Дело №2-31/2017
Решение
Именем Российской Федерации
г. Няндома 09 января 2017 г.
Няндомский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Воропаева Е.Н.,
при секретаре Поповой М.Г.,
с участием старшего помощника прокурора Няндомского района Воронцова А.В.,
представителей ответчика Легкого А.П., Кобыленко Е.Ю.,
представителя третьего лица ООО «Ремстрой» Логинова Д.А.,
представителя третьего лица ООО «УК «Активжилсервис» Заболотних А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Няндомского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Соловки Электросбыт» о признании незаконными действий по начислению платы за отопление потребителям коммунальной услуги и возложении обязанности произвести перерасчет размера платы за отопление потребителям коммунальной услуги многоквартирных домов г. Няндомы и п. Шалакуша, необорудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии,
установил:
прокурор Няндомского района Архангельской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Соловки Электросбыт» (далее ООО «Соловки Электросбыт») о признании незаконными действий по начислению платы за отопление потребителям коммунальной услуги и возложении обязанности произвести перерасчет размера платы за отопление потребителям коммунальной услуги многоквартирных домов г. Няндомы и п. Шалакуша, необорудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Няндомского района проведена проверка соблюдения ООО «Соловки Электросбыт» действующего законодательства при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению в 2016 году. Котельные, расположенные на территории г. Няндома, находятся в собственности муниципального образования «Няндомское» и муниципального образования «Шалакушское» переданы в ООО «Соловки Электросбыт» по договорам аренды муниципального имущества для производства и передачи тепловой энергии потребителям населенных пунктов. Права по начислению и сбору платежей за коммунальные услуги отопление и горячее водоснабжение, оказываемые собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, переданы ответчику. В соответствии с постановлениями администрации МО «Няндомский муниципальный район» отопительный период 2015-2016 г.г. начался с 17.09.2015, а закончился с 06.05.2016. Датой начала отопительного периода 2016-2017 г.г является 15.09.2016. Фактическая продолжительность отопительного периода за 2015-2016 г.г. составила 231 день. В платежных документах за сентябрь 2016 года ООО «Соловки Электросбыт» осуществило начисление платы за отопление потребителям 223 многоквартирных домов г. Няндомы и п. Шалакуша необорудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, включив в них период с 05.05.2016 по 31.05.2016 и с 01.09.2016 по 14.09.2016, когда фактически коммунальная услуга по отоплению не оказывалась. Действующим законодательством допускается начисление платы за данный вид коммунальной услуги на основании показаний приборов учета либо расчетным путем исходя из установленного норматива потребления коммунального ресурса. Начисление платы за тепловую энергию без учета фактически поставленной тепловой энергии не согласуется с требованиями правил предоставления коммунальных услуг, из которых следует, что продолжительность предоставления коммунального ресурса влияет на размер платы за этот ресурс. Действия ответчика по начислению платы за отопление за периоды с 05.05.2016 по 31.05.2016 и с 01.09.2016 по 14.09.2016 потребителям коммунальной услуги, проживающих в 223 многоквартирных домах г. Няндомы и п. Шалакуша, необорудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии являются незаконными. Исковое заявление подается в интересах неопределенного круга лиц, поскольку защите подлежит коллективный, а не индивидуальный интерес, так как в 223 многоквартирных домах находятся не менее 2228 квартир, число собственников и пользователей помещений установить затруднительно, привлечь в процесс в качестве истцов, решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них невозможно. Просит признать действия ООО «Соловки Электросбыт» по начислению платы за отопление за периоды с 05.05.2016 по 31.05.2016 и с 01.09.2016 по 14.09.2016 потребителям коммунальной услуги, проживающих в 223 многоквартирных домах г. Няндомы и п. Шалакуша, необорудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии незаконными и обязать ответчика произвести перерасчет размера платы за отопление потребителям коммунальной услуги, проживающих в 223 многоквартирных домах г. Няндомы и п. Шалакуша, необорудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, исключив из размера платы периоды с 05.05.2016 по 31.05.2016 и с 01.09.2016 по 14.09.2016.
Определениями суда от 15 ноября 2016 года, 09 декабря 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области; Агентство по тарифам и ценам Архангельской области; государственная жилищная инспекция Архангельской области; Плесецкий территориальный отдел УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области; муниципальное унитарное предприятие «ШЛИТ» муниципального образования «Шалакушское»; общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилремсервис»; общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Активжилсервис»; общество с ограниченной ответственностью «Век-Сервис»; общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Гарант»; общество с ограниченной ответственностью «ЖКХ-ВЕК»; общество с ограниченной ответственностью «ИЦ «СКАДА-Няндома»; общество с ограниченной ответственностью «Ремстрой»; общество с ограниченной ответственностью «Уют-сервис»; общество с ограниченной ответственностью «Уютный дом».
В судебном заседании старший помощник прокурора Няндомского района Архангельской области Воронцов А.В. поддержал исковые требования и доводы. Дополнительно пояснил, что в нарушение требований закона платежные документы по оплате за отопление за май 2016 года были выставлены ответчиком потребителям услуги в октябре 2016 года.
