ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1425/14Г от 11.07.2014 Железнодорожного районного суда г. Пензы (Пензенская область)

  Дело № 2-1425/14г.

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 11 июля 2014 года

 Железнодорожный районный суд г. Пензы

 В составе председательствующей судьи Г.К. Иртугановой

 При секретаре М.А. Ермаковой

 Рассмотрев в открытом судебном заседании

 Гражданское дело по иску Контишева А.Е. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области о понуждении заключить договор купли-продажи с лицом, признанным победителем аукциона

 У С Т А Н О В И Л :

 Контишев А.Е.обратился в суд с данным иском, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области в приложении к газете «<данные изъяты>» № было размещено извещение о проведении аукциона по продаже имущества, обращенного в собственность государства, а именно: лот. № автомобиль легковой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска.

 В соответствии с условиями п. 4 извещения, ДД.ММ.ГГГГ им на счет ТУ Росимущества был внесен задаток в размере <данные изъяты> руб. и подана заявка на участие в аукционе по продаже указанной автомашины.

 ДД.ММ.ГГГГ Протоколом № заседания комиссии по проведению аукционов по продаже имущества, находящегося в федеральной собственности, он признан победителем аукциона по продаже имущества, обращенного в собственность государства, легкового автомобиля <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, VIN №, первоначальный VIN №.

 Согласно п.п. 3, 4 Протокола договор купли-продажи автомашины должен был быть заключен организатором торгов с победителем торгов не ранее 10 и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания Протокола.

 Последний срок для заключения договор купли-продажи был ДД.ММ.ГГГГ., однако до настоящего времени договор купли-продажи с ним не заключен.

 Полагая действия ответчика противоречащими установленным нормам закона, просит суд обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области заключить с ним Контишевым А.Е., признанным протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ победителем аукциона, договор купли-продажи автомашины <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, VIN №, первоначальный VIN №.

 В судебном заседании истец Контишев А.Е. и его представитель Доломанова О.А., действующая в порядке ст. 53 ч. 6 ГПК РФ, исковые требования поддержали, основывая их на изложенном в исковом заявлении и дополнениях к нему.

 Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области (далее Управление) Шарков Т.А., действующий на основании доверенности ( в деле), возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

 Выслушав мнения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области в соответствии с Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ был проведен аукцион по реализации имущества, обращенного в собственность государства.

 Аукцион проведен в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», что подтверждается представителем ответчика в судебном заседании.

 Извещение о проведении аукциона было опубликовано на официальном сайте Управления и в приложении к газете «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ.

 Способ реализации имущества, обращенного в собственность государства, посредством открытого аукциона, проводимого на основе положений Закона о приватизации, был выбран ТУ Росимущества в Пензенской области на основании ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 На реализацию путем проведения аукциона было выставлено имущество, обращенное в собственность государства, в том числе автомашина <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, VIN №, первоначальный VIN №.

 ДД.ММ.ГГГГ Контишевым А.Е. на счет Управления за участие в аукционе по продаже имущества был перечислен задаток в размере <данные изъяты> руб., что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.

 По результатам аукциона Контишевым А.Е. и представителем Управления был подписан протокол № от ДД.ММ.ГГГГ.

 Согласно п. 4 указанного протокола договор купли-продажи между организатором торгов и победителем торгов заключается не ранее десяти и не позднее пятнадцати рабочих дней со дня подписания протокола.

 До настоящего времени договор купли-продажи сторонами не подписан, в связи с чем, истец просит обязать Управление заключить с ним указанный договор.

 Суд полагает требования истца не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии со ст.ст. 1, 2 ч. 2, 3, Закона № 178-ФЗ от 21.12.2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

 Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

 Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

 В соответствии со ст. 3 вышеуказанного закона в редакции от 02.11.2013г. настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.

 Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:

 1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;

 2) природных ресурсов;

 3) государственного и муниципального жилищного фонда;

 4) государственного резерва;

 5) государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;

 6) государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

 7) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;

 8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также федерального имущества, передаваемого государственным корпорациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации;

 9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

 10) государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;

 11) акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;

 12) акций открытого акционерного общества, а также ценных бумаг, конвертируемых в акции открытого акционерного общества, в случае их выкупа в порядке, установленном статьей 84.8 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";

 13) имущества, переданного центру исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;

 14) имущества, передаваемого в собственность Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства в качестве имущественного взноса Российской Федерации;

 15) федерального имущества в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики;

 16) имущества, передаваемого в собственность Российского научного фонда в качестве имущественного взноса Российской Федерации.

 Отчуждение указанного в настоящем пункте государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами.

 Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

 К отношениям по отчуждению государственного и муниципального имущества, не урегулированным настоящим Федеральным законом, применяются нормы гражданского законодательства.

 Таким образом, движимое имущество в виде автомашины, обращенной в собственность государства, не является тем исключением, на которое не распространяется действие закона РФ № 178-ФЗ от 21.12.2001г.

 Такие изменения, позволяющие соответствующим органам вывести спорное имущество из-под действия закона, были внесены лишь 27.05.2014г. и начали свое действие с 07.06.2014г.

 В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

 Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

 Поскольку прямого указания в законе о распространении внесенных изменений на возникшие ранее правоотношения не имеется, оснований для применения вновь введенной нормы закона, у суда не имеется.

 В соответствии со ст. 7, 8, 13, 14, 15, 18 Закона РФ № 178-ФЗ от 21.12.2001г. прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждается Правительством Российской Федерации на срок от одного года до трех лет.

 В прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества указываются основные направления и задачи приватизации федерального имущества на плановый период, прогноз влияния приватизации этого имущества на структурные изменения в экономике, в том числе в конкретных отраслях экономики, характеристика федерального имущества, подлежащего приватизации, и предполагаемые сроки его приватизации.

 Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем периоде.

 Разработка проекта прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на плановый период осуществляется в соответствии с основными направлениями внутренней политики Российской Федерации, определенными Президентом Российской Федерации, с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, программами и задачами, определенными решениями Правительства Российской Федерации (в том числе при подведении итогов приватизации федерального имущества за отчетный период) и иными решениями Правительства Российской Федерации.

 Не позднее чем за восемь месяцев до начала очередного финансового года федеральные органы исполнительной власти представляют в Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти предложения о приватизации имущественных комплексов находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, осуществляющих деятельность в соответствующей их компетенции отрасли экономики, иного федерального имущества.

 Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, федеральные государственные унитарные предприятия, а также открытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности, иные юридические лица и граждане вправе направлять в Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти свои предложения о приватизации федерального имущества.

 Порядок разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества устанавливается Правительством Российской Федерации.

 Используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества: продажа государственного или муниципального имущества на аукционе.

 Решение об условиях приватизации федерального имущества принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества.

 В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:

 наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);

 способ приватизации имущества;

 начальная цена имущества, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с абзацем шестнадцатым пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона;

 срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);

 иные необходимые для приватизации имущества сведения.

 Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества.

 Под информационным обеспечением приватизации государственного или муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя опубликование в средствах массовой информации, размещение в информационных системах общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационных сетях, прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, актов планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже указанного имущества и об итогах его продажи.

 Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в официальном печатном издании, а также размещению на официальном сайте в сети "Интернет", сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети "Интернет", официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (далее также - сайты в сети "Интернет") не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

 Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества, подлежащее опубликованию в официальном печатном издании, должно содержать, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, следующие сведения:

 1) наименование государственного органа или органа местного самоуправления, принявших решение об условиях приватизации такого имущества, реквизиты указанного решения;

 2) наименование такого имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества);

 3) способ приватизации такого имущества;

 4) начальная цена продажи такого имущества;

 5) форма подачи предложений о цене такого имущества;

 6) условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов;

 7) размер задатка, срок и порядок его внесения, необходимые реквизиты счетов;

 8) порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок, предложений;

 9) исчерпывающий перечень представляемых покупателями документов;

 10) срок заключения договора купли-продажи такого имущества;

 11) порядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи такого имущества;

 12) ограничения участия отдельных категорий физических лиц и юридических лиц в приватизации такого имущества;

 13) порядок определения победителей (при проведении аукциона, специализированного аукциона, конкурса) либо лиц, имеющих право приобретения государственного или муниципального имущества (при проведении его продажи посредством публичного предложения и без объявления цены);

 14) место и срок подведения итогов продажи государственного или муниципального имущества.

 На аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.

 Аукцион является открытым по составу участников.

 Предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений о цене) или заявляются ими открыто в ходе проведения торгов (открытая форма подачи предложений о цене). Форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества определяется решением об условиях приватизации.

 Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

 При равенстве двух и более предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе, закрытом по форме подачи предложения о цене, победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше других заявок.

 Для участия в аукционе претендент вносит задаток в размере 10 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества.

 Документом, подтверждающим поступление задатка на счет, указанный в информационном сообщении, является выписка с этого счета.

 В течение пятнадцати рабочих дней с даты подведения итогов аукциона с победителем аукциона заключается договор купли-продажи.

 Передача государственного или муниципального имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи не позднее чем через тридцать дней после дня полной оплаты имущества.

 Решением центрального аппарата Росимущества Управлению было направлено письмо от 14.1ё1.2012г. № МК-20/51385, в котором доведено решение о приостановке реализации имущества, обращенного в собственность государства, до особого распоряжения.

 Основанием для этого письма послужило предписание ФАС России от 10.04.2012г. № АЦ/10798, в соответствии с которым Росимуществу предписывалось осуществлять реализацию имущества, обращенного в собственность государства в порядке, установленном законом о приватизации с включением подлежащего приватизации имущества в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества.

 Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика спорная автомашина в прогнозный план приватизации включена не была.

 Прогнозные планы (программы) приватизации федерального имущества, утверждаемые распоряжениями Правительства РФ, - это ненормативные акты, которые содержат перечень федеральных государственных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем периоде; в них присутствуют также общая характеристика федерального имущества, планируемого к приватизации, и предполагаемые сроки приватизации

 Включение федерального имущества в программу приватизации является необходимым этапом в рамках его отчуждения. В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" решение об условиях приватизации федерального имущества принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества. Если имущество в индивидуальном порядке не включено в этот план, то административный акт не может быть принят, а договор купли-продажи заключен. Отсутствие юридического факта в виде включения государственного имущества в план означает недействительность решения об условиях приватизации и договора приватизации.

 Таким образом, анализ вышеприведенных норм, позволяет суду сделать вывод о нарушении закона при проведении аукциона по продаже автомашины, что в свою очередь, не позволяет обязать Управление заключить с истцом договор купли-продажи.

 Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

 Р Е Ш И Л :

 Отказать в удовлетворении иска Контишеву А.Е. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области о понуждении заключить договор купли-продажи с лицом, признанным победителем аукциона.

 Решение суда может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Пензы в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения.

 Решение суда изготовлено 16.07.2014г.

 Судья        Г.К. Иртуганова