ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1423/19 от 22.03.2019 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 марта 2019 г. г. Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Безъязыковой М.Л., при секретаре судебного заседания Тарасенко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц и субъекта РФ – <адрес> к Министерству имущественных отношений <адрес> о возложении обязанности выполнить работы в отношении объектов незавершенного строительства, препятствующие несанкционированному доступу,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в Кировский районный суд <адрес> с иском к Министерству имущественных отношений <адрес>, требуя обязать ответчика выполнить работы в отношении объектов незавершенного строительства по адресу: <адрес>А, расположенных на земельном участке с кадастровым , препятствующие несанкционированному доступу неопределенного круга лиц внутрь объектов незавершенного строительства и на территорию строительной площадки, путем установки технических средств, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения градостроительного законодательства и законодательства о государственной собственности на поднадзорной территории. Установлено, что на земельном участке с кадастровым по адресу: <адрес>А расположены объекты незавершенного строительства. Указанный земельный участок и расположенные на нем объекты на основании приказа заместителя министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ были переданы из федеральной собственности в государственную собственность <адрес>. В настоящее время собственником земельного участка и расположенных на нем объектов является <адрес>, в лице Министерства имущественных отношений <адрес>, в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве имущественных отношений <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пп, что подтверждается выписками из ЕГРН. Строительство объектов было начато Министерством обороны РФ и не ведется более 20 лет, что подтверждается информацией из Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Выходом на место расположения указанных объектов незавершенного строительства установлено, что объекты имеют признаки бесхозяйности (отсутствует кровля, имеется деформация наружных стен, видны разрушения и осыпания конструкции здания), оконные и дверные проемы не заколочены, в том числе, несовершеннолетних на объекты незавершенного строительства. Результаты осмотра оформлены соответствующим актом от ДД.ММ.ГГГГ Доступность объекта для третьих лиц, в том числе несовершеннолетних, подтверждается представленной информацией из ОП МУ МВД России «Иркутское» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой за период ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано 8 сообщений о проникновении третьих лиц, в т.ч. несовершеннолетних на указанные объекты незавершенного строительства. Указанные обстоятельства создают большую вероятность причинения вреда жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних, ввиду непосредственной близости к объектам незавершенного строительства жилых домов, социально-значимых учреждений (ОГАУЗ «Городская Ивано- Матренинская детская клиническая больница»). Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, и в частности свободный доступ третьих лиц на объекты незавершенного строительства, вышеуказанная задача Министерством исполняется ненадлежащим образом. Подтверждением тому, в частности, является возбужденное ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 158 УК РФ, по факту кражи с объекта строительных материалов, которым причинен материальный ущерб <адрес> в особо крупном размере. В ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района Министерству имущественных отношений <адрес> вносилось представление об устранении нарушений законодательства в сфере градостроительной деятельности», по результатам рассмотрения которого Министерством был дан ответ, о том, что в целях препятствования несанкционированного доступа внутрь объекта и на территорию Министерством заключен договор об оказании охранных услуг. В настоящее время заключен договор на оказание охранных услуг с ООО «Бульдог-Москва». Вместе с тем, как следует из информации ОП МУ МВД России «Иркутское» от ДД.ММ.ГГГГ, сообщения о проникновении третьих лиц, в том числе несовершеннолетних на указанные объекты незавершенного строительства зарегистрированы в период действия договора охраны. Уголовное дело по факту кражи строительных материалов также возбуждено в период осуществления охраны объекта. Кроме того, из письма ОП МУ МВД России «Иркутское» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при неоднократных выездах по адресу: <адрес>А, на объекты незавершенного строительства сотрудники охранного агентства отсутствовали. Таким образом, принимаемые Министерством меры по воспрепятствованию несанкционированному доступу на объекты незавершенного строительства не являются эффективными. Фактически представление прокурора не исполнено.

