ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1422/2022КОПИ от 12.07.2022 Пермского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-1422/2022 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 июля 2022 года г. Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Мелединой Е.Г.,

при секретаре ФИО1,

с участием заместителя Пермского транспортного прокурора – ФИО2,

представителей ответчика – ФИО3, ФИО4, действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ответчику АО «ФИО6» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Пермский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском (в редакции уточнения) к АО «Международный аэропорт «Пермь» с требованиями об обязании обеспечить защиту объекта транспортной инфраструктуры – аэропорт Пермь (Большое Савино) силами подразделения транспортной безопасности, аккредитованного для этой цели в установленном порядке в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы тем, что Пермской транспортной прокуратурой в соответствии с решением от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения АО «Международный аэропорт «Пермь» требований законодательства об авиационной безопасности, о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объекта транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ) - аэропорта Большое Савино (). В ходе проверки транспортной прокуратурой в порядке контроля проверено устранение АО «Международный аэропорт «Пермь» (далее также – АО «МАП») нарушений закона в данной сфере, выявленных в 2021 году. По результатам проверки выявлены нарушения закона, послужившие основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением. Согласно уведомлению Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры ДД.ММ.ГГГГ внесен принадлежащий АО «Международный аэропорт «Пермь» аэропорт Пермь (Большое Савино) с присвоением 1 категории, реестровый номер ОТИ - АРП 001007. Оценка уязвимости объекта проведена АО «Международный аэропорт «Пермь» и утверждена Росавиацией ДД.ММ.ГГГГ, дополнительная оценка уязвимости утверждена Росавиацией ДД.ММ.ГГГГ. План обеспечения транспортной безопасности ОТИ разработан АО «Международный аэропорт «Пермь» и утвержден Росавиацией ДД.ММ.ГГГГ, дополнения в План ТБ утверждены Росавиацией ДД.ММ.ГГГГ. АО «Международный аэропорт «Пермь» является субъектом транспортной инфраструктуры применительно к ОТИ - аэропорт Пермь (Большое Савино), следовательно, обязано соблюдать требования законодательства Российской Федерации по обеспечению транспортной безопасности на данном ОТИ и несёт ответственность за их неисполнение. Порядок аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним утвержден приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 2 данного Порядка целью аккредитации является определение способности юридического лица осуществлять защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства в области конкретного вида транспорта, а также дорожного хозяйства (область аккредитации). Документом, подтверждающим способность юридического лица осуществлять защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, является выдаваемое компетентным органом свидетельство об аккредитации юридического лица в качестве подразделения транспортной безопасности, подписанное руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом) и заверенное гербовой печатью компетентного органа (п. 3 Порядка). Органом, уполномоченным осуществлять аккредитацию подразделений транспортной безопасности в сфере воздушного транспорта, является Росавиация. Установлено, что приказом генерального директора АО «МАП» от ДД.ММ.ГГГГ «О создании подразделения по обеспечению транспортной безопасности» в целях осуществления координации и обеспечения деятельности по защите аэропорта Пермь (Большое Савино), реагирования на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства, в зоне транспортной безопасности аэропорта, сформировано из состава службы авиационной безопасности АО «МАП» подразделение по обеспечению транспортной безопасности (ПОТБ). В соответствии с данным приказом в состав ПОТБ входят: старшие инспекторы группы быстрого реагирования; инспекторы - водители автомобиля группы быстрого реагирования; инженер по организации внутриобъектового режима; руководитель ГУОТБ; старшие диспетчеры пункта управления группы управления обеспечением транспортной безопасностью; диспетчеры пункта управления группы управления обеспечением транспортной безопасностью; старшие инспекторы по досмотру ВС отдела охраны и досмотра ВС; инспекторы по досмотру ВС отдела охраны и досмотра ВС; старшие инспекторы охраны отдела охраны и досмотра ВС; инспекторы охраны отдела охраны и досмотра ВС; инспекторы - водители автомобиля (патрульной автомашины). Положение о службе транспортной (авиационной) безопасности утверждено генеральным директором АО «Международный аэропорт «Пермь» ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки установлено, что вопреки п. 7.1 ст. 1, ст. 8 Федерального закона «О транспортной безопасности», подп. 3 п. 6 Требований АО «Международный аэропорт «Пермь» для защиты ОТИ аэропорт Пермь (Большое Савино) привлечено собственное подразделение по обеспечению транспортной безопасности, не имеющее до настоящего времени необходимую аккредитацию. Установлено, что на протяжении фактически 2-х лет (с момента создания АО «Международный аэропорт «Пермь» собственного подразделения по обеспечению транспортной безопасности в марте 2020 года) защиту ОТИ аэропорт Пермь (Большое Савино) от актов незаконного вмешательства осуществляет служба транспортной (авиационной) безопасности АО «Международный аэропорт «Пермь», не имеющая аккредитацию в качестве подразделения транспортной безопасности. В нарушение ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О транспортной безопасности», подп. 36 п. 6 Требований АО «МАП» не обеспечена защита ОТИ аэропорт Пермь (Большое Савино), позволяющая выявлять и не допускать подготовку к совершению или совершение акта незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, ее частях, в секторе свободного доступа, перевозочном и технологическом секторах, на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры, на периметре внешней границы зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на участках пересечения границ частей и указанных секторов зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Таким образом, юридическим лицом - АО «Международный аэропорт «Пермь» не исполнены требования законодательства Российской Федерации по обеспечению транспортной безопасности. В 2021 году Пермской транспортной прокуратурой в соответствии с решением от ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка исполнения АО «Международный аэропорт «Пермь» требований законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объекта транспортной инфраструктуры - аэропорта Большое Савино (). По результатам проверки наряду с другими нарушениями выявлен факт отсутствия аккредитации у службы авиационной (транспортной) безопасности АО «Международный аэропорт «Пермь». В целях устранения данного нарушения закона Пермской транспортной прокуратурой в адрес генерального директора АО «Международный аэропорт «Пермь» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, по результатам которого приняты меры к аккредитации созданного подразделения. В течение 2021 года АО «МАП» направляло в Росавиацию документы, в том числе ДД.ММ.ГГГГ. Однако Росавиацией в представленной документации выявлены недостатки, в связи с чем в выдаче свидетельства об аккредитации АО «Международный аэропорт «Пермь» в качестве подразделения транспортной безопасности отказано. При таких обстоятельствах АО «Международный аэропорт «Пермь» до настоящего времени нарушение законодательства о транспортной безопасности в части обеспечения защиты аэропорта Пермь (Большое Савино) силами аккредитованного подразделения транспортной безопасности не устранено. Вопреки ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О транспортной безопасности» надлежащая защита и транспортная безопасность данного ОТИ не обеспечена. Учитывая, что ранее принятые меры реагирования не привели у положительному результату, в настоящее время имеются основания для возложения на АО «Международный аэропорт «Пермь» обязанности устранить данные нарушения закона в судебном порядке. Неисполнение ответчиком требований действующего законодательства в области обеспечения транспортной безопасности в сложившейся в Российской Федерации обстановке, когда объекты транспортной инфраструктуры, особенно с массовым пребыванием людей, наиболее подвержены незаконному вмешательству, создает угрозу безопасности государства, а также может нанести вред жизни, здоровью граждан и окружающей среде. Только в конце февраля - начале марта 2022 года зарегистрировано 3 сообщения о возможном нахождении взрывчатых веществ в аэропорту Большое Савино. Каждый раз для проверки этих фактов привлекаются силы обеспечения транспортной безопасности. Однако в отсутствие необходимой аккредитации определить способность службы авиационной (транспортной) безопасности АО «Международный аэропорт «Пермь» осуществлять защиту ОТИ аэропорт Большое Савино () не представляется возможным. Прокурор обращается в суд на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту права неопределенного круга лиц (пассажиров аэропорта Большое Савино, работников АО «Международный аэропорт «Пермь», иных лиц, осуществляющих деятельность на территории данного ОТИ) на жизнь, гарантированного ч. 1 ст. 20 Конституции РФ.

