ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1424/2021 от 06.04.2021 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-1424/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Хабаровск 06 апреля 2021 года

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Прокопчик И.А.,

при секретаре судебного заседания Слончаковой А.И.,

с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителей ответчиков ФИО3, Пика И.А., представителя третьего лица ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО5 к министерству строительства Хабаровского края, администрации г. Хабаровска о предоставлении жилого помещения,

установил:

ФИО1, ФИО5 обратились в суд с иском к министерству строительства Хабаровского края о предоставлении жилых помещений, в обоснование требований указав, что они зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является собственником данного жилого помещения (двухкомнатной квартиры), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Управлением Росреестра по Хабаровскому краю. В результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года, <адрес> попал в зону затопления. Администрация Индустриального района г. Хабаровска обещала решить вопрос о расселении из аварийного жилья в ближайшие сроки. Ей была указано на возможность указания района, в котором истец хотела бы получить квартиру, но впоследствии квартиры предлагались то в Северном, то в Южном микрорайонах, то в поселке Тополево. Указанные районы не подходили истцам, поскольку им важно жить рядом с родителями, так как за ними нужен уход. Затем ФИО1 неоднократно обращалась в министерство строительства по этому вопросу к министру ФИО8, на приеме в присутствии комиссии пообещали, что дадут квартиру в строящемся доме по <адрес>, но нужно немного подождать, когда дом будет сдан. Впоследствии дом был сдан, но квартира не выделена. ФИО1 проживает в квартире с совершеннолетней дочерью ФИО5, ее гражданским мужем и их сыном. Приобрести новое жилье у них нет возможности. Квартира пришла в негодность не по вине истца. Проживание в данном доме является опасным, а также невозможно из-за сырости летом, холода зимой. Прошло 7 лет с момента наводнения. Просят обязать ответчика предоставить истцам жилые помещения в нужном им районе г. Хабаровска.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г. Хабаровска.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено министерство социальной защиты населения.

В судебное заседание истец ФИО5 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась судом надлежащим образом, в связи с чем, суд на основании п. 3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебном заседании истцы уточнили исковые требования, просят обязать ответчика предоставить им благоустроенное жилое помещение исходя из общей площади жилого помещения 42 кв.м в г. Хабаровске, указав, что у ФИО1 и членов ее семьи отсутствуют в собственности иные жилые помещения, что подтверждается уведомлением из Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ, а также справкой КГБУ «Хабкрайкадастр», в связи с чем, истцу и членам ее семьи негде проживать. Согласно решению Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ по делу КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску», Министерство строительства Хабаровского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю необходимо устранить нарушения закона, допущенные при принятии решения по заявлению ФИО6 на включение в списки граждан РФ, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения. Согласно уведомлению Министерства строительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ комитетом государственного строительного надзора Правительства края ДД.ММ.ГГГГ в Министерство строительства края предоставлен список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате ЧС, в отношении которых не реализованы меры социальной поддержки, в том числе и семья ФИО1 В целях обеспечения жильем граждан, утратившим жилые помещения в результате ЧС и не обеспеченных до настоящего времени жилыми помещениями, принято постановление Правительства края от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающее предоставление мер социальной поддержки таким гражданам путем исполнения утвержденных судом мировых соглашений, заключенных на стадии исполнительного производства по решениям судов о предоставлении жилых помещений данным гражданам. В связи с тем, что ФИО1 утратила жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации, она и члены ее семьи имеют право на получение мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения. Просят суд обязать ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение ФИО1 и ФИО5 исходя из общей площади жилого помещения 42 кв.м в г. Хабаровске.

В судебном заседании истец ФИО1, представитель истца ФИО2 поддержали требования в полном объеме, дополнительно пояснили, что ФИО1 отказалась от предложенных ей жилых помещений, поскольку в связи с юридической безграмотностью не знала, что в данном случае законом не предусмотрена возможность выбора района города, в котором может быть предоставлена квартира. Вместе с тем в настоящий момент истцы по-прежнему значатся в списке граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате ЧС, в отношении их не реализованы меры социальной поддержки. Отсутствие в настоящее время порядка предоставления мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от ЧС, не свидетельствует об отсутствии у ответчика обязанности предоставить жилое помещение, а заключение мирового соглашения возможно на стадии исполнения решения суда.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства строительства Хабаровского края Пика И.А. возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, указав, что у Министерства строительства Хабаровского края в настоящий момент отсутствуют полномочия по предоставлению жилых помещений. Ранее истцы отказались от получения жилых помещений, так как их не устраивали предложенные районы города, в настоящий момент на это денежные средства в бюджете не заложены, возможно лишь заключение мировых соглашений на стадии исполнения судебных актов. В решении Центрального районного суда г. Хабаровска, на которое ссылается истец, указано, что истец ФИО6 имеет право на предоставление мер социальной поддержки как член семьи собственника жилого помещения. На момент ЧС она собственником не являлась.

