РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 декабря 2012 года г. Н.Новгород
Московский районный суд г.Н. Новгорода в составе:
председательствующего судьи Будько Е.В.,
при секретаре Елизаровой Е.В.,
при участии представителей:
от истца – помощник прокурора Московского района г.Н. Новгорода ФИО1,
от ответчика Мингосимущества НО – ФИО2, ФИО3, действующих на основании доверенностей; от ответчика ФИО4 – ФИО5, действующей на основании доверенности;
от 3-х лиц, не заявляющих самостоятельные требования: ОАО «Т*» - ФИО5, действующей на основании доверенности, Управление ФАС России по НО – ФИО6, действующей на основании доверенности,
от 3-х лиц, заявляющих самостоятельные требования: ЗАО «П*» - ФИО7, действующей на основании доверенности, ОАО «Д*» - ФИО8, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Московского района г.Н.Новгорода, действующего в защиту интересов Российской Федерации к ответчикам Министерству государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, ФИО4, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования: ОАО «Т*», Управление ФАС России по Нижегородской области, ФИО9, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (ТУ ФАУФИ), третьи лица, заявляющие самостоятельные требования: ЗАО «П*», ОАО «Д*», о признании недействительными результатов торгов, признании недействительным договора купли-продажи и применения последствий его недействительности,
УСТАНОВИЛ:
Истец Прокурор Московского района г. Н. Новгорода обратился в суд с иском к ответчикам, указывая, что Министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области 27.01.2012 в печатном издании «К*» №* и на официальном сайте * опубликовано сообщение о проведении 28.02.2012 в 15:00 аукциона с открытой формой подачи предложений по цене по продаже находящегося в государственной собственности Нижегородской области пакета именных бездокументарных акций ОАО «Т*» (далее также - ОАО «Т*») в размере 100% его уставного капитала (179 434 штуки) номинальной стоимостью 1000 рублей за акцию с начальной стоимостью 70 000 000 руб.
На торги подали заявки 4 участника (2 физических лица и 2 юридических лица): ФИО4, ФИО9, ОАО «Д*» и ЗАО «П*». Все заявки приняты сотрудником министерства и зарегистрированы 24.02.2012 года.
Задатки за участие в аукционе участниками оплачены 21.02.2012, 24.02.2012, 22.02.2012 и 22.02.2012 соответственно, что подтверждается копиями платежных поручений.
Заседание комиссии по продаже государственного имущества по рассмотрению поданных заявок состоялось 27.02.2012. По его результатам принято решение о признании участниками аукциона по продаже акций ОАО «Т*»: ФИО4, ФИО9, ОАО «Д*» и ЗАО «П*».
28.02.2012 состоялся аукцион, на котором присутствовало 2 участника ФИО4 и ФИО9, поскольку ФИО9 предложений по цене в ходе аукциона не сделано, победителем признан ФИО4, предложивший за лот 70 млн. руб. - то есть начальную цену.
Протокол комиссии по продаже государственного имущества подписан членами комиссии и размещен на сайте министерства * 29.02.2012. Договор купли-продажи акций заключен 16.03.2012 №*.
Проведенной прокуратурой Нижегородской области проверкой установлено, что министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области аукцион по продаже акций ОАО «Т*» проведен с нарушением действующего законодательства, которые привели к ограничению количества участников, а именно: уведомления о признании лица, подавшего заявку, участником аукциона сформированы сотрудниками министерства и подписаны заместителем министра ФИО10 28.02.2012 года за исх. №*. Как следует из пояснений начальника отдела продаж и приобретения государственного имущества министерства ФИО11 указанные уведомления были направлены 28.02.2012 почтовой связью. На официальных сайтах министерства и Правительства Нижегородской области сведения о признании претендентов участниками торгов не размещались.
В ходе проведения проверки прокуратурой области получены объяснения от ФИО4, который пояснил, что информацию о том, что признан участником аукциона, узнал на официальном сайте министерства. Изложенные обстоятельства не подтверждаются фактическими данными информационного ресурса *.
Поскольку аукцион по продаже имущества назначен на 28.02.2012 в 15:00, направленные в этот же день почтовой связью уведомления не могли служить надлежащим уведомлением участников торгов. В частности, в адрес ЗАО «П*» уведомление из министерства о признании его участником торгов поступило только 02.03.2012. Аналогичным образом уведомлен и другой участник ОАО «Д*».
