ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-141/2021 от 17.02.2021 Лангепасского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2-141/2021

86RS0009-01-2021-000147-21

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Лангепас 17 февраля 2021 года

Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Майоровой И.В.,

при секретаре Томиной Г.Г.,

рассмотрев материалы гражданского дела №2-141/2021 по иску прокурора города Лангепаса в интересах ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Покачи Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда, взыскании компенсации расходов на проезд к месту отдыха и обратно,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор города Лангепаса в интересах ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого указал следующее.

19.11.2020 ответчиком принятое решение №027-438663/20, которым заявление ФИО1 (являющемуся неработающим пенсионером по старости) о выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту проведения отдыха частично, в размере 13 750 рублей. При этом ответчиком отказано истцу в компенсации стоимости провоза багажа к месту проведения отдыха и обратно.

Отказа ответчика мотивирован пунктом 9 разъяснений о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 №176, утвержденных Приказ Минтруда России от 18.03.2016 №118н, а именно то обстоятельство, что в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), сборов и платежей за другие дополнительные услуги.

Истец полагает, что данное решение ГУ УПФ РФ в г.Покачи незаконно и нарушает права неработающего пенсионера на получение государственной гарантии.

Указав изложенные обстоятельства и правовые основания в своем исковом заявлении, истец просит признать пункт 2 решение №027-438663/20 от 19.11.2020 ГУ УПФ РФ в г.Покачи об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда ФИО1 в части отказа компенсации стоимости провоза багажа к месту проведения отдыха и обратно незаконным. Взыскать с ГУ УПФ РФ в г.Покачи в пользу ФИО1 компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту проведения отдыха и обратно в размере 9 998 рублей.

В судебном заседании, помощник прокурора Якубовская Ю.А., истец ФИО1, исковые требования поддержали, ссылаясь на основания и доводы, изложенные в иске.

В судебное заседание ответчик ГУ - УПФ ХМАО – Югры в г. Покачи (межрайонное) своего представителя не направили. Направили в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, а также возражение на исковое заявление, в котором просили в удовлетворении требований отказать. Указывают, что ФИО1 был приобретен билет без учета багажа, а лишь с учетом ручной клади до 5 кг, что подтверждается маршрут-квитанцией электронных билетов. В свою очередь услугу багажа ФИО1 приобрел дополнительно, что противоречит абз. 6 п.9 Правил утвержденных Приказ Минтруда России от 18.03.2016 №118н.

В соответствии с положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав истца, помощника прокурора, изучив материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статьей 34 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотрено право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

В целях реализации статьи 34 указанного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 №176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее - Правила).

Согласно пункту 3 Правил, компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов.

В соответствии с пунктами 7, 8 Правил, к заявлению о компенсации расходов пенсионер должен приложить путевку, курсовку или иной документ, являющийся основанием для пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха. Однако по смыслу статьи 34 ФЗ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» решающее значение для компенсации транспортных расходов имеет цель поездки - отдых, а не форма его организации.

Подпунктом "г" пункт 10 Правил предусмотрена компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. При использовании воздушного транспорта для проезда пенсионера к месту отдыха и (или) обратно проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту отдыха либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно.

В сою очередь, из разъяснений, содержащихся в п. 9 разъяснений о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 №176, утвержденных Приказ Минтруда России от 18.03.2016 №118н, следует, что возмещению подлежат фактически произведенные пенсионером расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации, указанному пенсионером в заявлении о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

Возмещение фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в пределах стоимости проезда воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса.

В стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), а также расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд транспортными средствами более высокой категории стоимости.

Судом установлено, что истец ФИО1, <дата> года рождения, является пенсионером по старости, не работает, постоянно проживает на территории горда Лангепаса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, что не оспаривается ответчиком (л.д.8, 9-14, 15-16).

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.021960 и от 26.09.1967 о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях (утв. постановлением СМ СССР от 10.11.1967 №1029) территория Ханты-Мансийского автономного округа относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

В 2020 году ФИО1 выезжал к месту проведения отдыха в г.Минеральные воды и обратно по маршруту г.Сургут – г.Москва - г.Минеральные воды - г.Москва – г.Сургут, что подтверждается посадочными талонами (л.д.21), маршрутной квитанцией электронного билета (л.д.19-20).

В связи с приобретением билет к месту проведения отдыха и обратно, ФИО1 понесены расходы на приобретение проездных документов.

По результатам обращения ФИО1 к ответчику, последним принято решение №027-438663/20 от 19.11.2020 о выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 13 570 рублей (л.д.7).

При этом, указанным решением ответчику отказано истцу в компенсации стоимости провоза багажа к месту проведения отдыха и обратно со ссылкой на п. 9 разъяснений о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 №176.

