ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1420/2016 от 07.09.2002 Анжеро-судженского городского суда (Кемеровская область)

Дело

Решение

Именем Российской Федерации

Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Чащиной Л.А.,

при секретаре Семеновой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области

07 сентября 2016 года

гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении жилого помещения,

установил:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении жилого помещения, мотивируя свои требования следующим.

Истец является нанимателем квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м., на основании договора социального найма от <дата>. По указанному адресу вместе с истцом проживают также его супруга, ФИО2 , и сын, ФИО3 .

Сын истца, ФИО3 <дата> года рождения, является инвалидом <...>. В соответствии с п.1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации от <дата>, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. В <дата> истец обратился в Администрацию Анжеро-Судженского Городского округа с просьбой о предоставления жилья для сына, на что последовал ответ, что ФИО3 состоит на очереди в качестве нуждающихся в жилом помещении в Администрации Анжеро-Судженского городского округа с <дата>. На 2015 год общая очередь , по категории «инвалид» очередь сына . Ежегодное предоставление квартир на социально-незащищенные категории граждан, в, том числе, инвалидов, зависит от объема финансирования изобластного бюджета на обеспечение жильем по закону Кемеровской области от 17.11.2006г. №129-03 «О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений».

Дом по <адрес>, является бараком, <...> года постройки, не предназначен для жилья, до <...> года в нем находился отдел милиции. Дом постоянно подтапливает, он переломился и проваливается под землю, фундамент отсутствует, отваливается штукатурка, трескаются потолки. В доме печное отопление, но из-за того, что он старый, зимой промерзают углы, печь приходится топить круглосуточно, чтобы не замерзнуть, что представляет угрозу для здоровья жителей.

Еще в <...> году барак признан ветхим, но не попал в программу переселения из ветхого жилья. По данному вопросу истец обращался в Администрацию города Анжеро-Судженска, по результатам рассмотрения обращения был получен ответ, что на 2014-2017 годы дом по <адрес>, не попадает под переселение из ветхого жилья.

На основании акта от <дата>, составленного по результатам обследования, межведомственная комиссия приняла заключение о несоответствии помещений в многоквартирном доме требованиям, предъявляемым к жилому помещению по адресу: <адрес>, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом, по которым жилой дом признается непригодным для проживания.

Ответчик является наймодателем жилого помещения. На протяжении всего времени ответчик не принимает никаких мер по переселению истца из ветхого жилья, дом рушится, гниют потолочные балки, есть вероятность, что потолок упадет на голову.

Истец просит суд обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта – г. Анжеро-Судженск, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее <...> кв.м.. включив в договор социального найма в качестве членов его семьи ФИО2 и ФИО3

В судебном заседании истец уточнил требования, просил суд обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить ему и членам его семьи, ФИО2 и ФИО3 вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта – г. Анжеро-Судженск, общей площадью в размере 54 кв.м. исходя из нормы предоставления общей площади жилого помещения на семью из трех человек (18 кв.м. на одного человека).

Представитель истца ФИО4, действующий на основании доверенности, требования и доводы истца поддержал.

Представитель ответчика - Администрации Анжеро-Судженского городского округа, ФИО5, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, считает их незаконными и необоснованными. Согласно действующей норме закона одиноко проживающим гражданам предоставляется жилое помещение состоящее из 18 кв.м., а проживающим гражданам на состав семьи из двух и более человек предоставляется жилое помещение из расчета не более 13 кв.м. на одного человека. Для предоставления жилого помещения необходимо выполнить ряд юридических условий: состоят ли граждане в очереди на предоставление жилого помещения как малоимущие, также нужно заключение МВК о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу либо жилого помещения непригодным для проживания. Истец состоит с <дата> в составе своей семьи на очереди в предоставления жилого помещения как малоимущий, но в акте МВК не указано, что дом по <адрес>, признан аварийным, таким образом отсутствуют юридически значимые условия для предоставлении жилого помещения истцу. Данный дом не включен в программу «переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда», так как в соответствии с внесенными изменениями Федеральным законом от 23.07.2013 № 240-ФЗ «О фонде содействия реформировано ЖКХ», порядок формирования программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу на 2013-2017 годы» установлен по дате принятия акта МВК (пп.2 п.2 ст.16), а в реестр ветхого муниципального жилого фонда <адрес>, на основании акта МВК от <дата> включен.

