ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-141/2021 от 06.09.2021 Невельского районного суда (Псковская область)

Дело №2-141/2021

УИД 60RS0012-01-2021-000404-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 сентября 2021 года г. Невель

Невельский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.В.,

при помощнике судьи Коротковой Е.П., как секретаря,

с участием истца ФИО1, его представителей ФИО2 и ФИО3,

представителя ответчика – Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Невельском районе Псковской области (межрайонного), ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Невельском районе Псковской области (межрайонному) о перерасчете страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Невельском районе Псковской области (межрайонному), в котором с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ просит признать решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ** об отказе в перерасчете пенсии незаконным, обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ на основании справки о заработной плате АО «**» от ДД.ММ.ГГГГ** за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Свои требования истец мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ ему исполнилось 60 лет, он обратился к ответчику ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении пенсии и предоставил указанную справку. В период, указанный в справке, он проживал и работал на территории Грузинской ССР слесарем в Республиканском Управлении «**». На момент взятия справки о заработной плате документы, подтверждающие его заработок, находились в АО «**», которое было действующим. В ДД.ММ.ГГГГ года ему была назначена пенсия, справка о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ** при расчете размера пенсии учтена не была. Ему устно объяснили, что справка не прошла проверку. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с требованием о корректировке пенсии по сведениям о заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно трудовой книжке и справок ** и ** от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ему пришел отказ в корректировке пенсии, так как указанные справки должны быть переведены на русский язык. ДД.ММ.ГГГГ он снова обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, предоставив справки ** и ** от ДД.ММ.ГГГГ, переведенные на русский язык и заверенные нотариально. ДД.ММ.ГГГГ ответчик вынес решение об отказе в перерасчете пенсии ввиду не подтверждения компетентными органами сведений, имеющихся в документах, представленных заявителем. С таким решением он не согласен, считает, что ответчик неправильно трактует действующее законодательство, нарушает его право на достойное социальное обеспечение, поскольку размер пенсии с учетом справки ** от ДД.ММ.ГГГГ будет выше. Из положений пенсионного законодательства следует, что отказ в перерасчете пенсии возможен только в случае подтверждения недостоверности предоставленных сведений. Его справки не были признаны недействительными или содержащими недостоверные сведения, в связи с чем, считает решение ответчика незаконным.

Ввиду сложных политических отношений с Грузией, он обратился с просьбой получить документы к своему представителю, проживающему в Грузии в <адрес>. Справка была получена в ДД.ММ.ГГГГ году, когда в России действовали Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ**, которые не содержат никаких ограничений по порядку получения документов, подтверждающих страховой стаж, поэтому справка о заработной плате ** от ДД.ММ.ГГГГ и справка ** от ДД.ММ.ГГГГ должны быть приняты для расчета пенсии. Считает, что перерасчет пенсии необходимо произвести со дня возникновения права на пенсию, а именно – с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что справка ** от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена с документами для назначения пенсии, необоснованно была не принята ответчиком.

В судебном заседании истец и его представители поддержали заявленные требования с учетом уточнений в полном объеме.

Представитель истца ФИО1 – ФИО3, пояснила, что спорные справки были получены родной сестрой истца - Д.Н.А., которая проживает в <адрес>. Для получения справок ФИО1 направлял ей документы, подтверждающие родство и заверенную копию паспорта в ДД.ММ.ГГГГ году. Д.Н.А. получила справки и направила их по почте ФИО1 Справка ** о заработной плате истца соответствует требованиям п.59 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа №1015 от 02.10.2014, п.19 Указаний Министерства социальной защиты населения РФ «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств – бывших Республик Союза ССР» №1-1-У от 18.01.1996. Справка составлена на русском языке, в той части, в которой справка содержит текст на грузинском языке, переведена на русский язык, верность перевода засвидетельствована нотариусом, содержит ссылки на первичные документы, на основании которых она выдана, подписана руководителем организации. Сведения, изложенные в справке, полностью соотносятся с записями в трудовой книжке истца. Справка выдана действующей организацией АО «**», которая согласно справке №** являлась правопреемником организации, в которой трудился истец. То, что она была получена родной сестрой истца, не влияет на достоверность изложенных в ней сведений. В решении УПФР от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Управление приняло решение о проведении проверки только справки **, а не справки **. Отсутствие в архивных организациях Грузии сведений о заработной плате истца в спорные периоды не свидетельствует о недостоверности данных, указанных в справке. На основании ст.8 Соглашения о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии, данная справка должна быть принята без легализации. Периоды работы истца, указанные в справке, включены в страховой стаж истца в бесспорном порядке. Ни один действующий нормативно-правовой акт Российской Федерации не запрещает ответчику принимать к зачету справку о заработной плате, выданную на территории Грузии, если нет подтверждения соответствующих сведений компетентными органами этого государства. Из смысла п.66 Правил **н следует, что отказ в перерасчете пенсии возможен только в случае подтверждения недостоверности представленных заявителем сведений. Сторона ответчика не представила суду доказательства того, что отраженные в справке сведения о заработной плате, являются недостоверными. Поскольку истцом при первоначальном обращении за назначением пенсии были предоставлены спорные справки, оснований не принять которые у ответчика не было, считает, что перерасчет пенсии должен быть произведен с ДД.ММ.ГГГГ (с момента наступления пенсионного возраста).

