Дело № 2-1421/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 июля 2014 года г. Сальск
Сальский городской суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Н.А.,
при секретаре Гладченко Т.Н.,
с участием прокурора, представителей ответчика по доверенности Климанской А.В. и Гербей А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сальского городского прокурора в интересах Российской Федерации к ООО «<данные изъяты>», третье лицо: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу об обязании произвести расчет за негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Сальский городской прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к ООО «<данные изъяты>», третье лицо Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу об обязании произвести расчет за негативное воздействие на окружающую среду.
В обоснование указал на то, что ООО «<данные изъяты>» является субъектом предпринимательской деятельности, основным видом деятельности ответчика является прочая розничная торговля в специализированных магазинах. В процессе хозяйственной деятельности ООО «<данные изъяты>»» образуются отходы.
С момента регистрации юридического лица возникла обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку организация имеет в штате работников и является источником образования (и последующего размещения) отходов.
В процессе хозяйственной деятельности образуются отходы 1-5 класса опасности согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 г. № 786, в том числе бытовой мусор организаций несортированный (4 класс опасности).
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Исходя из изложенного, ответчик осуществляет деятельность, связанную с вредным воздействием на окружающую среду.
В соответствии с ч. 3 ст. 18 Федерального закона РФ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона РФ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с Порядком представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденной Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 года № 30 субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.
В соответствии с ч. 1. ст. 23 Федерального закона РФ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится и заполняется всеми без исключения предприятиями, учреждениями, организациями, иностранными юридическими и физическими лицами, осуществляющие на территории РФ вредное воздействие на окружающую среду, в том числе размещением отходов производства и потребления.
В соответствии с п. 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632, перечисление денежных средств за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
Приказом Ростехнадзора от 8 июня 2006 года № 557 (на основании п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору») определено, что соответствующая плата производится по итогам периода, которым признается календарный квартал, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 года № 717 с 01.10.2010 года полномочия администратора доходов по плате за негативное воздействие на окружающую среду отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). На территории <адрес> данные функции осуществляет Департамент Росприроднадзора по ЮФО.
Согласно письму Департамента Росприроднадзора по ЮФО ответчик не
стоит на учете в Департаменте по плате за негативное воздействие на окружающую среду и не вносит в бюджетную систему Российской Федерации платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, ответчиком с момента регистрации и по настоящее время не производились расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, и соответственно оплата данного вида платежей не осуществлялась, что недопустимо и должно быть устранено.
На основании вышеизложенного прокурор просит обязать ООО «<данные изъяты>» произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; представить расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду для согласования в Департамент Роспироднадзора по ЮФО и после согласования расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду произвести оплату согласно выполненным расчетам, а также взыскать с ответчика государственную пошлину в доход муниципального образования «<адрес>».
В судебном заседании помощник Сальского городского прокурора, Гвоздиков В.А., исковые требования поддержал по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчика ООО «<данные изъяты>» по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ Климанская А.В. и Гербей А.С. в судебном заседании исковые требования прокурора не признали, пояснили, что истцом не доказаны факт причинения ответчиком в ходе осуществления деятельности негативного воздействия на окружающую среду и факт уклонения ответчика от уплаты возмещения вреда за негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме этого, истцом не представлено суду доказательств наличия в собственности ответчика объектов движимого или недвижимого имущества, осуществляющих выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ или иных веществ (абз. 2 п. 1 ст. 16 Закона об охране окружающей среды), или сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (абз. 3 п. 1 ст. 16 Закона об охране окружающей среды), равно как отсутствуют доказательства загрязнения ответчиком недр и почв (абз. 4 п. 1 ст. 16 Закона об охране окружающей среды), размещения отходов производства и потребления (абз. 5 п. 1 ст. 16 Закона об охране окружающей среды), а также загрязнения ответчиком окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий (абз. 6 п. 1 ст. 16 Закона об охране окружающей среды).
В соответствии с пунктом 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Учитывая изложенное, истцом не исполнена установленная ст. 56 ГПК РФ обязанность доказывания законности и обоснованности заявленных требований, вследствие чего в удовлетворении таковых надлежит отказать.
В ходе работы ООО «<данные изъяты>» не осуществляет деятельности, виды которой отнесены к негативному воздействию на окружающую среду, перечисленные в пункте 2 ст. 16 Закона об охране окружающей среды и являются платными. Иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.
В представленном суду исковом заявлении истец указывает, что с момента регистрации юридического лица возникла обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку организация имеет в штате работников и является источником образования и последующего размещения отходов. В процессе хозяйственной деятельности предприятия образуются отходы 1-5 класса опасности, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 года № 786, в том числе бытовой мусор организаций несортированный (4 класса опасности). При этом каких-либо доказательств данному утверждению истцом не представлено.
Кроме того, ответчик обращает внимание суда на то обстоятельство, что указывая на якобы имеющее место в ходе деятельности ответчика образование отходов 1-5 класса опасности, истец ссылается на Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 года № 786. Данный документ утрачивает силу с 01.08.2014 года в связи с изданием Приказа Минприроды РФ от 30.09.2011 года № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов».
В соответствии с положениями ст. 1 Закона об отходах под термином размещение отходов законодатель рассматривает хранение и захоронение отходов. В свою очередь, указанной статьей установлено, что хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Объектом же размещения отходов признается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Также статьей 9 Закона об отходах установлена обязанность лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Следовательно, совокупность правовых норм, содержащихся в ст. 1, 9, 12 Закона об отходах, а также в ст. 16 Закона об охране окружающей среды, позволяет заключить, что из области обращения с отходами к видам негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата, отнесено размещение отходов производства и потребления, что представляет собой процесс хранения и захоронения отходов в специальных объектах размещения отходов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, лицензированными в установленном законом порядке к осуществлению деятельности по размещению отходов. То есть деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Однако, из материалов дела не следует, что ООО «<данные изъяты>» занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, предусмотренные Законом об охране окружающей среды.
Как указал Конституционный суд РФ в пункте 3.2 Постановления от 05.03.2013 года № 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в связи с жалобой ООО «Тополь», установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, имея ввиду публично-правовую природу данного платежа, должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования. Таким образом, Высшие суды РФ склоняются к мнению о необходимости взимания платежа с лица, прямо названного в законе, а именно, непосредственно осуществляющего виды негативного воздействия на окружающую среду, признаваемые законом подлежащими оплате.
Правовой объем подлежащего оплате вида негативного воздействия на окружающую среду, установленного абзацем 5 п. 1 ст. 16 Закона об охране окружающей среды составляет именно размещение отходов производства и потребления, чем ООО «<данные изъяты>» не занимается ввиду того, что не относится к лицам, лицензированным для осуществления данного вида деятельности.
Ответчиком заключен договор на оказание услуги по утилизации и захоронению отходов № от ДД.ММ.ГГГГ года, в соответствии с которым ОАО «<данные изъяты>» обеспечивает приём у ответчика и размещение на территории полигона бытовых отходов ТБО 4 и 5 классов опасности, вывозимых с объекта по адресу: <адрес>. Таким образом, размещение отходов потребления, образующихся в процессе деятельности ООО «<данные изъяты>» в соответствии с заключенным договором осуществляется иным лицом, ввиду чего ответчик не осуществляет видов негативного воздействия на окружающую среду, предусмотренных нормами действующего законодательства, за которые подлежит взиманию плата. Следовательно, требование об обязании ответчика произвести оплату за негативное воздействие на окружающую среду в рамках настоящего иска предъявлено к ненадлежащему ответчику, вследствие чего в удовлетворении такого требования надлежит отказать.
Поскольку ответчик не является лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, следовательно, требования истца об обязании ответчика произвести и представить в Департамент Росприроднадзора по ЮФО расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду, удовлетворению не подлежат.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
В соответствии с критериями, установленными ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ООО «<данные изъяты>» является субъектом малого предпринимательства ввиду соответствия установленным вышеуказанной нормой права критериям средней численности работников предприятия и размера годовой выручки от реализации товаров (работ, услуг).
Таким образом, для ответчика, как субъекта малого предпринимательства, предусмотрена лишь обязанность по представлению в органы исполнительной власти субъекта РФ отчетности об образовании отходов в уведомительном порядке. Следовательно, в отношении ответчика обязанность по осуществлению и согласованию расчетов платы за негативное влияние на окружающую среду законом не установлена, вследствие чего в удовлетворении данных требований просили отказать.
В совокупности приведенных доводов представители ответчика в судебном заседании просили отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.
Третье лицо о времени и месте проведения судебного заседания извещено в порядке, предусмотренном ст. 113 ГПК РФ (л.д.14), представитель в судебное заседание не явился, сведений об уважительности неявки, заявлений об отложении судебного разбирательства в адрес суда не поступило, применительно ст. 167 ч. 3 ГПК РФ суд полагает рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу ст. 195 ГПК РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.
Суд, заслушав доводы прокурора, представителей ответчика, изучив представленные доказательства, считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Аналогичные положения содержаться и в ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Таким образом, исходя из положений действующего природоохранного законодательства негативным воздействием на окружающую среду в общем виде является воздействие хозяйственной и иной деятельности человека на совокупность компонентов природной среды, последствия которого приводят к негативным изменениям состояния окружающей среды во взаимосвязи ее физических, химических, биологических и иных показателей.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 года N 284-О, Федеральному закону от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", приказу Ростехнадзора от 12.09.2007 года N 626 "Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух" плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются:
- юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
- индивидуальные предприниматели;
- иностранные физические лица.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Порядком определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632, предусмотрено, что он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации (далее - МПР Российской Федерации) от 30 июля 2003 года N 663 "О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР Российской Федерации от 2 декабря 2002 года N 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" и Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных приказом МПР Российской Федерации от 15 июня 2001 года N 511, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) относится к четвертому классу опасности, а отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными и промышленными товарами отнесены к отходам пятого класса опасности.
Как установлено в судебном заседании, ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в качестве юридического лица, за основным государственным регистрационным номером №, юридический адрес: <адрес>, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8). До настоящего времени ООО «<данные изъяты>» является действующим. Основным видом деятельности ООО «<данные изъяты>» является прочая розничная торговля в специализированных магазинах. Ответчик осуществляет свою деятельность в арендованном помещении по адресу: <адрес>, о чем свидетельствует договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27).
