Дело № 2-1420/2023
УИД 37RS0012-01-2023-001610-28
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Иваново 21 сентября 2023 года
Октябрьский районный суд г. Иваново в составе
председательствующего судьи Богуславской О.В.
при секретаре Дуняковой Н.В.
с участием:
представителей истца ФИО1– ФИО2, ФИО3,
ответчиков – ФИО4, ФИО5,
представителя ответчика МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ» -
ФИО6,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно
предмета спора – ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО4, ФИО8, Муниципальному бюджетному учреждению «Служба заказчика по содержанию кладбищ» о признании ответственным лицом за захоронение,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФИО4, МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ». Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчика на основании ст. 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) привлечена ФИО8 Истец с учетом уточнения исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 39 ГПК РФ, просит признать недействительным переход 11.07.2023 права ответственного лица за захоронение ФИО9, умершего ДД.ММ.ГГГГ, место захоронения – <данные изъяты>, от ФИО4 к ФИО8, признать его ответственным лицом за захоронение ФИО9, умершего ДД.ММ.ГГГГ место захоронения – кладбище <данные изъяты>
Заявленные требования обоснованы следующими обстоятельствами.
ФИО9, приходившийся отцом ФИО1, ФИО8, ФИО7, умер ДД.ММ.ГГГГ в лечебном учреждении в г. Одинцово. Оформлением необходимых документов, покупкой ритуальных принадлежностей и вопросом транспортировки умершего ФИО9 из г. Одинцова к месту захоронения в г. Иваново занимались ФИО1 и его мама ФИО3 Организацией места погребения тела ФИО9 занимался ФИО4 по поручению ФИО10, к которому обратилась ФИО3 за помощью в осуществлении погребения умершего. На имя ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным лицом МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ» оформлено удостоверение о регистрации захоронения ФИО9 на <адрес>. Право ответственного лица за захоронение ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ перерегистрировано с ФИО4 на ФИО8 на основании заявления ФИО4 Произведенное переоформление захоронения с ФИО4 на ФИО8 не может считаться законным в силу п. 3 ст. 5, ст. 6 Федерального закона от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», п. 4.10 МДК 11-01.2002. Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации (рекомендованы Протоколом Госстроя Российской Федерации от 25.12.2001 N 01-НС-22/1), ввиду того, что между ФИО4 и умершим ФИО9 отсутствует близкое родство, сын ФИО9 – ФИО1 не отказывался от обязанности осуществить погребение ФИО9, что свидетельствует об отсутствии у ФИО4 законных оснований для получения права быть ответственным лицом за место захоронения с выдачей соответствующего удостоверения, и передачи этого права в ситуации осведомленности о притязании ФИО1 на настоящее право иному лицу – ФИО8, которая не участвовала в организации похорон, фактически выкупила право у ФИО4, возместив ему понесенные расходы на оплату ритуальных услуг.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о времени и месте судебного заседания извещался в порядке, установленном гл. 10 ГПК РФ.
В судебном заседании представители истца ФИО1 – ФИО3, полномочия которой подтверждены нотариально удостоверенной доверенностью от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные ФИО1 исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении, документе, поименованном как «Исковое заявление (уточненное, в рамках гражданского дела ДД.ММ.ГГГГ)».
Ответчики ФИО4, ФИО5, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – ФИО7, в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований ФИО1, ссылаясь на наличие установленных законом оснований для признания за ФИО4
права быть ответственный лицом за захоронение ФИО9, поскольку именно он являлся лицом, обратившимся за услугами по погребению умершего ФИО9 и оплатившим настоящие услуги, соответственно, будучи ответственным лицом за захоронение, ФИО4 в соответствии с п. 4.11 МДК 11-01.2002. Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации (рекомендованы Протоколом Госстроя Российской Федерации от 25.12.2001 N 01-НС-22/1) передал по своему заявлению право ответственности за могилу проживающей в регионе захоронения и имеющей возможность исполнять обязанности по содержанию могилы дочери ФИО9 – ФИО8, готовой принять на себя такую ответственность в установленном порядке.
