Дело № 2-1424/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 августа 2020 года гор. Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи - Устьянцевой-Мишневой О.О.,
при секретаре судебного заседания - Тимощенко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства, третье лицо: Краевое государственное казенное учреждение «Комсомольское лесничество», по заявлению третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Краевого государственного казенного учреждения «Комсомольское лесничество» к ФИО1 о возложении обязанности осуществить демонтаж (снос) временных построек, восстановить (рекультивировать) территорию строительства на земельном участке, взыскании денежной суммы (пункт 1 статьи 330 ГК РФ) на случай неисполнения судебного акта,
У С Т А Н О В И Л:
Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации, обратился с настоящим иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
(дата) Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках рассмотрения обращения гражданина проведена проверка соблюдения ИП ФИО1 требований природоохранного законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственной деятельности на земельном участке лесного фонда. В ходе указанной проверки установлено, что ФИО1 владеет земельным участком лесного фонда (адрес) на основании договора аренды от (дата)(№). Участок предоставлен для ведения сельского хозяйства (пчеловодство). В соответствии с Лесохозяйственным регламентом (иные данные), утвержденным приказом управления лесам Правительства Хабаровского края (дата)(№)(адрес) относится к защитным - нерестоохранным полосам лесов. Приказом Минприроды России от (дата)(№) утверждены Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства (далее - Правила). Данными правилами установлено, что в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства. Однако, на указанном земельном участке лесного фонда ФИО1 возведены следующие некапитальные строения: две беседки, два омшаника (помещения для зимовки пчел), два блок модуля (жилые комнаты), домик сторожа, три сарая (в двух содержаться животные, куры и дикие кабаны), две теплицы. При этом, исходя из указанного выше Перечня, три сарая (в двух содержаться животные, куры и дикие кабаны) и две теплицы являются недопустимыми к размещению на земельном участке объектами лесной инфраструктуры, а содержание животных в водоохраной зоне (иные данные) является нецелевым использованием земельного участка. Кроме того, было установлено, что проекта освоения лесов ФИО1 не имеет, лесную декларацию об использовании лесов не подавал, что предусмотрено действующим законодательством. Проведенной проверкой также установлено, что ИП ФИО1 при осуществлении хозяйственной деятельности (пчеловодство) на земельном участке лесного фонда предпринимателем в Амурском территориальном управлении Росрыболовства не получено согласование на осуществление деятельности в водоохраной зоне водного объекта (иные данные). По данным фактам нарушений лесного и водного законодательства прокурором ИП ФИО1 (дата) внесено представление, которое рассмотрено (дата), ответ на обращение представлен в прокуратуру (дата).
В нарушение ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», указанные выше нарушения лесного законодательства, выразившие в возведении построек не предусмотренных распоряжением Правительства РФ от 17.07.2012 № 1283-р, индивидуальным предпринимателем в месячный срок не устранены.
Согласно ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 35 ФЗ № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита, в том числе, охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, ИП ФИО1 нарушены права Российской Федерации на верховенство указанных федеральных законов на всей территории Российской Федерации.
В силу ст. 76 ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Статья 11 ГК РФ предусматривает судебную защиту гражданских прав.
Согласно ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 35 ФЗ № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Обращаясь с иском в суд, истец просит возложить на ИП ФИО1 обязанность по демонтажу (сносу) трёх сараев (в двух содержаться животные, куры и дикие кабаны) и двух теплиц, расположенных на земельным участком лесного фонда площадью (адрес).
В ходе судебного заседания представитель КГКУ «Комсомольское лесничество» Управление лесами Правительства Хабаровского края – ФИО2, действующий на основании доверенности, представил исковое заявление о вступлении в дело в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями о возложении на ИП ФИО1 обязанности устранить нарушение лесного законодательства. В обоснование требований указал, что (дата) с согласия Арендодателя Управления лесами Правительства Хабаровского края между ФИО3 и ИП ФИО1 (далее - Арендатор) было заключено соглашение к договору (№) от (дата) на аренду лесного участка для ведения сельского хозяйства (пчеловодства) (далее - Договор). Согласно Договора, Арендатору передан земельный участок на площади (иные данные), имеющий месторасположение: (адрес) сроком 10 лет с момента государственной регистрации (дата). Установлен вид использования лесным фондом - постановка ульев.