Кроме этого, при организации аукциона министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области не был обеспечен беспрепятственный допуск участников к месту проведения аукциона, что подтверждается представленной ЗАО «П*» видеозаписью и информацией, поступившей в прокуратур)- области. В соответствии с представленными материалами, участники аукциона в лице директора ЗАО «П*» ФИО12 и представителя ОАО «Д*» в период с 14:19 до 15:10, находясь на КПП в министерстве, не могли пройти в помещение, где проводился аукцион. Участники были допущены только после его завершения.
В силу ч.2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» при проведении торгов органам исполнительной власти субъектов РФ запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников, а равно запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Нарушение правил, установленных ст. 17 вышеуказанного Федерального закона, является основанием для признания судом соответствующих торгов запроса котировок и заключенных по результатам таких торгов запроса котировок сделок недействительными.
Доказательством нарушения прав участников торгов может послужить тот факт, что на участие в торги было допущено только 2 физических лица: ФИО4, занимающий на момент проведения торгов пост * ОАО «Т*» и назначенный на указанную должность распоряжением министра, и ФИО9, находящийся в договорных отношениях с ОАО «Т*». При этом ФИО9 на торгах выступил номинальным участником, так как каких-либо предложений по цене лота им в ходе аукциона не делал.
Кроме того, нарушен порядок проведения торгов. В соответствии со статьей 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Порядок продажи государственного и муниципального имущества регламентирует Федеральный закон от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
В соответствии с п.3 ст. 19 данного Федерального закона специализированный аукцион по продаже акций акционерных обществ проводится не ранее чем через десять рабочих дней со дня признания претендентов участниками специализированного аукциона. Аналогичный общий срок проведения аукциона по продаже государственного имущества определен ч.4 ст. 18 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Таким образом, аукцион должен был проведен не ранее 13.03.2012.
В соответствии со ст.447 Гражданского кодекса РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов с лицом, выигравшим торги.
В силу статьи 449 Гражданского кодекса торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в случае нарушения правил, установленных законом. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Следовательно, торги являются способом заключения договора, а признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. По этой причине предъявление требования о признании недействительными торгов означает также предъявление требования о недействительности сделки, заключенной по результатам торгов, и применении последствий ее недействительности. Поэтому такой спор не может рассматриваться без участия победителя торгов в качестве соответчика. Иное толкование пунктов 1 и 2 статьи 449 Гражданского кодекса приведет к невозможности восстановления нарушенных прав истца.
Победителем торгов признан ФИО4, выступающее на торгах как физическое лицо.
В силу п.1 ч.1 ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие - арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции (ч.4 ст.22 ГПК РФ).
Место регистрации ФИО4 - ул. А*, д.*, кв.* Г.Н.Новгород.
При этом прокурор выходит в защиту интересов Российской Федерации.
Согласно статье 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Используя указанные полномочия, прокурор в силу статьи 45 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу статьи 124 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). В соответствии со статьей 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Порядок продажи государственного и муниципального имущества регламентирует Федеральный закон от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Таким образом, государство - Российская Федерация, устанавливая единый для всей территории государства порядок приватизации государственного имущества, требует соблюдения его всеми уровнями власти, устанавливая различные виды ответственности за допущенные нарушения указанного порядка, в том числе за нарушение законодательства о конкуренции. Неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных федеральным законом требований, нарушает интересы Российской Федерации в целом.
С учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, принятых судом на судебном заседании 31.07.2012 г., истец просит суд: 1. признать недействительным аукцион с открытой формой подачи предложений по цене по продаже находящегося в государственной собственности Нижегородской области пакета именных бездокументарных акций Открытого акционерного общества «Т*» в размере 100% его уставного капитала (179 434 штуки) номинальной стоимостью 1 000 рублей за акцию с начальной стоимостью 70 000 000 рублей, проведенный Министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области 28 февраля 2012 года. 2. Признать недействительным договор купли-продажи пакета именных бездокументарных акций Открытого акционерного общества «Т*» в размере 100% его уставного капитала (179 434 штуки) заключенного Министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области с ФИО4 и применить последствия недействительности данной сделки.