Представитель истца - заместитель Пермского транспортного прокурора – ФИО2 в судебном заседании на требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика - ФИО3, ФИО4 в судебном заседании с доводами искового заявления не согласились. Из совокупности пояснений, данных стороной ответчика в ходе судебного разбирательства следует, что в целях получения ответчиком аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности, для рассмотрения в Федеральное агентство воздушного транспорта, направлялась доказательная документация от ДД.ММ.ГГГГ, получен акт ФАВТ об отказе в выдаче свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, получен акт ФАВТ об отказе в выдаче свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время с целью окончательного решения вопроса по аккредитации ответчика в качестве подразделения транспортной безопасности ответчиком заключен договор с ООО «Новапорт Трейдинг» об оказании консультационных услуг по аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности. Фактически аккредитацию они выполняют из 216 человек - 171 работник аттестованы. Считают, что довод истца об отсутствии надлежащей защиты и транспортной безопасности ОТИ является необоснованным, поскольку ответчик в полной мере обеспечивает своевременную и полную реализацию мер, предусмотренных Планом обеспечения безопасности, предпринял все зависящие от него меры для прохождения аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности.

Из письменных возражений ответчика на исковое заявление следует, что согласно п. 7.1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - ФЗ «О транспортной безопасности»), подразделения транспортной безопасности - осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица. В силу п.п. 3 п. 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, утвержденных постановлением Правительство Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Требование ТБ на ВТ от ДД.ММ.ГГГГ), субъект транспортной инфраструктуры обязан образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом (далее - План обеспечения безопасности) обеспечения транспортной безопасности ОТИ подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее в себя работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ), специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования. Ответчик, действуя в соответствии с требованиями п. 7.1 ст. 1, ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 8, ч. 1,2, 9 ст.12.1 ФЗ «О транспортной безопасности», пп. 3, 36 п. 6 Требований ТБ на ВТ от ДД.ММ.ГГГГ с 2017 года по настоящее время для защиты ОТИ аэропорт Пермь (Большое Савино) от актов незаконного вмешательства в качестве подразделения транспортной безопасности, на основании заключенных договоров, привлекает ФГУП «УВО Минтранса России». В силу прямого указания закона, содержащегося в п. 7.1 ст. 1 ФЗ «О транспортной безопасности» подразделение ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта - ФГУП «УВО Минтранса России» является подразделением транспортной безопасности, осуществляющим защиту ОТИ и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. При этом ФГУП «УВО Минтранса России» имеет аккредитацию при ФАВТ на проведение оценки уязвимости ОТИ и транспортных средств. До получения ответчиком свидетельства об аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности, защиту ОТИ аэропорт Пермь (Большое Савино) осуществляет ФГУП «УВО Минтранса России» (подразделение транспортной безопасности), служба транспортной (авиационной) безопасности Ответчика, в полном соответствии с ФЗ «О транспортной безопасности», Требованиями ТБ на ВТ от ДД.ММ.ГГГГ, и во взаимодействии с органами полиции и ФСБ. Кроме того, в соответствии с п. 7.2 ст. 1 ФЗ «О транспортной безопасности» силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств. Статья 12.1 ФЗ «О транспортной безопасности» содержит положения, определяющие подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности, аккредитацию подразделений транспортной безопасности. Ответчик обеспечивает соблюдение требований статьи 12.1 ФЗ «О транспортной безопасности» - силы обеспечения транспортной безопасности ответчика прошли подготовку и аттестацию в установленном законом порядке, тем самым персонал субъекта транспортной безопасности, связанный с обеспечением транспортной безопасности допущен к защите объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с Планом обеспечения транспортной безопасности. Право выполнять работы, связанные с обеспечением транспортной безопасности в качестве работника подразделения транспортной безопасности, подтверждается свидетельствами об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, выданными Росавиацией работникам ответчика. Так, количество аттестованных работников ответчика - 171 человек. Таким образом, довод истца об отсутствии надлежащей защиты и транспортной безопасности ОТИ является необоснованным, поскольку ответчик в полной мере обеспечивает своевременную и полную реализацию мер, предусмотренных Планом обеспечения безопасности, предпринял все зависящие от него меры для прохождения аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности. Действия ответчика по защите ОТИ аэропорт Пермь (Большое Савино) от актов незаконного вмешательства и привлечению в качестве подразделения транспортной безопасности ФГУП «УВО Минтранса России» для оказания соответствующих услуг, являются законными и обоснованными, поскольку полностью соответствуют ФЗ «О транспортной безопасности», Требованиям ТБ на ВТ от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», разрешая вопрос о допустимости понуждения должника исполнить обязанность в натуре, суд учитывает не только положения ГК РФ, иного закона или договора, но и существо соответствующего обязательства. Поскольку Ответчик, действуя добросовестно, реализовывает все меры, предусмотренные законодательством в области авиационной, транспортной безопасности и антитеррористической защищенности ОТИ, находится в финальной стадии получения свидетельства об аккредитации подразделения транспортной безопасности иск об обязании его обеспечить защиту ОТИ силами подразделения транспортной безопасности, аккредитованного для этой цели в установленном порядке не имеет ни правового, ни экономического обоснования. При названных обстоятельствах, требования прокурора о возложении на ответчика обязанности, которое в добровольном порядке и полном объеме самостоятельно исполняется ответчиком, является вмешательством в хозяйственную деятельность ответчика, что незаконно и недопустимо.