Как следует из информационного письма ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр", осуществлявшей перевозку истца к месту проведения отдыха и обратно, на рейсах авиакомпании введена тарифная линейка, которая состоит из четырех тарифных групп: "Бизнес", "Премиум", "Оптимум" и "Минимум", которые отличаются набором опций и услуг, включенных в стоимость авиаперевозки (л.д.22).

Из представленных маршрут-квитанций электронных билетов (л.д.19-20), истцом приобретены авиабилеты по тарифу "Минимум", предусматривающие возможность провоза только ручной клади 5 кг 40*30*20 (л.д.23). В случае приобретения авиабилета по тарифу "Минимум", возможность провоза багажа 20 кг. оформляется в виде дополнительной услуги, что и было сделано истцом, приобретшим услугу по провоза багажа по маршруту г.Сургут – г.Москва - г.Минеральные воды - г.Москва – г.Сургут дополнительно за 9 998 рублей (л.д.17-18)

В соответствии Федеральными авиационными правилами "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказ Минтранса России от 28.06.2007 №82 (далее - Общие правила воздушных перевозок), перевозчик или обслуживающая организация могут предоставлять пассажиру дополнительные услуги повышенной комфортности в полете и на земле (п.100). Дополнительные услуги повышенной комфортности, порядок их предоставления и оплаты устанавливаются перевозчиком, если они оказываются перевозчиком, или уполномоченным агентом, обслуживающей организацией, если они оказываются уполномоченным агентом, обслуживающей организацией, или по соглашению между сторонами, совместно оказывающими услуги (п.101).

Пунктом 122 Общих правил воздушных перевозок предусмотрено, что при заключении договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего норму бесплатного провоза багажа, пассажир воздушного судна имеет право провоза своего багажа в пределах установленной перевозчиком нормы без дополнительной платы (далее - норма бесплатного провоза багажа). Норма бесплатного провоза багажа устанавливается перевозчиком и предусматривает количество мест и вес багажа на одного пассажира воздушного судна. При этом норма бесплатного провоза багажа, установленная перевозчиком, не может предусматривать менее десяти килограммов на одного пассажира воздушного судна.

При заключении пассажиром договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего норму бесплатного провоза багажа, перевозчик обязан принять к перевозке багаж в пределах нормы бесплатного провоза багажа. В случае заключения пассажиром договора воздушной перевозки пассажира, не предусматривающего норму бесплатного провоза багажа, перевозчик обязан принять к перевозке багаж, оплаченный пассажиром по установленному перевозчиком багажному тарифу (п.123 Общие правила воздушных перевозок).

Согласно сведениям, размещенным на сайте ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" (https://www.utair.ru/information/transport-regulations/perevozka-bagazha-i-ruchnoy-kladi/) норма бесплатного провоза багажа зависит исключительно от выбранного тарифа, в свою очередь за отдельную плату пассажир может приобрести возможность провезти ручную кладь или багаж сверх нормы, включенной в тариф.

По мнению суда приобретение ФИО1 услуги по провозу багажа не более 20 кг, фактически не является дополнительной услугой, в том числе, направленной на повышение комфортности проезда истца. В данном случае, приобретение "дополнительной услуги" было вызвано приобретением истцом билета по тарифу "Минимум". В свою очередь при приобретении авиабилета тарифом "Оптимум", провоз багажа 20 кг был бы включен в стоимость авиабилета и дополнительной услугой не является. Суд полагает, что в данном случае отказ в компенсации стоимости перевозки багажа к месту проведения отдыха и обратно, фактически лишает пенсионера цели компенсации, а именно обеспечения пенсионеру полноценного проезда к месту отдыха и обратно.

При указанных обстоятельствах, суд находит решение №027-438663/20 от 19.11.2020 ГУ УПФ РФ в г.Покачи в обжалуемой части незаконным, и приходит к выводу об удовлетворении требований о компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту проведения отдыха и обратно (в части компенсации стоимости провоза багажа к месту проведения отдыха и обратно) в размере 9 998 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора города Лангепаса в интересах ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Покачи Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда, взыскании компенсации расходов на проезд к месту отдыха и обратно удовлетворить.

Признать пункт 2 решения №027-438663/20 от 19.11.2020 ГУ УПФ РФ в г.Покачи об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда ФИО1 (в части отказа в компенсации стоимости провоза багажа к месту проведения отдыха и обратно) незаконным.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Покачи Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) в пользу ФИО1 компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту проведения отдыха и обратно в размере 9 998 (девяти тысяч девятьсот девяносто восемь) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в гражданскую коллегию Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры путем подачи апелляционной жалобы через Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Судья И.В. Майорова