Дело № 2-1422/2020 22 июля 2020 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
в составе председательствующего судьи Ефремова О.Б.,
при секретаре Львовой Е.А.,
с участием истца Сердюка В.А.,
представителя ответчика Борщевского А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области гражданское дело по иску Сердюка Вадима Анатольевича к публичному акционерному обществу «Аэрофлот – российские авиалинии» о взыскании стоимости не оказанных услуг по авиаперевозке, неустойки за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя, компенсации морального вреда, штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Сердюк В.А. обратился в Магаданский городской суд с исковым заявлением к публичному акционерному обществу «Аэрофлот – российские авиалинии» о взыскании стоимости не оказанных услуг по авиаперевозке, неустойки за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя, компенсации морального вреда, штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
В обоснование своих требований истец указал, что с целью проведения отпуска в период с 02.05.2020 по 13.05.2020 в г. Санкт- Петербурге, совместно со своей женой - С. и несовершеннолетним сыном - С. забронировал на сайте авиакомпании ПАО «Аэрофлот» авиабилеты на следующих пассажиров:
1) Сердюк В.А. на рейсы SU5613, SU5601, SU5600, SU5612 по маршруту Магадан-Хабаровск-Владивосток-Хабаровск-Магадан, код брони - CAMJDA. Бронь оплачена полностью в сумме 23166 рублей 00 коп., что подтверждается кассовым чеком ПАО «Аэрофлот» №2900 от 12.03.2020, маршрутной квитанцией электронного билета №5552124857152 и выпиской по счету дебетовой карты Visa Gold Сбербанк №****№, счет карты №);
2) С. на рейсы SU5613, SU1711, SU18, SU43, SU1710, SU5612 по маршруту Магадан-Хабаровск-Москва-Санкт-Петербург-Москва-Хабаровск-Магадан, код брони - CDAPQR. Бронь была оплачена полностью в сумме 40612 рублей 00 коп., что подтверждается кассовым чеком ПАО «Аэрофлот» №184 от 12.03.2020, маршрутной квитанцией электронного билета №5552124857171 и выпиской по счету дебетовой карты;
3) Сердюк В.А. и С. на рейсы SU5613, SU1711, SU18, SU43, SU1710, SU5612 по маршруту Магадан-Хабаровск-Москва-Санкт-Петербург-Москва-Хабаровск-Магадан, код брони - ММЕАВК. Бронь была оплачена полностью в сумме 111748 рублей 00 коп., что подтверждается кассовым чеком ОАО «Аэрофлот» №222 от 05.04.2020, маршрутными квитанциями электронных билетов №5552125445138 и №5552125445140, выпиской по счету дебетовой карты;
4) Сердюк В.А. и С. на рейсы SU5600, SU5612, SU5613, SU5601 по маршруту Владивосток-Хабаровск-Магадан-Хабаровск-Владивосток, код брони - SDQSZV. Бронь была оплачена полностью в сумме 43190 рублей 00 коп., что подтверждается кассовым чеком ПАО «Аэрофлот» №295 от 12.03.2020, маршрутной квитанцией электронного билета №5552124857160 и №5552124857161, выпиской по счету дебетовой карты;
Согласно пункту 9 условий Договора перевозки, размещенных на официальном сайте ПАО «Аэрофлот» (Aeroflot.ru) электронный билет является свидетельством заключения договора между пассажиром и «перевозчиком».
В соответствии с пунктом 4.1. Правил воздушных перевозок пассажиров и багажа ПАО «Аэрофлот» РИ-ГД-190Е размещенных на «официальном сайте ПАО «Аэрофлот» (Aeroflot.ru) бронирование и оплата перевозки рейсом ПАО «Аэрофлот» свидетельствует о присоединении пассажира к публичному договору воздушной перевозки на условиях, изложенных в Правилах. Согласие с условиями договора воздушной перевозки и Правилами пассажира является полным и безоговорочным. Обязательства ПАО «Аэрофлот» по воздушной перевозке пассажира возникают после надлежащей и своевременной оплаты воздушной перевозки.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4.6.1. Правил, пассажир имеет право отказаться от полета в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. При намерении пассажира отказаться от полета пассажир или уполномоченное им лицо обязаны уведомить ПАО «Аэрофлот» о расторжении договора перевозки в одностороннем порядке путем обращения пассажира или его уполномоченного лица в контакт-центр по телефонам в Москве +7 (495) 223-5555 или 8-800-444-5555 (по России звонок бесплатный) с последующим осуществлением процедуры возврата авиабилета.