Кроме того, представитель истца ФИО3 считает, что у ответчика отсутствовали основания для отказа в перерасчете пенсии, так как истец устранил препятствия для принятия этих справок, указанные в решении от ДД.ММ.ГГГГ (представил перевод на русский язык, заверенный нотариально).

Данные доводы поддержали истец и его представитель ФИО2

Представитель ответчика – ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Невельском районе Псковской области (межрайонного) (далее УПФР в Невельском районе Псковской области), ФИО4, с иском не согласилась, поддержала доводы, изложенные в возражениях на иск ФИО1

В возражениях от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44-47) ответчик просит в удовлетворении иска отказать по тем основаниям, что заявление ФИО1 о перерасчете пенсии было рассмотрено пенсионным органом в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Правилами обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ. Со стороны Управления не допущено нарушений норм процессуального и материального права при вынесении решения об отказе. Необходимость проведения проверки документов вызвана тем, что получателем документа должен являться тот человек, в отношении которого выдается документ. Справка ** от ДД.ММ.ГГГГ по заработной плате ФИО1 была выдана на руки Д.Н.А., что подтверждается сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ**, т.е. получена с нарушением установленной процедуры. Управление делало неоднократно запрос в соответствующий компетентный орган Грузии для подтверждения информации, указанной в справке, но положительного ответа не получило. Приказом МИД России №10489, Минюста России №124 от 29.06.2012 утвержден Административный регламент Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по истребованию личных документов, административная процедура которого позволяет гражданину в случае необходимости обратиться за истребованием документов с территории иностранного государства путем подачи соответствующего заявления в территориальный орган Минюста в г.Пскове. Истец имел возможность обратиться за подтверждением действительности справок в установленном порядке, но этого не сделал.

В судебном заседании представитель ответчика дополнительно пояснила, что в страховой стаж истца был включен период его работы в Грузии в Республиканском Управлении «Грузантикор» на основании записей в его трудовой книжке, справка о заработке принята без легализации, т.е. без проставления апостоля или другого удостоверения. В дальнейшем работа по справке проводится в соответствии с действующими на территории Российской Федерации документами. На сегодняшний день справка не соответствует действующим требованиям, не содержит даты рождения истца. Суть проводимой проверки заключается в том, чтобы установить, что данные, указанные в справке, соответствуют данным бухучета. Для Пенсионного фонда РФ компетентным органом в Грузии, который должен подтвердить сведения, указанные в справке истца, является Агентство социального развития Грузии. При проверке справки проверяется все, в том числе и правомерность ее выдачи. До настоящего времени ответ из Агентства социального развития Грузии на обращение Управления от 07.10.2020 не поступил. Обращение за перерасчетом пенсии носит заявительный характер и может осуществляться неоднократно. При получении истцом справок через Министерство юстиции РФ, данные справки будут приняты Управлением для перерасчета пенсии.

Также представитель ответчика подтвердила, что при принятии справок истца о заработной плате за указанный в них период размер пенсии истца увеличится.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО1 назначена страховая пенсия по старости бессрочно (справка УПФР в Невельском районе Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ, л.д.10). В страховой стаж при назначении пенсии был включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ слесарем Тбилисского монтажного участка Республиканского Управления «**» (трудовая книжка, л.д.13-16, справка о стаже, л.д.100).

После принятия заявления ФИО1 о назначении пенсии ответчиком был направлен ДД.ММ.ГГГГ запрос в Агентство социального развития Грузии (л.д.22), ответ на который был получен ДД.ММ.ГГГГ из Национального архивного фонда Грузии, из которого следует, что документы указанного в запросе ведомства в Национальный архив Грузии на хранение не поступали (л.д.24).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в УПФР в Невельском районе Псковской области с требованием о внесении корректировки по сведениям о стаже и заработной плате за период ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ на основании справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной АО «**», справки (сопроводительной) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27).

ДД.ММ.ГГГГ в корректировке и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный страховой счет застрахованного лица ФИО1 в отношении сведений по заработной плате за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ гг. пенсионным органом было отказано в связи с тем, что справка ** от ДД.ММ.ГГГГ не имела перевода штампа и печати организации на русский язык, засвидетельствованного нотариусом (л.д.28).