Представители ответчика ООО «Соловки Электросбыт» Легкий А.П., Кобыленко Е.Ю. с иском не согласились, поддержали доводы отзыва на исковое заявление, согласно которому, при отсутствии общедомовых приборов учета для расчета объема поставленного теплового ресурса правомерно учитывались 9 полных месяцев, вне зависимости от количества дней фактической поставки тепловой энергии. Применение норматива потребления коммунальных услуг для определения платы за отопление только в течение фактического отопительного периода приведет к неполной оплате нормативного количества тепловой энергии, рассчитанного исходя из отопительного периода, равного 9 месяцам. Действующее законодательство предоставляет собственникам помещений в жилом доме право выбора: оплачивать услугу по нормативному объему за полные девять месяцев, либо установить в доме общедомовой прибор учета и оплачивать отопление за фактический объем тепловой энергии, определенный по показаниям общедомового прибора учета. Просили в иске отказать.
Представители третьих лиц ООО «Ремстрой» Логинов Д.А., ООО «УК «Активжилсервис» Заболотних А.Ю., в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель третьего лица Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, в судебное заседание не явился. Согласно представленному отзыву иск поддерживает, считает, что плата за отопление в сентябре и мае (неполные месяцы отопительного периода) должна выставляться за фактическое количество дней отопительного периода, определяемое решениями соответствующего муниципального образования.
Представитель третьего лица государственной жилищной инспекции Архангельской области в судебное заседание не явился, согласно представленного заявления вынесение решение оставил на усмотрение суда, просил рассмотреть дело без его участия, из представленного ранее отзыва следует, что в муниципальных образованиях, продолжительность отопительного периода в которых составляет 9 месяцев, расчет платы за отопление за май и сентябрь должен быть выполнен с включением в него нормативного потребления тепловой энергии на цели отопления за полный календарный месяц. Применение норматива потребления коммунальных услуг для определения платы за отопление только в течение фактического отопительного периода приведет к неполной оплате нормативного количества тепловой энергии, рассчитанного исходя из отопительного периода, равного 9 месяцам. Вместе с тем, установка коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии позволит оплачивать коммунальную услугу по отоплению исходя из фактического объема потребления независимо от начала и окончания отопительного сезона. Собственники помещений многоквартирного дома имеют право на общем собрании принять решение об установке коллективного прибора учета тепловой энергии и оплатить расходы по установке такого прибора учета.
Представитель третьего лица ООО «Уют-сервис» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении гражданского дела без его участия.
Представители третьих лиц Агенства по тарифам и ценам АО, Плесецкого территориального отдела УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела посредством телефонных сообщений, просили о рассмотрении дела без их участия.
Представители третьих лиц муниципального унитарного предприятия «ШЛИТ» муниципального образования «Шалакушское»; общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилремсервис»; общества с ограниченной ответственностью «Век-Сервис»; общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Гарант»; общество с ограниченной ответственностью «ЖКХ-ВЕК»; общество с ограниченной ответственностью «ИЦ «СКАДА-Няндома»; общества с ограниченной ответственностью «Уютный дом» извещались судом надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело при сложившейся явке.
Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.
Как следует из п.1 ч.1 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В исковом заявлении прокурор Няндомского района обосновал обращение в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Под защитой неопределенного круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, права которых нарушены, когда персонифицировать их как до начала судебного разбирательства, так и после окончания, привлечь в процесс в качестве сторон, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела не представляется возможным.Таким образом, суд полагает, что в данном случае круг лиц не определен, поскольку персонифицировать граждан, проживающих 223 многоквартирных домах в настоящее время, так и в будущем, не представляется возможным.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что ООО «Соловки Электросбыт» являются ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей по договорам аренды муниципального имущества производство и передачу тепловой энергии потребителям населенных пунктов, в том числе 223 многоквартирных домов указанных в иске, необорудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, расположенных на территории г. Няндома и п. Шалакуша, что подтверждается представленными договорами аренды муниципального имущества, дополнительными соглашениями к указанным договорам, договорами поставки тепловой энергии в горячей воде, договорами заключенными между ресурсоснабжающей организацией и управляющими компаниями (т.1 л.д. 20-93, 94- 254, т. 2 л.д. 5-41)
Согласно распоряжения главы администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» от 9 сентября 2015 года №514 р отопительный период 2015-2016 г.г. на территории МО «Няндомское» начался с 14 сентября 2015 года (т. 2 л.д. 42)
Распоряжением и.о. главы МО «Шалакушское» от 15 сентября 2015 года №190 отопительный период 2015-2016 г.г. на территории МО «Шалакушское» начат с 17 сентября 2015 года (т.2 л.д. 43)
Постановлением главы муниципального образования «Няндомский муниципальный район» от 4 мая 2016 года №620 отопительный сезон на территории муниципального образования «Няндомский муниципальный район» завершился в 00 часов 06 мая 2016 года (т. 2 л.д. 44)
В соответствии с постановлением главы муниципального образования «Няндомский муниципальный район» отопительный период 2015-2016 г.г. на территории МО «Няндомское», МО «Шалакушское» начался с 00 часов 15 сентября 2016 года (т.2 л.д. 45)
Тем не менее, в платежных документах за сентябрь 2016 года ООО «Соловки Электросбыт» осуществило начисление платы за отопление потребителям 223 многоквартирных домов г. Няндомы и п. Шалакуша необорудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, включив в них период с 05.05.2016 по 31.05.2016 и с 01.09.2016 по 14.09.2016, когда фактически коммунальная услуга по отоплению не оказывалась, что также сторонами не оспаривается.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Спорные правоотношения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила №306).