В судебном заседании представитель ответчика МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ» - ФИО6, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, возражала против удовлетворения исковых требований ФИО1 по доводам, приведенным в документе, озаглавленном как «Возражения на исковое заявление», суть которых сводится к следующему. У компетентного лица МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ» не имелось поводов для отказа ФИО4 в выдаче удостоверения о регистрации захоронения ФИО9 на кладбище <адрес> как и оснований для отказа в переоформления захоронения с ФИО4 на ФИО8, принимая во внимание, что Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» не ограничивает круг лиц, на которых распространяются гарантии при осуществлении погребения, родственными связями, услуги по погребению оказываются любому лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение при наличии у него перечня документов, необходимых для погребения, при этом ответственное лицо за захоронение в силу п. 4.11 МДК 11-01.2002. Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации (рекомендованы Протоколом Госстроя Российской Федерации от 25.12.2001 N 01-НС-22/1) вправе передать по своему заявлению право ответственности за могилу иному лицу.
В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.
В силу положений п. 1 и п. 4 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела; общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления; порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.
Согласно ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Решением Ивановской городской Думы от 31.10.2000 N 377 от 28.11.2018 «О мерах по реализации Федерального закона «О погребении и похоронном деле» на территории города Иванова» (вместе с «Правилами предоставления ритуальных услуг на территории г. Иванова специализированными службами по вопросам похоронного дела», «Правилами работы муниципальных кладбищ и порядком их содержания»), на основании постановления Администрации города Иванова от 16.12.2011 № 2923 «О создании муниципального бюджетного учреждения города Иванова «Служба заказчика по содержанию кладбищ» на существующих муниципальных кладбищах города Иваново МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ» осуществляет полномочия Администрации города Иванова в сфере погребения и похоронного дела.
В действующей редакции Устава МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ» определено, что целями деятельности учреждения является оказание услуг в целях обеспечения осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере содержания муниципальных кладбищ (п. 2.1); предмет деятельности учреждения, установленный п. 2.2 Устава, определен как «обеспечение организации погребения на территории города Иваново и содержание мест захоронения». Согласно п. 2.3.1 Устава МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ» обеспечивает учет и инвентаризацию захоронений.
Исходя из целей, предмета и видов деятельности, установленных Уставом, МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ» наделено полномочиями органа местного самоуправлении по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронений.
Пунктом 3 ст. 5 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что в случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в п. 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Определяют порядок организации похоронного дела, конкретизируют положения Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», касающиеся похоронного обряда (обряда захоронения останков или праха человека), а также содержания мест захоронения и работы специализированных служб по вопросам похоронного дела в Российской Федерации, Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации (рекомендованы Протоколом Госстроя Российской Федерации от 25.12.2001 N 01-НС-22/1) (п. 1.1).
В соответствии с п. п. 4.10, 4.11, 4.12 МДК 11-01.2002. Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации (рекомендованы Протоколом Госстроя Российской Федерации от 25.12.2001 N 01-НС-22/1) лицо, осуществляющее организацию погребения, должно выполнить весь процесс организации погребения от оформления документов до принятия на себя ответственности за место захоронения; лицу, осуществляющему погребение, предоставляется право быть ответственным за могилу; данное право включает в себя возможность быть в дальнейшем похороненным в этой могиле как в родственной, а также разрешать через установленный нормативными документами период времени захоронение в эту могилу родственников или близких умершего; ответственное лицо может передать по своему заявлению право ответственности за могилу иному лицу, готовому принять на себя такую ответственность в порядке, установленном органами местного самоуправления или региональными (территориальными) органами исполнительной власти.
Пунктом 2.1.15 «ГОСТ 32609-2014. Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения», введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.06.2014 N 551-ст (далее по тексту - ГОСТ 32609-2014), определено, что лицо, ответственное за место захоронения: лицо, взявшее на себя обязательство обеспечивать надлежащее содержание места захоронения и постоянный уход за ним.
В соответствии с п. 2.2.4 ГОСТ 32609-2014 под удостоверением о захоронении подразумевается документ, содержащий сведения о захоронении и лице, ответственном за место захоронения, и подтверждающий его право дальнейшего использования места захоронения.
Согласно примечания к п. 2.2.4 ГОСТ 32609-2014 под правом дальнейшего использования места захоронения ответственным лицом за захоронение подразумевается принятие решений о последующих погребениях, перезахоронениях, установке намогильных сооружений и т.д.
