ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-141/2022 от 09.03.2022 Тындинского районного суда (Амурская область)

Дело № 2-141/2022

УИД: 28RS0023-01-2021-003302-91

р е ш е н и е

Именем Российской Федерации

«09» марта 2022 года г. Тында

Тындинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Мишкилеевой Е.А.,

при секретаре Сельминской А.С.,

с участием представителя ответчика Мартыненко О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шульги Александра Петровича к Государственному казенному учреждению Амурской области Центр занятости населения города Тынды об оспаривании размера пособия по безработице, обязании произвести перерасчет, взыскании материального вреда, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Шульга А.П. обратился в суд с настоящим исковым заявлением, указав, что приказом №201 от 5 марта 2021 г. были внесены изменения, с которыми он не согласен. Считает, что ему положено повышенное пособие по безработице в размере 11 280 руб., так как он является предпенсионером. Он предлагал директору ЦЗН Нестеренко Н.Д. копию трудовой книжки, однако директор ее не взяла. Стаж его работы более 30 лет.

Просит признать незаконными внесенные в приказ №201 от 05.03.2021 изменения; обязать ГКУ Амурской области ЦЗН города Тынды изменить приказ №201 от 05.03.2021; обязать ответчика произвести перерасчет; взыскать материальный вред в сумме 5 000 руб.; компенсацию морального вреда в сумме 5 000 руб.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Амурской области.

Истец Шульга А.П., представитель третьего лица ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Амурской области в судебное заседание не явились, истец просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Судом, на основании ст. 167 ГПК РФ, определено о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании представитель ответчика ГКУ Амурской области Центр занятости населения города Тынды Мартыненко О.Н. возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, из которых следует, что Шульга А.П. состоял на регистрационном учете в ЦЗН г. Тынды в качестве безработного гражданина с 25.02.2021 по 08.12.2021. В связи с тем, что Шульга А.П. при обращении в ЦЗН г. Тынды не представил обязательный для назначения пособия по безработице документ - трудовую книжку, или документ его заменяющий, ему была присвоена категория «впервые ищущий работу». Одновременно с признанием Шульги А.П. безработным гражданином в соответствии с п. 2 ст. 31, ст. 30, 31, 34 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032 -1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости) ему было назначено и выплачено пособие по безработице за период с 25.02.2021 по 24.05.2021. На основании сведений от 28.05.2021 Клиентской службы (на правах отдела) в г. Тынде ГУ - УПФР в г. Белогорске Амурской области (межрайонное) в его карточке персонального учета от 25.02.2021 № $20978, сформированной в программно-техническом комплексе СОИ СЗН ЦЗН г. Тынды, внесены изменения, и он отнесен к особой категории «граждане предпенсионного возраста». При этом категория учета «впервые ищущий работу» осталась без изменения. Сроки, в течение которых предпенсионерам выплачивается пособие по безработице и размер его выплаты регулируются статьей 34.2 Закона о занятости. Период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев. На повышенный размер пособия по безработице и увеличенный срок его выплаты претендуют предпенсионеры, согласно п. 3 ст. 34.2 Закона о занятости, состоящие в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев,-предшествовавших началу безработицы. Если же предпенсионер, согласно п. 4 ст. 34.2 Закона о занятости, состоял в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента. В этом случае, согласно п. 2 ст. 30 Закона о занятости населения пособие по безработице гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2393 установлены размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2021 год, в соответствии с которым минимальный размер пособия по безработице составляет 1500 рублей в месяц, с учетом районного коэффициента (30%) расчет размера пособия по безработице на территории г. Тынды Тындинского района осуществляется из величины 1950 рублей. Согласно п. 4 ст. 31 Закона о занятости населения для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), период выплаты пособия по безработице не может превышать трех месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев. Кроме этого, факт отсутствия необходимых 26 недель трудовой деятельности гражданина в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (п.1 ст. 34.2 Закона о занятости) подтвержден сведениями, представленными ПФР через систему межведомственного взаимодействия в программно-техническом комплексе СОИ СЗН. Таким образом, Шульге А.П. была назначена выплата пособия по безработице с 25.02.2021 (с даты регистрации в ЦЗН г. Тынды) в размере минимальной величины пособия по безработице с учетом районного коэффициента на период трех месяцев, т.е. по 24.05.2021 включительно. Основания для увеличения размера социальной выплаты в виде пособия по безработице и периода выплаты отсутствуют.