В судебном заседании представитель администрации г. Хабаровска ФИО3 просила в удовлетворении требований к администрации отказать, поскольку ответственным исполнителем государственной целевой программы Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, п. 6.2.9 которого утратил силу в настоящее время, является министерство строительства Хабаровского края. Истцы в администрацию г. Хабаровска с заявлением о предоставлении жилого помещения не обращались.

В судебном заседании представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения Хабаровского края дала пояснения, подробно изложенные в письменном отзыве, оставив рассмотрение искового заявление на усмотрение суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов гражданам нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. 25, 40 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом «з» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 18 Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Предоставление мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений путем строительства нового жилья взамен утраченных жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 г., осуществлялось в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 г. (Приложение № 15 к Государственной программе Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ (введен постановлением Правительства Хабаровского края от 21.10.2013г. ; в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от 24.03.2014г. , от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно Приложению в указанных редакциях, органом уполномоченным на формирование списка граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений, органом уполномоченным на предоставление государственному заказчику сведений о гражданах, включенных в утвержденный единый список, в отношении которых не заключен государственный контракт на строительство жилья, являлось министерство строительство края.

В ходе рассмотрения дела установлено, что истцы ФИО1, ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы в квартире по адресу: <адрес>.

На основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ Араун (ранее Апсалямова (свидетельство о перемене имени от ДД.ММ.ГГГГ) Ю.А. является собственником указанной выше квартиры, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права .

Заключением городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> признан непригодным для проживания.

Администрации г. Хабаровска ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о сносе указанного дома и переселении граждан, проживающих в нем.

Вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ решением Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ по делу установлено, что ФИО9 зарегистрирована и фактически проживает в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, между ней и ее матерью ФИО11ДД.ММ.ГГГГ, то есть до введения ЧС на территории г. Хабаровска заключен договор купли-продажи указанной квартиры. Основанием для отказа ФИО10 в предоставлении мер социальной поддержки послужило отсутствие государственной регистрации права заявителя на утраченное жилое помещение на момент ЧС. Данный отказ является незаконным, поскольку заявитель была зарегистрирована и проживала в принадлежащей ей на праве собственности квартире с ДД.ММ.ГГГГ, является членом семьи на период объявления ЧС собственника указанного жилого помещения, не проживающего в нем, право собственности не было зарегистрировано ею в установленном законом порядке, поскольку сделка была заключена с близким родственником – ее матерью. Заявитель, являясь членом семьи собственника жилого помещения, признанного непригодным для проживания в результате ЧС, и не имеющая другого жилья, пригодного для проживания, постоянно проживающая на момент ЧС в указанном жилом помещении, относится к числу лиц, на которых распространяются меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения взамен утраченного. Признан незаконным отказ в удовлетворении заявления ФИО10 на включение в список граждан РФ, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, на предоставление меры поддержки в форме предоставления жилого помещения, оформленные уведомлением КГКУ «Центр социальной поддержки населения в по г. Хабаровску» от ДД.ММ.ГГГГ. На Краевое государственное казенное учреждение «Центра социальной поддержки населения по г. Хабаровску», министерство строительства Хабаровского края, Управление Федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю устранить нарушения закона, допущенные при принятии решения по заявлению ФИО10 на включение в список граждан РФ, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, на предоставление меры поддержки в форме предоставления жилого помещения, повторно рассмотрев указанное заявление.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате ЧС, на состав семьи 2 человека, включая ее дочь ФИО5

Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ КГКУ «Центр социальной поддержки населения» ФИО10 включена в список граждан РФ, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате ЧС, на получение меры поддержки в виде предоставления жилого помещения общей площадью 42 кв.метра на состав семьи два человека (список , утвержденный ДД.ММ.ГГГГ).

Из ответа министерства строительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с ДД.ММ.ГГГГ порядки, предусматривающие предоставление мер социальной поддержки в форме предоставления (приобретения, строительства) жилых помещений гражданам, пострадавшим в результате ЧС, в том числе на основании судебных решений, вступивших в законную силу, признаны утратившими силу. Комитетом государственного строительного надзора Правительства края ДД.ММ.ГГГГ в министерство строительства края представлен список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате ЧС, в отношении которых не реализованы меры социальной поддержки, в который включена семья ФИО1 составом 2 человека. В целях обеспечения жильем граждан, утративших жилые помещения в результате ЧС и не обеспеченных до настоящего времени жилыми помещениями, принято постановление Правительства края от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающее предоставление мер социальной поддержки таким гражданам путем исполнения утвержденных судом мировых соглашений, заключенных на стадии исполнительного производства по решениям судов о предоставлении жилых помещений данным гражданам. На состав семьи 2 человека размер социальной выплаты в IV квартале 2020 г. составляет <данные изъяты>. Расчет осуществлен исходя из норматива общей площади жилого помещения 42 кв.м и средней расчетной цены 1 кв.м общей площади жилого помещения, установленной администрацией г. Хабаровска на IV квартал 2020 г. в размере <данные изъяты>.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на праве собственности принадлежит квартира по адресу: <адрес>, иного недвижимого имущества на праве собственности она не имеет.

В соответствии со справкой КГБУ «Хабкрайкадастр» от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением об отсутствии в ЕГРН сведений от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1, ФИО5 право собственности на объекты недвижимого имущества не зарегистрировано.

Таким образом, право истцов на получение мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения взамен утраченного органами исполнительной власти Хабаровского края не оспаривается, истцов из Единого списка граждан Российской Федерации, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, на предоставление меры социальной поддержки в виде строительства нового жилья взамен утраченного, не исключали, решение об исключении уполномоченным органам не выносилось.

Вместе с тем, несмотря на признание министерством строительства Хабаровского края права истцов на получение мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения взамен утраченного, в ходе рассмотрения дела установлено, что истцы до настоящего времени жилым помещением не обеспечены, что также указанным ответчиком не оспаривалось.

Разрешая требование истцов об обязании предоставить им меру социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения, суд исходит из следующего.

Раздел 5 Порядка, регламентирующий предоставление жилых помещений путем их строительства гражданам, избравшим меру поддержки в виде строительства жилья, признан утратившим силу постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в государственную программу Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ» (далее - постановление Правительства края ).

Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства края право на получение мер социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения путем его строительства в соответствии с Порядком в редакции, действующей до вступления в силу указанного постановления, сохраняется за следующими категориями граждан:

подавшими до вступления в силу настоящего постановления в краевые государственные казенные учреждения - центры социальной поддержки населения заявления, в которых выражено пожелание на получение мер социальной поддержки в виде строительства, с приложением документов, указанных в Порядке, и соответствующими условиям, предусмотренным пунктами 1.2, 1.2[1], 1.2[2], 1.4, 1.5, 1.7, 1.8 раздела 1 Порядка;

право которых на получение меры социальной поддержки в виде строительства жилого помещения установлено решением суда.

Таким образом, граждане, включенные в список граждан для предоставления жилых помещений, и до настоящего времени не обеспеченные жилыми помещениями, подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с процедурой, установленной ранее действующим Порядком.

Последующее изменение порядка предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 г., на основании судебных решений, вступивших в законную силу, путем исполнения утвержденных судом мировых соглашений, заключенных на стадии исполнительного производства по решениям судов о предоставлении жилых помещений данным гражданам (п. 14.4 действующей редакции Программы), также не может являться основанием к отказу в требованиях об обязании ответчика обеспечить истцов жилым помещением. Вопросы порядка и способа исполнения судебного решения подлежат разрешению при его исполнении.

Суд приходит к выводу о том, что исходя из изложенных выше нормативных актов, органом, на который возложена обязанность по предоставлению меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения взамен утраченного, является министерство строительства Хабаровского, в связи с чем, требования истцов к указанному ответчику об обязании предоставить им благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 42 кв. метров в пределах г. Хабаровска, подлежат удовлетворению.

Таким образом, оснований для возложения указанной обязанности на администрацию г. Хабаровска суд не усматривает по изложенным основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1, ФИО5 к министерству строительства Хабаровского края удовлетворить.

Обязать министерство строительства Хабаровского края предоставить ФИО1, ФИО5 благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 42 кв. метров в пределах г. Хабаровска.

В удовлетворении исковых требований к администрации г. Хабаровска отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.

Мотивированное решение суда составлено 13.04.2021.

Судья И.А. Прокопчик