РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Рабдаевой Н.Г., при секретаре Марковой Е.В., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску администрации МО «<адрес>» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по РБ об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
Установил:
Администрация города обратилась в суд с вышеуказанными исками, просит освободить ее от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб. по исполнительным производствам №№
Исковые требования мотивированы тем, что по вышеуказанным исполнительным производствам, должником выступает муниципальное образование «<адрес>» в лице своего исполнительного органа Администрации <адрес>, осуществляющее свои полномочия в соответствии с законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно ст. № названого закона Администрация <адрес> как исполнительный и распорядительный орган муниципального образования «<адрес>» может самостоятельно приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности. В ст. № закона определено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, к каковым относится вопрос по обеспечению проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства, осуществлению муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством исполняются за счет средств местных бюджетов. Бюджет муниципального образования «<адрес>» на текущий финансовый год не содержит статьи расходов на эти цели.Размещение заказов на выполнение работ для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от "дата" № №-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Финансовые средства, предусмотренные в местном бюджете на "дата". и "дата"., не позволили администрации МО «<адрес>» обеспечить жильем взыскателей в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа единовременно и в полном объеме. Для изыскания благоустроенных жилых помещений, соответствующих ранее занимаемым взыскателями на территории муниципального образования «<адрес>» требуется свыше <данные изъяты> рублей. Указанные средства в бюджете муниципального образования отсутствуют. Бюджет муниципального образования «<адрес>» на "дата" год утвержден решением Северобайкальского городского Совета депутатов от "дата" № «О бюджете муниципального образования «<адрес>» на "дата" год и на плановый период "дата" годов». Бюджет на "дата" год был утвержден с дефицитом в сумме <данные изъяты> руб. (копия решения прилагается) в связи с тем, что планируется привлечение кредитов в кредитных организациях с целью обеспечения софинансирования расходов на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда для реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства в <адрес> на "дата" по "дата" в Министерстве финансов Республики Бурятия проводилось согласование основных параметров бюджета на "дата" год (прилагаются копии рекомендаций Министерства финансов Республики Бурятия по обеспечению сбалансированности местного бюджета), по результатам которого "дата" было проведено заседание бюджетнобалансовой комиссии при Правительстве Республики Бурятия (копия протокола прилагается). По результатам проводимых мероприятий ожидается неисполнение доходной части бюджета определено в сумме <данные изъяты>. руб. Соответственно и сокращение расходной части бюджета должно быть <данные изъяты> тыс. руб.(прилагается). "дата" было принято решение Северобайкальского городского Совета депутатов № «О внесении изменений в решение Северобайкальского Совета депутатов Северобайкальского городского Совета депутатов от "дата" № «О бюджете муниципального образования «<адрес>» на "дата" год и на плановый период "дата" годов», где бюджет муниципального образования был сбалансирован по доходам и расходам. Расходы на исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также в результате деятельности казенных учреждений в "дата" году запланированы в объеме <данные изъяты> руб. (выписка из бюджета прилагается, кассовое исполнение составило <данные изъяты>,0 руб. (копия состояния лицевого счета прилагается). Возможности бюджета муниципального образования на дополнительное выделение средств по данному направлению нет. Бюджет муниципального образования «<адрес>» носит социальную направленность. Расходы на социальную сферу составляют <данные изъяты> (отрасль «Образование»,«культура», «социальная политика»). Финансированию в первую очередь подлежат расходы на заработную плату с начислениями, питание, медикаменты, коммунальные услуги. Кроме того, на территории муниципального образования «<адрес>» действует программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» объем финансирования, которого составляет: В рамках мероприятия по обеспечению переселения граждан из аварийного жилищного фонда в объеме <данные изъяты> руб. (средства Фонда содействия реформирования ЖКХ в сумме <данные изъяты> руб.; средства республиканского бюджета в сумме <данные изъяты> руб.; средства местного бюджета в сумме <данные изъяты> руб.). В рамках мероприятий переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в сумме <данные изъяты><данные изъяты> руб. (средства Фонда содействия реформирования ЖКХ в сумме <данные изъяты> руб.; средства республиканского бюджета в сумме <данные изъяты> руб.; средства местного бюджета в сумме <данные изъяты> руб.) (приложение 10 к решению от "дата" № 99). Расселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе осуществляется и возможно только путем участия в жилищных программах: в Республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства в Республике Бурятия в "дата" годах», утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от "дата"; в Подпрограмме «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия» Республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на "дата" годы, утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от "дата" №. Несмотря на то, что на территории города активно идет реализация вышеуказанной программы, по-прежнему выносятся решения суда об изменении порядка и способа исполнения судебного решения о предоставлении жилья в пользу истца в денежном эквиваленте. Так, за "дата" было выплачено <данные изъяты> руб. (копия реестра прилагается). В "дата" году расходы составили <данные изъяты> руб. (копия отчета прилагается). Таким образом, доходная и расходная части бюджета не позволяют увеличить действующие расходные обязательства и принимать новые расходные обязательства без дополнительного источника средств.Кроме того, "дата". в адрес администрации МО «<адрес>» поступило поручение заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия по экономическому развитию, в том числе, о разработке Плана мероприятий по увеличению доходов и сокращению расходов местного бюджета, обеспечивающего сбалансированность местных бюджетов в "дата". и запрос заместителя Руководителя Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия по вопросам территориального развития о представлении предложений по сокращению расходов на <данные изъяты> в разрезе муниципальных образований.Во исполнение вышеуказанных поручения и запроса, администрацией МО «<адрес>» "дата". были представлены предложения по сокращению расходов на содержание органов местного самоуправления в "дата" году, согласно которым муниципальным служащим в целях экономии фонда оплаты труда было предложено реализовать право на отпуск без сохранения заработной платы от "дата" дней в год, уменьшить количество командировок. С "дата" года была сокращена № должность муниципальной службы. Таким образом, в действиях администрации МО «<адрес>» отсутствует виновное неисполнение требований ФЗ «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций.
