ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1421/19 от 11.04.2019 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2-1421/19

УИД 26RS0029-01-2019-002082-56

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 апреля 2019 года г. Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Шевляковой И.Б.

при секретаре Авакян А.А.,

с участием:

представителя истца ФИО4,

представителя ответчика ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту <адрес> (межрайонное) о восстановлении в правах на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, обязании зачислить на обособленную часть лицевого счета средства материнского капитала денежные средства и включить в Федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратилась в Пятигорский городской суд <адрес> с исковыми требованиями к УПФР по городу-курорту <адрес> (межрайонное) о восстановлении в правах на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей (средства материнского капитала) в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», обязании зачислить на обособленную часть лицевого счета средства материнского капитала в сумме 453 026 рублей и включить в Федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

В обоснование заявленных требований истец ФИО1 в исковом заявлении указала, что ДД.ММ.ГГГГ ей - ФИО2 был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. ДД.ММ.ГГГГ она переменила фамилию с «ФИО2» на «ФИО9», что подтверждается представленным свидетельством о перемене имени, актовая запись . ДД.ММ.ГГГГ она заключила с ООО «Нефтестройиндустрия-Юг» договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, в отношении однокомнатной <адрес> на 5-м этаже 19-ти этажного 4-х секционного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Во исполнение указанного договора ДД.ММ.ГГГГ застройщику были перечислены средства материнского (семейного) капитала. ДД.ММ.ГГГГ договор участия в долевом строительстве был расторгнут и ДД.ММ.ГГГГ застройщик возвратил денежные средства в сумме 453 026 рублей ответчику (в территориальный орган Пенсионного фонда России). Согласно Выписке о размере средств материнского (семейного) капитала от ДД.ММ.ГГГГ о состоянии финансовой части Лицевого счета лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, объем средств материнского (семейного) капитала составлял с учетом индексации 453 026 рублей. Согласно той же Выписке, ДД.ММ.ГГГГ в связи с вышеупомянутым перечислением средств материнского капитала в уплаты цены договора участия в долевом строительстве, в отношении истца прекращено право на дополнительные меры государственной поддержки, что также подтверждается Уведомлением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ.

В декабре 2018 года истец вновь обратилась к ответчику с предварительной консультацией о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в будущем, однако в этом ей было отказано со ссылкой на то, что Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ не предусматривает распоряжение средствами материнского (семейного) капитала после их использования в полном объеме, даже в случае последующего возврата этих средств и было рекомендовано обратит суд.

Считает, что прекращение у нее права на дополнительные меры государственной поддержки - материнский (семейный) капитал, выраженное в Уведомлении и Выписке ответчика недействительно и нарушает ее права и законные интересы, а также права и законные интересы ее детей в сфере указанной государственной поддержки. Лицо, имеющее право на дополнительные меры государственной поддержки и получившее сертификат, в случае возврата перечисленных средств материнского (семейного) капитала соответствующему органу Пенсионного фонда Российской Федерации не может быть лишено права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала в будущем. Руководствуясь положениями ст. 3, устанавливающей круг имеющих право на материнский (семейный) капитал, а также ч. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ, содержащей исчерпывающий перечень оснований для отказа в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, следует вывод о том, что она не утратила право на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, поскольку данное право она не реализовала, жилое помещение на средства материнского (семейного) капитала не приобрела и жилищные условия своей семьи не улучшила.

В связи с изложенным считает, что возврат данных средств в федеральный бюджет на счет ответчика не исключает их использование по направлениям, предусмотренным п. 3 ст. 7 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в будущем. На основании ст. ст. 7, 38 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства отцовства и детства. В силу ст. 27 Конвенции о правах ребенка (ратифицирована постановлением ВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ) государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» с ДД.ММ.ГГГГ в дополнение к основным мерам социальной защиты установлены меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. По общему правилу, право на реализацию мер государственной поддержки, закрепленных в данном Федеральном законе, возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. В силу положений указанного Федерального закона в удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае: 1) прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 ст. 3 настоящего Федерального закона; 2) нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении; 3) указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом; 4) указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении; 5) ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке); 6) отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка). Отсутствие в законодательстве нормы, предусматривающей возобновление права на меры государственной поддержки в связи с возвратом ранее перечисленных средств в федеральный бюджет и реализацией права на их получение, не может ограничивать права родителя и его детей на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала. С учетом положений ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, в целях обеспечения единства судебной практики по данной категории дел, следует принять во внимание выводы судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда в апелляционном определении от ДД.ММ.ГГГГ по делу , а также в апелляционном определении Верховного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по делу о сохранении за истцом права на меры дополнительной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 256-ФЗ.

