Дело № 2-141/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Дубовка 15 марта 2021 года
Дубовский районный суд Волгоградской области
в составе: председательствующего судьи Генералова А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Курилюк М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора Дубовского района Волгоградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, отделу по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, муниципальному казённому общеобразовательному учреждению «Оленьевская СШ» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по установлению информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения),
установил:
Прокурор Дубовского района Волгоградской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц с иском к администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, отделу по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, муниципальному казённому общеобразовательному учреждению (далее по тексту МКОУ) «Оленьевская СШ» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по установлению информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения).
При подаче искового заявления в обосновании заявленного требования указано, что в январе 2021 года прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов в деятельности МКОУ «Оленьевская СШ». Проведённой проверкой установлено, что в нарушение требований законодательства при входе в здание МКОУ «Горнопролейская СШ» информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не установлена. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в адрес директора МКОУ «Оленьевская СШ» внесено представление. Вместе с тем, по результатам его рассмотрения требования прокуроры не исполнены, информационная мнемосхема (тактильная схема движения) до настоящего времени в здании МКОУ «Оленьевская СШ» не установлена, что указывает на бездействие образовательной организации. Учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование Дубовский муниципальный район Волгоградской области. Функции, полномочия по управлению осуществляет администрация Дубовского муниципального района в лице отдела по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области. Требования мотивированы Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минобрнауки России от 09 ноября 2015 года № 1309, Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Сводом правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденном приказом Минрегиона Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 605.
В судебное заседании прокурор Дубовского района Волгоградской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Представители ответчиков администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, отдела по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, МКОУ «Оленьевская СШ» надлежащим образом уведомлённых о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились.
Судом на основании положений ст. 167 ГПК РФ было определено рассмотреть дело в отсутствии прокурора Дубовского района Волгоградской области представителей ответчиков администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, отдела по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, МКОУ «Оленьевская СШ»
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №181-ФЗ) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В силу под. «е» п. 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утверждённого приказом Минобрнауки России от 09 ноября 2015 года руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Согласно ст. 15 ФЗ №181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Требования, предъявляемые к оборудованию входа в здание, закреплены в Своде правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденном приказом Минрегиона Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 605 (далее по тексту Свод правил).
В силу пункта 7.1.8 Свода правил при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Дубовского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов в деятельности МКОУ «Оленьевская СШ». Проведённой проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства при входе в здание МКОУ «Оленьевская СШ» информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях и порядке движения в здании, не установлена.
В связи с выявленными нарушениями 26 июня 2020 года прокуратурой района в адрес директора МКОУ «Оленьевская СШ» внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании, законодательства в сфере защиты прав инвалидов.
Судом установлено, что требования прокуроры не исполнены, информационная мнемосхема (тактильная схема движения) до настоящего времени в здании МКОУ «Оленьевская СШ» не установлена, что указывает на бездействие образовательной организации.
Согласно письма отдела по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области № 136 от 25 января 2021 года во все образовательные организации Дубовского муниципального района направлены письма с просьбой направить в адрес отдела по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области заявки о выделении денежных средств для приобретения и установки информационной мнемосхемы (тактильная схема движения). После сбора вышеуказанной информации, образовательным учреждениям будут предоставлены средства для установки информационной мнемосхемы.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств того, что в МКОУ «Оленьевская СШ» в настоящее время для инвалидов по зрению установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), суду не представлено.
На основании п. 11 ч. ст. 5 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.
Исходя из п. 1.11 Устава МКОУ «Оленьевская СШ» учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование Дубовский муниципальный район Волгоградской области. Функции и полномочия учредителя в отношении образовательного учреждения осуществляет администрация Дубовского муниципального района в лице отдела по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области.
В соответствии с п. 1.9, 3.3 Положения об отделе по образованию администрации Дубовского муниципального района, утвержденного решением Дубовской районной Думы от 24.06.2019 №12/109 финансирование деятельности отдела по образованию осуществляется за счет средств бюджета Дубовского муниципального района (п.1.9); отдел по образованию в пределах своей компетенции осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета Дубовского муниципального района по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств (п. 3.3).
Учитывая, что в образовательном учреждении отсутствует информационная мнемосхема, обязательная в силу действующих правовых норм, денежные средства на установку информационной мнемосхемы образовательному учреждению не выделены, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора о возложении на администрацию Дубовского муниципального района Волгоградской области и отдел по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области обязанности обеспечить финансирование в целях оборудования здания МКОУ «Оленьевская СШ» информационной мнемосхемой, а также о возложении на МКОУ «Оленьевская СШ» обязанности оборудовать здание школы информационной мнемосхемой (тактильной схемы движения), поскольку выявленное нарушение ущемляют права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ в образовательное учреждение и не соответствуют направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает, что требования об обязывании МКОУ «Оленьевская СШ» обязанности оборудовать здание школы информационной мнемосхемой (тактильной схемы движения) в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, удовлетворению в части указания срока исполнения решения суда не подлежат, так как осуществление работ возможно только после осуществления их финансирования.
В связи с изложенным суд считает возможным возложить обязанность на МКОУ «Оленьевская СШ» установить информационную мнемосхему (тактильную схему движения) в здании общеобразовательного учреждения, по адресу: <...>, в соответствии с требованиями п. 7.1.8 Свода правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённого приказом Минрегиона Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 605, в течение в течение одного месяца с момента обеспечения финансирования работ.
Из изложенного следует, что требования прокурора о понуждении ответчиков к соблюдению требований законодательства, о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по установлению информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
требования прокурора Дубовского района Волгоградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, отделу по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, муниципальному казённому общеобразовательному учреждению «Оленьевская СШ» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по установлению информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Оленьевская СШ» в части непринятия мер по установке информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) в здании муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Оленьевская СШ».
Обязать администрацию Дубовского муниципального района Волгоградской области, отдел по образованию администрации Дубовского муниципального района в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ по установке в здании муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Оленьевская СШ» информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения).
Обязать муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Оленьевская СШ» в течение одного месяца с момента обеспечения финансирования работ по установке информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) установить в здании муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Оленьевская СШ», расположенном по адресу: <адрес> информационную мнемосхему (тактильную схему движения) в соответствии с требованиями п. 7.1.8 Свода правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённого приказом Минрегиона Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 605.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дубовский районный суд Волгоградской области.
Судья: подпись А.Ю.Генералов