В судебном заседании представитель истца Викулова И.Ю, иск поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить.
Представитель УФССП по РБ по доверенности Купцова С.Д, возражала против удовлетворения иска, поскольку согласно действующего законодательства, оснований для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора не имеется.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Решениями Северобайкальского горсуда РБ на администрацию МО «<адрес> возложена обязанность предоставления жилых помещений: от "дата".- Сычеву А.Н., возбуждено исполнительное производство №№
По каждому исполнительному производству в отношении должника администрации МО «<адрес>» постановлением судебного пристава-исполнителя Северобайкальского РОСП УФССП по РБ за неисполнение исполнительного документа в сроки, установленные для добровольного исполнения, взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей.
В соответствии с № «Об исполнительном производстве» от "дата" № ФЗ в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав- исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор.
Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от "дата" №№ исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому п. 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождение от уплаты этого сбора в полном размере.
Положениями ст. 52 и ст. 53 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, а формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно, но с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Судом принимаются во внимание доводы истца о том, что финансовые средства, предусмотренные в местном бюджете на 2014г. и 2015г., не позволили администрации МО «<адрес>» обеспечить жильем взыскателей в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа единовременно и в полном объеме. Для изыскания благоустроенных жилых помещений, соответствующих ранее занимаемым взыскателями на территории муниципального образования «<адрес>» требуется свыше <данные изъяты> рублей. Указанные средства в бюджете муниципального образования отсутствуют.
Бюджет муниципального образования «<адрес>» на "дата" год утвержден решением Северобайкальского городского Совета депутатов от "дата" № «О бюджете муниципального образования «<адрес>» на "дата" год и на плановый период "дата" годов». Бюджет на "дата" год был утвержден с дефицитом в сумме <данные изъяты> руб. в связи с тем, что планируется привлечение кредитов в кредитных организациях с целью обеспечения софинансирования расходов на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда для реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства в <адрес> на "дата" годы».
"дата" было принято решение Северобайкальского городского Совета депутатов № «О внесении изменений в решение Северобайкальского Совета депутатов Северобайкальского городского Совета депутатов от "дата" № «О бюджете муниципального образования «<адрес>» на 2015 год и на плановый период "дата" годов», где бюджет муниципального образования был сбалансирован по доходам и расходам. Расходы на исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также в результате деятельности казенных учреждений в "дата" году запланированы в объеме <данные изъяты> руб., кассовое исполнение составило <данные изъяты> руб., согласно копии состояния лицевого счета.
В соответствии с положениями части 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в ст. 401 Гражданского кодекса РФ, в которой указано, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В связи с имущественным положением муниципального образования, принятия истцом мер для исполнения судебных актов, обращениями о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, принимая во внимание порядок финансирования расходных обязательств муниципального образования, порядок заключения договоров на строительство жилья, предусматривающего предварительное размещение заказов в порядке, определенном Федеральным законом от "дата" №ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд приходит к выводу, администрацией города были приняты все зависящие от нее меры для исполнения исполнительных документов, ее вина в неисполнении в срок исполнительного документа отсутствует ( являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора), и поэтому полагает, что имеются правовые основания для освобождения должника от взыскания исполнительство сбора.
Руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд
Решил:
Освободить администрацию МО «<адрес>» от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, установленных постановлениями судебного пристава-исполнителя Северобайкальского РОСП УФССП по РБ по исполнительным производствам № № от "дата"
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Бурятия через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 15.09.2015г.
Судья Н.Г. Рабдаева