Представитель прокурора Московского района г. Н. Новгорода - помощник прокурора Московского района г.Н. Новгорода ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме.
Представители ответчика Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области – ФИО2, ФИО3 исковые требования отклонили, указав, что в соответствии со ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, должно быть указано, в чем конкретно заключаются ее интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.
Ни одно из вышеизложенных оснований в исковом заявлении прокурора не приведено, фактически заявление, как следует из его буквального изложения, составлено в интересах юридических лиц, опоздавших на оспариваемые торги, т.е. с нарушением ст. 45 ГПК РФ.
Кроме этого, представители ссылаются на ст. ст. 8, 72 Конституции Российской Федерации, ст. 26.10 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», указывая, что и.о. прокурора Московского района города Нижнего Новгорода обратился в Московский районный суд города Нижнего Новгорода с требованием о признании недействительными результатов торгов, о признании недействительным договора купли-продажи и применений последствий недействительности договора в связи с проведением торгов министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области о продаже пакета акций ОАО «Т*», находящегося в собственности Нижегородской области. Но при этом, в своем исковом заявлении от 23.05.2012 (далее- иск) прокурор в нарушение ч. 1 ст. 45, ч. 3 ст. 131 ГПК РФ не указывает как и чем нарушены интересы Российской Федерации. Имущество, которое стало предметом сделки (пакет акций ОАО «Т*»), никогда собственностью Российской Федерации не являлось. ОАО «Т*» было создано в процессе приватизации государственного предприятия Нижегородской области с аналогичным названием в соответствии с постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 26.08.2010 № 2186-IY «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Нижегородской области на 2011 год» (раздел I, раздел II пункт 4). То есть, интересы Российской Федерации при проведении министерством государственного могущества и земельных ресурсов Нижегородской области аукциона по продаже пакета акций ОАО «Т*» вообще не затронуты.
Интересы субъекта Российской Федерации - Нижегородской области в правоотношениях по управлению собственностью Нижегородской области представляет министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области в соответствии с пунктом 2 статьи 21Закона Нижегородской области от 08.05.2003 № 31-3 «Об осуществлении права государственной собственности Нижегородской области» и Положения о министерстве, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 20.02.2006 № 50 (п.3.43 раздел «функции»).
Таким образом, в защиту интересов Нижегородской области по сделке по продаже акций ОАО «Т*» должно обращаться министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области в случае, если интересы Нижегородской области нарушены. Областной бюджет денежные средства от продажи акций получил в полном объеме (операции по зачислению денежных средств от сделки проведены 19.03.2012 и от 22.03.2012 соответственно; сумма 70 млн.руб. на лицевой счет УФК по Нижегородской области (министерство финансов Нижегородской области л/с <***>, министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области * ); пакет акций передан покупателю, сделка исполнена.
В качестве третьих лиц по иску и.о. прокурора Московского района города Нижнего Новгорода привлечены: ОАО «Т*», ЗАО «П*», ОАО «Д*, ФИО9
В своем иске прокурором указано, что министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области не был обеспечен допуск представителей ЗАО «П* » и ОАО «Д*» и по тексту заявления приводятся доводы о нарушении прав указанных юридических лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Прокурору Московского района г. Н. Новгорода отказать в полном объеме.
Исковые требования третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования: ЗАО «П*», ОАО «Д*» удовлетворить в полном объеме.
Признать недействительным аукцион с открытой формой подачи предложений по цене по продаже находящегося в государственной собственности Нижегородской области пакета именных бездокументарных акций Открытого акционерного общества «Т*» в размере 100% его уставного капитала (179434 штуки) номинальной стоимостью 1000 рублей за акцию с начальной стоимостью 70000000 рублей, проведенный Министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области 28 февраля 2012 года.
Признать недействительным договор № * от 16.03.2012 г. купли-продажи пакета именных бездокументарных акций Открытого акционерного общества «Т*» в размере 100% его уставного капитала (179434 штуки) заключенный Министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области с ФИО4.
Применить последствия недействительности данной сделки: обязать ФИО4 передать пакет именных бездокументарных акций Открытого акционерного общества «Т*» в размере 100% его уставного капитала (179434 штуки) в государственную собственность Нижегородской области в лице Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, обязать Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области возвратить ФИО4 70000000 руб.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение месяца.