Таким образом, по мнению истца правовых оснований для отказа в распоряжении средствами материнского капитала не имеется и она вправе реализовать свое право на дополнительные меры государственной поддержки путем выполнения требований, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Истец ФИО1, надлежащим образом извещенная о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явилась, не представила сведений о причинах неявки. Суд в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца с участием ее полномочного представителя.

Представитель истца ФИО1ФИО5 в судебном заседании исковые требования ФИО1 к УПФР по городу-курорту <адрес> (межрайонное) о восстановлении в правах на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей (средства материнского капитала) в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», обязании зачислении на обособленную часть лицевого счета средств материнского капитала в сумме 453 026 рублей и включении в Федеральный реестр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме по указанным в исковом заявлении основаниям.

Полномочный представитель ответчика УПФР по городу-курорту <адрес> (межрайонное) - ФИО6 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала. Просила суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства с учетом требований закона об их относимости, допустимости и достоверности, каждое в отдельности и в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. ст. 2, 7, 8 Всеобщей декларации прав человека (принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН ДД.ММ.ГГГГ) каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией и Законом.

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Статьей 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гражданам РФ гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

В силу Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (ч. 1 ст. 39). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Закон № 256-ФЗ), установлены дополнительные меры государственной поддержки этих семей, право на получение которых согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 указанного Закона возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в том числе и у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, независимо от места их жительства.

Согласно ч. 7 ст. 3 Закона № 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного ч. 6.1 ст. 7 настоящего Закона.

В силу ч. 3 ст. 7 Закона № 256-ФЗ (в редакции, действовавшей в период реализации истцом своего права) лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объёме либо по частям по следующим направлениям: улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми), формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

В удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае: прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона; нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении; указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом; указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении; ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке); отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка); несоответствия организации, с которой заключен договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения, требованиям, установленным частью 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также несоблюдения условия, установленного частью 8 статьи 10 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 8 Закона № 256-ФЗ).

Порядок подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, на улучшение жилищных условий, предусмотрен п. п. 4 - 13 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала: на приобретение или строительство жилого помещения, осуществляемые гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах, путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.

Судом установлено, следует из представленных сторонами бесспорных письменных доказательств, что на основании заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал решением Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО2 выдан сертификат на материнский (семейный) капитал в размере 429 408 рублей 50 копеек в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ второго ребенка - ФИО3.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Нефтестройиндустрия-Юг» (застройщиком) и ФИО2 (участником долевого строительства) заключен договор долевого строительства . Объектом долевого строительства является однокомнатная <адрес> на пятом <адрес> состоящая из гостиной комнаты, кухни, прихожей, санитарного узла и балкона, проектной общей площадью без учета площади лоджий и балконов 41,39 кв.м, проектной общей площадью с учетом площади и балконов с понижающим коэффициентом 42,70 кв.м., проектной жилой площадью, расположенная в 19-этажном четырехсекционном доме, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, на земельном участке площадью 10 522 кв.м с кадастровым номером .

Заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала удовлетворено.

Решением руководителя территориального органа ПФР ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное заявление ФИО2 о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала удовлетворено. Денежные средства в размере 453 026 рублей перечислены в счет уплаты цены договора участия в долевом строительстве, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с полным использованием средств материнского (семейного) капитала право на дополнительные меры государственной поддержки ФИО2 прекращено.

На основании свидетельства о перемене имени от ДД.ММ.ГГГГФИО2 переменила фамилию «ФИО2» на «ФИО9».

Из соглашения о расторжении договора долевого строительства от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ ООО Специализированный застройщик «Нефтестройиндустрия-Юг» и ФИО1 пришли к соглашению расторгнуть договор долевого строительства от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительных соглашений к данному договору, в отношении однокомнатной <адрес> на пятом этаже, балкон-секция 1, Литер 12, состоящей из гостиной комнаты, кухни, прихожей, санитарного узла и балкона, проектной общей площадью без учета площади лоджий и балконов 41,39 кв.м, проектной общей площадью с учетом площади и балконов с понижающим коэффициентом 42,70 кв.м., проектной жилой площадью, расположенной в 19-этажном четырехсекционном доме, расположенном по адресу: <адрес>, на земельном участке площадью 10 522 кв.м с кадастровым номером .