Третье лицо – Министерство транспорта Российской Федерации ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» (ФГУП «УВО Минтранса России») Средневолжский филиал, привлеченное к участию в деле протокольным определением ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание представителя не направило, в материалах дела имеется отзыв на исковое заявление, в котором содержится ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. Из письменного отзыва на исковое заявление следует, что ФГУП «УВО Минтранса России» является подразделением безопасности Министерства транспорта Российской Федерации и создано Минтрансом России в целях осуществления деятельности, предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «О ведомственной охране» по защите объектов, являющихся государственной собственностью, а также объектов иных форм собственности от противоправных посягательств. В пункте 2.2 Устава указано, что согласно пункту 7.1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «О транспортной безопасности» подразделения Предприятия, осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры), являются подразделениями транспортной безопасности. В силу вышеуказанной нормы Закона о транспортной безопасности ФГУП «УВО Минтранса России» является подразделением транспортной безопасности (по всем видам транспорта), и в дополнительной процедуре аккредитации не нуждается. Подразделение транспортной безопасности Минтранса России – ФГУП «УВО Минтранса России» при осуществлении деятельности в аэропорту «Большое Савино», в целях выполнения требований договора от ДД.ММ.ГГГГ, привлекает работников полностью соответствующих требованиям п/п 3 п.6 Требованиям по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требованиям по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта». Подразделение транспортной безопасности обеспечивает выполнение договорных обязательств силами 4 работников ежесуточно, в том числе 2 из которых включены в специально оснащенную мобильную группу быстрого реагирования, круглосуточно выполняющую задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной безопасности объекта инфраструктуры – аэропорт Пермь (Большое Савино). Весь личный состав суточного караула вооружен служебным оружием и спецсредствами. Подразделение транспортной безопасности оснащено переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра, транспортными средствами.

Суд, исследовав материалы гражданского дела, дело об административном правонарушении , принимая во внимание доводы, изложенные участниками процесса, установил следующие обстоятельства.

Статьей 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» определено, что под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; к субъектам транспортной инфраструктуры отнесены юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2020 № 1605 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта (далее – Требования).

В соответствии с подп. 3 п. 6 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности.

Частью 9 ст. 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» предусмотрена необходимость и порядок проведения аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности.

В ходе проведения проверки Пермской транспортной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки исполнения АО «Международный аэропорт «Пермь» законодательства об авиационной безопасности, о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объекта транспортной инфраструктуры 1 категории - аэропорта Большое Савино () установлено, что в нарушение п.7.1 ст. 1, ст. 8 Федерального закона «О транспортной безопасности», п. 6 ст. 84 Воздушного кодекса РФ, подп. 3 п. 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, АО «Международный аэропорт «Пермь» для защиты ОТИ аэропорт Пермь (Большое Савино) с марта 2020 года привлечено собственное подразделение по обеспечению транспортной безопасности - Служба авиационной (транспортной) безопасности, которое с момента создания до настоящего времени не имеет необходимую аккредитацию.

В нарушение ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О транспортной безопасности», подп. 36 п. 6 Требований АО «Международный аэропорт «Пермь» не обеспечена защита ОТИ аэропорт Пермь (Большое Савино), позволяющая выявлять и не допускать подготовку к совершению или совершение акта незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, ее частях, в секторе свободного доступа, перевозочном и технологическом секторах, на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры, а также на участках пересечения границ частей и указанных секторов зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.

Таким образом, юридическим лицом - АО «Международный аэропорт «Пермь» не исполнены требования законодательства Российской Федерации по обеспечению транспортной безопасности в отношении аэропорта .

Как следует из пояснений стороны ответчика, услуги по защите аэропорта от актов незаконного вмешательства оказывает Средневолжский филиал ФГУП «УВО Минтранса России», являющееся подразделением транспортной безопасности, в связи с чем требования закона по защите ОТИ аккредитованным подразделением транспортной безопасности им исполнены.

Средневолжский филиал ФГУП «УВО Минтранса России» в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет охрану границ территории (периметра) аэропорта Большое Савино () во исполнение требований п.п. 4, 6 ст. 84 Воздушного кодекса Российской Федерации, п. 4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Передав на основании возмездного договора под охрану Средневолжского филиала ФГУП «УВО Минтранса России» периметр аэропорта Большое Савино, АО «Международный аэропорт «Пермь» как субъект транспортной инфраструктуры свою обязанность, установленную в подп. 3 п. 6 Требований, в полном объеме не исполнило.

Согласно подп. 3 п. 6 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее в себя:

работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ);

специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, для которой в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также задачи по реагированию на нарушение внутриобъектового и пропускного режимов.

В соответствии с подп. 2 п. 7 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объектов транспортной инфраструктуры 1 категории дополнительно к требованиям, предусмотренным п. 6 настоящего документа, обязаны проводить:

досмотр всех объектов досмотра при их перемещении с территории и (или) части объекта транспортной инфраструктуры, находящихся вне зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в сектор свободного доступа, перевозочный и технологический секторы, а также из сектора свободного доступа в перевозочный и технологический секторы;

досмотр физических лиц и материально-технических объектов, в отношении которых выявлена связь с подготовкой к совершению или совершением актов незаконного вмешательства;

досмотр всех объектов досмотра при их перемещении из перевозочного сектора в технологический сектор и из технологического сектора в перевозочный сектор, за исключением лиц, обладающих постоянными пропусками для прохода на объект транспортной инфраструктуры, переносимых (перевозимых) ими материальных объектов, а также пассажиров, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей и иных объектов живой и неживой природы, прошедших в указанных секторах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры досмотр и сопровождаемых работниками сил обеспечения транспортной безопасности на борт воздушного судна в целях перевозки;

наблюдение и биометрическую идентификацию физических лиц, обладающих постоянными пропусками на объект транспортной инфраструктуры, при их перемещении из перевозочного сектора в технологический сектор и из технологического сектора в перевозочный сектор;

сверку и (или) проверку документов, являющихся правовыми основаниями для допуска физических лиц и перемещения материальных предметов в перевозочный и технологический секторы, наблюдение и (или) собеседование с объектами досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на контрольно-пропускных пунктах, постах объекта транспортной инфраструктуры в ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра. При перемещении объектов досмотра в сектор свободного доступа с территории, прилегающей к объекту транспортной инфраструктуры, допускается проведение сверки документов;

дополнительный досмотр на контрольно-пропускных пунктах, постах объекта транспортной инфраструктуры и в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры объектов досмотра, у которых (в которых) на контрольно-пропускных пунктах выявлено наличие предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, для распознавания этих предметов и веществ, а также материальных объектов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства;

выборочно дополнительный досмотр не менее 5 процентов объектов досмотра, перемещаемых в перевозочный сектор;

повторный досмотр при получении информации об угрозе совершения актов незаконного вмешательства в целях выявления физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению актов незаконного вмешательства, либо материально- технических объектов, которые могут быть использованы для подготовки и совершения актов незаконного вмешательства.

Кроме этого, в силу подп. 3 п. 7 Требований субъект транспортной инфраструктуры ОТИ 1 категории обязан выявлять нарушителей, а также подготовку к совершению или совершение актов незаконного вмешательства путем непрерывного контроля не менее чем 3 работниками сил обеспечения транспортной безопасности данных (информации), эксплуатационных и функциональных показателей технических средств обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии со ст. 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности» приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее - Правила ). Данными Правилами предусмотрены также особенности досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра на ОТИ воздушного транспорта (глава 6).

Согласно п.п. 17, 18 Правил досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и собеседование осуществляются уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности, аттестованными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 19 Правил КПП и посты организуются на границах зоны транспортной безопасности и (или) ее частей (секторов), а посты также и в зоне транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, в случаях и на периоды, отраженные в планах обеспечения транспортной безопасности, и оборудуются стационарными и (или) переносными (портативными) техническими системами и средствами, обеспечивающими обнаружение предметов и веществ, включенных в Перечни, а также выявление лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности и (или) на критические элементы ОТИ или ТС в соответствии со Схемой размещения и составом оснащения КПП и постов.

Количество КПП, постов, численность работников досмотра, а также работников, осуществляющих наблюдение и собеседование, определяются субъектом транспортной инфраструктуры в зависимости от режима работы ОТИ, объема перевозок, технической оснащенности КПП, постов (п. 20 Правил ).

На КПП, посты выделяется необходимое для достижения целей досмотра количество работников досмотра, работников, осуществляющих наблюдение и собеседование, из которых назначается старший работник досмотра на КПП или посту (п. 21 Правил ).

В целях исполнения данных требований транспортной безопасности по защите и охране аэропорта Пермь (Большое Савино) от актов незаконного вмешательства приказом генерального директора АО «Международный аэропорт «Пермь» от ДД.ММ.ГГГГ, а затем от ДД.ММ.ГГГГ «О создании подразделения транспортной безопасности» сформирована в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности на базе АО «Международный аэропорт «Пермь» служба транспортной (авиационной) безопасности, выполняющая функции подразделения транспортной безопасности.

Во исполнение подп. 10 п. 6 Требований генеральным директором АО «Международный аэропорт «Пермь» утверждено Положение о собственном сформированном подразделении транспортной безопасности. Последняя редакция Положения о службе транспортной (авиационной) безопасности утверждена ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 2.1 указанного Положения штатная численность подразделения транспортной безопасности определяется Генеральным директором АО «Международный аэропорт «Пермь», исходя из объема и характера выполняемых задач по реализации мер по защите ОТИ и ТС от актов незаконного вмешательства, определенных Планом обеспечения транспортной безопасности, с учетом количества КПП (постов), пунктов досмотра и их дислокации.

В разделе 3 Положения (п. 3.1) содержатся основные задачи и функции, которые должны выполнять сотрудники подразделения транспортной безопасности в соответствии с Планом обеспечения транспортной безопасности, в том числе:

защита ОТИ от актов незаконного вмешательства с целью обеспечения транспортной безопасности;

не допущение проникновения любых лиц в зону транспортной безопасности, ее части, в сектор свободного доступа, перевозочный и технологический секторы зоны транспортной безопасности ОТИ, на критический элемент ОТИ вне установленных (обозначенных) контрольнопропускных пунктов и постов ОТИ;

не допущение преодоления любыми лицами КПП и постов ОТИ без соблюдения условий допуска в зону транспортной безопасности или на критический элемент ОТИ;

обеспечение защиты технических средств обеспечения транспортной безопасности ОТИ от несанкционированного доступа к элементам управления, обработки и хранения данных;

обеспечение обнаружения предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, не допущение их перевозки, перемещения в зону транспортной безопасности ОТИ или ее части.

Также согласно п. 3.2 Положения сотрудники подразделения транспортной безопасности с использованием технических средств обеспечения транспортной безопасности должны обеспечивать идентификацию лиц или транспортных средств при перемещении их через КПП, посты на границах зоны транспортной безопасности, ее частей, сектора свободного доступа, перевозочного или технологического секторов зоны транспортной безопасности, обнаружение и распознавание характера событий, обнаружение физических лиц и транспортных средств, выявление нарушителей; проводить досмотр всех объектов досмотра при их перемещении с территории и (или) части ОТИ, находящейся вне зоны транспортной безопасности, в сектор свободного доступа, перевозочный и технологический секторы зоны транспортной безопасности ОТИ, дополнительный досмотр на КПП, постах, в зоне транспортной безопасности ОТИ объектов досмотра, повторный досмотр, наблюдение и собеседование, а также др. функции.

В соответствии с п. 4 Положения в состав службы транспортной (авиационной) безопасности аэропорта входят начальник службы, сменный начальник службы, группа быстрого реагирования, отдел охраны и досмотра воздушных судов, отдел досмотра, группа управления обеспечением транспортной безопасностью, бюро пропусков.

Во исполнение подп. 9 п. 6 Требований АО «Международный аэропорт «Пермь» Планом транспортной безопасности ОТИ Аэропорт Большое Савино () установлены границы зоны транспортной безопасности данного ОТИ, включающие в себя:

сектор свободного доступа, на котором в отношении физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, иных материальных объектов, а также животных, находящихся у физических лиц, и иных материально-технических объектов проводится досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр;

перевозочный сектор, допуск физических лиц в который осуществляется по перевозочным документам и пропускам установленных видов с учетом оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, предусмотрен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности ОТИ или ее часть;

технологический сектор, допуск в который ограничен для пассажиров и осуществляется по пропускам, установленных видов (раздел 4 Плана транспортной безопасности, дополнения к Плану транспортной безопасности).

В каждом секторе установлены контрольно-пропускные пункты и посты досмотра.

Всего на ОТИ АО «Международный аэропорт «Пермь» образовано 17 КПП и постов досмотра. Информация о количестве, местах размещения и оборудовании КПП и постов досмотра отражена в Плане транспортной безопасности и содержится в информации АО «Международный аэропорт «Пермь» от ДД.ММ.ГГГГ.

Во исполнение обязанности, предусмотренной в подп. 10 п. 6 Требований, АО «Международный аэропорт «Пермь» разработана и утверждена генеральным директором ДД.ММ.ГГГГ Инструкция по пропускному и внутриобъектовому режиму в аэропорту Пермь (Большое Савино) РД 24-024-2019, являющаяся приложением к Плану транспортной безопасности.

Согласно п. 5.10 данной Инструкции в целях выявления лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) и (или) перемещения в зону транспортной безопасности Аэропорта и (или) ее часть, на всех КПП проводятся: досмотр (п. 5.10.1 Инструкции); дополнительный досмотр (п. 5.10.2 Инструкции); повторный досмотр (п. 5.10.3 Инструкции); наблюдение и собеседование (п. 5.10.4 Инструкции).

В соответствии с п. 6.3 Инструкции проход (выход), въезд (выезд) лиц и транспортных средств в (из) зону транспортной безопасности Аэропорта осуществляется через установленные настоящей Инструкцией КПП:

КПП (служебный вход, первый этаж аэровокзала, российский сектор) - для допуска физических лиц и негабаритного багажа в зону транспортной безопасности круглосуточно;

КПП (служебный вход, второй этаж аэровокзала, российский сектор) - для допуска физических лиц и членов экипажа в зону транспортной безопасности круглосуточно;

КПП (служебный вход, второй этаж аэровокзала, международный сектор) - для допуска физических лиц, материальных объектов в международный сектор;

КПП - для допуска транспортных средств в зону транспортной безопасности Аэропорта круглосуточно;

КПП - для допуска персонала Аэропорта, материальных объектов в зону транспортной безопасности Аэропорта круглосуточно;

КПП (пункт досмотра грузов, почты и транспортных средств ООО «Аэропортовый грузовой комплекс») - для допуска персонала и транспортных средств в зону транспортной безопасности Аэропорта круглосуточно.

Из приведенных требований законодательства о транспортной безопасности, локальных актов ответчика об организации охраны Аэропорта следует, что защиту данного ОТИ круглосуточно должно обеспечивать подразделение транспортной безопасности, предотвращающее несанкционированный проход (проезд) лиц и транспортных средств, пронос запрещенных веществ и опасных устройств на территорию аэропорта на всех созданных на объекте КПП, постах, проводящее для этих целей досмотровые процедуры, наблюдение, собеседование, осуществляющее непрерывный контроль информации, поступающей с технических средств обеспечения транспортной безопасности.