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав представленные по делу письменные доказательства, и дав им юридическую оценку в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации".

В статье 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К таким гражданам относятся, в том числе граждане, работающие по трудовому договору, а также граждане, являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности.

Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Порядок определения размеров пособия по безработице установлен статьей 30 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Исходя из содержания данной статьи пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, начисляется в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.

Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), за исключением граждан, указанных в пункте 1 статьи 34.1 настоящего Закона, гражданам, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо сведения о том, что они состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, или не менее 26 недель до увольнения в связи с призывом на военную службу, гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом (пункт 2 статьи 30 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").

В силу ст. 31 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Согласно п. 1 ст. 33 указанного Закона пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, статьях 34, 34.1 и 34.2 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднего заработка по последнему месту работы (службы), исчисленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в следующие три месяца - в размере 60 процентов указанного заработка. При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Из смысла приведенных норм права следует, что размер пособия по безработице зависит от наличия либо отсутствия трудовой деятельности гражданина, ее сроков. Назначение выплаты пособия напрямую зависит от признания гражданина в установленном порядке безработным и предоставления необходимых документов, подтверждающих продолжительность его трудовой деятельности за последние 12 месяцев, предшествовавших безработице. Содержание указанных документов, в силу ст. 33 Закона РФ о занятости населения, влияет на размер пособия по безработице, которое начисляется с первого дня признания гражданина безработным (п. 3 ст. 31 Закона РФ о занятости населения).

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Шульга А.П. обратился в ГКУ Амурской области ЦЗН города Тынды 25 февраля 2021 г. с заявлением о признании его безработным и назначении пособия по безработице, предоставив паспорт, диплом о среднем профессиональном образовании, страховое свидетельство.

Как следует из пояснений представителя ответчика в судебном заседании, при обращении в ЦЗН г. Тында истец не представил обязательный для назначения пособия по безработице документ - трудовую книжку или документ его заменяющий, в связи с чем ему была присвоена категория «впервые ищущий работу».

Данные доводы подтверждаются перечнем документов, представленных гражданином, обратившимся в целях поиска подходящей работы от 25 февраля 2021 г.

Кроме того, из копиеи заявления Шульги А.П. на имя начальника МО МВД России «Прохладненский» от 28 января 2021 г., следует, что он просит оказать содействие в поиске утерянной трудовой книжки.

Согласно карточке персонального учета гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы от 25 февраля 2021 г., Шульга А.П. отнесен к категории «граждане предпенсионного возраста», на основании сведений от 28.05.2021 Клиентской службы (на правах отдела) в г. Тынде ГУ – ЦПФР в г. Белогорске Амурской области (межрайонное). Категория учета «впервые ищущий работу» осталась без изменения.

Приказом ЦЗН города Тынды от 5 марта 2021 г. №201 Шульга А.П. признан безработным и ему назначено пособие по безработице на 3 месяца с 25 февраля 2021 г. по 24 мая 2021 г. в размере 1950 руб.

Доводы истца Шульги А.П. о том, что он является лицом предпенсионного возраста, поэтому ему должно быть назначено пособие по безработице в размере максимальной величины, суд считает необоснованными.

В соответствии с пунктом 4 статьи 34.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" гражданам предпенсионного возраста, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, определенной в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента (п. 2 ст. 30 указанного Закона).

В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Однако, в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец не представил доказательств, подтверждающих продолжительность его трудовой деятельности за последние 12 месяцев, предшествовавших безработице, доводы, изложенные истцом в исковом заявлении опровергаются представленными в материалы дела документами.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что решение ответчика о назначении истцу пособия по безработице в размере 1950 руб. законно, нарушений прав истца в действиях ответчика при назначении истцу пособия не установлено, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения требований Шульги А.П. об оспаривании размера пособия по безработице, обязании произвести перерасчет не имеется, требования не подлежат удовлетворению.

В связи с тем, что отсутствуют основания для признания назначенного истцу размера пособия по безработице незаконным, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения производных требований о взыскании материального вреда, компенсации морального вреда в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Шульги Александра Петровича к Государственному казенному учреждению Амурской области Центр занятости населения города Тынды об оспаривании размера пособия по безработице, обязании произвести перерасчет, взыскании материального вреда, компенсации морального вреда отказать.

Решение может обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.А. Мишкилеева

Решение в окончательной форме изготовлено судом 16 марта 2022 года.