ДД.ММ.ГГГГ истцом был сделан и нотариально заверен перевод штампа и печати на справках ** и ** от ДД.ММ.ГГГГ, выданных АО «**» (л.д.17-18, 19-20).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в УПФР в Невельском районе Псковской области с заявлением о перерасчете пенсии на основании справки ** от ДД.ММ.ГГГГ, выданной АО «**» Грузии (л.д.29).

Из справки ** от ДД.ММ.ГГГГ, выданной АО «**», следует, что она выдана ФИО1 – слесарю Республиканского Управления «**» о его ежемесячной заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, содержит подписи руководителя и главного бухгалтера, заверена печатью АО «**». Дата рождения ФИО1 в справке отсутствует (л.д.17-18).

Справка ** от ДД.ММ.ГГГГ, выданная АО «**» на имя Д.Н.А., является сопроводительной, поскольку в ней указано о высылке справки о заработной плате ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Также в данной справке сообщено, что на базе Республиканского Управления «**» было создано АО «**», поэтому справки выдаются АО «**» (л.д.19-20).

Из решения УПФР в Невельском районе Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ** об отказе в перерасчете пенсии следует, что ФИО1 отказано в перерасчете размера страховой пенсии по старости за периоды до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.1 ч.2 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду не подтверждения компетентными органами сведений, имеющихся в документах, представленных заявителем (л.д.30-31).

Из данного решения и представленных документов следует, что при правовой оценки представленных ФИО1 документов для перерасчета страховой пенсии пенсионный орган принял решение о приостановлении срока рассмотрения заявления и проведении проверки сведений, содержащихся в справках, представленных заявителем (л.д.48-49), направил запрос пенсионного-страхового характера о подтверждении сведений о заработке в Агентство Социального обслуживания Грузии ** от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.101-102), на момент вынесения решения об отказе в перерасчете пенсии (по истечении 3-х месячного срока) сведения, подтверждающие суммы заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не поступили.

По представленным истцом в суд документам установлено, что Д.Н.А. – гражданка Грузии (л.д.38, 116-117), приходится ФИО1 родной сестрой, что подтверждается свидетельствами об их рождении и заключении брака Т.Н.А. с Д.Э,А, (л.д.37, 114, 115).

Кроме того, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции РФ по Псковской области приняты заявления от ФИО1 по истребованию с территории иностранного государства – Грузии, документов для подтверждения заработной и стажа за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Республиканском Управлении «**», а также справки по реорганизации предприятия. Данные заявления заполнены по форме, установленной Административным регламентом Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по истребованию личных документов, утвержденным приказом МИД России №10489, Минюста России №124 от 29.06.2012 (л.д.69-76).

Со слов истца и его представителя ФИО2 установлено, что ответы на указанные заявления истцом до настоящего времени не получены.

В ст.2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, заключенного в г.Москве 16.05.1997 и действующего с 28.06.2002 (далее Соглашение от 16.05.1997), закреплено, что пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и Грузии, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства Стороны, на территории которого они имеют место постоянного жительства.

Согласно ч.1 ст.6 Соглашения от 16.05.1997 назначение пенсий гражданам Российской Федерации и Грузии производится компетентными органами по месту их постоянного жительства.

Компетентные органы - органы, на которые возложено осуществление пенсионного обеспечения (ст.1 Соглашения от 16.05.1997).

В ст.8 Соглашения от 16.05.1997 предусмотрено, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в установленном порядке на территории государств Сторон (в том числе до вступления в силу настоящего Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31.12.1991, принимаются без легализации.

В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ), действующего на момент назначения пенсии и обращения истца за перерасчетом пенсии, размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Согласно ч.6 ст.21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч.9 ст.21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).

В силу ч.3 ст.36 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с новым Федеральным законом продолжают применяться нормы Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ), в части, ему не противоречащей.

В соответствии с ч.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии, применяемый при исчислении страховой пенсии, определяется, в том числе с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд до 1 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Приказом Минтруда России от 28.11.2014 №958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, который действует с 1 января 2015 года.

Пунктом 6 названного Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»; об индивидуальном пенсионном коэффициенте.

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (п.51 Перечня).

Для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (п.15 Перечня).

До 1 января 2015 года действовал Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденный постановлением Минтруда РФ №16, Пенсионного Фонда РФ №19па от 27.02.2002 (далее Перечень от 27.02.2002).

Из положений п.13 Перечня от 27.02.2002 следует, что в подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о страховом стаже (за исключением трудовой книжки) и среднемесячном заработке и подлинники или копии других документов, предусмотренных настоящим Перечнем, содержащие достоверные сведения и выданные компетентными органами или должностными лицами.

Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями (п.26 Перечня от 27.02.2002).

Согласно п.17 Указаний Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996 №1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» документы, оформленные на иностранных языках, принимаются при назначении пенсии при условии их перевода на русский язык, если верность перевода (подлинность подписи переводчика) засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации.

Приказом Минтруда России от 17.11.2014 №884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее Правила).

В соответствии с п.3 Правил граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени.

Согласно п.22 Правил территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в том числе, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (п.28 Правил).

Заявление о перерасчете размера пенсии рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми для перерасчета размера пенсии документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, которые заявитель представил по собственной инициативе (п.52 Правил).

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверить обоснованность выдачи документов (сведений), необходимых для установления пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (п.63 Правил).

Проверка документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться путем камеральной проверки, путем выездной проверки, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующую организацию, государственный (муниципальный орган), компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (п.65 Правил).

Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, в п.59 которых предусмотрены требования к документам, выдаваемым в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов. Так, данные документы должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы).

Ссылка истца в исковом заявлении на Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 №555, не обоснована, так как право истца на назначение страховой пенсии по старости возникло с 26.08.2018, и данная пенсия была ему назначена в соответствии с Федеральным законом №400-ФЗ от 28.12.2013, на момент назначения страховой пенсии истцу действовали Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015.

Представленные истцом справки содержат неточности: в справке ** от ДД.ММ.ГГГГ о заработной плате не указана дата рождения ФИО1, справка ** от ДД.ММ.ГГГГ адресована Д.Н.А., содержит незаверенные исправления года: ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные справки выданы АО «**» в ДД.ММ.ГГГГ году, истец, согласно записям в трудовой книжке, работал в Тбилисском монтажном участке Республиканского Управления «**», обратился с заявлением о назначении пенсии в ДД.ММ.ГГГГ году, документов о существовании предприятия на момент обращения с указанным заявлением либо о прекращении деятельности АО «**» не представил.

Запрос УПФР в Невельском районе Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ о подтверждении сведений о заработке истца не был удовлетворен ввиду не поступления в Национальный архив Грузии документов о заработной плате.

При обращении с заявлениями о перерасчете пенсии ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, истцом предоставлялись те же справки, что и при назначении пенсии, без каких-либо документов в отношении АО «Грузантикор».

В связи с чем, у Пенсионного органа имелись основания для проведения проверки обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверности содержащихся в них сведений, как при обращении истца с заявлением о назначении пенсии, так и с заявлениями о перерасчете назначенной пенсии.

На сегодняшний день запрос УПФР в Невельском районе от ДД.ММ.ГГГГ** о подтверждении сведений о заработке истца в спорный период не исполнен (л.д.101-102).

Поскольку в силу ст.21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, представленная истцом справка требованиям достоверности в части размера получаемой заработной платы не отвечает, документальное подтверждение того, что справка выдана правопреемником или архивами, принявшими на хранение бухгалтерские документы, отсутствует, в связи с чем, отказ ответчика в принятии данной справки, как основания перерасчета размера пенсии, является законным.

Приказом МИД России №10489, Минюста России №124 от 29.06.2012 утвержден Административный регламент Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по истребованию личных документов (далее Административный регламент), которым предусмотрено предоставление российским гражданам, в том числе государственной услуги по истребованию документов о трудовом стаже и других документов, касающихся прав и интересов заявителей, хранящихся в государственных архивных фондах (п.2 Административного регламента).

Истец воспользовался данной государственной услугой, но ответа еще не получил.

Истцу была предоставлена возможность через своего представителя в Грузии Д.Н.А. представить в суд сведения о реорганизации Республиканского управления «**», существовании либо ликвидации его правопреемника. Такие сведения истцом и его представителями не представлены.

В силу приведенных выше правовых норм перерасчет пенсии носит заявительный характер.

Истец имеет право обратиться с заявлением о перерасчете пенсии после получения из Управления Минюста России по Псковской области, куда он обратился с заявлениями в соответствии Административным регламентом, справок о заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и о реорганизации Республиканского Управления **».

Тем самым, в дальнейшем при надлежащем подтверждении своей заработной платы за указанный период, истец не лишен права на перерасчет назначенной ему пенсии.

Довод истца и его представителей о том, что отказ в перерасчете пенсии возможен только в случае подтверждения недостоверности представленных заявителем сведений, основан на неправильном понимании положений п.66 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 №884н, поскольку данный пункт включен в раздел VI «Правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии» и не содержит оснований для отказа в перерасчете пенсии.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования истца являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В иске ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Невельском районе Псковской области (межрайонному) о перерасчете страховой пенсии по старости отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Невельский районный суд Псковской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 13 сентября 2021 года.

Судья Н.В. Иванова