10.04.2020 истец на условиях возвратного тарифа (EFM - эконом максимум FLEX) по бронированию ММЕАВК (электронный билет №5552125445138 и 15552125445140) произвел возврат билетов (путем обращения в контактный-центр, что подтверждается детализацией расходов ПАО «МТС» за период с 09.04.2020 по 10.04.2020), то есть надлежащим образом уведомил ответчика о расторжении договора перевозки, необходимости возврата денежных средств (с учетом правил применяемого тарифа, денежные средства возвращаются в полном объеме, без комиссий и штрафов, что подтверждается правилами применения тарифов, размещенных на официальном сайте ПАО «Аэрофлот») и выразил нежелание переносить рейс или пользоваться предложениями ответчика по иным вариантам компенсации. 10.04.2020 в личном кабинете Аэрофлот Бонус бронирование ММЕАВК приобрело статус неактивного. В соответствии с п. 1 ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей» требование ответчик был обязан удовлетворить в десятидневный срок, то есть 20.04.2020.
В соответствии с пунктом 4.7.4 Правил, в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира, в связи с вынужденным отказом пассажира от перевозки возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.
25.04.2020 истцу стало известно, что ответчиком отменен рейс SU18 с датой вылета 06.05.2020 (в дальнейшем был отменен рейс SU43 с датой вылета 11.05.2020) по бронированию CDAPQR (электронный билет №5552124857171). 25.04.2020 истец произвел вынужденный возврат билета путем обращения в контактный-центр, что подтверждается детализацией расходов ПАО «МТС» за период с 24.04.2020 по 26.04.2020), то есть надлежащим образом уведомил ответчика о расторжении договора перевозки, необходимости возврата денежных средств и выразил нежелание переносить рейс или пользоваться предложениями ответчика по иным вариантам компенсации. 25.04.2020 в личном кабинете Аэрофлот Бонус бронирование CDAPQR приобрело статус неактивного. В соответствии с п. 1 ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей» требование ответчик был обязан удовлетворить в десятидневный срок, то есть 05.05.2020.
26.04.2020 истцу стало известно, что ответчиком отменены рейсы SU5613, 1SU5601 с датами вылета 02.05.2020 (в дальнейшем были отменены рейсы SU5600, SU5612 с датами вылета 13.05.2020) по бронированию CAMJDA (электронный билет №5552124857152) и SU5600 с датой вылета 03.05.2020 по бронированию SDQSZV (электронные билеты №5552124857160 и №5552124857161). 26.04.2020 истец произвел вынужденный возврат билета (путем обращения в контактный-центр, что подтверждается детализацией расходов ПАО «МТС» за период с 24.04.2020 по 26.04.2020), то есть надлежащим образом уведомил ответчика о расторжении договора перевозки, необходимости возврата денежных средств и выразил нежелание переносить рейс или пользоваться предложениями ответчика по иным вариантам компенсации. 25.04.2020 в личном кабинете Аэрофлот Бонус бронирование CAMJDA и SDQSZV приобрели статус неактивных.
До настоящего времени ответчик не возвратил истцу денежные средства за не оказанные услуги по вышеуказанным договорам (бронированиям, билетам), в связи с чем просит взыскать с Ответчика неустойку, рассчитанную согласно п. 3. ст. 31 Закона «О защите прав потребителя» в размере 3% за каждый день просрочки.
27.04.2020 истцом в адрес ответчика на официальном сайте в разделе «Обратная связь» направлен запрос №1-2289115614402 с требованием предоставить информацию о дате возврата денежных средств по отмененным бронированиям. 09.05.2020 от ответчика поступил ответ, состоящий из общих фраз, без предоставления запрашиваемых конкретных сведений.
28.04.2020 истцом в адрес ответчика на официальном сайте в разделе «Обратная связь» направлен запрос №1-2289279876022 с требованием произвести подтверждающие возврат билетов отметки в бронированиях. 04.05.2020 от ответчика поступил ответ, состоящий из общих фраз, без производства соответствующих отметок в бронированиях.
29.04.2020 истцом в адрес ответчика на официальном сайте в разделе «Обратная связь» направлена претензия №1-2290089869332 с требованием произвести подтверждающие возврат билетов отметки в бронированиях. 17.05.2020 от ответчика поступил ответ, состоящий из общих фраз, без производства соответствующих отметок в бронированиях.
11.05.2020 истцом в адрес ответчика на официальном сайте в разделе «Обратная связь» направлена претензия №1-2298624156232 с повторным требованием рассмотрения ранее направляемых обращений №1-2289115614402 и №1-2289279876022, повторное требование произвести возврат денежных средств за возвращенные билеты. 19.05.2020 от ответчика поступил ответ, состоящий из общих фраз, без производства соответствующих отметок в бронированиях.
На основании вышеизложенного, в связи с неисполнением ответчиком своих обязанностей, истец полагает, что его права как потребителя были нарушены, кроме того, нарушены сроки удовлетворения требований истца, в том числе сроки возврата денежных средств.