В ходе судебного разбирательства по делу истец заявленные требования уточнил, просил обязать Министерство имущественных отношений <адрес> выполнить работы в отношении объектов незавершенного строительства по адресу: <адрес> расположенных на земельном участке с кадастровым , препятствующие несанкционированному доступу неопределенного круга лиц внутрь объектов незавершенного строительства и на территорию строительной площадки, путем обнесения земельного участка с кадастровым по периметру ограждением, закрытием дверных и оконных проемов, расположенных на первых этажах объектов незавершенного строительства на земельном участке с кадастровым , в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Куйбышевского района г.Иркутска – Винокуров М.В, действующий на основании поручения, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Иркутской области Сокольникова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснила, что Министерством в рамках осуществления правомочий собственника, в целях препятствования несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию с сентября 2017 г. заключаются договоры (государственные контракты) на оказание охранных услуг в отношении объектов недвижимого имущества по адресу: <адрес>А. В настоящее время охранные услуги в отношении данных объектов оказывает охранное агентство «Бульдог» на основании контракта от ДД.ММ.ГГГГ Спецификацией на оказание услуг по охране объектов предусмотрен тип охраны: патрулирование прилегающей территории без использования огнестрельного оружия, с использованием средств связи, дополнительного оборудования. На территории охраняемого объекта имеется стационарный пост охраны (будка), подключенный к электроснабжению, в которой круглосуточно ведут дежурство сотрудники охранного агентства. Кроме того, на территории установлен забор, препятствующий несанкционированному доступу.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее также - ГрК РФ) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 4 ГрК РФ).

Пунктом 1 статьи 55.25 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 5.1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" установлено, что Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" устанавливаются особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений.

Объектом технического регулирования в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" являются здания и сооружения любого назначения, а также связанные со зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) (ч. 1 ст. 3 Закона).

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: 1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; 2) разрушения всего здания, сооружения или их части; 3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; 4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства имущественных отношений <адрес> прокуратурой <адрес> было направлено представление об устранении нарушений в сфере градостроительной деятельности исх. .

Согласно ответу Министерства имущественных отношений <адрес>, направленному в прокуратуру <адрес> по результатам рассмотрения представления, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» на основании приказа заместителя министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, акта передачи объектов недвижимости в государственную собственность <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ из федеральной собственности в государственную собственность <адрес> были переданы земельный участок и расположенные на нем объекты незавершенного строительства по адресу: <адрес>А. Строительные работы на объектах незавершенного строительства федеральной собственности были прекращены более 20 лет назад без проведения необходимых мероприятий по консервации объектов. В целях соблюдения <адрес>ю, как собственником объектов незавершенного строительства, градостроительного законодательства и определения перспективы возобновления строительства объектов незавершенного строительства областным государственным учреждением «Управление капитального строительства <адрес>» проведено визуальное обследование строительных конструкций силами генерального подрядчика ООО «Предприятие Иркут – Инвест». По результатам обследования составлены отчеты, согласно которым рекомендовано для разработки проектно – сметной документации на капитальный ремонт или реконструкцию зданий выполнить детальное (инструментальное) обследование, включая инженерно – геологические исследования грунтов основания, с последующим выполнением статических и динамических расчетов зданий. Кроме того, в отчете отмечено критическое несоответствие зданий (литеры А, А2, Б1) требованиям норм и правил по строительству в сейсмических районах (по конструктивному решению и материалам), в связи с чем, рекомендовано выполнить их полный демонтаж. Результаты визуального обследования подтверждают необходимость выполнить детальное (инструментальное) обследование объектов. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пп утверждена государственная программа <адрес> «Экономическое развитие инновационная экономика» на 2015 – 2020 годы, в которой предусмотрены в 2017 г. бюджетные инвестиции в форме капитальных вложений в проектно – изыскательские работы и реконструкцию административного здания, расположенного по адресу: <адрес> «А», в объеме 30 000 тыс. руб. Исполнителем по мероприятиям является министерство строительства, дорожного хозяйства <адрес>. В связи с чем, министерством в министерство строительства, дорожного хозяйства <адрес> направлено обращение о закреплении объектов незавершенного строительства на праве оперативного управления за областным государственным учреждением «Управление капитального строительства <адрес>». До закрепления объектов на праве оперативного управления министерством предприняты меры, препятствующие несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки – заключен договор об оказании охранных услуг от ДД.ММ.ГГГГ,, кроме того, планируется восстановить утраченные фрагменты ограждения.

Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> произведен осмотр территории земельного участка с кадастровым по адресу: <адрес>А, на котором расположены объекты незавершенного строительства.

Поводом для проверки послужило обращение начальника ОП-6 МУ МВД России «Иркутское» в прокуратуру <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в отдел полиции регулярно поступают сообщения от обеспокоенных граждан на протяжении нескольких лет, о том, что на крыше заброшенного здания, расположенного по <адрес>, находятся несовершеннолетние дети. Установлено, что по адресу: <адрес> «А», находится производственный долгострой, многоэтажное здание. В данном здании работы не ведутся на протяжении многих лет, отсутствует остекление, двери. Здание огорожено бетонным забором, который имеет множественные повреждения. В результате в данное заброшенное здание имеется свободный доступ как лицам без определенного места жительства, так и несовершеннолетним детям. Лица без определенного места жительства разводят костры в здании, распивают спиртные напитки. Несовершеннолетние дети бегают по крышам, этажам, фотографируются по краю крыши, устраивают игры в заброшенном здании, чем подвергают свою жизнь и здоровье опасности. Ранее в ДД.ММ.ГГГГ. была направлена информация о том, что между Министерством имущественных отношений <адрес> и ООО ЧОП «Феникс Федерал» заключены договоры на оказание охранных услуг по обеспечению безопасности и охраны объекта. Однако при неоднократных выездах к данному зданию сотрудники данного ООО ЧОП отсутствовали.

Согласно акту осмотра помещения, территории и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ, составленному прокуратурой <адрес>, территория земельного участка с кадастровым по адресу: <адрес>А, на котором расположены объекты незавершенного строительства по периметру огорожена забором частично. Объект незавершенного строительства со стороны <адрес> забором не огорожен. На объекте незавершенного строительства возведено до 4 до 5 этажей. Оконные проемы со 2 по 5 этажи не заколочены. Оконные и дверные проемы на первом этаже со стороны <адрес> заколочены частично. В объект незавершенного строительства имеется свободный доступ третьих лиц путем проникновения через не заколоченные оконные проемы на первом этаже. На земельном участке с кадастровым расположены иные объекты незавершенного строительства. Территория земельного участка на котором расположены объекты незавершенного строительства является строительной площадки. Земельный участок с <адрес> огорожен бетонным забором, с <адрес> земельный участок огорожен забором частично, с <адрес> земельный участок забором не огорожен. В заборе имеется множество проходов, выбоин, дыр, забор частично завален, в связи с чем, доступ третьих лиц на строительную площадку не ограничен. Транспортного средства какого – либо охранного агентства, граждан в форменной спецодежде охранных агентств, вблизи объекта не имеется.

Как следует из ответа Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на обращение прокурора <адрес>, на основании приказа заместителя министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче объектов недвижимого имущества в государственную собственность <адрес>» и передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ в государственную собственность <адрес> из федеральной собственности приняты земельный участок с кадастровым и объекты недвижимости, расположенные по указанному адресу. На настоящий момент объекты учтены в реестре государственной собственности <адрес> в разделе «Государственная казна <адрес>». Между министерством имущественных отношений <адрес> и ООО «Бульдог-Москва» заключены договоры на оказание охранных услуг по обеспечению безопасности и охраны объектов.

Земельный участок с кадастровым по адресу: <адрес>, находится в собственности <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

Также в собственности <адрес> находятся объекты незавершенного строительства с кадастровыми номерами , , , , о чем свидетельствуют выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим функции по реализации областной государственной политики, нормативному правовому регулированию в области имущественных отношений, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, управлению государственной собственностью <адрес>, а также осуществляющим функции в сфере территориальной обороны и гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), пожарной безопасности, является Министерство имущественных отношений <адрес> (п. 1 Положения о Министерстве имущественных отношений <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 264/43-пп).

