дело № 2-1425/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
28 ноября 2018 года город Набережные Челны
Тукаевский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Гайфуллина Р.Р., при секретаре Юнусовой Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к исполнительному комитету Тукаевского муниципального района, исполнительному комитету Малошильнинского сельского поселения о возложении обязанности произвести перерасчет арендной платы по договору аренды земельного участка,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с иском к исполнительному комитету Тукаевского муниципального района (далее по тексту – Исполком), исполнительному комитету Малошильнинского сельского поселения с иском о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка на новый срок, указав, что на праве аренды пользуется земельным участком с кадастровым №, площадью <данные изъяты> из категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для ведения садоводства, расположенным в <адрес> на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ которым размер арендной платы предусмотрен с нарушением законов, исходя из рыночной стоимости земельного участка. Оспаривая договор в части установления размера арендной платы исходя из рыночной стоимости земельного участка, а также принцип расчета арендной платы, просил обязать Исполком заключить дополнительное соглашение к договору аренды с определением арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельного участка и с учетом Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан «Об арендной плате за землю», а также произвести перерасчет арендной платы, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 в заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исполнительный комитет Малошильнинского сельского поселения представителя в судебное заседание не направил, в установленном законом порядке извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель Исполкома ФИО2 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска, указав на добровольность заключения договора аренды.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2015), утвержденного 26 июня 2015 года Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, в силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22, согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата, размер арендной платы определяется договором аренды.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, а также приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и в Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К их числу относятся принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования; принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя; принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Как следует из материалов дела, ФИО1 на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ владеет и пользуется на праве аренды земельным участком с кадастровым №, площадью <данные изъяты>, из категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для ведения садоводства, расположенным в <адрес>; земельный участок передан в аренду без торгов, сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 2.1 договора арендная плата предусмотрена в размере 19198 руб, пункт 7.1 - изменение условий договора допускается по соглашению сторон, вносимые изменения и дополнения рассматриваются сторонами в месячный срок и оформляются в виде дополнительного соглашения, которое не требует государственной регистрации.
Как следует из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым № составляет 2115,27 руб, зарегистрировано право аренды ФИО1 на земельный участок.
На заявление истца Исполком ответом от ДД.ММ.ГГГГ отказал в заключении дополнительного перерасчете размера арендной платы, указав на добровольность заключения договора аренды.
Между тем, исходя из положений пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", действовавшего до 01 марта 2015 года, и пункта 2 части 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые предоставлены в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
9 февраля 1995 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято Постановление N 74 «Об арендной плате за землю», которым утверждено Положение о порядке определения размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан и государственная собственность на которые не разграничена (далее - Положение).
В пункте 2.1 раздела 2 Положения приведена формула расчета размера годовой арендной платы за пользование земельными участками:
А = Рс x Кф, где:
А - размер годовой арендной платы,
Рс - размер ставки земельного налога,
Кф – поправочный коэффициент к ставкам земельного налога, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка, указанный в приложении N 1.
При установлении арендной платы за земельный участок с кадастровым № необходимо руководствоваться Положением, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 74 от 9 февраля 1995 года "Об арендной плате за землю", и исходя из требований статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации о том, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (пункт 60), спор об изменении или расторжении договора может быть рассмотрен судом по существу только в случае представления истцом доказательств, подтверждающих принятие им мер по урегулированию спора с ответчиком, предусмотренных пунктом 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.
В силу статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное. Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Согласно статье 453 Гражданского кодекса Российской Федерации при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде. В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
Как следует из абзаца 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений (пункт 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды").
В данном случае договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка заключены после принятия Земельного кодекса Российской Федерации, арендная плата является регулируемой.
В соответствии со статьей 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Начисление Исполкомом арендной платы исходя из рыночной стоимости земельного участка, без учета требований Положения о порядке определения размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан и государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 февраля 1995 года N 74 «Об арендной плате за землю», не соответствуют требованиям закона, в связи с чем иск в части возложения на Исполком обязанности заключить дополнительное соглашение подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации «Обязательства вследствие неосновательного обогащения», подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Из названной нормы права следует, что неосновательным обогащением следует считать не то, что исполнено в силу обязательства, а лишь то, что получено стороной в связи с этим обязательством и явно выходит за рамки его содержания.
При таких обстоятельствах, когда арендатором обязанность по выплате арендной платы исполнена в большем размере, чем было необходимо, излишне выплаченная сумма подлежит возврату как неосновательное обогащение, либо подлежит перерасчету по договоренности сторон.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск ФИО1 – удовлетворить полностью.
Возложить на исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан обязанность заключить с ФИО1 дополнительное соглашение к договору № от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка с кадастровым №, с установлением арендной платы исходя из требований Положения о порядке определения размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан и государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 февраля 1995 года N 74 «Об арендной плате за землю».
Решение является основанием для перерасчета арендной платы по договору № от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка с кадастровым №, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Татарстан через Тукаевский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья