ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1425/2016 от 30.03.2016 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 марта 2016 г. г. Новороссийск

Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края

в составе :

председательствующего Есипко С.Н.,

с участием прокурора Саввиной Е.А.,

при секретаре Пищухиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Новороссийского транспортного прокурора к Новороссийской таможне об устранении нарушения требований закона,

УСТАНОВИЛ :

Истец обратился в суд с иском к ответчику об устранении нарушения требований закона.

В обоснование иска указано, что Новороссийской транспортной прокуратурой с привлечением специалиста организации «Всероссийское общество инвалидов», проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите маломобильных групп населения (инвалидов) (далее - МГН) в Новороссийской таможне. В соответствии с абз. 1 ст. 15 Федерального закона 181-ФЗ, правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Вытекающие из норм федерального законодательства параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, указаны в строительных нормах и правилах: свод правил «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденные приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605 (далее - СНиП 35-01-2001), вступившие в силу с 01.01.2013. Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. В соответствии с ч. 2 указанной статьи, объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры. Однако, здания Новороссийской таможни построены и эксплуатируются с нарушением требований законодательства о защите прав инвалидов. Просит обязать Новороссийскую таможню выполнить требования закона о социальной защите прав инвалидов по оборудованию и оснащению зданий и территории, а именно: на автостоянке, прилегающей к территории Новороссийской таможни, выделить необходимое количество мест, исходя из общего числа, предусмотренного в СНиП 35-01-2001 (10% мест, в том числе 5% специализированных мест для автотранспорта инвалидов на кресле-коляске). Выделенные места на поверхности покрытия автостоянки обозначить знаками по ГОСТ Р 52289 и ПДД, продублировать их знаками на вертикальной поверхности ; входы в здания Новороссийской таможни оборудовать для МГН, установить мнемосхемы (тактильные схемы движения), оборудовать здания и территорию Новороссийской таможни средствами информации на путях движения, обозначить эти пути на прилегающей территории с помощью выделения специальной полосы для передвижения инвалидов-колясочников с соответствующей разметкой, либо сделать пандус на тротуаре, обозначив его в соответствии со СНиП 35-01-2001 ; оборудовать вход на территорию Новороссийской таможни для беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения МГН. Установить кнопку вызова на подъезде к входным воротам. Обозначить информационной табличкой место, откуда должен бать осуществлен въезд инвалидов-колясочников на территорию ; нанести тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участке движения инвалидов-колясочников, а также, выполняющие информационную функцию о начале опасного участка, изменения направления движения, входа и т. д. ; устранить зазоры между бетонными плитами, создающие вибрацию при движении, в соответствии со СНиП 35-01-2001, сделать поверхность на подходах к зданиям гладкой ; лестницу и пандус для МГН в административное здание с кадастровым номером привести в соответствие с действующими нормами: лестничный марш сократить до 12 ступеней; уменьшить угол наклона пандуса; выделить краевые ступени цветом и фактурой; поверхность пандуса маркировать цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности; установить тактильные средства перед лестницей; дооснастить пандус поручнем со второй стороны; колесоотбойные устройства сделать универсальной ширины для пользования пандусом, учитывая разные технические возможностями колясок инвалидов. При отсутствии возможности перееборудовать лестницу и пандус установить подъёмное устройство ; предусмотреть санитарно-бытовое помещение для МГН или оборудовать существующее для возможности использования его инвалидами, в т. ч. инвалидами-колясочниками ; оборудовать помещение, площадью не менее 12 кв. м. (или 18 кв. м., при 2 рабочих местах) для индивидуального приёма посетителей, доступное для инвалидов.

В судебном заседании прокурор настаивала на удовлетворении требований.

Представитель ответчика исковые требования не признала, и пояснила, что указанные в исковом заявлении работы ответчиком запланированы, и частично проводятся.

З/лицо – Общероссийская общественная организация «Всероссийское общество инвалидов», будучи извещенной повесткой о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направила.

Выслушав показания представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании установлено, что Новороссийской транспортной прокуратурой с привлечением специалиста организации «Всероссийское общество инвалидов», проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите маломобильных групп населения (инвалидов) (далее - МГН) в Новороссийской таможне.

В ходе проведения настоящей проверки установлено следующее : в соответствии со ст. 2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 181-ФЗ), социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности, направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Федеральная таможенная служба - орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

В соответствии с абз. 1 ст. 15 Федерального закона 181-ФЗ, правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 181-ФЗ, законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Вытекающие из норм федерального законодательства параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, указаны в строительных нормах и правилах: свод правил «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденные приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605 (далее - СНиП 35-01-2001), вступившие в силу с 01.01.2013.

В Российской Федерации действует Государственная программа «Доступная среда на 2011-2020 гг.», согласно которой увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, является приоритетной задачей.

Также, постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.10.2013 № 1176 утверждена программа Краснодарского края «Доступная среда» с аналогичными целями.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи, объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.

Однако, здания Новороссийской таможни построены и эксплуатируются с нарушением требований законодательства о защите прав инвалидов.

