ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1425/2021 от 19.03.2021 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

дело № 2-1425/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 марта 2021 года город Челябинск

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Хабаровой Л.В.,

при секретаре судебного заседания Зайцевой Ю.Ж.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Калининского района г.Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Челябинска, о признании бесхозяйной недвижимой вещью объекты улично-дорожной сети, возложении обязанности обратиться в орган государственной регистрации с заявлением о принятии на учет,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Калининского района г.Челябинска обратился в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации г. Челябинска о признании объекта улично-дорожной сети – межквартального проезда, расположенного вдоль домов <адрес>, проезжей части дворовой территории <адрес>, бесхозяйной недвижимой вещью, возложении обязанности на администрацию города Челябинска обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о принятии на учет вышеуказанной бесхозяйной недвижимой вещи в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокурорской проверки было выявлено, что на территории Калининского района г. Челябинска находится объект улично-дорожной сети –. межквартальный проезд, расположенный вдоль домов <адрес>, проезжая часть дворовой территории <адрес>. Указанные капитальные объекты имеют повреждения, никем не ремонтируются по причине неопределенности балансовой принадлежности, что ставит под угрозу интересы неопределенного круга лиц, препятствует государственному контролю за техническим состоянием дорог. Ссылаясь на ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, прокурор просил исковые требования удовлетворить.

В судебном заседании помощник прокурора Калининского района г.Челябинска Рудаков Е.В. поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика Администрации г. Челябинска Субботина И.Н. по доверенности в судебном заседании иск не признала, поддержала письменный отзыв на иск.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав все материалы дела, суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований ввиду следующего.

Судом установлено, что в рамках проведенной прокуратурой района проверки установлены объекты улично-дорожной сети- межквартальный проезд, расположенный вдоль домов <адрес>, проезжая часть дворовой территории <адрес>, имеющие повреждения, что подтверждается актом выявленных недостатков от ДД.ММ.ГГГГ.

По сведениям Управления дорожного хозяйства администрации г. Челябинска сведения о лицах, осуществляющих содержание указанных объектов, отсутствуют. Данная проезжая часть находится за границами «красных линий» автомобильных дорог г.Челябинска.

По сведениям Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ, межквартальный проезд вдоль домов <адрес> проезжая часть дворовой территории <адрес> в реестре муниципального имущества г. Челябинска не учитывается.

В соответствии с пунктами 3, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;

владельцы автомобильных дорог – исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1-3, 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения, частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги не общего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения.

Согласно ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В силу ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно п. 11.4 «Свода правил 42.13330.2011. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», «Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89», утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 28.12.2010г. № 820, к категории дорог и улиц городов относятся улицы в жилой застройке, пешеходные улицы и дороги, парковые дороги, проезды, велосипедные дорожки. Улица в жилой застройке – это транспортная (без пропуска грузового и общественного транспорта) и пешеходная связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы и дороги регулируемого движения.

В соответствии со ст. 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации дорожный фонд – это часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.

Из содержания пунктов 11.1, 21, 30, 55 Правил благоустройства территории города Челябинска, утвержденных Решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что категория улиц - классификация городских магистралей, улиц и проездов в зависимости от интенсивности движения транспорта и особенностей, предъявляемых к их содержанию; объект улично-дорожной сети – элемент транспортной инфраструктуры города, располагающийся на территории общего пользования, определенный «красными линиями», основным назначением которого является движение транспорта и пешеходов; улично-дорожная сеть – система транспортной инфраструктуры городского округа, формирующая его планировочную структуру. Улично-дорожная сеть представляет собой единую непрерывную сеть улиц, дорог, площадей, а также иных элементов, предназначенную для осуществления транспортных и иных коммуникаций внутри города, выхода на внешние направления за пределы города. Улично-дорожная сеть связывает между собой все элементы планировочной структуры городского округа, а также объекты внутри планировочных районов; дворовый проезд – объект благоустройства на придомовой территории, предназначенный для проезда транспортных средств от проезжей части улиц и дорог общественного пользования либо от квартальных проездов к жилым и нежилым помещениям многоквартирного дома или группе многоквартирных домов.

Таким образом, в силу вышеприведенных норм объект улично-дорожной сети – межквартальный проезд, расположенный вдоль домов <адрес> проезжая часть дворовой территории <адрес>, являются объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов.

Поскольку объекты транспортной инфраструктуры – межквартальный проезд, расположенный вдоль домов <адрес>, проезжая часть дворовой территории <адрес> находится в границах Челябинского городского округа, не относится к автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, частным автомобильным дорогам, то в силу вышеприведенных норм, а именно ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, они являются муниципальной собственностью.

Не включение спорного объекта улично-дорожной сети администрацией муниципального образования в состав муниципальной собственности не влияет на его правовой статус и не свидетельствует о бесхозяйности данного объекта.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований о признании спорных объектов улично-дорожной сети бесхозяйной недвижимой вещью, также, как и отсутствуют основании для удовлетворения требований о возложении обязанности в течение двенадцати месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о принятии на учет спорной бесхозяйной недвижимой вещи.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Прокурора Калининского района г.Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Челябинска о признании бесхозяйной недвижимой вещью объекта улично-дорожной сети – межквартального проезда, расположенного вдоль домов <адрес>, проезжей части дворовой территории <адрес>

возложении обязанности в течение двенадцати месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о принятии на учет объекта улично-дорожной сети – межквартального проезда, расположенного вдоль домов <адрес>, проезжей части дворовой территории <адрес>, отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через суд, принявший решение.

Председательствующий Хабарова Л.В.