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением прокурор указывает на то, что в процессе хозяйственной деятельности ООО «<данные изъяты>» образуются отходы 1-5 класса опасности согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002г. № 786, а именно люминесцентные лампы (1 класс опасности), бытовой мусор организаций несортированный (4 класс опасности). Ответчиком, не представлено доказательств, свидетельствующих о его экологически безопасной деятельности.
Доводы представителя ответчика о том, что прокуратурой не доказан факт причинения ответчиком в ходе осуществления деятельности негативного воздействия на окружающую среду, суд признает несостоятельными, поскольку в судебном заседании представитель ответчика не отрицал, что в процессе деятельности ООО «<данные изъяты>» образуются отходы производства и потребления 4-го и 5-го класса опасности: мусор от бытовых помещений общества несортированный (исключая крупногабаритный), отходы (мусор) от уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами.
Таким образом, с момента государственной регистрации ООО «<данные изъяты>» и осуществления хозяйственной деятельности возникла обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку данная деятельность является источником образования отходов.
К доводам представителя ответчика о том, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, а ООО «<данные изъяты>» размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах не занимается, а следовательно плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду не является, суд относится критически ввиду следующего.
Из положений пунктов 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", право собственности на образовавшиеся в результате производства или потребления отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались, и может быть приобретено другим лицом лишь на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
Согласно письму Ростехнадзора от 28 октября 2008 года N 14-07/6011 лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению). Между тем наличие такого договора не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой специализированной организации.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» заключен договор на оказание услуги по утилизации и захоронению отходов (л.д.25). Указанным договором переход права собственности от заказчика к исполнителю не предусмотрен, также как и не предусмотрена обязанность специализированной организации производить расчеты и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за отходы, являющиеся собственностью ответчика.
Из изложенного следует, что производить расчеты и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за отходы, заказчик должен самостоятельно.
В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, платежи за негативное воздействие на окружающую среду необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, и являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия (Постановление Конституционного Суда РФ от 5 марта 2013 года N 5-П, Определение Верховного Суда РФ от 30.11.2010 года N 78-ВПР10-33).
Данная правовая позиция так же содержится в определении Конституционного Суда Российской Федерации N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 года N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 года N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В нарушение требований ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" ответчик в качестве плательщика за негативное воздействие не зарегистрирован, и не осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду, что подтверждено письмом Департамента Росприроднадзора по ЮФО от 26 июня 2014 года № 01-13/3302 (л.д.7).
Следовательно, невнесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду, зачисление которых в силу статей 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит в бюджеты разных уровней, повлечет финансовую невозможность принятия со стороны государства мер, направленных на предотвращение вреда, причиняемого природной среде и здоровью человека в результате хозяйственной деятельности ответчика.
Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду установлена Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 года N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду".
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится и заполняется всеми без исключения предприятиями, учреждениями, организациями, иностранными юридическими и физическими лицами, осуществляющими на территории РФ вредное воздействие на окружающую среду, в том числе размещением отходов производства и потребления.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.07.2006 года N 557 (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 17.07.2006 года N 8077) расчет платы подается плательщиком в территориальные органы службы не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
В связи с тем, что согласования при приеме расчетов не требуется, расчеты могут быть представлены плательщиками лично либо направлены по почте.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 года № 717 с 01.10.2010 года полномочия администратора доходов по плате за негативное воздействие на окружающую среду отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). На территории <адрес> данные функции осуществляет Департамент Росприроднадзора по ЮФО.
Поскольку в судебном заседании установлено, что ООО «<данные изъяты>», являясь юридическим лицом и осуществляя хозяйственную деятельность, оказывает негативное воздействие на окружающую среду, то, следовательно, должно представлять расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в Департамент Росприроднадзора по ЮФО. Расчет должен представляться не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. Однако указанная обязанность ответчиком не исполнена, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Департамент Росприроднадзора по ЮФО по адресу: <адрес> не представлены. Указанные обстоятельства представителя ответчика в ходе судебного разбирательства не опровергались.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Всесторонне исследовав и оценив представленные доказательства, учитывая фактические обстоятельства дела, суд полагает, что исковые требования Сальского городского прокурора об обязании ООО «<данные изъяты>» представить в Департамент Росприроднадзора по ЮФО расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и произвести плату за негативное воздействие на окружающую среду за указанный период, подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается юридическим лицом в размере <данные изъяты>.
Таким образом, с ООО «<данные изъяты>» в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты>.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сальского городского прокурора в интересах Российской Федерации к ООО «<данные изъяты>», третье лицо Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу об обязании произвести расчет за негативное воздействие на окружающую среду, удовлетворить в полном объеме.
Обязать ООО «<данные изъяты>» произвести и представить в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ООО «<данные изъяты>» произвести плату за негативное воздействие на окружающую среду согласно произведенным расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме.
Взыскать с ООО «<данные изъяты>» в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Сальский городской суд Ростовской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 04 августа 2014 года.
Председательствующий Н.А. Пивоварова