В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» требования МДК 11-01.2002. Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации (рекомендованы Протоколом Госстроя Российской Федерации от 25.12.2001 N 01-НС-22/1) могут быть развиты и дополнены территориальными нормативными документами по вопросам похоронного дела, воинскими уставами, документами по проведению религиозных и профессиональных похоронных обрядов. Положения таких документов не должны противоречить требованиям настоящих Рекомендаций.
Согласно п. п. 2.1, 2.3, 2.10 Правил работы муниципальных кладбищ и порядка их содержания, являющихся Приложением № 2 к Решению Ивановской городской Думы от 31.10.2000 N 377 от 28.11.2018 «О мерах по реализации Федерального закона «О погребении и похоронном деле» на территории города Иванова», захоронение умершего производится в соответствии с санитарными правилами не ранее чем через 24 часа после наступления смерти по предъявлении свидетельства о смерти или в более ранние сроки по разрешению медицинских органов после оформления заказа; при погребении на намогильном холме администрацией кладбища устанавливается регистрационная табличка с указанием фамилии, имени и отчества, даты смерти и регистрационного номера; отвод земельных участков для захоронения на кладбищах оформляется при приеме заказа согласно установленным нормам; каждое захоронение регистрируется администрацией кладбища в книге установленной формы с указанием номеров участка захоронения и могилы; книга подлежит вечному хранению; перерегистрация захоронения на другого гражданина (организацию) рассматривается в каждом отдельном случае администрацией кладбища.
Пунктами 6, 11 Приложения № 1 к Решению Ивановской городской Думы от 31.10.2000 N 377 от 28.11.2018 «О мерах по реализации Федерального закона «О погребении и похоронном деле» на территории города Иванова» - Правил предоставления ритуальных услуг на территории г. Иванова специализированными службами по вопросам похоронного дела определено, что заказ на погребение оформляется при предъявлении лицом, взявшим на себя ответственность по организации похорон, паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; погребение производится только на основании предъявленного свидетельства о смерти, выданного органами ЗАГСа, и счета - заказа на бланках строгой отчетности.
Таким образом, обращение за услугами по погребению умершего носит заявительный характер, основаниями для принятия решений о выделении места захоронения или о выдаче разрешения на захоронение помимо соответствующего заявления лица, взявшего на себя ответственность за погребение (ответственного лица за захоронение), являются предоставленные приложением к заявлению предусмотренные законодательством документы, в том числе свидетельство о смерти умершего и документ, удостоверяющий личность заявителя.
Статьей 8 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» указан перечень лиц, на которых распространены гарантии при осуществлении погребения умершего, в этот перечень также входит иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего.
При рассмотрении дела посредством анализа представленных в материалы дела документов, объяснений участников судебного разбирательства установлены следующие обстоятельства.
ФИО9, приходившийся отцом ФИО1, ФИО8, ФИО7, умер ДД.ММ.ГГГГ. ФИО9 захоронен на кладбище <адрес>). Удостоверение о регистрации захоронения оформлено ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО4, обратившегося с заявлением, адресованным директору МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ», о предоставлении участка земли на семейном (родовом) участке кладбища Богородское умершего ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ о чем сделана соответствующая запись в книге регистрации захоронений. ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ подал заявление директору МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ», в котором изложил просьбу перерегистрировать удостоверение о захоронении ФИО9 с него на ФИО8, возместившую ему расходы на погребение ФИО9 На имя ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ оформлено удостоверение о регистрации захоронения ФИО9 на кладбище <адрес>
В материалы дела истцом ФИО1 представлены квитанция-договор на ритуальные услуги № от ДД.ММ.ГГГГ, из которой усматривается, что заказчиком ФИО1 приобретены ритуальные принадлежности для погребения ФИО9 и оплачены услуги агента ритуальной службы, автотранспортные услуги на общую сумму <данные изъяты>.
Кроме того, суду предъявлен протокол осмотра доказательств от ДД.ММ.ГГГГ, составленный нотариусом Ивановского городского нотариального округа ФИО12, согласно которому нотариусом произведен осмотр информации, находящейся в мобильном телефоне, предъявленном ФИО3, а именно переписки с контактом под названием «ФИО13<данные изъяты> в приложении WhatsApp, результаты осмотра распечатаны и оформлены в виде Приложения № 2. Из текста переписки (Приложение № 2) следует, что ФИО3 06.07.2022 направила ФИО4 фотографию свидетельства о смерти ФИО9, попросила его решить организационные вопросы, связанные с местом захоронения ФИО9, траурным залом для прощания с покойным, поминальным обедом, а впоследствии обратилась к нему с просьбой переоформить захоронение.