В соответствии с пп. «в» п. 12 Договора Арендатор обязан «в установленном порядке разработать и предоставить Арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы».
В соответствии с п. 1.1 Проекта освоения лесов утвержденного приказом управления лесами Правительства Хабаровского края (дата)(№) срок действия настоящего Проекта по (дата).
В соответствии с пп. «а» п. 10 Договора Арендатор имеет право «приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего Договора после... представления Арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Однако, обязательство по разработке и предоставлению Арендодателю проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы Арендатором не исполнено.
Пунктом 13 Договора, предусмотрена ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных Договором, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Договором.
(дата) заведующим филиала «(иные данные)» ФИО4, совместно с инженером по охране и защите леса КГКУ «Комсомольское лесничество» ФИО5, была проведена проверка в части выполнения обеспечения противопожарной безопасности в лесах указанных в договоре аренды. В результате проверки выявлено, что ИП ФИО1 использует лесной участок без разработанного в установленном порядке проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
В силу п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор аренды участка лесного фонда для сельскохозяйственного использования (пчеловодство) от (дата)(№) подписан сторонами, отвечает требованиям гл. 34 ГК РФ, вступил в законную силу, то есть с момента его подписания сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, в том числе по обязанности использования земельного участка в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
В силу части 1 статьи 72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Частью 3 статьи 25 Лесного кодекса РФ установлено, что использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) по состоянию на (дата), (дата) в ЕГРИП была внесена запись о государственной регистрации прекращения физическим лицом ФИО1 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно п.1 ст.451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или бы заключен на значительно отличающихся условиях.
(дата) между ФИО1 и КГКУ «Комсомольское лесничество» в связи с прекращение арендатором своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также завершением срока действия Договора (№) от (дата) составлен Акт приема-передачи лесного участка (№), Договор аренды лесного участка (№) от (дата) заключенный между Правительством Хабаровского края и индивидуальным предпринимателем ФИО1 расторгнут в связи с существенным изменением обстоятельств из которых стороны исходили при заключении договора.
Согласно Акта приема-передачи лесного участка (№) от (дата) на лесном участке имеются временные строения (две беседки, два омшаника, два блока модуля (жилые комнаты), домик сторожа, три сарая, две теплицы.
В соответствии со ст. 622 ГК РФ, при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Если арендатор не возвратил арендованное имущество, либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки.
В соответствии со ст. 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. Прекращение лицом своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не освобождает данное лицо от обязательств, возникших в период осуществления им индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица.
Объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадет надобность в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, - рекультивации. После расторжения договора аренды лесного участка ФИО1 не произвел снос временных построек, очистку и рекультивацию земель на которых располагались постройки. Лесной участок не был передан по акту приема передачи в состоянии пригодном для ведения лесного хозяйства с характеристиками лесного участка установленными проектом освоения лесов на момент завершения пользования после прекращения действия договора.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, является самовольной постройкой, подлежащая сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
В соответствии с изложенным, указанный объект является самовольной постройкой и подлежит сносу в установленном действующим законодательством порядке.
Согласно п.1 ст.308.3 ГК РФ установлено, что в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено данным Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства; суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (п. 1 ст. 330 ГК РФ) на случай неисполнения указанного судебного акта.
По смыслу данной нормы и разъяснений, приведенных в п. 28-36 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 (ред. от 07.02.2017) «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», суд может присудить денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (судебную неустойку) в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре.
Судебная неустойка является дополнительной мерой воздействия на должника, мерой стимулирования и косвенного принуждения.
Исходя из общих принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из недобросовестного поведения, учитывая фактические обстоятельства дела, а также руководствуясь принципом обязательности исполнения вступивших в законную силу судебных актов, в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства полагаю обоснованным взыскание неустойки исходя из 1 000 руб. в день (что составляет 10 минимальных размеров оплаты труда, установленных ст. 5 ФЗ № 82-ФЗ от 19.06.2000 «О минимальном размере оплаты труда»).
Согласно п. 1 ст. 308.3 ГК РФ размер судебной неустойки подлежит определению судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ).
При определении размера присуждаемой денежной суммы суду следует исходить из того, что исполнение судебного акта должно для ответчика оказаться более выгодным, чем его неисполнение.
Суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре.
Судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства (часть 4 статьи ГПК РФ, части 1 и 21 статьи 324 АПК РФ).