Сложившаяся ситуация причинила значительные неудобства, связанные с погашением, в том числе кредитных обязательств (часть денежных средств на приобретение билетов получены в качестве кредита в ПАО «Сбербанк»), а также нравственные страдания, в связи с чем просил суд рассмотреть вопрос о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 50000 рублей.
На основании изложенного, ссылаясь на положения Закона «О защите прав потребителей», просил взыскать с ПАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» стоимость не оказанных услуг по авиаперевозке в сумме 218716 руб. 00 коп., неустойку за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя в размере 3% за каждый день просрочки по бронированию MMEABK с 20 апреля 2020 г., по бронированию CDAPQR с 6 мая 2020 г. и до даты вынесения решения суда, компенсацию морального вреда в размере 50000 руб. 00 коп., штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50% от взысканной судом суммы.
Истец в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ПАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление.
Заслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки (пункт 1). Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (пункт 2).
Согласно статье 786 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (пункт 1). Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией (пункт 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации устанавливаются Воздушным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 100 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации (пункт 1). Пассажиром воздушного судна является физическое лицо, заключившее договор воздушной перевозки пассажира, либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер) (пункт 2).
Пунктом 1 статьи 102 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.
Согласно пункт 1 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик обязан организовывать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 116 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.
При осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) применяются Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденные Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года N 82 (далее Правила воздушных перевозок).
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцом были забронированы на сайте авиакомпании ПАО «Аэрофлот» авиабилеты на следующих пассажиров:
1) Сердюк В.А. на рейсы SU5613, SU5601, SU5600, SU5612 по маршруту Магадан-Хабаровск-Владивосток-Хабаровск-Магадан, код брони - CAMJDA. Бронь оплачена полностью в сумме 23166 рублей 00 коп., что подтверждается кассовым чеком ПАО «Аэрофлот» №2900 от 12.03.2020, маршрутной квитанцией электронного билета №5552124857152 и выпиской по счету дебетовой карты Visa Gold Сбербанк №****№, счет карты №);
2) С. на рейсы SU5613, SU1711, SU18, SU43, SU1710, SU5612 по маршруту Магадан-Хабаровск-Москва-Санкт-Петербург-Москва-Хабаровск-Магадан, код брони - CDAPQR. Бронь была оплачена полностью в сумме 40612 рублей 00 коп., что подтверждается кассовым чеком ПАО «Аэрофлот» №184 от 12.03.2020, маршрутной квитанцией электронного билета №5552124857171 и выпиской по счету дебетовой карты;
3) Сердюк В.А. и С. на рейсы SU5613, SU1711, SU18, SU43, SU1710, SU5612 по маршруту Магадан-Хабаровск-Москва-Санкт-Петербург-Москва-Хабаровск-Магадан, код брони - ММЕАВК. Бронь была оплачена полностью в сумме 111748 рублей 00 коп., что подтверждается кассовым чеком ОАО «Аэрофлот» №222 от 05.04.2020, маршрутными квитанциями электронных билетов №5552125445138 и №5552125445140, выпиской по счету дебетовой карты;
4) Сердюк В.А. и С. на рейсы SU5600, SU5612, SU5613, SU5601 по маршруту Владивосток-Хабаровск-Магадан-Хабаровск-Владивосток, код брони - SDQSZV. Бронь была оплачена полностью в сумме 43190 рублей 00 коп., что подтверждается кассовым чеком ПАО «Аэрофлот» №295 от 12.03.2020, маршрутной квитанцией электронного билета №5552124857160 и №5552124857161, выпиской по счету дебетовой карты.
Согласно справке ПАО «Аэрофлот» указанные рейсы были отменены в связи с изменением расписания.
10.04.2020 истец на условиях возвратного тарифа (EFM - эконом максимум FLEX) по бронированию ММЕАВК (электронный билет №5552125445138 и 15552125445140) произвел возврат билетов (путем обращения в контактный-центр, то есть уведомил ответчика о расторжении договора перевозки.
25.04.2020 ответчиком отменен рейс SU18 с датой вылета 06.05.2020 (в дальнейшем был отменен рейс SU43 с датой вылета 11.05.2020) по бронированию CDAPQR (электронный билет №5552124857171). 25.04.2020 истец произвел возврат билета путем обращения в контактный-центр
26.04.2020 истцу стало известно, что ответчиком отменены рейсы SU5613, 1SU5601 с датами вылета 02.05.2020 (в дальнейшем были отменены рейсы SU5600, SU5612 с датами вылета 13.05.2020) по бронированию CAMJDA (электронный билет №5552124857152) и SU5600 с датой вылета 03.05.2020 по бронированию SDQSZV (электронные билеты №5552124857160 и №5552124857161). 26.04.2020 истец произвел возврат билета путем обращения в контактный-центр.
Таким образом, судом установлено, что между истцом и ответчиком заключен договор воздушной перевозки пассажира на указанные рейсы, стоимость авиабилетов составила 218716 руб. 00 коп.