ФИО4 суду представлены документы, подтверждающие факт несения им расходов на погребение ФИО9, а также расписка, составленная ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой понесенные им расходы в размере <данные изъяты> компенсированы ему ФИО8
Приведенные обстоятельства участниками судебного разбирательства не оспаривались. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ ответчик ФИО4 подтвердит тот факт, что занимаясь похоронами ФИО9, действовал по поручению ФИО3, которая, в свою очередь, указала, что она была уполномочена ФИО1 осуществить организацию похорон ФИО9
Частью 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации установлено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В целях реализации указанного выше правового принципа п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена недопустимость осуществления гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действий в обход закона с противоправной целью, а также иного заведомо недобросовестного осуществления гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения данного запрета суд на основании п. 2 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в п. 1 Постановления Пленума от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», добросовестным поведением является поведение, ожидаемое от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Исходя из смысла приведенных выше правовых норм под злоупотреблением правом понимается поведение управомоченного лица по осуществлению принадлежащего ему права, сопряженное с нарушением установленных в ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации пределов осуществления гражданских прав, осуществляемое с незаконной целью или незаконными средствами, нарушающее при этом права и законные интересы других лиц и причиняющее им вред или создающее для этого условия.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что ФИО4 действовал при организации места захоронения не по собственной инициативе, на основании распоряжений ФИО3, уполномоченной ФИО1 осуществить организацию похорон ФИО9 (фактически имел место договор поручения в устной форме в соответствии со ст. 971 Гражданского кодекса Российской федерации), в связи с чем ФИО4 по смыслу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» не может рассматриваться в качестве лица, добровольно изъявившего желание осуществить погребение умершего (что подтверждается, в частности, его требованиями возвратить затраченные на оформление места захоронения и другие ритуальные услуги денежные средства), при этом, будучи осведомлённым о наличии близкого родственника – сына умершего, взявшего на себя обязанность осуществить мероприятия, связанные с погребением умершего, ФИО4 не довел до сведения уполномоченных лиц МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ» указанную информацию, что привело к оформлению ДД.ММ.ГГГГ на него удостоверения о регистрации захоронения в отсутствие установленных Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» оснований с нарушением установленного порядка оформления документов – ФИО4 при оформлении документов до принятия на себя ответственности за место захоронения предъявлена фотокопия свидетельства о смерти ФИО9, что противоречит приведенным законоположениям, и впоследствии передачу права ответственности за могилу ФИО8, которая несмотря на факт близкого родства с ФИО9, фактически не принимала участие в организации похорон, и при наличии притязаний ФИО1 она не может быть определена как лицо, ответственное за захоронение ФИО9, при сложившихся обстоятельствах.
В связи с изложенным, принимая во внимание приведенные законоположения, суд приходит к выводу, что имеются правовые поводы для удовлетворения исковых требований ФИО1, заявленных к ответчикам ФИО4, ФИО8, МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ».
В связи с удовлетворением исковых требований на основании ст. ст. 94, 98 ГПК РФ с учетом требований ст. 321 Гражданского кодекса Российской Федерации в пользу истца с ответчиков подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в равных долях: по <данные изъяты> с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 98, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск ФИО1 к ФИО4, ФИО8, Муниципальному бюджетному учреждению «Служба заказчика по содержанию кладбищ» о признании ответственным лицом за захоронение удовлетворить.
Признать ответственным лицом ФИО1<данные изъяты>) за место захоронения останков ФИО9, умершего ДД.ММ.ГГГГ, место захоронения: кладбище <адрес>
Настоящее решение является основанием для признания недействительной записи в книге регистрации захоронений о перерегистрации ДД.ММ.ГГГГ захоронения останков ФИО9, умершего ДД.ММ.ГГГГ место захоронения: <адрес>, на имя ФИО8.
Взыскать с ФИО4 (<данные изъяты>), ФИО8 (<данные изъяты>), Муниципального бюджетного учреждения «Служба заказчика по содержанию кладбищ» (<данные изъяты>) в пользу ФИО1<данные изъяты>) расходы на оплату государственной пошлины в размере <данные изъяты> с каждого.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Богуславская
Мотивированное решение изготовлено 06.10.2023