Исходя из общих принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из недобросовестного поведения, учитывая фактические обстоятельства дела, а также руководствуясь принципом обязательности исполнения вступивших в законную силу судебных актов, в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства полагаю обоснованным взыскание неустойки исходя из 1000 рублей в день (что составляет 10 минимальных размеров оплаты труда, установленных статьёй 5 Федерального закона № 82-ФЗ от 19.06.2000 «О минимальном размере оплаты труда»).
Приведенные основания подтверждают, что предмет спора по настоящему делу связан с защитой прав и законных интересов заявителя и дело не может быть рассмотрено без его участия.
Обращаясь с заявлением, заявитель просит возложить на ФИО1 обязанность осуществить демонтаж (снос) двенадцати некапитальных строений, а именно (две беседки, два омшаника, два блока модуля (жилые комнаты), домик сторожа, три сарая, две теплицы, установленных на земельном участке на площади (иные данные), имеющий месторасположение: (адрес)), ранее переданной в аренду ИП ФИО1 по договору аренды лесного участка (№) от (дата); возложить на ответчика ФИО1 обязанность восстановить (рекультивировать) территорию строительства на земельном участке на площади (иные данные), имеющий месторасположение: (адрес)), ранее переданной в аренду ИП ФИО1 по договору аренды лесного участка (№) от (дата) за счет средств ответчика в срок до (дата). Взыскать с ответчика ФИО1 в доход федерального бюджета Хабаровского края денежную сумму (пункт 1 статьи 330 ГК РФ) на случай неисполнения судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) в размере 1000 рублей за каждый день просрочки ответчиком ФИО1 исполнения решения суда по настоящему делу, с первого дня, следующего за днем вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
(дата) определением суда по настоящему гражданскому делу по исковому заявлению Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства, Привлечено в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - КГКУ «Комсомольское лесничество» Управление лесами Правительства Хабаровского края, освобождено от участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
В судебном заседании представитель природоохранного прокурора настаивал на удовлетворении заявленных требований по изложенным в иске основаниям и дополнительно суду пояснил, что ответчик неверно толкует нормы материального права. С вынесенным представлением ответчик был согласен, никаких возражений с его стороны не поступило, частично ответчик исполнил требования прокурора и лишь устранил нарушения в области природоохранного законодательства. Постройки на спорном земельном участке возведены в нарушение закона.
Ответчик ФИО1 в зал судебного разбирательства не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке.
Представитель ответчика ФИО6, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представлены письменные пояснения существо которых сводится к тому, что индивидуальный предприниматель ФИО1 прекратил предпринимательскую деятельность и в настоящее время является физическим лицом, которое заключило договор аренды на спорный участок. Ответчиком получено заключение, согласно которому на спорном земельном участке разрешено сохранение временных построек, которые не причиняют вреда лесам, водным биологическим ресурсам.
Представитель третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, КГКУ «Комсомольское лесничество» Управление лесами Правительства Хабаровского края в зал судебного разбирательства не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке.
Третье лицо Управление лесами Правительства Хабаровского края в зал судебного разбирательства не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, которые надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте судебного разбирательства, не сообщивших об уважительности причин неявки, не просивших об отложении судебного разбирательства.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Согласно выписке из ЕГРИП (дата) в ЕГРИП внесена запись о регистрации прекращения физическим лицом ФИО1 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Далее судом установлено, что Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках рассмотрения обращения гражданина (дата) проведена проверка соблюдения ИП ФИО1 требований природоохранного законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственной деятельности на земельном участке лесного фонда. В ходе указанной проверки установлено, что ФИО1 владеет земельным участком лесного фонда (адрес) на основании договора аренды от (дата)(№). Участок предоставлен для ведения сельского хозяйства (пчеловодство). В соответствии с Лесохозяйственным регламентом (иные данные), утвержденным приказом управления лесам Правительства Хабаровского края (дата)(№)(адрес) относится к защитным - нерестоохранным полосам лесов (стр. 23 Лесохозяйственного регламента).