В нарушение требований ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и СНиП 35-01- 2001:

- на автостоянке, прилегающей к территории Новороссийской таможни, выделено всего 3 места для транспорта инвалидов, при общей численности парковочных мест более 100 (абз. 1п. 4.2.1);

- выделенные места на поверхности покрытия автостоянки обозначены знаками не соответствующими ГОСТ Р 52289 и ПДД, не продублированы знаком на вертикальной поверхности (абз. 2 п. 4.2.1);

- входы в здания Новороссийской таможни не оборудованы для МГН, обозначенные пути движения на территории - отсутствуют, тротуар не имеет пандусов (п. 4.1);

- при входах в здания и внутри помещений для инвалидов по зрению отсутствует мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании (п. 7.1.8);

- не предусмотрены условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения МГН по участку к доступному входу на территорию; таблички, обозначающие пути следования для инвалидов отсутствуют (абз. 1 п. 4.1.3);

- не обеспечена система средств информации на путях движения, доступных для МГН (абз. 2 п. 4.1.3);

- тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участке, а также, выполняющие информационную функцию о начале опасного участка, изменения направления движения, входа и т. д. отсутствуют (п. 4.1.10);

- покрытие из бетонных плит имеет зазоры, толщина швов между плитами более 0,015 м., это создает вибрацию при движении (п. 4.1.11);

- лестница и пандус для МГН в административное здание таможни с кадастровым номером не соответствует требованиям пп. 4.1.12, 4.1.14, 4.1.15, 4.1.16, а именно: марш открытой лестницы превышает 12 ступеней; краевые ступени не выделены цветом и фактурой; предупредительные тактильные полосы перед открытой лестницей отсутствуют; пандус не оснащен двухсторонними ограждениями с поручнями; колесоотбойные устройства, установленные на съезде, имеют нестандартную ширину, что не позволяет инвалидам-колясочникам пользоваться пандусом; несмотря на изложенное, подъёмные устройства отсутствуют; поверхность пандуса не маркирована цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности;

- для МГН не предусмотрено ни одного санитарно-бытового помещения (п. 5.3), имеющиеся не приспособлены для инвалидов;

- площадь помещения для индивидуального приёма посетителей, доступного для инвалидов, с учетом более 2-х рабочих мест, имеет площадь менее 18 кв. м., проходы между столами очень узкие, свободного пространства практически нет, соответственно, инвалид не сможет передвигаться в коляске (п. 7.1.13).

Новороссийская таможня является государственным органом, обязанным предоставлять государственные услуги, предусмотренные таможенным законодательством.

Среди получателей услуг могут быть инвалиды, персонифицировать которых невозможно, т.е. государственными услугами Новороссийской таможни пользуется неопределенный круг лиц.

Наличие указанных нарушений подтверждаются и фотоматериалами, приобщенными к материалам настоящего дела.

При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд :

РЕШИЛ :

Обязать Новороссийскую таможню :

- на автостоянке, прилегающей к территории Новороссийской таможни, выделить необходимое количество мест, исходя из общего числа, предусмотренного в СНиП 35-01-2001 (10% мест, в том числе 5% специализированных мест для автотранспорта инвалидов на кресле-коляске) ; выделенные места на поверхности покрытия автостоянки обозначить знаками по ГОСТ Р 52289 и ПДД, продублировать их знаками на вертикальной поверхности ;

- входы в здания Новороссийской таможни оборудовать для МГН, установить мнемосхемы (тактильные схемы движения) ;

- оборудовать здания и территорию Новороссийской таможни средствами информации на путях движения, обозначить эти пути на прилегающей территории с помощью выделения специальной полосы для передвижения инвалидов-колясочников с соответствующей разметкой, либо сделать пандус на тротуаре, обозначив его в соответствии со СНиП 35-01-2001 ;

- оборудовать вход на территорию Новороссийской таможни для беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения МГН ;

- установить кнопку вызова на подъезде к входным воротам ;

- обозначить информационной табличкой место, откуда должен бать осуществлен въезд инвалидов-колясочников на территорию ;

- нанести тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участке движения инвалидов-колясочников, а также, выполняющие информационную функцию о начале опасного участка, изменения направления движения, входа и т. д. ;

- устранить зазоры между бетонными плитами, создающие вибрацию при движении, в соответствии со СНиП 35-01-2001, сделать поверхность на подходах к зданиям гладкой ;

- лестницу и пандус для МГН в административное здание с кадастровым номером , привести в соответствие с действующими нормами : лестничный марш сократить до 12 ступеней; уменьшить угол наклона пандуса; выделить краевые ступени цветом и фактурой; поверхность пандуса маркировать цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности; установить тактильные средства перед лестницей; дооснастить пандус поручнем со второй стороны; колесоотбойные устройства сделать универсальной ширины для пользования пандусом, учитывая разные технические возможностями колясок инвалидов ; при отсутствии возможности, перееоборудовать лестницу и пандус - установить подъёмное устройство ;

- предусмотреть санитарно-бытовое помещение для МГН или оборудовать существующее для возможности использования его инвалидами, в т. ч. инвалидами-колясочниками ;

- оборудовать помещение, площадью не менее 12 кв. м. (или 18 кв. м., при 2 рабочих местах) для индивидуального приёма посетителей, доступное для инвалидов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение 30 дней.

Председательствующий Есипко С.Н.

Изгот. 31.03.16 г.