По условиям договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между АО «Международный аэропорт «Пермь» и Средневолжским филиалом ФГУП «УВО Минтранса России», на территории Аэропорта дислоцировано 4 поста, охраняемых силами ФГУП «УВО Минтранса России» (2 - стационарные, 2 - передвижные), из которых только один пост образован на КПП (пост ). Состав смены ФГУП «УВО Минтранса России» в Аэропорту состоит всего из 4-х сотрудников охраны (стрелки и водитель).

Указанный количественный состав сотрудников, дислокация и назначение постов охраны обеспечивают охрану ОТИ - Аэропорт лишь по периметру, но с очевидностью не способны обеспечить в полном объеме защиту Аэропорта от актов незаконного вмешательства в области воздушного транспорта, в том числе обеспечивать досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр на всех КПП и постах ОТИ, досмотр воздушных судов, при наличии оснований проведение наблюдения и собеседования с физическими лицами на всех КПП и постах ОТИ, непрерывный контроль не менее чем 3 работниками данных (информации), эксплуатационных и функциональных показателей технических средств обеспечения транспортной безопасности.

На сегодняшний день функции полноценного подразделения транспортной безопасности фактически осуществляет Служба транспортной (авиационной) безопасности АО «Международный аэропорт «Пермь». В соответствии с представленной информацией количественный состав Службы транспортной (авиационной) безопасности АО «Международный аэропорт «Пермь» составляет 226 единиц, в том числе 91 инспектор по досмотру, 18 работников группы управления обеспечением транспортной безопасностью, 8 работников ГБР, 46 инспекторов по досмотру воздушных судов.

Постановлением Пермского районного судаот ДД.ММ.ГГГГ АО «Международный аэропорт «Пермь» по делу об административном правонарушении признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ. АО «Международный аэропорт «Пермь» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.вого суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление Пермского районного судаот ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, жалоба АО «Международный аэропорт «Пермь» - без удовлетворения.

Судом установлено, что созданное подразделение по обеспечению транспортной безопасности, осуществляющее охрану на объекте защиты - аэропорт Пермь (Большое Савино) не включено в реестр аккредитованных подразделений транспортной безопасности. Привлечение для защиты объекта ФГУП «УВО Минтранса России» - аккредитованного юридического лица, не исключает обязанности ответчика по соблюдению требований законодательства, в части аккредитации созданного собственного подразделения транспортной безопасности. Способность созданного АО «Международный аэропорт «Пермь» собственного подразделения транспортной безопасности осуществлять защиту Аэропорта от актов незаконного вмешательства в установленном порядке не подтверждена. ФГУП «УВО Минтранса России» оказывает услуги по договору только по охране границ территории (периметра) контролируемой зоны аэропорта Пермь (Большое Савино), т.е. осуществляет патрулирование по внешним границам территории объекта. Необходимое свидетельство об аккредитации юридического лица в качестве подразделения транспортной безопасности до настоящего времени АО «Международный аэропорт «Пермь» не получено.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что заявленные требования Пермского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению, поскольку АО «Международный аэропорт «Пермь» как субъект транспортной безопасности не обеспечило надлежащую защиту транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, что является неисполнением требований по обеспечению транспортной безопасности.

Суд находит, что срок, установленный истцом в исковом заявлении – шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу, в течение которого ответчик должен обеспечить защиту объекта транспортной инфраструктуры – аэропорт Пермь (Большое Савино) силами подразделения транспортной безопасности, аккредитованного для этой цели в установленном порядке, является разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности, в связи с чем приходит к выводу об установлении ответчику приведенного срока для исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Пермского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к АО «Международный аэропорт «Пермь» – удовлетворить.

Возложить на АО «Международный аэропорт «Пермь» обязанность обеспечить защиту объекта транспортной инфраструктуры – аэропорта Пермь (Большое Савино) силами подразделения транспортной безопасности, аккредитованного для этой цели в установленном порядке, в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба (апелляционное представление) в течение месяца со дня постановления решения суда в окончательной форме, в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.

Судья Пермского районного суда (подпись) Е.Г. Меледина

СПРАВКА

Мотивированное решение составлено 19 июля 2022 года.

Судья Пермского районного суда (подпись) Е.Г. Меледина

Копия верна:

Судья Е.Г. Меледина

Подлинный экземпляр находится в гражданском деле № 2-1422/2022

Пермского районного суда Пермского края

УИД 59RS0008-01-2022-001136-29