Приказом Минприроды России от 21.06.2017 № 314 утверждены Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства (далее - Правила). Данными правилами установлено, что в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства. Пунктом 10 Правил определено, что граждане использующие леса для ведения сельского хозяйства, имеют право создавать согласно ч. 1 ст. 13 Лесного кодекса Российской Федерации лесную инфраструктуру (лесные дороги, лесные склады и. другую) и размещать согласно ч. 2 ст. 38 Лесного кодекса Российской Федерации на предоставленных лесных участках ульи и пасеки, возводить изгороди, навесы и другие временные постройки. Конкретный Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов утвержден распоряжением Правительства РФ от 17.07.2012 № 1283-р (далее - Перечень).
Согласно подп. в п. 1 Перечня в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных в водоохранных зонах, и на особо защитных участках лесов, за исключением заповедных лесных участков допускается создание следующих объектов лесной инфраструктуры: лесная дорога, лесной проезд, квартальная просека, мост пешеходный, площадка для разворота пожарной техники, пожарный наблюдательный пункт (вышка, мачта, павильон), пожарный водоем (в том числе подземный резервуар и водохранилище), противопожарный разрыв, посадочная площадка для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, пожарная скважина, устройство отбора воды на пожарные нужды, щит и навес для размещения противопожарного инвентаря, система для осушения лесных площадей (дамбы, перепускные сооружения, шлюзы, устройства регулирования уровня вод), сооружение противоэрозионное, гидротехническое и противоселевое, сооружение противооползневое, навес, обустроенное место для разведения костра и отдыха, лесохозяйственный, лесоустроительный знак, информационный щит, аншлаг.
Также подп. б п. 7 Перечня помимо объектов, указанных в пункте 1 настоящего Перечня определены допустимые объекты лесной инфраструктуры для использования лесов в целях ведения сельского хозяйства: улей, изгородь, некапитальное строение, сооружение для бытовых нужд, навес, некапитальное строение, сооружение для первичной обработки продукции, склад для размещения кормов и хозяйственного инвентаря (некапитальное строение, сооружение).
Прокурорской проверкой (дата) установлено, что на указанном земельном участке лесного фонда ФИО1 возведены следующие некапитальные строения: две беседки, два омшаника (помещения для зимовки пчел), два блок модуля (жилые комнаты), домик сторожа, три сарая (в двух содержаться животные, куры и дикие кабаны), две теплицы.
При этом, исходя из указанного выше Перечня, три сарая (в двух содержаться животные, куры и дикие кабаны) и две теплицы являются недопустимыми к размещению на земельном участке объектами лесной инфраструктуры, а содержание животных в водоохраной зоне реки Гур является нецелевым использованием земельного участка.
Кроме того, ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Одновременно с этим, ч.ч. 1, 2 ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута.
Прокурорской проверкой установлено, что проекта освоения лесов ФИО1 не имеет, лесную декларацию об использовании лесов не подавал.
В соответствии с ч. 5 ст. 2 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.
Законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов основывается, в том числе на принципе учета значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на водные биоресурсы (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»).
Исходя из смысла требований ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. ч. 1 и 2 ст. 65 Водного кодекса РФ, ч. 1 и 2 ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», ведение любой деятельности, которая может оказать влияние на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания прямо или косвенно, должно осуществляться только при наличии оценки воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, плана мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания и согласования их с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
В соответствии со статьей 50 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при строительстве объекта капитального строительства и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, согласно которым деятельность юридических, физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, внедрению новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, подлежит согласованию с территориальным органом Федерального агентства по рыболовству.
Пунктом 4 Правил установлены требования к заявке о согласовании, а подпунктом «б» пункта 5 Правил приведен перечень документов, прилагаемых к заявке при осуществлении иной деятельности (копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей осуществление иной деятельности, документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания).
Таким образом, в соответствии с указанными выше нормами права, предприятию для осуществления хозяйственной деятельности, нормативно обозначенной в качестве иной деятельности, оказывающей воздействие на среду обитания водных биологических ресурсов, надлежит получить согласование, предусмотренное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 384, в соответствующем уполномоченном органе.
Кроме того, Росрыболовством и его территориальными органами согласовывается деятельность, осуществляемая не только в акватории водного объекта, но и на суше, в случае проведения работ в пределах водоохранной и рыбоохраной зон, а также за их пределами, если по результатам оценки воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания, обязательность проведения которой предусмотрена статьей 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды», установлено, что такая деятельность может на них воздействовать. Рассматриваемая процедура принятия решения о согласовании деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется Росрыболовством (его территориальными органами) вне зависимости от наличия права пользования поверхностными водными объектами (решение Верховного Суда РФ от 25.10.2017 № АКПИ17-713).
Территориальным органом Росрыболовства на территории Хабаровского края, а также Амурской и Еврейской автономной областей, является Амурское территориальное управление Росрыболовства.
Проведенной проверкой установлено, что ИП ФИО1 допускается нарушение указанных норм законодательства, а именно, при осуществлении хозяйственной деятельности (пчеловодство) на земельном участке лесного фонда предпринимателем в Амурском территориальном управлении Росрыболовства не получено согласование на осуществление деятельности в водоохраной зоне водного объекта реки Гур.
По данным фактам нарушений лесного и водного законодательства прокурором ИП ФИО1 (дата) внесено представление, которое рассмотрено (дата), ответ на обращение представлен в прокуратуру (дата).
Из смысла представленного ответа на преставление прокурора следует, что ИП ФИО1 нарушения, выразившиеся в возведении трёх сараев (в двух содержаться животные, куры и дикие кабаны) и двух теплицы, не устранены.
Между тем, судом установлено, что Амурское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее - Управление) рассмотрело комплект документов ФИО1, представленный (дата) в составе документов указанных в заявке от (дата) №(№).
Впоследствии ФИО1 получил в безвозмездное пользование земельный участок площадью (адрес). Номер учетной записи в государственном лесном реестре: (№), кадастровый (№), в целях ведения сельского хозяйства (пчеловодство) для собственных нужд с соблюдением правового режима защитных лесов (ценные леса - нерестоохранные полосы лесов), сроком на 5 лет со дня государственной регистрации договора безвозмездного пользования.
На берегу (адрес) арендованного участка расположены: сарай (иные данные) сарай (иные данные), сарай (иные данные), теплица (иные данные) теплица (иные данные), омшаник (иные данные), омшаник (иные данные), беседка -(иные данные), домик пасечника - (иные данные), домик сезонных рабочих - (иные данные), 120 домиков (ульев) - (иные данные), туалет - (иные данные).
Все строения на участке временные и не имеют фундамента. Строения находятся в водоохранной зоне (иные данные). Сооружения были установлены ранее в (дата). На участке оборудован биотуалет с системой очистки Топол-эко.
Питьевая вода для нужд пасеки привозная из скважины г. Комсомольск-на-Амуре. Забор воды из (иные данные) не предусмотрен. Строительство каких-либо новых объектов на арендуемом участке не предполагается. На участке не предусмотрено какое-либо движение строительной или иной техники. В процессе работы вырубка леса не планируется, так как на арендуемом участке леса нет. Для сбора хозяйственно-бытовых отходов и мусора от уборки помещений установлена металлическая емкость (за пределами водоохранной зоны). Бытовой мусор вывозится в г. Комсомольск-на-Амуре на полигон ТБО.
Срок аренды участка - с (дата) по (дата) гг.
Далее судом установлено, что (иные данные) протяженностью (иные данные) км. берет начало на западных склонах хребта (иные данные) и впадает с правого берега в протоку (иные данные) на 6 км. от устья протоки, далее протока соединена с (иные данные) на (иные данные) км. от устья протоки и протекает по территории двух муниципальных районов Солнечного и Комсомольского.
В (иные данные) нерестятся и нагуливаются острорылый ленок, тупорылый ленок, сиг-хадары, амурский сиг, нижнеамурский хариус, желтопятнистый хариус, сибирский хариус, таймень, налим, амурская щука, ауха (китайский окунь), змееголов, амурский бычок, амурская широколобка, обыкновенная малоротая корюшка, сом ФИО7, амурский сом, косатка-плеть, китайская косатка-скрипун, косатка ФИО8, сибирский голец-усач, восьмиусый голец (лефуа), мелкочешуйный желтопер, азиатский вьюн, сибирская щиповка, маньчжурская лептобоция, амурский плоскоголовый жерех, подуст-чернобрюшка, пескарь-лень, монгольский краснопер, пестрый толстолобик, речная абботина, обыкновенный гольян, амурский язь (чебак), пятнистый конь, сазан, пескарь, серебряный карась, белый амурский лещ, белый амур, верхогляд, корейская востробрюшка. В значительном количестве заходит в реку на нерест осенняя кета и в небольших количествах - сима, горбуша и летняя кета.
В период ведения хозяйственной деятельности предусмотрены мероприятия по охране водных биоресурсов.
Мероприятия по охране водной среды при проведении работ направлены на сохранение режима поверхностного стока, предохранения водотока от загрязнения, обеспечение сохранности ихтиофауны.
Мероприятия по охране окружающей среды:
- образующиеся в процессе работ ТБО будут собираться в полиэтиленовые пакеты, и вывозиться для утилизации.
При осуществлении хозяйственной деятельности запрещается:
- выбрасывать отходы любого рода;
- осуществлять выброс вредных веществ в атмосферу с нарушением установленных нормативов;
- разводить открытый огонь и сжигать отходы любого рода.
В границах водоохранной зоны не будет проводиться:
- рубка береговой растительности;
- использование сточных вод для удобрения почв;
- движение и стоянка транспортных средств (иных специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
- использование химических средств борьбы с пылеобразованием;
- размещение складов ГСМ, мест складирования и захоронения отходов:
- в прибрежной защитной полосе исключается складирование отвалов размываемых грунтов;
- не допускается распашка земель.
Хабаровским филиалом ФГБНУ «ВНИРО» подготовлена оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания, с учетом расчета прогнозируемого ущерба и разработке мероприятий по возмещению ущерба в натуральном и денежном выражении при аренде существующего земельного участка площадью (иные данные), расположенного в Комсомольском муниципальном районе ((адрес) при ведении сельского хозяйства (пчеловодства) для собственных нужд.
Величина ущерба рыбным запасам (в натуральном выражении) определяется по Методике исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, утвержденной приказом Росрыболовства от (дата)(№) (далее - Методика).
Деятельность, осуществляемая ФИО1 не приведет к:
- разрушению донной поверхности и образованию зоны повышенной мутности, следовательно, к гибели кормовых организмов;
- прямому воздействию на рыб, их гибели, либо нарушению нерестовых площадей;
- нарушению условий миграции молоди рыб в период активного ската;
- нарушению нерестовых миграций рыб.
При эксплуатации уровень антропогенной нагрузки не изменится, строительство каких-либо новых объектов на арендуемом участке не предполагается. На участке не планируется какое-либо движение строительной или иной техники.
При проведении оценки воздействие на ВБР и среду их обитания намеченной хозяйственной деятельности факторов негативного воздействия не выявлено.
В связи с тем, что при проведении работ не произойдет деструкция дна водотока, нарушение растительного покрова в водоохранной зоне и исключается забор воды из водного объекта, определение размера вреда водным биологическим ресурсам не требуется.
Производство работ, при ведении сельского хозяйства (пчеловодства) для собственных нужд, при безаварийном (штатном) режиме, с учетом проведения запланированных природоохранных мероприятий не повлечет потери водных биоресурсов.
На основании вышеизложенного, Управлением принято решение о согласовании ФИО1 деятельности на ведение сельского хозяйства (пчеловодства) для собственных нужд в водоохранной зоне (адрес) в период с (дата) при условии соблюдения предусмотренных природоохранных мероприятий.
Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст.3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Иском в силу теории гражданского процессуального права признается обращение в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права. Иск должен содержать предмет и основания, отсутствие одного из данных элементов, предполагает отсутствие нарушенного или оспариваемого права. В частности ст.131 ГПК РФ предполагает указать, в чем нарушение или угроза нарушения права и законного интереса, а также доказательства такого нарушения.
В настоящее время доказательств нарушения природоохранного законодательства истцом и третьим лицом, заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора, не представлено.
Анализируя в совокупности вышеуказанные нормы права в области природоохранного законодательства, нормы гражданского законодательства, гражданско-процессуального законодательства, а также установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что в настоящее время нарушений действующего природоохранного законодательства со стороны ФИО1 не усматривается.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства, третье лицо: Краевое государственное казенное учреждение «Комсомольское лесничество», по заявлению третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Краевого государственного казенного учреждения «Комсомольское лесничество» к ФИО1 о возложении обязанности осуществить демонтаж (снос) временных построек, восстановить (рекультивировать) территорию строительства на земельном участке, взыскании денежной суммы (пункт 1 статьи 330 ГК РФ) на случай неисполнения судебного акта, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд гор. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья О.О.Устьянцева-Мишнева