении было отказано со ссылкой на то, что за ней закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Полагая данный отказ незаконным, поскольку на момент принятия комиссией решения закрепленное за ней жилое помещение было передано по договору в порядке приватизации жилья в общую долевую собственность Х.Т.В. и Х.С.С., право которых на него зарегистрировано в установленном законом порядке, указывая на то, что срок обжалования решения комиссии подлежит исчислению с момента, когда ей стало известно о нем, то есть с июля 2016 года, в связи с чем просила восстановить процессуальный срок для обращения в суд за защитой нарушенных прав, просила признать решение жилищно-бытовой комиссии незаконным, признать ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом до договору социального найма в соответствии с нормами, регулирующими права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Определением суда от 07 сентября 2016 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Вашкинского муниципального района Вологодской области.

Определением суда от 07 сентября 2016 года, занесенным в протокол судебного заседания, вынесенным с учетом мнения представителя ответчика ФИО2, процессуальный срок для обращения в суд за защитой нарушенных прав по ходатайству ФИО1 восстановлен.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Вашкинского муниципального района Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно отзыву полагал администрацию не надлежащим ответчиком по данному делу, исковые требования о возложении на ответчика обязанности по включению истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, просил отказать, поскольку в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантии и льготы, могут рассматриваться лишь не достигшие 23-летнего возраста. По достижении указанного возраста лицо утрачивает право на дополнительные гарантии, в том числе и право на предоставление жилого помещения.

Представитель ответчика администрации сельского поселения Липиноборское Вашкинского муниципального района Вологодской области ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь на то, что на момент подачи ФИО1 заявления в жилищно-бытовую комиссию администрации сельского поселения Липиноборское о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, ФИО1 достигла 23-летнего возраста, в связи с чем утратила право на социальную защиту по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, указала, что за истцом на основании решения органа местного самоуправления закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором ни истец, ни ее брат с сестрой, за которыми указанное жилое помещение закреплено, не проживают. Просила в удовлетворении иска в части требований к администрации сельского поселения Липиноборское Вашкинского муниципального района Вологодской области отказать.

Изучив материалы дела, заслушав истца ФИО1, представителя ответчика администрации сельского поселения Липиноборское ФИО2, приняв во внимание мнение представителя ответчика администрации Вашкинского муниципального района, изложенное в отзыве, суд приходит к следующему.

Абзац 4 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста, лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты граждан, отнесенных к данной категории.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Поскольку по смыслу жилищного законодательства предоставление жилья носит заявительный характер, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Факт постановки на учет нуждающихся означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона Вологодской области от 15.01.2013 N 2965-ОЗ "О регулировании некоторых вопросов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" формирование и ведение списка осуществляются уполномоченным органом исполнительной государственной власти области по форме согласно приложению 1 к настоящему закону области в разрезе муниципальных районов и городских округов области.

В силу пункта 1 статьи 2 Закона Вологодской области от 01.02.2013 N 2985-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделяются следующими отдельными государственными полномочиями: по формированию и ведению в порядке, установленном приложением 1 к настоящему закону области, списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений на территории муниципальных районов и городских округов Вологодской области (далее - список), включая прием заявления о включении в список и прилагаемых к нему документов; установление факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, в порядке, утвержденном Правительством области; рассмотрение заявления о включении в список и прилагаемых к нему документов; принятие решения о включении (об отказе во включении) в список и направление его лицу, подавшему заявление о включении в список; направление списка в уполномоченный орган исполнительной государственной власти области для формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в целом по области.

Решением Представительного собрания Вашкинского муниципального района № 260 от 27 февраля 2015 года осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложено на администрацию Вашкинского муниципального района.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 20 ноября 2013 года, указано, что отсутствие детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения. При этом суду следует выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и в случае признания таких причин уважительными, требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма подлежит удовлетворению.

Судом установлено, что истец ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в селе <данные изъяты>. Мать истца - Х.С.Н. умерла в 1993 году. Постановлением главы администрации Вашкинского района №... от ДД.ММ.ГГГГ опекуном над несовершеннолетними детьми умершей Х.С.Н.Х.Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Х.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначена Ж. Указанным постановлением за несовершеннолетними закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. Решением хххх районного суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ отец несовершеннолетних детей Х.В.В. лишен в отношении них родительских прав, на их содержание с ответчика взысканы алименты в размере ? всех видов заработка ежемесячно.

Истец ФИО1 в период с 1993 года до 2008 года проживала и была зарегистрирована в квартире опекуна Ж. С 2008 года по 2013 год она обучалась в <данные изъяты>, проживала в городе хххх.

В 2012 году умер отец истца Х.В.В.

В настоящее время истец фактически проживает в городе хххх, где жилье снимает, зарегистрирована по адресу: <адрес>, в квартире бывшего опекуна Ж.

Таким образом, с 1993 года истец в закрепленном за ней жилом помещении не проживает, в установленном законом порядке с заявлением о признании невозможным проживание в нем не обращалась, соответствующих решений органом местного самоуправления не принималось. Доказательств, свидетельствующих о признании данного жилого помещения аварийным, непригодным для проживания материалы дела не содержат.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в жилищно-бытовую комиссию администрации сельского поселения Липиноборское в заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 1 статьи 6 Закона Вологодской области от 29 июня 2005 года № 1307-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан» в принятии на учет ФИО1 отказано со ссылкой на наличие закрепленной за ней жилой площади, расположенной по адресу: <адрес>, в которой по данным похозяйственных книг сельского поселения Липиноборское никто не проживает.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На момент обращения с заявлением в жилищно-бытовую комиссию ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 достигла возраста 23 лет, на момент обращения за судебной защитой – 28 лет.

Сведений о том, что она до совершеннолетия, а также до 23-летнего возраста, состояла на учете в качестве лица, оставшегося без попечения родителей и нуждающегося в жилом помещении, материалы дела не содержат.

Кроме того доказательств наличия обстоятельств, подтверждающих невозможность проживания в жилом помещении, закрепленном за ней в установленном законом порядке, а также свидетельствующих о признании его аварийным и непригодным для проживания, истцом суду не представлено.

Учитывая данные обстоятельства и приведенные нормы действующего законодательства, принимая во внимание то, что истцом, обратившимся с заявлением в уполномоченный орган после достижения 23-летнего возраста, статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был утрачен, вместе с которым утрачено и право на социальную поддержку государства, в том числе право на получение жилья по названной категории, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены решения жилищно-бытовой комиссии администрации сельского поселения Липиноборское от ДД.ММ.ГГГГ, которым истцу отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, а также для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с чем полагает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Доводы истца о том, что закрепленное за ней, ее старшими братом и сестрой жилое помещение в 2006 году передано в порядке приватизации Х.Т.В. и Х.С.С., о чем администрации сельского поселения Липиноборское на момент вынесения решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении было известно, а также о неосведомленности относительно своих прав, указание на ненадлежащее осуществление органами опеки и попечительства полномочий для правильного разрешения спора юридического значения не имеют, на выводы суда не влияют и не опровергают их.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вашкинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Л.Власова

Решение в окончательной форме изготовлено 23 сентября 2016 года.

Судья Е.Л.Власова

Решение в законную силу не вступило.

Судья Е.Л.Власова