Из пояснений стороны ответчика в судебном заседании следует, что постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пп утверждена государственная программа <адрес> «Экономическое развитие инновационная экономика» на ДД.ММ.ГГГГ годы, в которой в рамках основного мероприятия «Осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности <адрес> административного назначения» запланировано проведение проектно – изыскательских работ по реконструкции административного здания, расположенного по адресу: <адрес>. Вместе с тем, в соответствии с правилами землепользования и застройки части территории <адрес>, включающей территорию в границах исторического поселения <адрес>, утвержденных решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, указанный земельный участок располагается в границах планировочного элемента П-01-07, в территориальной зоне – размещение объектов начального общего и среднего (полного) образования (ШЗ). Таким образом, градостроительная документация не предусматривает размещение на земельном участке объекта административного назначения, что не позволяет осуществлять строительство, реконструкцию указанных объектов до внесения соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки. Министерством имущественных отношений <адрес> строительная деятельность не осуществляется, о чем свидетельствует информационное письмо от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное в прокуратуру <адрес>.

Как следует из указанного информационного письма Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в государственной собственности <адрес> находится земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>А, с разрешенным использованием – деловое управление, общественное управление. На указанном земельном участке расположены объекты незавершенного строительства, также принадлежащие <адрес>. Согласно генеральному плану <адрес>, утвержденному решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении генерального плана <адрес>», указанный земельный участок расположен в зоне делового, общественного и коммерческого назначения (ОДЗ-201). Вместе с тем, в соответствии с правилами землепользования и застройки части территории <адрес>, включающей территорию в границах исторического поселения <адрес>, утвержденных решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, указанный земельный участок располагается в территориальной зоне – размещение объектов начального общего и среднего (полного) образования, что свидетельствует о нарушении органами местного самоуправления <адрес> требований ч.ч. 9, 10 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ. Министерством рассматривается возможность оспаривания в судебном порядке отказа администрации <адрес> по внесению изменений в Правила землепользования и застройки в части установления в отношении указанного земельного участка территориальной зоны делового, общественного и коммерческого назначения. Учитывая, что градостроительная документация не предусматривает на земельном участке размещения объекта административного назначения, у <адрес>, как собственника земельного участка и объектов незавершенного строительства отсутствует возможность в установленном законом порядке (с получением разрешительной документации) осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства до внесения соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки.

Вместе с тем, стороной ответчика не оспаривалось, что земельный участок с расположенными на нем объектами незавершенного строительства по адресу: <адрес> А находятся в собственности <адрес>, в том числе:

- объект незавершенного строительства, назначение: не определено, протяженность площадь застройки <данные изъяты> кв.м, степень готовности <данные изъяты>%, инв., лит.<данные изъяты> адрес (местонахождение) объекта: <адрес>

- объект незавершенного строительства, назначение: не определено, общая площадь <данные изъяты> кв.м, степень готовности <данные изъяты>%, инв., лит. <данные изъяты>, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>

- объект незавершенного строительства, назначение: не определено, общая площадь <данные изъяты> кв.м, степень готовности <данные изъяты>%, инв., лит. В, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>

- объект незавершенного строительства - столовая с убежищем, назначение: объект незавершенного строительства, площадь застройки <данные изъяты> кв.м, степень готовности <данные изъяты>%, инв., лит. Г, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>

- объект незавершенного строительства, назначение: объект незавершенного строительства, площадь застройки <данные изъяты> кв. м, степень готовности <данные изъяты>%, инв., лит. I, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>

В подтверждение того обстоятельства, что ответчиком предприняты меры по ограничению доступа на объекты посторонних лиц, стороной ответчика в материалы дела представлен контракт на оказание услуг по охране объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности <адрес>, заключенный между Министерством имущественных отношений <адрес> и ООО Охранное агентство «Бульдог», предметом которого является охрана объектов недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>

Спецификацией на оказание услуг по охране объектов, являющейся приложением к контракту, предусмотрен тип охраны: патрулирование прилегающей территорией без использования огнестрельного оружия, с использованием средств связи, дополнительного оборудования.

Между тем, заключение указанного контракта само по себе не свидетельствует о том, что ответчиком приняты достаточные меры, исключающие доступ на земельный участок по адресу: <адрес> А, и к находящимся на нем объектам незавершенного строительства.