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Пунктом 18 Приложения к Правилам №306, предусмотрено, что норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 кв. м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определяется исходя из количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, а также отопительного периода. При этом продолжительность отопительного периода определяется как количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде.
В силу пункта "в" подпункта 4 раздела II Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по отоплению потребителю производится круглосуточно в течение отопительного периода. Согласно пункту 5 раздела II, если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом.
Согласно пункту 2 Правил N 354 норматив потребления коммунальной услуги - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Норматив потребления коммунальных услуг по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домов, расположенных на территории муниципального образования «Няндомский муниципальный район», куда входят МО «Няндомское» и МО «Шалакушское» установлен постановлением Правительства Архангельской области от 27.06.2013 № 89-пн равен в Гкал на 1 кв. м общей жилой площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц и подлежит применению в течение отопительного периода.
Продолжительность отопительного периода, использованная при расчете нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению для МО «Няндомский муниципальный район» установлена в размере 9 месяцев и принята в соответствии с пунктом 18 приложения Правил №306.
Таким образом, продолжительность отопительного периода, принятая при расчете нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению для МО «Няндомское» и МО «Шалакушское», составляет 9 месяцев (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель, май).
Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 кв. м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определяется по формуле 18, приведенной в пункте 18 приложения 1 Правил №306, путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома в течение отопительного периода, на количество месяцев в отопительном периоде, в том числе неполных.
Следовательно, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, установленный на один календарный месяц отопительного периода, зависит от количества этих месяцев, и не зависит от того, оказывалась ли в эти месяцы коммунальная услуга по отоплению полный месяц или только часть месяца.
Суд приходит к выводу, что при отсутствии общедомовых приборов учета для расчета объема поставленного теплового ресурса ответчик правомерно учитывал 9 полных месяцев, вне зависимости от количества дней фактической поставки тепловой энергии.
Данные выводы суда согласуются с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 10.11.2011 № 8413/11, в котором указано, что в случае, если величина норматива определена как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода, приходящаяся на отопительный период, она подлежит применению для определения платы за отопление только в течение этого периода. Если же величина норматива определена как часть общегодового количества тепловой энергии, приходящегося на каждый из 12 месяцев года независимо от того, относится этот месяц к отопительному периоду или нет, то оплата указанного общегодового количества тепловой энергии будет обеспечиваться только при условии применения величины норматива для исчисления ежемесячной платы.
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно- коммунального хозяйства Архангельской области в отзыве подтвердило, что в соответствии со СНиП 23-01-99 «Строительная климатология», продолжительность отопительного периода для МО «Няндомский муниципальный район» составляет 249 дней, как для ближайшего населенного пункта поселка Емецк Архангельской области. Среднее количество дней в календарном месяце составляет 30,4 (365/12 = 30,4). Количество полных месяцев отопительного периода определяется следующим образом: 249/30,4 = 8,2 месяца и округляется в большую сторону до значения - 9 месяцев (т.2 л.д. 75).
Таким образом, расчет за май и сентябрь 2016 года должен был быть выполнен с включением в него нормативного потребления тепловой энергии на цели отопления за полные календарные месяцы.
Применение норматива потребления коммунальных услуг для определения платы за отопление только в течение фактического отопительного периода приведет к неполной оплате нормативного количества тепловой энергии, рассчитанного исходя из отопительного периода, равного 9 месяцам.
Определение объема тепловой энергии только за тот период, когда тепловая энергия поставлялась фактически, возможно лишь в случае если потребителями установлены общедомовые приборы учета тепловой энергии.
Доводы представителя прокуратуры о том, что платежные документы по оплате за отопление за май 2016 года были выставлены ответчиком потребителям услуги в октябре 2016 года не влияют на правильность выводов суда.
Действительно, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Вместе с тем сроки предоставления платежных документов не являются пресекательными, выставление ответчиком платежных документов с нарушение установленного законом срока может учитываться при определение размера пеней при нарушении потребителями своих обязательств по оплате коммунальной услуги и не свидетельствуют о незаконности действий ООО «Соловки Электросбыт» по начислению платы за отопление за периоды с 05.05.2016 по 31.05.2016 и с 01.09.2016 по 14.09.2016.
С учетом изложенного исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении искового заявления прокурора Няндомского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Соловки Электросбыт» о признании незаконными действий по начислению платы за отопление потребителям коммунальной услуги и возложении обязанности произвести перерасчет размера платы за отопление потребителям коммунальной услуги многоквартирных домов г. Няндомы и п. Шалакуша, необорудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 13 января 2017 года.
Судья Е.Н. Воропаев