РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2021 года г. Богородицк Тульской области
Богородицкий районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Илюшкиной О.А.,
при секретаре Бекк В.С.,
с участием заместителя Богородицкого межрайонного прокурора Тульской области Сергеевой Н.С.,
представителя ответчика администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области по доверенности ФИО1,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2141/2021 по исковому заявлению Богородицкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и понуждению к разработке и утверждению муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности,
установил:
Богородицкий межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и понуждению к разработке и утверждению муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Богородицкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Богородицкий район законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и бюджетного законодательства Российской Федерации.
В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией МО Богородицкий район не разработаны муниципальные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок содержания автомобильных дорог местного значения, порядок их ремонта, порядок выдачи согласия на строительство, реконструкцию являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге, а также согласия на капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий в отношении автомобильных дорог межмуниципального и местного значения, порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог межмуниципального и местного значения.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации МО Богородицкий район внесено представление об устранении нарушений, в котором потребовано принять меры к разработке муниципальных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок содержания автомобильных дорог местного значения, порядок их ремонта, порядок выдачи согласия на строительство, реконструкцию являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге, а также согласия на капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий в отношении автомобильных дорог межмуниципального и местного значения, порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог межмуниципального и местного значения, а также нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Из ответа администрации муниципального образования Богородицкий район от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанные нормативные правовые акты будут разработаны. Однако до настоящего времени нарушения законодательства не устранены.
В судебном заседании заместитель Богородицкого межрайонного прокурора Сергеева Н.С. заявленные требования поддержала, просила суд обязать администрацию муниципального образования Богородицкий район разработать муниципальные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок содержания автомобильных дорог местного значения, порядок их ремонта, порядок выдачи согласия на строительство, реконструкцию являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге, а также согласия на капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий в отношении автомобильных дорог межмуниципального и местного значения, порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог межмуниципального и местного значения, а также нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, в срок до 01 июля 2021 года.
Представитель ответчика администрации МО Богородицкий район по доверенности ФИО1 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных в интересах неопределенного круга лиц требований Богородицкого межрайонного прокурора.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статей 12, 130, 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечиваю самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-Ф3) под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 названного Закона).
Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 8 Устава муниципального образования Богородицкий район к вопросам местного значения муниципального образования относится дорожная деятельность автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального образования, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пунктов 3, 5 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131- ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправление поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, юродских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» (далее Федеральный закон № 257-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 3 указанного Закона под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 17 федерального закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Статьей 18 Федерального закона №257-ФЗ предусмотрено, что ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
Порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
На основании части 1, части 4 статьи 20 Федерального закона № 257-ФЗ строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.
Капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий в отношении автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев таких автомобильных дорог.
При этом частью 5.3 статьи 20 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что порядок выдачи указанного в частях 1 и 4 настоящей статьи согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги и перечень документов, необходимых для его выдачи, устанавливаются органами местного самоуправления - в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона № 257-ФЗ границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории.
Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения может устанавливаться соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российском Федерации, органом местного самоуправления (часть 5 статьи 25 Федерального закона № 257-ФЗ).
Кроме того, в соответствии с п.11 ч. 1 ст. 13 Федерального закона №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В силу ст. 34 Федерального закона № 257 дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российский Федерации о концессионных соглашениях.
Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт исодержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размераассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органомместного самоуправления.
Как показала проведенная прокуратурой проверка, нормативные правовые акты, регламентирующие порядок содержания автомобильных дорог местного значения, порядок их ремонта, порядок выдачи согласия на строительство, реконструкцию являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге, а также согласия на капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий в отношении автомобильных дорог межмуниципального и местного значения, порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог межмуниципального и местного значения, а также нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, администрацией муниципального образования Богородицкий район не разработаны и не утверждены.
На имя главы администрации муниципального образования Богородицкий район прокурором ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона, которое было рассмотрено главой администрации, ДД.ММ.ГГГГ дан ответ, о том, что данные документы разрабатываются, однако до настоящего времени нарушения не устранены, что в судебном заседании не оспаривалось представителем ответчика.
При таких обстоятельствах, исковые требования Богородицкого межрайонного прокурора основаны на законе, представленных доказательствах и подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Срок для исполнения решения суда, о котором просит прокурор в исковом заявлении, является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Богородицкого межрайонного прокурора Тульской области удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Богородицкий район разработать муниципальные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок содержания автомобильных дорог местного значения, порядок их ремонта, порядок выдачи согласия на строительство, реконструкцию являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге, а также согласия на капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий в отношении автомобильных дорог межмуниципального и местного значения, порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог межмуниципального и местного значения, а также нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, в срок до 01 июля 2021 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы или принесения представления через Богородицкий районный суд Тульской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда составлено 15 февраля 2021 г.
Председательствующий