Третье лицо - ФИО2 заявленные истцом требования поддержала.

Третье лицо - ФИО3 в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще. Суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, третье лицо, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснениях лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В силу частей 1 и 2 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Как указано в ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Указанным Положением установлен в частности порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Согласно п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти принимает решение о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года (вопрос 3), в соответствии с пунктами 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с решением Совета народных депутатов Анжеро-Судженского городского округа от 02.11.2015 года № 384 в муниципальном образовании – Анжеро-Судженском городском округе, установлена норма общей площади помещения, предоставляемого по договору социального найма, – 18 квадратных метров на одиноко проживающего гражданина, 13 квадратных метра на 1 человека на семью из двух человек и более.

Судом установлено, что согласно договору найма от <дата> (л.д.7-8) ФИО1 предоставлена неблагоустроенная, двухкомнатная квартира, общей площадью <...> кв.м., расположенная по адресу: <адрес>.

Согласно справке МП «ЕРКЦ» от <дата> (л.д.6), ФИО1 с <дата> зарегистрирован в квартире по <адрес>, где также с <дата> зарегистрированы члены его семьи, ФИО3 , сын, и ФИО2 , супруга.

Согласно акту МВК от <дата> обследования жилого помещения дом по <адрес>, <...> года постройки, <...>. Общий процент износа дома на <...> год <...> % (л.д.9-10).

По результатам обследования вынесено заключение МВК от <дата> о несоответствии помещений в многоквартирном доме по <адрес>, требованиям, предъявляемым к жилому помещению в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом, по которым жилой дом признается непригодным для проживания (л.д.11-12).

Согласно справкам БТИ (л.д.25-27) и выписки из ЕГРП (л.д.33) право собственности на объекты недвижимого имущества за истцом и членами его семьи, ФИО2 и ФИО3 , не зарегистрировано.

Согласно справке Администрации Анжеро-Судженского городского округа от <дата> (л.д.33) дом по <адрес>, на основании акта МВК от <дата> включен в реестр муниципального жилого фонда. В программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда» дом не включен, так как в соответствии с внесенными изменениями от 23.07.2013 № 240-ФЗ в Федеральный закон № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» порядок формирования программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу на 2013-2017 годы» установлен по дате принятия акта МВК.

Разрешая требования истца о предоставление ему вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта – г. Анжеро-Судженск, общей площадью в размере 54 кв.м. исходя из нормы предоставления жилого помещения на семью из трех человек (18 кв.м. на одного человека), включении в договор социального найма в качестве членов его семьи ФИО2 и ФИО3 , оценивая представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь вышеуказанными нормами Закона, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для их удовлетворения в полном объеме.

Согласно акту МВК от <дата> жилой дом по <адрес>, <...> года постройки, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом, по данным основаниям данный дом включен в реестр ветхого муниципального жилого фонда, в региональную программу "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда» дом не включен.

Решение межведомственной комиссии о признании жилого дома по <адрес>, в котором находится квартира истца, аварийным и подлежащим сносу или жилого помещения истца непригодным для проживания отсутствует.

Таким образом, отсутствует принятое в установленном действующим законодательством порядке решение уполномоченного органа о признании жилого помещения истца непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, соответственно отсутствуют предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации основания для предоставления истцу во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма

Доказательств того, что дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, истцом не представлено, материалы дела не содержат.

На основании изложенного суд в удовлетворении требований истца о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным требованиям, расположенного в границах муниципального образования «Анжеро-Судженский городской округ», общей площадью в размере 54 кв.м. исходя из нормы предоставления жилого помещения 18 кв.м. на одного человека, на семью из трех человек, включив в договор социального найма в качестве членов его семьи ФИО2 и ФИО3 отказывает в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении ему вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным требованиям, расположенного в границах муниципального образования «Анжеро-Судженский городской округ», общей площадью в размере 54 кв.м. исходя из нормы предоставления жилого помещения 18 кв.м. на одного человека, на семью из трех человек, включении в договор социального найма в качестве членов его семьи ФИО2 и ФИО3 отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Анжеро-Судженский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 12.09.2016 года.

Председательствующий: