Дело №2-1425/2017
Резолютивная часть решения
объявлена судом в судебном
заседании 28 сентября 2017 года
Мотивированное решение суда
составлено 02 октября 2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Михайловск 28 сентября 2017 года
Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Гладских Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску государственного казенного учреждения "Служба весового контроля Республики Башкортостан" (г. Уфа) к ФИО1 о взыскании суммы ущерба причиненного автомобильным дорогам общего пользования республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение "Служба весового контроля Республики Башкортостан" (г. Уфа) обратилось в Шпаковский районный суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании суммы ущерба причиненного автомобильным дорогам общего пользования республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении весового контроля на 67 км а/д Уфа-Инзер-Белорецк сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан было произведено взвешивание транспортного средства марки MAN, модель 18.413, регистрационный номер №, полуприцеп марки KRONE, модель SDP 27, регистрационный номер №, принадлежащие ответчику, под управлением ФИО1
Факт принадлежности транспортного средства ответчику подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства на седельный тягач 26 21 №, полуприцеп 26 21 №.
Взвешивание производилось на весовом оборудовании (ВА-40Д – весы автомобильные переносные) фирмы МЕТА, заводской номер №. Данные весы признаны пригодными к применению и поверены ДД.ММ.ГГГГ, что удостоверено оттиском поверительного клейма на весовое оборудование в паспорте весового оборудования, свидетельством о поверке №, что подтверждает достоверность результатов взвешивания.
По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля был составлен акт № о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от ДД.ММ.ГГГГ. Также был зафиксирован факт перевозки тяжеловесного груза без специального разрешения, предусмотренного ч. 1 ст. 31 Федерального Закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ. Сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам, составила 292144 рублей. Указанная сумма в добровольном порядке в 10-дневный срок, как предусмотрено актом взвешивания, уплачена не была.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 15, 1064 ГК РФ, истец просит суд взыскать с ФИО1 в пользу государственного казенного учреждения "Служба весового контроля Республики Башкортостан" (г. Уфа) сумму ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза в размере 292144 рублей.
Представитель истца – государственного казенного учреждения "Служба весового контроля Республики Башкортостан" (г. Уфа), будучи надлежащим образом извещенными о дате, месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, обратился к суду с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик ФИО1, будучи надлежащим образом извещенными о дате, месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Суд в соответствии с. 3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным начать и окончить рассмотрение дела в отсутствие неявившегося представителя истца и ответчика, по имеющимся в деле материалам.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 03 час. 21 мин. на пункте весового контроля, расположенном на 67 км а/д Уфа-Инзер-Белорецк, произведено взвешивание транспортных средств – тягача марки MAN, модель 18.413, регистрационный номер № и полуприцепа марки KRONE, модель SDP 27, регистрационный номер №, принадлежащие ФИО1, под управлением последнего.
Факт принадлежности транспортного средства ответчику подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства на седельный тягач 26 21 №, полуприцеп 26 21 №.
В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а также отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза предусмотренного частью 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закона). По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля составлен акт № о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, рассчитанная истцом, составила 292144 рублей.
Указанная сумма в добровольном порядке в 10-дневный срок, как предусмотрено актом взвешивания, уплачена не была. ГКУ Служба весового контроля РБ направило претензионное письмо (исх. №) от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты суммы ущерба, однако денежные средства в возмещение ущерба уплачены не были.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 31 Закона, пунктом 1.4 Инструкции движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи. Для получения специального разрешения требуется, в том числе возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
В силу пункта 11 статьи 11, части 8 статьи 31 Закона Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Как установлено судом распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 20.02.2015 № 173-р вводились временные ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 01.04.2015 по 30.05.2015 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона в случае принятия решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов.
В силу пункта 4 статьи 30 Закона в случае принятия решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничений или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом.
Как следует из акта № от ДД.ММ.ГГГГ весовой контроль проводился и нарушения установлены на 67 км а/д Уфа-Инзер-Белорецк, которая находится в ведении Республики Башкортостан.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден "Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения" (далее - Порядок осуществления временных ограничений).
Согласно пункту 1.3. Порядка осуществления временных ограничений временные ограничения или прекращение движения вводятся на основании соответствующего распорядительного акта о введении ограничения или прекращения движения.
Правительством Республики Башкортостан издано распоряжение от 06.02.2014 N 76-р «О временном ограничении движения в весенний период по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значений». Пунктом 3 настоящего распоряжения Государственному казенному учреждению Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан вменена обязанность обеспечить установку временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузки на оси транспортного средства, на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значений.
Ответчик, возражая против исковых требований, ссылается в том числе и на отсутствие в период введенного ограничения движения временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузки на оси транспортного средства, на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значений Республики Башкортостан.
Суд при оценке доводов ответчика исходит из пункта 5.7 ГОСТ Р 52290-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации, предусматривающего нанесение на дорожные знаки маркировки о дате и времени их установки», пунктов 11 и 12 «Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ», утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 711 от 15.06.1998, предусматривающим, что установка и снятие технических средств организации дорожного движения (к которым относятся дорожные знаки) производится соответствующими организациями с разрешения ГИБДД.
Доказательств получения разрешения органов ГИБДД на установку и согласования мест расположения дорожных знаков "3.12" в материалы дела не представлено.
При изложенных обстоятельствах суд признает недоказанным факт установки в порядке, предусмотренном Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", ограничительных знаков "3.12" ("Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства") согласно "ГОСТ Р 52290-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования", при въезде на региональные и (или) межмуниципальные дороги Республики Башкортостан, по которым осуществлялось движение транспортного средства ответчика.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ стороной истца не представлено доказательств, подтверждающих выполнение пункта 3 распоряжения Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 76-р.
Вместе с тем, указанные доводы ответчика также подтверждаются фактом не привлечения должностным лицом ГИБДД, составившим акт № о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от ДД.ММ.ГГГГ, ответчика ФИО1 к административной ответственности по ст. 12.21.1 КоАП РФ, (нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства).
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований государственного казенного учреждения "Служба весового контроля Республики Башкортостан" (г. Уфа) к ФИО1 о взыскании ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суда в течение месяца через Шпаковский районный суд Ставропольского края
Судья Е.В. Гладских