Как следует из возражений ответчика, в связи с распространением коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации и других государств, поручением председателя Правительства РФ с 27 марта 2020 г. регулярное авиасообщение, осуществляемое из российских аэропортов полностью прекращено, в связи с чем ПАО «Аэрофлот» отменил рейсы: SU18 от 06.05.2020, SU43 от 11.05.2020, SU5613 от 02.05.2020, SU5601 от 02.05.2020, SU5600 от 03.05.2020.
Согласно информации Росавиации от 26.03.2020 «Уточнения в связи с введением ограничений на выполнение полетов в РФ», опубликованной на сайте https://www.favt.ru по состоянию на 27.03.2020, с 00 часов 00 минут 27 марта 2020 г. прекращается регулярное и чартерное авиасообщение, осуществляемое из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств и в обратном направлении за исключением полетов, связанных с вывозом российских граждан на территорию Российской Федерации из иностранных государств в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (в соответствии со списками граждан, сформированными МИД РФ), иностранных граждан в иностранные государства, а также грузовых, почтовых, санитарных, гуманитарных рейсов, перегонов пустых воздушных судов для технического обслуживания, транзитных полетов с посадкой для дозаправки (смены экипажа) на территории Российской Федерации и полетов, осуществляемых по отдельным решениям Правительства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истцом после отказа от воздушной перевозки в адрес ответчика на официальном сайте в разделе «Обратная связь» направлены запросы с требованием предоставить информацию о дате возврата денежных средств по отмененным бронированиям, 11.05.2020 направлена претензия с повторным требованием рассмотрения ранее направляемых обращений, повторное требование произвести возврат денежных средств за возвращенные билеты.
Федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ введена в действие с 08.06.2020 г. статья 107.2 ВК РФ, согласно части 1 которой, Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Как следует из части 2 указанной статьи, в случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежат возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
С 07.07.2020 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 06.07.2020 № 991 "Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части" (далее - Положение).
Указанное Положение устанавливает особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира (далее - договор), в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также порядок и сроки возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, повлекших ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения.
Положение применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г.
В соответствии с пунктом 3 Положения, в случаях, указанных в пункте 1 настоящего Положения, перевозчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора (отменить рейс) и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении.
Из пункта 4 Положения следует, что при отказе пассажира от воздушной перевозки в случаях, указанных в пункте 1 или подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения, провозная плата, уплаченная за воздушную перевозку пассажира, подлежит возврату пассажиру в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении.
Пунктом 5 Положения предусмотрено, что в случаях, указанных в подпункте "б" пункта 3 и пункте 4 настоящего Положения, обязательство перевозчика перевезти пассажира в пункт назначения, указанный в билете, прекращается, при этом перевозчик обязан в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика.
Таким образом, поскольку рейсы истца были отменены ПАО «Аэрофлот-российские авиалинии» в связи с распространением коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации и других государств, а с 07.07.2020 вступило в силу Положение, которым установлен порядок и сроки возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, исковые требования истца о взыскании с ответчика денежных средств, уплаченных по договору воздушной перевозки в размере 218716 рублей удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем, истец не лишен возможности в соответствии с п. 6 Положения обратится к ответчику за возвратом денежных средств, не использованных для оплаты услуг, указанных в пункте 5 Положения, которые подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если иной срок возврата не установлен пунктом 10 настоящего Положения или в соответствии с п. 5 Положения перевозчик обязан в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика.
Таким образом, доводы истца о применении положений ст. 450 ГК РФ подлежат отклонению, поскольку как разъяснил Верховный суд РФ в "Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVTD-19) N 1" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020), по пункту 4 статьи 451 ГК РФ изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств по требованию одной из сторон возможно лишь в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Последствия расторжения или изменения договора в таких случаях определяются на основании пункта 3 статьи 451, а также пункта 4 статьи 453 ГК РФ, если иное не установлено законом или иным правовым актом.
Однако, как указано выше с 07.07.2020 в Постановлении Правительства РФ от 06.07.2020 № 991 установлены специальные правила возврата уплаченных за воздушную перевозку денежных средств.
В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно ч.4 ст. 13 Закона "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что исполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
Принимая во внимание, что вины в действиях ответчика не установлено, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика неустойки, компенсации морального вреда, штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя, поскольку они вытекают из основного требования о взыскании стоимости услуг по авиаперевозке, в которых истцу отказано.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Сердюка Вадима Анатольевича к публичному акционерному обществу «Аэрофлот – российские авиалинии» о взыскании стоимости не оказанных услуг по авиаперевозке, неустойки за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя, компенсации морального вреда, штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд путем подачи жалобы в Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Установить дату составления мотивированного решения суда - 30 июля 2020 г.
Судья О.Б. Ефремов