Согласно уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с расторжением договора долевого строительства от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Нефтестройиндустрия-Юг» (застройщиком) и ФИО1 (участником долевого строительства), денежные средства в сумме 453 026 рублей были возвращены на счет УФК по <адрес> (Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>, лицевой счет ).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за подписью заместителя начальника УПФР по городу-курорту <адрес> (межрайонное) истице отказано в возврате средств материнского капитала с указанием на то, что действующим законодательством, регулирующим отношения между гражданами, имеющими сертификат и ПФ РФ, не предусмотрена процедура возврата средств материнского (семейного) капитала и зачисление их на лицевой счет владельца сертификата, и предложено для возобновления права на меры государственной поддержки и дальнейшего распоряжения средствами материнского (семейного) капитала обратиться в суд.

Суд считает данный отказ незаконным, принимая во внимание правовую позицию, изложенную в п. 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой лицо, имеющее право на дополнительные меры государственной поддержки и получившее сертификат, в случае возврата ранее перечисленных средств материнского (семейного) капитала соответствующему органу Пенсионного фонда РФ не может быть лишено права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала. Речь идет о случаях, когда денежные средства уже были направлены Пенсионным фондом РФ на определенную цель, но по каким-либо причинам были не потрачены, а возвращены в Пенсионный фонд РФ (например, при расторжении договора участия в долевом строительстве или купли-продажи недвижимого имущества). В подобных случаях держатель сертификата на получение материнского капитала сохраняет право на распоряжение этой суммой повторно, реализуя его путем повторной подачи заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.

Граждане, чьи средства материнского (семейного) капитала по тем или иным причинам были возвращены в бюджет, имеют право обратиться в суд для решения вопроса о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки.

Часть 2 ст. 4 Закона № 256-ФЗ устанавливает перечень сведений, содержащихся в федеральном регистре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, ведение которого осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами. Такое правовое регулирование, определяющее содержание данного государственного информационного ресурса, направлено на обеспечение учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, является элементом правового механизма организации деятельности органов Пенсионного фонда Российской Федерации по реализации права граждан на дополнительные меры государственной поддержки.

Отсутствие в Законе № 256-ФЗ нормы, регулирующей спорные правоотношения, не должно влиять на права лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

Кроме того, п. 51 Распоряжения Правления ПФР от ДД.ММ.ГГГГр «Об утверждении регламента организации работы с делами лиц, имеющими право на дополнительные меры государственной поддержки» прямо предусмотрено, что ранее закрытое дело может быть восстановлено в случае получения (наличия) решения суда о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки. В указанных случаях дело изымается из архива недействующих дел и в журнале регистрации дел лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, делается отметка о восстановлении дела и дате его восстановления (п. 52 Распоряжения).

Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ФИО1 о восстановлении ее права на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в соответствии с Законом № 256-ФЗ по реализации государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, возложении на ответчика обязанности зачислить на обособленную часть лицевого счета истицы возвращенные денежные средства в размере 453 026 рублей в связи с реализацией ею государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и обязанности по включению истца в Федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, поскольку средства материнского (семейного) капитала ФИО1 не использовала по целевому назначению - для улучшения жилищный условий, свое право распорядиться средствами материнского (семейного) капитала, предоставленное законом, она не реализовала, данное право ею не утрачено, поскольку ни одна из целей, предусмотренных законодательством для использования материнского капитала, достигнута не была.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту <адрес> (межрайонное) о восстановлении в правах на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, обязании зачислить на обособленную часть лицевого счета средства материнского капитала денежные средства и включить в Федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки удовлетворить.

Восстановить ФИО1 в правах на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, (средства материнского (семейного) капитала) в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту <адрес> (межрайонное) зачислить на обособленную часть лицевого счета ФИО1 средства материнского (семейного) капитала в размере 453 026 рублей.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту <адрес> (межрайонное) включить ФИО1 в Федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятигорский городской суд.

Судья И.Б. Шевлякова