Как усматривается из содержания информационного письма ОП-6 МУ МВД России «Иркутское», адресованного в прокуратуру <адрес>, копия которого представлена истцом в материалы дела, в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях отдела полиции МУ МВД России «Иркутское» за ДД.ММ.ГГГГ г.г., зарегистрированы сообщения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о нахождении на объектах незавершенного строительства по адресу: <адрес>, посторонних лиц. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ органами следствия возбуждено уголовное дело , по признакам состава преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 158 УК РФ, о том, что по <адрес> «А» похитили строительные материалы, принадлежащие Министерству имущественных отношений <адрес>, причинив тем самым материальный ущерб в особо крупном размере (8510173 руб.). По окончании предварительного следствия ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело приостановлено по п. 1 ч. 1 ст. 208 УК РФ.

Кроме того, срок оказания услуг по контракту , заключенному с ООО Охранное Агентство «Бульдог» ДД.ММ.ГГГГ, определен разделом 3 и установлен до ДД.ММ.ГГГГ

При таком положении, оценивая представленные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что до настоящего времени достаточных мер, препятствующих несанкционированному доступу на земельный участок по адресу: <адрес> А, и к находящимся на нем объектам незавершенного строительства, в том числе несовершеннолетних лиц, ответчиком до настоящего времени не принято, доказательств обратного суду предоставлено не было.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, прокурор правомерно обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, верно избрав способ защиты нарушенных прав, предусмотренный ст. 12 ГК РФ.

В соответствии со ст. ст. 45, 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, в т.ч. судебная.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрены такие способы защиты гражданских прав, как признание права и присуждение к исполнению обязанностей в натуре.

При таких обстоятельствах, оценивая представленные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований о возложении обязанности на Министерство имущественных отношений <адрес> выполнить работы в отношении объектов незавершенного строительства по адресу: <адрес>, расположенных на земельном участке с кадастровым , препятствующие несанкционированному доступу неопределенного круга лиц внутрь объектов незавершенного строительства и на территорию строительной площадки, путем восстановления ограждения земельного участка с кадастровым , закрытия дверных и оконных проемов, расположенных на первых этажах объектов незавершенного строительства на земельном участке с кадастровым .

Согласно ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

При этом в силу части 1 ст. 107 ГПК РФ процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные федеральным законом. В случаях, если сроки не установлены федеральным законом, они назначаются судом. Судом сроки должны устанавливаться с учетом принципа разумности.

Применительно к данной норме, суд вправе определить процессуальный срок исполнения решения о возложении на организацию – ответчика обязанности по выполнению мероприятий по собственной инициативе.

Разрешая данный вопрос и руководствуясь вышеизложенной нормой права, суд, с учетом доводов ответчика о предоставлении разумного срока, достаточного для исполнения решения суда и устранения установленных нарушений, принимая во внимание специальный порядок заключения контракта на выполнение необходимых работ во исполнение решения суда, полагает возможным определить процессуальный срок исполнения решения – в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

При этом суд не усматривает оснований для возложения на ответчика обязанности обнести земельный участок с кадастровым по периметру ограждением, поскольку, как усматривается из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленного прокуратурой <адрес>, данное ограждение существует, однако, в нем имеется множество повреждений в виде отверстий, позволяющих беспрепятственный проход на территорию земельного участка.

Таким образом, поскольку способ защиты права должен привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса, суд полагает возможным возложить на ответчика обязанность по восстановлению ограждения земельного участка с кадастровым .

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> - удовлетворить частично.

Обязать Министерство имущественных отношений <адрес> выполнить работы в отношении объектов незавершенного строительства по адресу: <адрес>, расположенных на земельном участке с кадастровым , препятствующие несанкционированному доступу неопределенного круга лиц внутрь объектов незавершенного строительства и на территорию строительной площадки, путем восстановления ограждения земельного участка с кадастровым , закрытия дверных и оконных проемов, расположенных на первых этажах объектов незавершенного строительства на земельном участке с кадастровым , в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В части требований по возложению на Министерство имущественных отношений <адрес> обязанности обнести земельный участок с кадастровым по периметру ограждением - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий М.Л. Безъязыкова

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